Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:12, контрольная работа
Цель данной работы – проанализировать современные технологии манипуляции общественным сознанием, их применением в СМИ. Поставленная цель может быть достигнута путём решения комплекса частных задач:
- анализ понятия манипулирования как явления в целом и как процесса воздействия его на общество;
-выявить все технологии манипуляции в СМИ и рассмотреть механизмы их действия;
-изучить методы и формы воздействия манипулятором на общественное сознание;
-рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением.
Введение…………………………………………………………………………….3
Манипуляция массовым сознанием…………………………………….….5
Сущность манипуляции……………………………………………...5
Манипуляция как способ воздействия на общественное мнение…8
Роли СМИ в процессе манипулирования общественным сознанием….13
Основные методы манипулирования общественным сознанием………15
Реклама – как способ воздействия на сознание………………………….21
Манипулирование общественным сознанием в современной России..24
Социологический опрос…………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемых источников……………………………………………... 29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию (ФАО)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тамбовский государственный технический университет
Специальность 080502
Контрольная работа №1
По дисциплине: «Социология»
Тема №35: Методы манипулирования общественным мнением.
ТАМБОВ 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Социологический опрос…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………... 29
Введение
Нет, вы убейте, но так,
чтобы было красиво.
С. Кара-Мурза
В среде социологов и политологов
давно отмечено, что владеет миром
тот, кто владеет информацией. С
помощью правильно поданной информации
можно так или иначе
Утром, едва встав, мы включаем телевизор или радио, что бы прослушать последние новости; придя на работу, мы читаем новости в сети Интернет; на обеденном перерыве мы читаем газеты, и всё это время мы ещё и получаем информацию от других людей, так же полученную от СМИ. Хорошо, если информация достоверна, полна и правдива, а если нет? Обычно это переработанная и правильно переосмысленная информация, которая отражает событие, но при этом не отражает сути.
СМИ уже давно находятся под контролем государства. Нам показывают только то, что нам нужно увидеть. Цель одна: заставить людей делать так, как хочет этого государство. Очень хорошо это видно перед выборами: круглые сутки поют дифирамбы нашим политикам. Кто сделает это всё убедительнее, тот и победил, и неважно, что каждый при этом скрестил два пальца.
Круг людей, подверженных манипуляции со стороны СМИ, необъятен, в связи с чем это превращается в глобальную проблему, хотя не каждый это осознаёт.
Цель данной работы –
проанализировать современные технологии
манипуляции общественным сознанием,
их применением в СМИ. Поставленная
цель может быть достигнута путём
решения комплекса частных
- анализ понятия
-выявить все технологии
манипуляции в СМИ и
-изучить методы и формы воздействия манипулятором на общественное сознание;
-рассмотреть методы защиты
от манипулирования
Для раскрытия поставленного вопроса необходимо, в первую очередь, дать понятие манипуляции и определить общественное сознание как социологическое понятие.
Манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий. [1; глава Определение манипуляции]
Понятие «общественное сознание» (оно же «массовое сознание») трактуется достаточно широко. По наиболее распространённой в науке версии оно представляет собой совокупность идей, взглядов, суждений, существующих в обществе в данный период. Иными словами, общественное сознание образуется наиболее существенными чертами, присущими конкретной социальной формации в определённый период. Например, часто даже в обычном разговоре упоминается «дух 70-х годов» или «революционные настроения». Это и есть пример «духа» или, по-научному, «сознания» определённого поколения/эпохи. При этом общественное сознание формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день особенно заметны СМИ как признак информационного общества.
Внешним выражением общественного сознания, по мнению ряда исследователей, является общественное мнение, под которым понимается способ формирования массового сознания и отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности: изменениям в экономике конкретной страны и мира, политической ситуации, даже последствиям стихийных бедствий. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации и т.д.), либо стихийно – под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. Примечательно, что для России стихийный вариант формирования точек зрения на происходящие процессы более характерен. Однако для поддержания определённых настроений в обществе важна не стихийность, а, напротив, постепенный и целенаправленный перевод общественного сознания в нужное русло. В настоящее время главенствующая роль в этом процессе, регулирующая поведение индивида, социальных групп в отношении принятия решения поддержать или отвергнуть те или иные представления, ценности, нормы, принадлежит СМИ.
