Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 17:55, курсовая работа
Объект исследования: учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования.
Ведение……………………………………………………………....3
Глава 1. Социальный портрет учащихся учреждений среднего и начального профессионального образования …………………….7
Глава 2. Методы исследования в сфере занятости
2.1. Метод анкетирование и его характеристика…………….…..14
2.2. Концепция анкеты…………………………………………….17
Глава 3. Профессиональные стратегии учащихся НПО и СПО………………………………………………………………....19
Заключение…………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………..38
Приложение
Методы
исследования в сфере
занятости: профессиональные
стратегии учащихся
ССУЗов и ПТУ г.
Курска.
КУРСОВАЯ РАБОТА
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение………………………………………………
Глава 1. Социальный портрет учащихся учреждений среднего и начального профессионального образования …………………….7
Глава 2. Методы исследования в сфере занятости
2.1. Метод анкетирование и его характеристика…………….…..14
2.2.
Концепция анкеты……………………………………
Глава 3. Профессиональные
стратегии учащихся НПО и СПО………………………………………………………
Заключение………………………………………
Список используемой литературы………………………………..38
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на изменения в образовательном процессе. В законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что содержание школьного образования должно быть ориентировано на обеспечение условий для самореализации личности, а общеобразовательная подготовка призвана обеспечивать успешное овладение профессиональными знаниями и умениями. Сегодня необходимы мобильные, компетентные и конкурентоспособные выпускники, которые в короткое время могут овладеть необходимыми для рынка труда специальностями.
Решение данной задачи тесным образом связано с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования (далее НПО и СПО) способности к быстрой адаптации в окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и работу.
Рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обусловливают необходимость все более раннего профессионального самоопределения учащихся. К моменту окончания основной школы у обучающихся должно быть сформировано осознанное профнамерение и определен путь дальнейшего продолжения образования. Однако исследования, проведенные разными исследователями – И.А. Гетманской, О.Н. Курбатовой, Я.М. Рощиной и т.д. - показывают, что за последнее время возрастает число выпускников НПО и СПО (по результатам некоторых исследований оно составляет фактически около половины), не имеющих осознанного адекватного профессионального намерения.
По
данным многочисленных исследований выявлено,
что большинство студентов
Объект исследования: учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования.
Предмет исследования: профессиональные стратегии учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования.
Цель исследования: изучение профессиональных стратегий учащихся
учреждений начального и среднего профессионального образования и их характеристика.
Исходя из цели курсовой работы в данном исследовании поставлены следующие задачи:
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования и соответствующих этапам работы.
На этапе теоретического исследования применялся теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования, изучение документов, регламентирующих организацию профориентационной работы в начальном и среднем общеобразовательном учреждении, анализ и синтез результатов поиска в информационно поисковых системах, с целью определения ведущих понятий.
На
этапе экспериментальной
Курсовая
работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка литературы. Первая
глава озаглавлена как «Социальный портрет
учащихся СПО и НПО». Вторая глава «Материал
и методики исследования» имеет два раздела:
«Методы, используемые при организации
исследования» и «Концепция анкеты». Третья
глава посвящена полностью нашему исследованию
и обозначена как «Результаты исследования».
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные
требования, предъявляемые настоящей
динамичной жизнью повышают требования
к специалистам, их знаниям и умениям.
Поэтому и интересен тот
С
целью изучения социально значимых
установок обучающихся в
Анализ статистических данных показал, что наибольшее количество респондентов обучаются в учреждениях НПО на базе основного общего образования (86,3 %) [7]. На базе полного среднего образования обучается 13,2 % из опрошенных. Небольшая часть (27,9 %) респондентов мотивом поступления в учреждение отмечают нежелание продолжать обучение в общеобразовательной школе.
Большинство респондентов (59,2%) воспитываются в семьях с низким достатком, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, принятого на территории РФ.
От обучения учащиеся более всего надеяться получить знания для избранной профессии (48,1%), возможность трудоустройства (15,8 %), возможность продолжить образование (27,7%). Последнее подчеркивает не только целесообразность, но необходимость создания непрерывного образования на базе СПО.
Отмечается
положительная тенденция в
Анализируя результаты можно сделать вывод, что только половина студентов воспитывалась в полных семьях, большинство родителей студентов имеют рабочие специальности и средний материальный доход. На выбор профессии студентов повлияли разные факторы. В основном это стремление к самостоятельности, близкое расположение училища к месту жительства, отсутствие возможности учиться в другом учебном заведении. Только у 37,8% студентов на выбор профессии повлияла возможность получить среднее образование и специальность.
