Методы исследования в сфере занятости: профессиональные стратегии учащихся ССУЗов и ПТУ г. Курска

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования.

Содержание

Ведение……………………………………………………………....3
Глава 1. Социальный портрет учащихся учреждений среднего и начального профессионального образования …………………….7
Глава 2. Методы исследования в сфере занятости
2.1. Метод анкетирование и его характеристика…………….…..14
2.2. Концепция анкеты…………………………………………….17
Глава 3. Профессиональные стратегии учащихся НПО и СПО………………………………………………………………....19
Заключение…………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………..38
Приложение

Работа содержит 1 файл

Методы исследования в сфере занятости.doc

— 768.00 Кб (Скачать)

     Методы  исследования в сфере  занятости: профессиональные стратегии учащихся ССУЗов и ПТУ г. Курска. 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     СОДЕРЖАНИЕ

     Ведение……………………………………………………………....3

    Глава 1. Социальный портрет учащихся учреждений среднего и начального профессионального  образования …………………….7

     Глава 2. Методы исследования в сфере занятости

     2.1. Метод анкетирование и его  характеристика…………….…..14

     2.2. Концепция анкеты…………………………………………….17

    Глава 3. Профессиональные стратегии учащихся НПО и СПО………………………………………………………………....19

     Заключение…………………………………………………………36

     Список  используемой литературы………………………………..38

     Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность. Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на изменения в образовательном процессе. В законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что содержание школьного образования должно быть ориентировано на обеспечение условий для самореализации личности, а общеобразовательная подготовка призвана обеспечивать успешное овладение профессиональными знаниями и умениями. Сегодня необходимы мобильные, компетентные и конкурентоспособные выпускники, которые  в короткое время могут овладеть необходимыми для рынка  труда специальностями.

      Решение данной задачи тесным образом связано с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования (далее НПО и СПО) способности к быстрой адаптации в окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования,  приобрести желаемую профессию и работу.

      Рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обусловливают необходимость все более раннего профессионального самоопределения учащихся. К моменту окончания основной школы у обучающихся должно быть сформировано осознанное профнамерение и определен путь дальнейшего продолжения образования. Однако исследования, проведенные  разными исследователями – И.А. Гетманской, О.Н. Курбатовой, Я.М. Рощиной и т.д. -  показывают, что за последнее время возрастает число выпускников НПО и СПО (по результатам некоторых исследований оно составляет фактически около половины), не имеющих осознанного адекватного профессионального намерения.

      По  данным многочисленных исследований выявлено, что большинство студентов обучающихся  в НПО и небольшая часть  – СПО, воспитываются в малообеспеченных семьях. В связи с этим немаловажную роль при работе с данной категорией молодежи играет деятельность специалиста социальной работы. Т.к. такие дети и их семьи нуждаются прежде всего в социальной помощи и поддержке.

     Объект исследования: учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования.

     Предмет исследования: профессиональные стратегии учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования.

     Цель  исследования: изучение профессиональных стратегий учащихся

учреждений  начального и среднего профессионального  образования и их характеристика.

     Исходя  из цели курсовой работы в данном исследовании поставлены следующие задачи:

  1. Обобщить и представить социальный портрет учащихся НПО и СПО на основе имеющейся литературы.
  2. Определить основные жизненные стратегии обучающихся НПО и СПО.
  3. Изучить основные факторы, влияющие на профориентацию выпускников НПО и СПО.

     Методы  исследования. Для решения поставленных задач использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования и соответствующих этапам работы.

     На  этапе теоретического исследования применялся теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования, изучение документов, регламентирующих организацию профориентационной работы в начальном и среднем общеобразовательном учреждении, анализ и синтез результатов поиска в информационно поисковых системах, с целью определения ведущих понятий.

     На  этапе экспериментальной работы: анкетирование, статистические методы обработки полученных результатов.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Первая глава озаглавлена как «Социальный портрет учащихся СПО и НПО». Вторая глава «Материал и методики исследования» имеет два раздела: «Методы, используемые  при организации исследования» и «Концепция анкеты». Третья глава посвящена полностью нашему исследованию и обозначена как «Результаты исследования». 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Современные требования, предъявляемые настоящей  динамичной жизнью повышают требования к специалистам, их знаниям и умениям. Поэтому и интересен тот социально-демографический  портрет современного учащегося  НПО, тот уровень его развития, та степень подготовленности, которой он обладает.

     С целью изучения социально значимых установок обучающихся в Профессиональных училищах, а так же  в рамках Всесоюзного исследования «Современный учащийся НПО», лабораторией мониторинга и проблем профессионального образования ИПКРО, двумя исследователями -                И.А. Гетманской,  ст. методистом лаборатории ИПКРО и О. Н.. Курбатовым,  методистом лаборатории ИПКРО - было проведено социологическое исследование по теме «Социальный портрет учащегося НПО».

     Анализ  статистических данных показал, что  наибольшее количество респондентов обучаются  в учреждениях НПО на базе основного  общего образования (86,3 %) [7]. На базе полного среднего образования обучается 13,2 % из опрошенных. Небольшая часть (27,9 %) респондентов мотивом поступления в учреждение отмечают нежелание продолжать обучение в общеобразовательной школе.

     Большинство респондентов (59,2%) воспитываются в  семьях с низким достатком, где среднедушевой  доход ниже прожиточного минимума, принятого на территории РФ.