Главное преимущество такого формирования массового сознания: стабильность и контролируемость. Гораздо проще правильно отразить в СМИ определённый факт, чем бороться с его последствиями, затрачивая значительные финансовые и моральные ресурсы.
В классической литературе пример управления общественным сознанием приведён Дж. Оруэллом в книгах «1984» и «Скотный двор». Документально исчезнувший факт (в книгах, газетах, на телевидении и радио) вскоре исчезал из памяти населения и прекращал своё существование.
Как результат, в ходе информационно-психологического воздействия население становится носителем нужной идеологии, что дает возможность в полной мере использовать средства производства, рабочую силу, инфраструктуру в целях организатора воздействия.
Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества, но высказывается далеко не по любому поводу. В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, события, факты, которые актуальны, вызывают общественный интерес, допускают многозначное толкование, возможность дискуссии. По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным (тоталитарные, автократические режимы) и мнением открытых демократических обществ (плюралистичным), состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.
Общественное мнение в конкретных ситуациях оказывается в разной степени адекватным жизненным реалиям: оно может содержать в себе как верные, так и ложные, иллюзорные представления о действительности.
В
огромной степени развитость общественного
мнения как института зависит
от состояния общественного
Манипуляция общественным мнением направлена на психические структуры населения, осуществляемая скрытно. Основной задачей является изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.
Исследованием данного вида манипуляции в последнее время повсеместно занимаются современные учёные различных областей знаний, в большей мере – социологи. Определённый интерес представляет научная работа С. Г. Кара-Мурзы, (советский и российский учёный; доктор химических наук; профессор, автор работ по истории СССР, теоретик науки, социолог; главный научный сотрудник института социально-политических исследований РАН) «Манипуляция сознанием». В данной монографии автор выделяет симптомы и признаки скрытой манипуляции. Ими могут быть: «язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, декогерентность высказываний и т. д.»[3]. По мнению учёного, манипуляция - это «угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить». [3]
Понимание термина «манипуляция» в психологической литературе со временем скорректировалось: с 1960 гг. психологи начинают использовать его - в рамках анализа межличностных отношений - в контексте политологических трудов, освещая применяемость манипуляции в данной сфере общественных отношений.
В политологии же в 1950-70-е гг. понятие «манипуляция» активно использовали одновременно оба главных противника «в холодной войне». Социалистическая литература сосредотачивалась на «развенчании манипулятивной сущности буржуазных (империалистических) СМИ», в то время как последние обвиняли СССР и КНР в «промывании мозгов» американцам, взятым в плен в годы Корейской и Вьетнамской войн.
Сегодня же понятие «манипуляция» во многом идентично внедрению в сознание идей, мыслей и представлений путем массированного распространения специально подготовленной по форме и содержанию информации.
Признаки манипуляции сознанием.
Доктор психологических наук Е.Л. Доценко в монографии «Манипуляция: феномен, механизм, защита» [1] выделяет некоторые признаки и особенности манипулирования сознанием:
Предпосылки манипуляции.
Условие
успешной манипуляции заключается
в том, что в подавляющем большинстве
случаев преобладающее
В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:
В политике отрицательные формы манипуляции неофициально называются «черный PR». Он имеет место, к примеру, в предвыборной агитации, когда повышение репутации кандидата достигается путём «очернения» его оппонента: оглашение нелицеприятных фактов биографии оппонента, акцентирование внимания на его недостатках и вредных привычках (импульсивность, несообразительность, злоупотребление алкоголем и т.д.), несовместимых с желаемой должностью. Или же кандидат указывает на явные просчёты оппонента в его профессиональной деятельности, принятые им решения, повлекшие негативные последствия для общества.
Цель манипуляторов общественным сознанием - дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив их в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии. Они подсказывают такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями, не допуская влияния извне. Целью манипулятора является мягкое подведение объекта к выбору. Этот выбор, вопреки осознанию объектов, является несвободным и неконтролируемым. [3]
Информация о работе Методы манипулирования общественным мнением