Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:21, реферат
В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, этапы социологического исследования………………4
Понятие и этапы социологического исследования…………………4
Этапы социологического исследования……………………………..5
Глава 2. Методы сбора информации………………………………………9
Наблюдение как способ получения первичной информации…………….9
Понятие социологического опроса………………………………………..10
Анкетирование и интервью в социологическом исследовании…………12
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……
Опросы проводятся социологами настолько часто, что кое-кто оценивает их как главный и чуть ли не единственный метод эмпирической социологии. Такая оценка ошибочна, как минимум, в двух отношениях. Во-первых, в арсенале социологии имеется множество неопросных методов, о которых говорилось выше и пойдет речь ниже. Во-вторых, этот способ не является только социологическим. В последнее время он широко используется в политологических, журналистских, экономических, демографических, культурологических, психологических, правоведческих и иных социальных исследованиях. Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.
К сожалению, в отечественной социологии нередко встречаются попытки использовать опросы в качестве главного метода получения эмпирических данных тогда, когда изучаемое явление лучше изучать другими способами. Такие попытки объясняются тем, что начинающим исследователям опросные методы кажутся наиболее легкими и удобными, применимыми во всех случаях. Это небезобидное заблуждение, профанирующее социологию как науку.
Не
стоит думать, что исследовательские
возможность опросов
Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
Социологический
опрос теряет большую часть своего
смысла, если ответы респондентов не анализируются
в плоскости их социальных и демографических
характеристик. Поэтому он предполагает
обязательно заполнение "паспортички",
куда вносятся те данные о каждом респонденте,
необходимость которых
Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:
Анкетирование. В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.
Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеет способ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:
Каждая
из перечисленных разновидностей метода
имеет как преимущества, так и
недостатки. Например, в случае почтового
анкетирования возникает
Основной инструментарий анкетирования - анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование
редко бывает сплошным (охватывающим
всех членов изучаемой общности), гораздо
чаще оно имеет выборочный характер.
Поэтому достоверность и
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и «паспортички», но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т. к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
1.
не только программно-
2.
как прямые, предлагающие респонденту
выразить свою собственную
3.
вопросы - «крючки», ставящиеся для
того, чтобы респондент «клюнул»,
т.е. ради поддержания его
4.
вопросы - «фильтры», позволяющие
выделить часть респондентов
по какому-либо признаку, скажем,
отсеить ту их часть, мнение
которой по следующему за «
5.
контрольные вопросы,
6.
вопросы - «ловушки», являющиеся
разновидностью контрольных,
7.
наводящие вопросы, помогающие
точнее понять смысл
8.
дихотомические вопросы,
9.
вопросы - «меню», т.е. с поливариантными
ответами, когда респондент может
выбрать любое сочетание
10.
вопросы - «диалоги», ответы на
которые составляются из
11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
12.
табличные вопросы,
13.
закрытые вопросы, т.е.
14.
открытые вопросы, не
15.
полузакрытые, точнее, частично закрытые
(или частично открытые) вопросы,
на которые заранее дана лишь
часть вариантов ответа, которая
может не удовлетворить
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Важно
подчеркнуть необходимость
Постановка
в анкете контрольных вопросов (в
том числе «ловушек») не освобождает
ее составителя от логической выверенности
последовательности вопросов, обеспечивающей
их взаимоконтроль. Традиционная для
социологического анкетирования логика
построения вопросников строится на
принципе «от общего к частностям»,
при которой последующие
Информация о работе Методоллогия проведения исследований в социологии