     От  обучения учащиеся более всего надеяться  получить знания для избранной профессии (48,1%), возможность трудоустройства (15,8 %), возможность продолжить образование (27,7%). Последнее подчеркивает не только целесообразность, но необходимость создания непрерывного образования на базе СПО.

     Отмечается  положительная тенденция в планировании обучающимися своего будущего. Около  половины учащихся (45 %)  с надеждой и оптимизмом смотрят в будущее, 29,3 % - спокойно, без особых надежд и иллюзий, 28,9 % анкетируемых надеются на продолжение образования,         61,2 % удовлетворены обучением по избранной профессии [9].

     Анализируя  результаты можно сделать вывод, что только половина студентов воспитывалась  в полных семьях, большинство родителей студентов имеют рабочие специальности и средний материальный доход. На выбор профессии студентов повлияли разные факторы. В основном это стремление к самостоятельности, близкое расположение училища к месту жительства, отсутствие возможности учиться в другом учебном заведении. Только у 37,8% студентов на выбор профессии повлияла возможность получить среднее образование и специальность.

     Анализ  работ Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович. Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, посвящённых изучению факторов, влияющих на развитие мотивации к обучению, позволяет утверждать, что существует общее между группами факторов, выделяемых разными исследователями, работающими с учащимися разного возраста, различных образовательных учреждений. В целом выделяют факторы, влияющие на формирование и развитие мотивации к обучению, связанные с содержанием учебной деятельности, ее процессом, оценкой и самооценкой деятельности, возможностью проявления самостоятельности и присутствием совместной деятельности педагогов и учащихся в учебной деятельности [4; 352]. Нами подчёркнуто, что исследования, посвящённые выявлению факторов, влияющих на развитие мотивации к обучению, связаны либо с условиями школьного обучения, либо с условиями обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В силу специфики системы начального профессионального образования автоматический перенос факторов, влияющих на развитие у учащихся мотивации к обучению, представляется не целесообразным.

     Для определения содержания мотивации  к обучению и выявления факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования, в ходе диссертационного исследования Ю.И. Евсеева проведён опрос, в котором приняли участие 1998 учащихся и 492 инженерно-педагогических работника учреждений начального профессионального образования Кемеровской области.

     Анализ  отношения учащихся к образовательному процессу в учреждениях начального профессионального образования  показал, что 43 - 47 % учащихся посещают занятия с охотой, 28 % - по привычке, безразлично, каждый восьмой ходит в училище с неприязнью.

     За  время обучения в НПО у 56 % учащихся отношение к получаемой профессии  изменилось в лучшую сторону и  только у 3,84 % - в худшую.

     На  основе проведённого исследования были определены следующие группы факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования:

- социальные факторы, включающие в себя социальный статус учащихся, их семьи, родителей и их влияние на профессиональный выбор учащихся, средства массовой информации, систему социального партнёрства и т. д.;

- побудительные факторы, влияющие на развитие мотивов профессионального образования. В эту группу факторов входят и ценностные ориентации учащихся, определяющие их жизненные устремления;

- образовательные факторы - это представления, факты, законы, теории и методы науки, то есть знания, используемые для осуществления профессиональной деятельности, обеспечивающие её успешность. Определяя содержательную сторону учебной деятельности, данные факторы являются необходимым элементом самого воспитательно-образовательного процесса;

- организационные факторы, к которым относятся формы, методы и приёмы работы педагога с учащимися в учебной и внеучебной деятельности;

- коммуникативные факторы, включающие в себя особенности межличностного взаимодействия учащихся с педагогами, сверстниками в учебной и внеучебной деятельности;

- психологические факторы, обусловленные возрастными особенностями учащихся начального профессионального образования, а также факторы личного характера: склонности, интересы, способности, особенности эмоционально-волевой сферы, самооценка и т. д.

     Анализируя  результаты можно сделать вывод, что только половина студентов воспитывалась  в полных семьях, большинство родителей студентов имеют рабочие специальности и средний материальный доход. На выбор профессии студентов повлияли разные факторы. В основном это стремление к самостоятельности, близкое расположение училища к месту жительства, отсутствие возможности учиться в другом учебном заведении. Только у 37,8% студентов на выбор профессии повлияла возможность получить среднее образование и специальность.

     Если  рассматривать статью Рощиной Я.М. (старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований) «Профессиональное образование в России: образовательные и трудовые стратегии студентов», то можно проследить жизненные ориентиры студентов СПО и НПО.

       Значительная часть студентов учреждений СПО и НПО собирается после окончания обучения поступать в вуз: среди первых таких 79%, а среди вторых – 51%. При этом более трех четвертей из них намерены совмещать работу с учебой. Однако и те, кто не планирует сразу же продолжить свое образование в вузе, в значительной степени ориентируются на получение высшего образования в дальнейшем: 51% студентов ссузов и 39% учащихся ПТУ.

     Среди учащихся ПТУ и ссузов многие собираются совмещать работу с учебой. Таким  образом, современная система начального и особенно среднего профессионального  образования рассматривается учащимися не как окончательная подготовка к профессиональной деятельности, а лишь как ступень на этом пути [15]. Тем не менее работать по получаемой специальности планируют 37% учащихся ПТУ, 48% – ссузов.

Информация о работе Методы исследования в сфере занятости: профессиональные стратегии учащихся ССУЗов и ПТУ г. Курска