Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:12, контрольная работа
Цель данной работы – проанализировать современные технологии манипуляции общественным сознанием, их применением в СМИ. Поставленная цель может быть достигнута путём решения комплекса частных задач:
- анализ понятия манипулирования как явления в целом и как процесса воздействия его на общество;
-выявить все технологии манипуляции в СМИ и рассмотреть механизмы их действия;
-изучить методы и формы воздействия манипулятором на общественное сознание;
-рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением.
Введение…………………………………………………………………………….3
Манипуляция массовым сознанием…………………………………….….5
Сущность манипуляции……………………………………………...5
Манипуляция как способ воздействия на общественное мнение…8
Роли СМИ в процессе манипулирования общественным сознанием….13
Основные методы манипулирования общественным сознанием………15
Реклама – как способ воздействия на сознание………………………….21
Манипулирование общественным сознанием в современной России..24
Социологический опрос…………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемых источников……………………………………………... 29
Противодействие психологической манипуляции.
Основной и, пожалуй, наиболее действенной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников. Такой метод позволит взглянуть на факт с различных, порой противоположных точек зрения и сформировать единое, не противоречивое мнение, близкое к истине.
Способов ответа на манипулирование (иначе: психологической самообороны) несколько:
Данный метод позволяет
Предпосылкой появления средств массовой информации считают изобретение книгопечатания. Ранее информация распространялась устным способом, соответственно, возникали неточности, в зависимости от личности рассказчика и его интерпретации. С появлением печатных изданий информация стала передаваться и сохраняться точнее, стала более доступной для большего круга людей.
Можно выделить четыре основных этапа развития средств массовой информации:
Таким образом, в современном обществе человек подвергается одновременному воздействию со стороны печатных СМИ, радио, телевидения и сети Интернет, а значит, своего рода манипулированию. Ориентироваться среди большого потока информации очень сложно, и человеку легче поверить в то, что ему говорят, чем вдумываться и выявлять искажённые факты.
Выделяют два подхода к пониманию роли СМИ в обществе:
- либеральный;
- социально – ответственный.
Особенностью либерального подхода является то, что все события, происходящие в мире, должны быть отражены в новостях.
Социально
– ответственный подход подразумевает
использование СМИ для
Таким образом, можно утверждать, что основная роль отечественных СМИ в настоящее время не столько информационная, сколько идеологическая. Не случайно, прессу все чаще упрекают в манипулировании общественным сознанием и, соответственно, общественным мнением как внешним выражением сознания.[3] По мнению М. Паренти, американский политолог, СМИ «отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций.»[5]
Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:
1. Использование внушения. Журналист должен убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие. Для этого надо ввести аудиторию в такое состояние, когда зритель, слушатель, читатель принимает все на веру, не требуя доказательств, то есть добиться реактивного поведения публики – поведения озадаченной толпы. На этой основе построены все религии: «Не надо думать, надо верить».
2.
Перенос частного факта в
3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Метод, который тесно связан с предыдущим.
4. Метод под названием «нужны трупы», то есть эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, насилия, стрельбы, убийств и т. д. Все это привлекает зрителя, слушателя, читателя; под видом таких развлекательных фильмов или информационных сюжетов в подсознание публики внедряется мысль вроде: «Хочу быть таким же крутым!». Например, когда по телевизору впервые показали небезызвестный телесериал «Бригада», среди молодежи существенно участились случаи мелкого хулиганства, нарушения общественного порядка, и, даже, убийств. Позже, нарушители объясняли свои поступки тем, что они пытались быть похожи на героев сериала: «Им можно, а почему нам нельзя?»
5.
Метод «страшилок», когда
6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других. Например, по официальным данным, средняя заработная плата в России за 2010 год составила около 22 тыс. руб. Однако умалчивается, что в некоторых регионах этот показатель составляет величину в несколько раз меньше, и, соответственно, ни сколько не отражает реального уровня жизни населения. В то же время, даже внутри одного предприятия, разница в зарплате может колебаться в десятки раз, в зависимости от должности, а в среднем получается «красивая цифра», которая освещается в СМИ. [8]
7.
