Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 08:39, контрольная работа
Цель контрольной работы: изучение методов социального проектирования.
Задачи контрольной работы:
- Рассмотреть понятийный аппарат;
-Определить сущность и цель социального планирования;
- Проанализировать основные методы, используемые в процессе создания и апробации социальных проектов;
- Проследить и описать способы использования социального проектирования для управления общественными процессами.
Вступление ……………………………………………………………………………3
Сущность и цель социального проектирования ………………………………5
Методы создания и апробации социальных проектов ………………………12
Использование социальных проектов в управлении общественными процессами ………………………………………………………………………….24
Заключение ………………………………………………………………………….31
Список использованных источников и литературы ……………………………33
-
невозможность воздействовать
-
в случае принципиальной
- трудно создать желаемый вариант экспериментальной ситуации, перевод объекта в новые состояния в ходе социального эксперимента не должен нарушать его функционирования;
-
сложно применение
-
общественные действия
Трудности
осуществления экспериментов в
процессе социального познания требовали
соответствующих
Огромный объем информации, характеризующий объекты социального познания, трудности учета большого числа факторов, логических взаимосвязей и количественных соотношений между ними делают непосильным для человека-исследователя оперирование мысленными моделями социальных процессов. Отсюда возникает необходимость привлечения для моделирования социальных процессов информационных возможностей современной электронно-вычислительной техники.
Так
возникло важное направление в научном
познании, основанное, с одной стороны,
на использовании принципиально
новых математических моделей, а
с другой - на применении ЭВМ для
экспериментирования с этими
моделями.
К настоящему времени социальное проектирование получило признание во всем мире и стало одним из главных направлений в сфере управления общественными процессами или в сфере государственного управления. В современном высокотехнологичном мире управление проектами является одним из проверенных и эффективных методов достижения динамичного и устойчивого развития, государства и общества.
Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Социальное проектирование – это не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу — утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).
Социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы, не все из которых могут и должны решаться в рамках менеджмента. Поэтому социальное проектирование, как и его разновидность — социокультурное проектирование, оказывается пограничной областью социального знания и социальной деятельности.
На сегодняшний день имеется серьезная статистика, подтверждающая то, что во многих цивилизованных странах методология управления проектами стала широко применяемым фактором развития экономики, бизнеса, строительства, транспорта, социальной сферы.
В нашей стране эта тема имеет свою специфику и историю. И, если мы можем говорить об определенной ее практической невостребованности в период административно - командных методов управления, то, по мнению многих специалистов, наши теоретические разработки в этой сфере являются опережающим примером управленческих проектно – программных подходов, превосходящих зарубежные аналоги.
Настоящим прорывом в применении проектного метода в социальной практике государственного уровня в нашей стране стали приоритетные национальные проекты, идея которых была впервые сформулирована в Послании Президента Российской Федерации в 2004 г., что явилось по сути проектом создания нового российского общества, основанного на новой экономике, на развитии личностного потенциала и повышении качества жизни россиян.
В условиях отсутствия стратегической концепции социального развития, в стране вновь заговорили на уровне принятия государственных решений о социальной политике, повернувшейся лицом к человеку, к его проблемам и интересам, к необходимости решения проблем его благосостояния, образования и здоровья.
На современном этапе в число приоритетных направлений развития России вышло решение социальных проблем на основе формирования и выполнения социальных программ, создания и применения прогрессивных социальных технологий, разработки и реализации социальных стандартов. При этом социальные стандарты должны служить не только для регламентации важнейших параметров социального развития, но и добровольно применяться в качестве нормативных документов, определяющих оптимальные параметры и характеристики различных направлений деятельности в социальной сфере.
Это особенно важно в связи с реализацией национальных проектов: «Здоровье»; «Образование»; «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК», которые явились мощным импульсом для социальной сферы.
