Методы исследования в сфере занятости: профессиональные стратегии учащихся ССУЗов и ПТУ г. Курска

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования.

Содержание

Ведение……………………………………………………………....3
Глава 1. Социальный портрет учащихся учреждений среднего и начального профессионального образования …………………….7
Глава 2. Методы исследования в сфере занятости
2.1. Метод анкетирование и его характеристика…………….…..14
2.2. Концепция анкеты…………………………………………….17
Глава 3. Профессиональные стратегии учащихся НПО и СПО………………………………………………………………....19
Заключение…………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………..38
Приложение

Работа содержит 1 файл

Методы исследования в сфере занятости.doc

— 768.00 Кб (Скачать)

       Наиболее «профессионально устойчивыми»  респондентами явились студенты  ПУ №4 и ПУ №21 (95%).

     Около половины опрошенных студентов ПУ№41, ПУ№1, Фармацевтического колледжа не связывают  свое профессиональное будущее со  специальностью по диплому. Каждый четвертый учащейся учреждений СПО не намерен  работать по специальности, что на наш взгляд свидетельствует о неправильной профориентации. 

     Более 80% респондентов, обучающихся в учебных  заведениях разного уровня подготовки, считают, что  специальные мероприятия  и программы  увеличат шансы их трудоустройства. К их числу  относятся  стажировка (НПО – 27%, СПО – 29%),  производственная (преддипломная) практика (НПО – 45%, СПО – 36%),  объявления  о вакансиях в учебном заведении (НПО – 11%, СПО – 17%) и другие.  Полученные данные свидетельствую о том, что студенты как ПТУ, так и техникумов и колледжей одним из главных мероприятий, которые могут им помочь в будущем при трудоустройстве – это производственная (преддипломная) практика. Из этого следует, что производственная практика дает студенту немаловажные знания, умения и навыки, приобретая которые он становится наиболее конкурентоспособным на рынке труда. Что увеличивает его шансы на трудоустройство.

     Студенты  не отдают свое предпочтение, такому фактору  трудоустройства как стажировка, так как во многих случаях это  не является показателем дальнейшего  трудоустройства. Как правило, на сегодняшний день, лишь небольшое число предприятий берется стажировать молодого специалиста. А если все же стажирует, то не всегда предоставляет рабочее место в дальнейшем. В тоже время и молодому специалисту время прохождения стажировки не всегда является выгодным, так как многие предприятия не оплачиваю данный период работы и пользуются бесплатной рабочей силой молодого специалиста. 
 
 
 
 

     Рисунок 7. Мероприятия, увеличивающие шансы  на трудоустройство, по мнению студентов  ПТУ (%)

     

     Рисунок 8. Мероприятия, увеличивающие шансы на трудоустройство, по мнению студентов колледжей и техникумов (%).

               

           Для определения возможностей  реального  трудоустройства учащимся было предложено  назвать около пяти предприятий (организаций), где бы  они хотели трудоустроиться.  Не смогли  назвать ни одного варианта около половины (49%) опрошенных граждан, указали одно предприятие (организацию) – 31% респондентов;  11% назвали 2 предполагаемых места работы; в половину меньше (6%)  назвали 3 предприятия (организации); по 2% приходится на респондентов, указавших 4  и 5 предприятий (организаций). Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студентов не имеют представления о том, где будут работать. На наш взгляд это негативный фактор, так как он свидетельствует о том, что молодежь не смотрит в будущее и не ставит перед собой цели на последующее трудоустройство. Кроме того здесь можно сказать об отсутствии у учащихся представления об учреждении, которое связано непосредственно с их профессиональной деятельностью. Для устранения данного пробела нужно больше уделять такому мероприятию для  последующего трудоустройства как презентация предприятия (организации).

           Как показал анализ, учащиеся начального профессионального образования, имеющие профессии, связанные с промышленным производством, строительством называют  такие предприятия города, как: ОАО «Электроаппарат» (2 %), ОАО «Прибор» (1 %), ОАО «Счетмаш» (2 %), ООО «Курскхимволокно» (2 %), ОАО «Курскрегионгаз» (3 %), ООО                   « Комбинат панельного домостроения» (1 %), строительные фирмы  и другие. 