Метод фрагментации, который заключается
в следующем: информационный
8.
Многократные повторы, или «
9. Создание лжесобытий, мистификация. В этом случае выдается за факт событие, которого на самом деле не было. Вся желтая пресса постоянно занимается этим.
Свой
вариант списка методов манипуляции
предлагает Ноам Хомский - американский
лингвист, философ, общественный деятель,
автор книг и политический аналитик,
заслуженный профессор
1. Отвлечение внимания. Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
Действенность данного метода можно
четко увидеть на примере работы сегодняшних
телеканалов, когда вместо серьезных,
но «неугодных» происходящих событий
транслируют многочисленные ток-шоу, концерты
и т.д.
2. Создавать
проблемы, а затем предлагать способы
их решения. Данный метод
также называется «проблема-реакция-решение».
Создается проблема, некая «ситуация»,
рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную
реакцию среди населения с тем, чтобы оно
само потребовало принятия мер, которые
необходимы правящим кругам. Например,
допустить раскручивание спирали насилия
в городах или организовать кровавые теракты
для того, чтобы граждане потребовали
принятия законов об усилении мер безопасности
и проведения политики, ущемляющей гражданские
свободы. Возможно, нечто подобное наблюдалось
в России в начале-середине 2000-х годов.
Этот же метод, по моему мнению, применяло
американское правительство, воспользовавшись
«возмущением мировой общественности»
вокруг терактов 11 сентября 2001 года, провозгласив
главной своей целью «борьбу с международным
терроризмом» и, тем самым, «развязав себе
руки» во внешней политике на всё последующее
десятилетие (отголоски чего мы видим
и сейчас в Ливии и в странах северной
Африки).
3. Способ постепенного применения. Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия в СССР в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.
4. Отсрочка исполнения. Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
5. Обращаться к людям «как к малым детям». В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах. Яркий пример – предвыборные обещания политических партий и отдельных кандидатов.
6. Делать
упор на эмоции в гораздо большей степени,
чем на размышления. Воздействие
на эмоции представляет из себя классический
прием, направленный на то, чтобы заблокировать
способность людей к рациональному анализу,
а в итоге и вообще к способности критического
осмысления происходящего. С другой стороны,
использование эмоционального фактора
позволяет открыть дверь в подсознательное
для того, чтобы внедрять туда мысли, желания,
страхи, опасения, принуждения или устойчивые
модели поведения.
7.Держать
людей в невежестве, культивируя посредственность. Добиваться
того, чтобы люди стали неспособны понимать
приемы и методы, используемые для того,
чтобы ими управлять и подчинять своей
воле. «Качество образования, предоставляемого
низшим общественным классам, должно быть
как можно более скудным и посредственным
с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие
общественные классы от высших, оставалось
на уровне, который не смогут преодолеть
низшие классы». Это вполне актуально
и сегодня. Судя по всему, вышеприведенной
цитатой Н. Хомского пользовались и составители
закона «Об образовании» 2011 года, в котором
предложен вариант перехода на платную
форму некоторых «ненужных» предметов.
Ведь необразованными (или недостаточно
образованными) людьми легче управлять.
8.Побуждать граждан восторгаться посредственностью. Внедрять в население мысль о том, что модно быть глупым, пошлым и невоспитанным. Как мы знаем, с 90-х годов в молодежной среде начало активно культивироваться мнения, типа: «Кто сильнее, тот и прав», «Сила есть, ума не надо» и т.п. мысли, приводящие к деградации молодого населения.
9.Усиливать чувство собственной вины. Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. «У вас нет денег – значит вы не хотите работать!»
Информация о работе Методы манипулирования общественным мнением