Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 17:55, курсовая работа
Объект исследования: учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования.
Ведение……………………………………………………………....3
Глава 1. Социальный портрет учащихся учреждений среднего и начального профессионального образования …………………….7
Глава 2. Методы исследования в сфере занятости
2.1. Метод анкетирование и его характеристика…………….…..14
2.2. Концепция анкеты…………………………………………….17
Глава 3. Профессиональные стратегии учащихся НПО и СПО………………………………………………………………....19
Заключение…………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………..38
Приложение
Около половины учащихся имели опыт работы во время учебы (в ссузах36% и ПТУ – 42%). Однако лишь около трети студентов работали по специальности. Таким образом, трудовая деятельность во время учебы – это не столько накопление знаний и умений по будущей профессии, сколько опыт взрослого общения, работы в команде и т.п.
Есть некоторая разница и в способах поиска работы: большинство студентов всех уровней профессионального образования собираются искать работу через друзей или родственников (44-47%). Так же выявлено, что студенты системы НПО-СПО больший расчет делают на государственную службу занятости.
Итак,
мы видим, что образовательные стратегии
учащихся начального и среднего профессионального
образования существенным образом различаются
между собой, что вполне естественно: чем
более высокие социальные позиции занимали
родители студентов, тем лучше школы, в
которых эти студенты когда-то учились,
и выше их профессиональные, общекультурные
и социальные запросы. Однако в некоторых
случаях стремления и образовательные
тактики студентов оказываются идентичными,
и эти совпадения чаще всего связаны с
сохранением негативных инерционных тенденций
в нашем обществе: речь идет о таких явлениях,
как инфантильность (расчет на поддержку
взрослых, а не на собственные силы) или
желание получить документ об образовании
вместо самой профессиональной квалификации.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
Респондентами в данном исследовании являются студенты НПО и СПО в количестве 200 человек, которые были опрошены методом случайной выборки. Заказчиком изучения профессиональных стратегий учащихся данных учреждений г. Курска является областной комитет занятости населения. Разработчиком анкеты является отдел профориентации и профессионального обучения.
На первом теоретическом этапе исследования использовались метод анализа документов по проблеме исследования, анализ и синтез результатов поиска.
Анализ
документов – это один из широко
применяемых и эффективных
Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) - мысленное структурирование исследуемого объекта на составные части, экстрагирование (выделение) их отдельных свойств, отношений с целью их изучения [12; 20].
Синтез - (греч. synthesis - соединение, составление) - мысленное соединение частей объекта, структурированного в процессе анализа, установление связей и взаимодействий отдельных его частей [12;20].
В эмпирической части качестве главного и основного метода данного исследования выступает метод опроса (анкетный опрос). Это обосновано тем, что социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.
В практике социологических исследований наиболее распространенным видом опроса является анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью.
Выбор метода анкетного опроса осуществлялся исходя из его достоинств:
Анализ
и обработка полученной информации
это последний метод
-
отсутствуют ответы на
- встречаются ошибки заполнения, которые невозможно исправить.
Оставшиеся анкеты проходят процесс кодировки, состоящий в том, что каждому варианту ответа в анкете присваивается свой код. Так как в нашем случае массив анкет небольшой, обработка проводилась вручную.
Из
существующих двух основных способов
статистической обработки анкет
– составление рядов
Ряд распределения для опроса – это ряд чисел, каждое из которых отражает частоту выбора соответствующего варианта ответа на определенный вопрос по всей совокупности респондентов [12;28]. Данные указываются как в количестве человек, указавших данный вариант ответа, так и в процентах от общего числа респондентов.
Для проведения социологического опроса была использована анкета, содержащая 12 вопросов, отражающих мотивы профессионального выбора и стратегию поведения учащихся (см. приложение).
Анкета состоит из четырех блоков:
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ УЧАЩИХСЯ НПО И СПО
Профессиональный выбор молодежи не всегда соответствует интересам общества и работодателей, но он определяет структуру образовательных услуг учреждений профессионального образования в регионе. Такой дисбаланс создает проблемы с будущим трудоустройством выпускников.
Первый вопрос анкеты касался источников информации об учебных заведениях, которыми может воспользоваться абитуриент при поступлении.
Источниками информации об
Рисунок 1. Распределение ответов учащихся ПТУ о вопросе, касающегося источников информации (%).
Рисунок 2. Распределение ответов студентов СПО о вопросе, касающегося источников информации (%).
