Методоллогия проведения исследований в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:21, реферат

Описание работы

В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, этапы социологического исследования………………4
Понятие и этапы социологического исследования…………………4
Этапы социологического исследования……………………………..5
Глава 2. Методы сбора информации………………………………………9
Наблюдение как способ получения первичной информации…………….9
Понятие социологического опроса………………………………………..10
Анкетирование и интервью в социологическом исследовании…………12
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 51.02 Кб (Скачать)

     социологический выборка опрос исследование

     Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической  печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность  респондентов, обусловленная добровольностью  их участия в опросе.

     Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных  анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности  применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных  вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

     Обязательные  требования к методу:

     1. предварительная апробация (пилотаж)  среди всех качественно различных  групп читателей данной прессы;

     2. предельная простота формулировок  вопросов и инструкции к заполнению;

     3. использование разных шрифтов  при публикации (для выделения  смысловой структуры анкеты);

     4. повторная перепечатка анкеты  в той же газете через неделю-полторы  после первой публикации;

     5. оглашение результатов опроса  на страницах этого же издания.

     Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей  рядом социальных характеристик (уровнем  материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и  другими пристрастиями), постольку  по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного  мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность  и потребность одновременности  проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах  различных направлений. Нарушение  этого принципа (к сожалению, оно  в современных российских условиях встречается не в порядке досадного  исключения, а как правило) ведет  не к познанию истинного общественного  мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.

     Почтовый  опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.

     Достоинства метода - возможность: получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера, охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться, иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом, экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования). Недостатки: низкий возраст анкет, перекосы репрезентативности, неизбежность выбраковки, нарушение правила анонимности опроса, усиливающее искажение ответов.

     Обязательные  требования данного метода:

     1. тщательный, многоаспектный и многоразовый  пилотаж проекта анкеты;

     2. обстоятельная инструкция к ее  заполнению;

     3. шифровка конвертов;

     4. вложение в почтовые отправления  чистого конверта для возврата  анкеты;

     5. напоминание респондентам о необходимости  возврата заполнения анкеты (телефоном,  почтой и иными средствами).

     Телефонный  опрос - специфический синтез анкетирования  и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого  метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды  избирательных кампаний.

     Основные  преимущества: оперативность, краткосрочность  и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловлено  отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим  количеством отказов абонентов  от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.

     Обязательные  требования к методу:

     1. предварительное изучение карты  города, мест контактного проживания  представителей разных социальных  групп, расположения АТС;

     2. разработка специального инструмента,  включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных  листов, дневника и протокола  опроса, обстоятельной инструкции  интервьюерам;

     3. наличие телефонных справочников;

     4. соблюдение заранее установленного  шага (интервала) при наборе номера  телефонов одной АТС;

     5. особая подготовка, в том числе,  специальный тренинг телефонных  интервьюеров;

     6. повышенная требовательность к  их честности;

     7. обязательность контроля за их  деятельностью;

     8. перепроверка полученных данных  путем выборочных контрольных  опросов опрошенных абонентов.

     Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко  используемая в собственно научных  целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим  центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой - респондентами выступают  руководители означенных предприятий  и учреждений, во второй - круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые  определены организаторами опроса.

     Главное достоинство метода - сверхоперативность и экспертная значимость получаемой информации. Недостатки: предельно сжатый вопросник (не более пяти позиций), закрытость вопросов и ограниченность вариантов ответов (не более семи).

     Телевизионный экспресс - опрос - метод сбора не столько социологической, сколько  политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных  программ. Техника этого метода предполагает:

     1. формулирование телеведущим одного  наиболее актуального вопроса;

     2. мотивирование телезрителей на  высказывание своего ответа на  поставленный вопрос в форме  либо «да», либо «нет»;

     3. просьбу к телезрителям немедленно  позвонить по указанному телефону  и продекларировать свою позицию  до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 минут);

     4. оперативный подсчет кода опроса  с демонстрацией этого подсчета  на электронном табло;

     5. комментирование полученных результатов.

     Этот  привлекательный для многих прием  тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному  вопросу, в частности. Он не может  выявить умонастроения всего народа, т. к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.

     Референдумы, плебисциты и иные общенародные голосования - политические мероприятия, которые  связаны с опросом населения, а поэтому должны быть использованы для социологического анализа общественного  мнения и степени социальной напряженности. К сожалению, при разработке вопросов, выносимых на народное голосование, научные нормативы нарушаются в  угоду политическим интересам и  амбициям их представителей. Это резко  снижает социологическую ценность их результатов, но не исключает целесообразности их учета в исследовательской  работе, например, при конструировании  гипотез.

     Экспертные  опросы - специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии и все чаще используемый ею.

     Интервью  предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.

     Интервью  можно классифицировать по тем же основаниям, что и анкетный опрос. Помимо этого важное значение имеет  разграничение видов интервью по степени формализации его процедур, что дает наиболее жесткое разграничение познавательных возможностей. Возможные варианты располагаются здесь между неформализованным и формализованным видами интервью.

     В формализованном интервью интервьюер здесь как бы озвучивает анкету; конструкция вопросов схожа с теми же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

     Неформализованное интервью представляет противоположную разновидность интервью. Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, наротивным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом в КСИ. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания от респондента. Однако роль интервьюера при этом очень велика. Задавая наротивный импульс, исследователь задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

     Между этими двумя видами интервьюирования располагаются промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами. Каждый из видов имеет свои особенности, область применения и инструментарий. Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т. к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.

     Наибольшее  распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной  особенность и которого является жесткая последовательность, заранее  подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов  на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.

     Несколько реже используют полустандартизированное  интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки («путеводителя») с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных  с темой исследования проблем.

     Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится  в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым  важным.

     Только  опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую  исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.

     Разведывательное  интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении  и / или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.

Информация о работе Методоллогия проведения исследований в социологии