           Студенты учреждений НПО, профессии которых можно  отнести к непромышленной сфере,  называют   следующие предприятия (организации): банк (2 %), салон сотовой связи (4 %), военкомат (по профессиям «бухгалтер», «оператор ЭВМ») (3 %);  магазины (торговые сети )  «Линия», «Европа»», «Евросеть», «Дача», ЦУМ (6 %); РК «Матрица» (продавец, кассир,  бармен) (5 %); ателье, салон (портной- закройщик) и др. Из полученных данных видно, что часть учащихся нацелена работать на тех предприятиях и организациях, которые не связаны и с их профессиональной деятельностью. На наш взгляд это связано с нарушенной профориентацией респондентов на этапе поступления в учебное заведение. Также причиной этого феномена может быть такая жизненная позиция современной молодежи как необходимость получение диплома.

           Среди учащихся средних  профессиональных учебных заведений  называются такие возможные варианты трудоустройства, как ОАО «Курскэнерго» (специальность «прикладная информатика») – 3 %, аптеки города (специальность «фармация») – 2 % – 3 %, строительные компании (экономист) – 4 %, школы (учитель) – 1% . Заметим,  что при обучении некоторым профессиям возможна организация индивидуальной предпринимательской деятельности (ландшафтный дизайнер, модельер-конструктор и др.), однако очень немногие респонденты задумываются о собственном бизнесе (исключение составляют  профессии: автослесарь, сантехник, теплотехник).  Из этого следует, что большинство выпускников зачастую не хотят использовать свои собственные ресурсы и имеющуюся возможность для частной индивидуальной деятельности с целью повышения своего статуса. На наш взгляд, это плохой показатель их социальной активности, т.к. на сегодняшний день государством активно поддерживается малый бизнес. А студенты СПО, имея большой багаж знаний, полученный в этих учреждениях, вполне могут организовать свое дело.

      Среди основных  критериев, которыми руководствовались  респонденты при выборе места работы, на первом месте для  большинства респондентов – заработная плата, это указали 47% опрошенных. Здесь мы можем отметить некоторое противоречие в ответах респондентов. Оно заключается в следующем – на момент поступления в учебное заведение и выбор своей специальности, молодежь ставит перед собой другие приоритеты профессиональной деятельности, а вопрос о заработной плате они отводят на третье место. Что свидетельствует о неумении молодежи делать прогнозы на будущее и ставить перед собой долгосрочные планы.

     Следует отметить, что респондентам, указавшим  ответ «заработная плата», предлагалось написать размер заработной платы, который  они хотели бы получать.  Ответы были таковы, что студенты СПО считают, что в среднем они смогут зарабатывать около 12 тыс. руб. в месяц, а студенты ПТУ – около 8,5 тысячи рублей в месяц. Если анализировать эти показатели, то можно сделать вывод, что молодежь после получения диплома не намерена работать на уровне прожиточного минимума.

     На  втором месте стоит карьерный  рост - 29%. Это положительный фактор, т.к. молодежь уже у истоков своей профессиональной деятельности задумываются о своем самосовершенствовании и не собирается останавливаться на достигнутом.

     Третье  место среди критериев отбора места работы занимает  приобретение профессионального опыта (12%). Это также немаловажный фактор, т.к. на сегодняшний день выдерживает конкуренцию на рабочем месте тот, кто более опытнее и умеет приспосабливаться к постоянным инновациям.

     Из  полученных данных мы можем сделать  портрет выпускника НПО или СПО. По мнению респондентов – это высококлассный специалист, который пользуется спросом у работодателя, получает высокую заработную плату и успешно продвигается по служебной лестнице. Причем престижность организации для данного специалиста имеет незначительную роль, впрочем, как и условия труда.

           Рисунок 9. Критерии отбора места работы среди студентов  НПО (%). 

       
 

     Рисунок 10. Критерии отбора места работы среди студентов СПО (%).

     

     На  открытый вопрос «Какие основные трудности Вы испытываете при поиске работы?» респондентами чаще всего назывались такие, как отсутствие  стажа (опыта работы) (15% человек), финансово-экономический кризис (отсутствие вакансий) (25% человек). На основе полученных данных видно, что отсутствие стажа у молодого специалиста является значительной преградой для трудоустройства. И для устранения данной проблемы нужно вводить на предприятиях и организациях квотные места для молодых специалистов.