Сложность задач социальной сферы в период послесловия неудачных реформ обрела императив перехода к такому управлению социальных приоритетов, которое обеспечило бы практическое решение самых остросюжетных проблем национальной повестки дня. И в этом ракурсе национальные проекты заполнили определенную часть ниши стратегического целеполагания в реализации 7-ой статьи Конституции РФ о социальном государстве.
Так как только в рамках стратегии социального развития можно дать ответ на современные вызовы общественного развития, придать более системное решение существующим проблемам. А ориентирами достижения этих целей должны стать стандарты качества жизни россиян, которые на государственном уровне гарантировали бы нам качество и безопасность жизни и здоровья, социальную безопасность стариков, детей-инвалидов, предсказуемость и устойчивость развития нашего общества.
Когда мы сегодня говорим о роли национальных проектов в современной социальной политике, оцениваем их как реальность, мы должны иметь в виду не только дополнительные появившиеся возможности материального решения самых насущных жизненно важных проблем нашего общества, но, в первую очередь, впервые появившиеся в нашей политике стратегические основы социального развития нашей страны, создание новых управленческих решений и проблем социальной сферы и новый подход к качеству жизни и качеству личности.
Но национальные проекты это не только общественная и государственная задачи, но и технология ее решения одновременно, это не только дополнительное выделение властью материальных ресурсов на социальные нужды, но и государственные гарантии одновременно.
По всем направлениям обозначенных приоритетов разработка нового алгоритма развития общества базируется на необходимости решения двух взаимосвязанных задач – развития потенциала личностей и повышение качества жизни.
Это очень сложная задача для страны, где в огромных масштабах сложилось бедность, и где 85% россиян получают всего 43% совокупных доходов, где 66% всех бедных составляет работающее население трудоспособного возраста, где, наконец, сложилось «семейная бедность», ставшая одной из главных составляющих неблагоприятной демографической ситуации в стране.
Мы опять с сожалением констатируем, что, причиной наших многих неудач в социальной сфере является отсутствие взвешенных, просчитанных и ответственных стратегических решений. И мы должны признать, что в сложившихся условиях, не смотря на различия политических установок и политических предпочтений по этому поводу, национальные проекты выступили в качестве нового инструмента осуществления социальной политики. При этом предполагается определение преимуществ, которые свидетельствуют «за» такую форму реализации социальной политики:
- преимущества
национальных проектов как
- расширенные
полномочия
- высокая
степень политического
- и,
наконец, публичность и
Именно эти преимущества постоянно подчеркивает и Д.А.Медведев - «Нацпроекты – это своего рода целеуказание и, одновременно, инструмент. Если хотите, нацпроекты – это индикаторы, показывающие те сферы жизни, в которых у нас существуют наиболее серьезные проблемы и где мы должны сконцентрировать все наши усилия».
Все
эти преимущества непосредственным
образом связаны с темой
Говоря
о применении проектного подхода
в направлении решения
В любом случае, социальное проектирование – это деятельность по составлению и осуществлению программ преобразования определенной социальной микро и макро системы в желаемом направлении. И в этом смысле мы говорим об управлении проектами, поэтому для нас важен проект как объект управления.
Вместе
с тем, для осуществления управления
социальной политикой в целом
адекватно понятие «
Принятие решения о национальных проектах означало поворот к принятию новой модели экономического и социального развития страны, ориентированного на Человека.
Выделение
социально ориентированных
В нашей стране в настоящее время в число острых социальных проблем входит, прежде всего, действующая система социальной защиты. Она построена преимущественно на категориальном принципе предоставления государственных гарантий и мало зависит от доходов человека.
Это очень сложная проблема, но переход к адресной социальной помощи – объективная необходимость
Возвращаясь к национальным проектам «Здоровье»; «Образование»; «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК» надо отметить, что их реализация, как и переход к адресной социальной помощи, требует, наряду с другими условиями, разработки и внедрения системы социальных стандартов.
В настоящее время стандарты и понятия, определяющие требования к социальной составляющей, включены в несколько классификаторов: продукции, услуг, видов экономической деятельности, информации по социальной защите населения, а также классификаторы занятий, профессий и другие.