Данные рисунки показывают, что молодежь по-прежнему возлагает большие надежды на трудоустройство с помощью знакомых и родственников. Этот показатель составляет среди учащихся ПТУ - 32%, а среди учащихся колледжей и техникумов – 35%. Однако наметилась положительная тенденция в самостоятельном поиске работы - с помощью Интернета, СМИ, так количество учащихся ПТУ, пользующихся такими источниками информации, составляет – 29-25%, учащихся колледжей и техникумов – 27-32%. И от 1% до 11% в качестве источников информации указали школьных учителей и ярмарки учебных мест.
Чем более высокую образовательную ступень выбирают учащиеся, тем большую самостоятельность в выборе учебного заведения они проявляют.
На выбор конкретного
Причем престижность играет важную роль среди молодых людей, поступающих в колледж или техникум. Этот фактор поставили на первое место более половины учащихся этих учебных заведения – 52%. Для студентов ПТУ престижность образовательного учреждения не главное (24%), первостепенное место для них занимают финансовые возможности семьи – 42%, в то время как для другой категории студентов этот показатель несколько ниже – 32%. И на третьем месте среди факторов, влияющих на выбор места обучения, является близкое местонахождение учебного заведения - 8%.
Рисунок 3. Распределение факторов, влияющих на выбор учебного заведения среди учащихся ПТУ (%).
Рисунок 4. Распределение факторов, влияющих на выбор учебного заведения среди студентов СПО (%).
Среди других вариантов ответов респондентов значатся такие, как: «заставили» (0,2%), «некуда было идти» (0,6%), «легко поступить» (0,4%), «нравится профессия» (0,6%) – ответы учащихся ПТУ; «чтобы получить диплом» (0,6%), «цель жизни» (0,2%), «направление родителей» (0,4%), «отсрочка от армии» (0,4%), «нравится» (0,2 %) – ответы учащихся техникумов и коллежей.
Большое значение в связи с введением ЕГЭ приобретают условия приема в учреждения ПТУ: это такие средние учебные заведения, для поступления в которые не требуются сдачи вступительных экзаменов и которые дают общее и профессиональное образование слабо защищенным категориям населения, в том числе и подросткам с девиантным поведением, решая, таким образом, еще и важную социальную задачу.
При ответе на вопрос «почему Вы выбрали эту профессию» на первом месте стоит фактор – соответствует моим способностям. Так ответили большинство учащихся как ПТУ ( 41%), так и студентов колледжей и техникумов (54%) – это свидетельствует о том, что молодежь ориентируется прежде всего на свои приобретенные в ходе обучения умения и навыки. Это хороший показатель будущего трудоустройства молодых людей, так как они будут искать работу исходя из своих сил и возможностей.
Но все же часть респондентов (26% - учащиеся ПТУ и 16% - учащиеся СПО) уверены, что выбранная ими профессия пользуется спросом у работодателей (второе место данного фактора при выборе конкретной профессии) и именно это факт подтолкнул их к выбору своей будущей профессии. Принимая во внимание психологические особенности молодежи, отметим, что для молодых людей важен престиж получаемой профессии, ясные перспективы карьерного роста по полученной специальности. На этом этапе окончательного выбора специальности большое значение может оказать повышение престижа рабочих профессий.
Отметим, что в период обучения в учебном заведении вопрос высокой оплаты труда по выбранной профессии не является доминирующим, он не превышает 13%. Это свидетельствует о том, что молодежь на начальном этапе своего профессионального становления руководствуется другими субъективными факторами. Нельзя однозначно сказать, что это положительный показатель, т. к. молодой человек все же изначально должен задумываться о степени оплаты своего труда. Это позволит ему не только обеспечить себе достойную жизнь, но и чувствовать, что его работа нужна и оценивается со стороны, в том числе и материально.
Так же 16% респондентов при выборе профессии воспользовались советами родителей, родственников и друзей. И на основе этого фактора они осуществили свой выбор.
Рисунок 5. Распределение факторов, влияющих на выбор профессии у студентов НПО (%).
Рисунок
6. Распределение факторов, влияющих на
выбор профессии у студентов колледжей
и техникумов (%).
По результатам опроса можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных респондентов связывает свое профессиональное будущее с получаемой специальностью (82% респондентов ПТУ и 78% респондентов учреждений СПО). Исходя из этого, можно утверждать, что большинство молодежи подходят к выбору профессии осознано и ответственно и заранее планирую свое будущее. Подобное положение благоприятно сказывается как на личности, ведь что может быть лучше любимой профессии, так и для города и страны в целом. Удовлетворенность работника своей профессиональной деятельностью повышает его работоспособность, а следовательно улучшается экономическая обстановка города и страны.