           Анализ трудоустройства выпускников учреждений НПО и СПО зарегистрированных в службе занятости в 2007, 2008 и 1 половине 2009 г.,  показывает, что   финансово-экономический кризис обострил  ситуацию с трудоустройством. Спад промышленного производства  выразился в росте количества обратившихся в службу занятости выпускников системы профессионального образования, снижении уровня  трудоустройства менее конкурентоспособной на сегодняшний день части населения – выпускников  учреждений  СПО.  Трудности с трудоустройством в последнее время испытывают и  выпускники  НПО, имеющие  рабочие профессии. Распределение выпускников учебных заведений представлено  ниже:    Таблица 1. Распределение выпускников НПО и СПО в трудоустройстве через службу занятости.

     Годы 

     выпускники

     2007 г.      2008 г.      5 мес.

     2009 г.

     Всего обратилось в СЗ выпускников

     НПО (чел.)

     120      372      173
     Трудоустроилось (чел.)      63      273      74
     Удельный  вес  трудоустроенных (%)      53%      72%      43%
     Всего обратилось в СЗ выпускников

     СПО  (чел.)

     179      438      157
     Трудоустроилось (чел.)      110      281      52
     Удельный  вес трудо-устроенных (%)      61%      57%      33%
 

     Из  полученных данных видно, большое количество выпускников обратилось в  службу занятости населения г. Курска в 2008 г. Это связано с началом  экономического кризиса в стране и нехваткой рабочих мест. Если рассматривать количество трудоустроенных (рисунок 12), то становится очевидным, что почти половина обратившихся выпускников получают работу. Что является свидетельством работы со стороны областного комитета занятости населения. Также можно отметить большую мотивацию к работе со стороны выпускников, которые после получения диплома готовы и главное хотят получить работу.

     Рисунок 11. Обращаемость выпускников НПО  и СПО в службу занятости г. Курска с 2007 по 2009 гг. (чел.)

       

     Рисунок 12. Обращаемость и трудоустройство выпускников НПО с 2007г. по 2009г. (чел.)

       

           В 2009 году учебные заведения  системы профессионального обучения  закончили 7 822 человека очной формы  обучения, из них выпускники учреждений  НПО  - 3644 человек, СПО - 4178 человек. 

     Обобщив сказанное отметим, что окончательный  выбор профессии   у молодежи  связан с их, зачастую ложными,  преставлениями о  престижности и востребованности определенных профессий и специальностей. Наблюдается  пересмотр  ранее  сформированных ценностей, молодые люди становятся более прагматичными: в первую очередь, по их мнению,  профессия должна соответствовать имеющимся способностям человека. Но на первом месте при поиске работы все же остается приоритетным вопрос о заработной плате. И уже исходя от данного критерия, а не от своих возможностей и специальности в дипломе,  молодой специалист подыскивает рабочее место.

     Если  брать во внимание факторы влияющие на выбор учебного учреждения, то на первом месте для учащихся ПТУ  стоят финансовые возможности семьи, а для учащихся СПО - престижность учебного заведения. Но при трудоустройстве и те, и другие испытывают сложности в нахождении работы по профессии. Главной причиной этого феномена, как отмечают респонденты – это отсутствие стажа  и экономический кризис в стране, которые повлек за собой сокращение свободных вакансий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  современном этапе развития общества особенно остро стоит задача профессионального  самоопределения молодежи. Факторами, негативно влияющими на трудоустройство молодежи, можно назвать недостаточное внимание к вопросам профориентации в нашей стране, и, прежде всего, в общеобразовательной школе, а также слабую связь между системой образования и рынком труда. К причинам сложившегося положения следует отнести также: эпизодичность профориентации молодежи, неподготовленность к этому учителей и других специалистов в данной области.

     Полученные  в ходе социологического опроса данные позволяют сделать   основные  выводы:

           1.  Выбор учебного  заведения для получения профессии осуществляется с учетом   финансовых возможностей семьи и престижности учебного заведения. 

           2. Основой привлекательности различных  профессий является материальная составляющая будущей специальности, а также ее  престиж в обществе.

           3. Учащиеся учебных заведений затрудняются в поиске рабочих мест по получаемой специальности. В большинстве случаев называются  возможные области применения своих знаний, а не конкретные предприятия.

Информация о работе Методы исследования в сфере занятости: профессиональные стратегии учащихся ССУЗов и ПТУ г. Курска