Анализ работ Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович. Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, посвящённых изучению факторов, влияющих на развитие мотивации к обучению, позволяет утверждать, что существует общее между группами факторов, выделяемых разными исследователями, работающими с учащимися разного возраста, различных образовательных учреждений. В целом выделяют факторы, влияющие на формирование и развитие мотивации к обучению, связанные с содержанием учебной деятельности, ее процессом, оценкой и самооценкой деятельности, возможностью проявления самостоятельности и присутствием совместной деятельности педагогов и учащихся в учебной деятельности [4; 352]. Нами подчёркнуто, что исследования, посвящённые выявлению факторов, влияющих на развитие мотивации к обучению, связаны либо с условиями школьного обучения, либо с условиями обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В силу специфики системы начального профессионального образования автоматический перенос факторов, влияющих на развитие у учащихся мотивации к обучению, представляется не целесообразным.
Для определения содержания мотивации к обучению и выявления факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования, в ходе диссертационного исследования Ю.И. Евсеева проведён опрос, в котором приняли участие 1998 учащихся и 492 инженерно-педагогических работника учреждений начального профессионального образования Кемеровской области.
Анализ отношения учащихся к образовательному процессу в учреждениях начального профессионального образования показал, что 43 - 47 % учащихся посещают занятия с охотой, 28 % - по привычке, безразлично, каждый восьмой ходит в училище с неприязнью.
За время обучения в НПО у 56 % учащихся отношение к получаемой профессии изменилось в лучшую сторону и только у 3,84 % - в худшую.
На основе проведённого исследования были определены следующие группы факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования:
- социальные факторы, включающие в себя социальный статус учащихся, их семьи, родителей и их влияние на профессиональный выбор учащихся, средства массовой информации, систему социального партнёрства и т. д.;
- побудительные факторы, влияющие на развитие мотивов профессионального образования. В эту группу факторов входят и ценностные ориентации учащихся, определяющие их жизненные устремления;
- образовательные факторы - это представления, факты, законы, теории и методы науки, то есть знания, используемые для осуществления профессиональной деятельности, обеспечивающие её успешность. Определяя содержательную сторону учебной деятельности, данные факторы являются необходимым элементом самого воспитательно-образовательного процесса;
- организационные факторы, к которым относятся формы, методы и приёмы работы педагога с учащимися в учебной и внеучебной деятельности;
- коммуникативные факторы, включающие в себя особенности межличностного взаимодействия учащихся с педагогами, сверстниками в учебной и внеучебной деятельности;
- психологические факторы, обусловленные возрастными особенностями учащихся начального профессионального образования, а также факторы личного характера: склонности, интересы, способности, особенности эмоционально-волевой сферы, самооценка и т. д.
Анализируя результаты можно сделать вывод, что только половина студентов воспитывалась в полных семьях, большинство родителей студентов имеют рабочие специальности и средний материальный доход. На выбор профессии студентов повлияли разные факторы. В основном это стремление к самостоятельности, близкое расположение училища к месту жительства, отсутствие возможности учиться в другом учебном заведении. Только у 37,8% студентов на выбор профессии повлияла возможность получить среднее образование и специальность.
Если рассматривать статью Рощиной Я.М. (старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований) «Профессиональное образование в России: образовательные и трудовые стратегии студентов», то можно проследить жизненные ориентиры студентов СПО и НПО.
Значительная часть студентов учреждений СПО и НПО собирается после окончания обучения поступать в вуз: среди первых таких 79%, а среди вторых – 51%. При этом более трех четвертей из них намерены совмещать работу с учебой. Однако и те, кто не планирует сразу же продолжить свое образование в вузе, в значительной степени ориентируются на получение высшего образования в дальнейшем: 51% студентов ссузов и 39% учащихся ПТУ.
Среди учащихся ПТУ и ссузов многие собираются совмещать работу с учебой. Таким образом, современная система начального и особенно среднего профессионального образования рассматривается учащимися не как окончательная подготовка к профессиональной деятельности, а лишь как ступень на этом пути [15]. Тем не менее работать по получаемой специальности планируют 37% учащихся ПТУ, 48% – ссузов.