Методика социального проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучение методов социального проектирования.

Задачи контрольной работы:

- Рассмотреть понятийный аппарат;

-Определить сущность и цель социального планирования;

- Проанализировать основные методы, используемые в процессе создания и апробации социальных проектов;

- Проследить и описать способы использования социального проектирования для управления общественными процессами.

Содержание

Вступление ……………………………………………………………………………3
Сущность и цель социального проектирования ………………………………5
Методы создания и апробации социальных проектов ………………………12
Использование социальных проектов в управлении общественными процессами ………………………………………………………………………….24

Заключение ………………………………………………………………………….31

Список использованных источников и литературы ……………………………33

Работа содержит 1 файл

Методика социального проектирования.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

    - невозможность воздействовать на  изучаемые объекты (в исторических исследованиях изучаемые процессы, события безвозвратно отошли в прошлое);

    - в случае принципиальной доступности  экспериментальных воздействий  на изучаемый социальный объект, необходимо считаться с возможностью  отрицательных последствий; 

    - трудно создать желаемый вариант экспериментальной ситуации, перевод объекта в новые состояния в ходе социального эксперимента не должен нарушать его функционирования;

    - сложно применение экспериментального  метода при исследовании социально-политических  вопросов, поскольку надолго и полностью “отгородить” какую-либо группу людей от всей совокупности общественных связей, поставив их в особые условия жизни и управления, является довольно затруднительно;

    - общественные действия личностей,  тем более их чувства, настроения и т. п. трудно поддаются экспериментальному изучению.

    Трудности осуществления экспериментов в  процессе социального познания требовали  соответствующих методологических решений. Они побудили исследователей ко все более широкому использованию  модельного экспериментирования, в котором реальные социальные объекты замещают их моделями. Применение моделей позволяет проводить контролируемые эксперименты в ситуациях, весьма характерных для социального познания, где экспериментирование на реальных объектах является практически невозможным или по каким-то причинам (экономическим, нравственным и т. д.) нецелесообразным.

    Огромный  объем информации, характеризующий  объекты социального познания, трудности  учета большого числа факторов, логических взаимосвязей и количественных соотношений между ними делают непосильным для человека-исследователя оперирование мысленными моделями социальных процессов. Отсюда возникает необходимость привлечения для моделирования социальных процессов информационных возможностей современной электронно-вычислительной техники.

    Так возникло важное направление в научном  познании, основанное, с одной стороны, на использовании принципиально  новых математических моделей, а  с другой - на применении ЭВМ для  экспериментирования с этими  моделями.  
 
 
 
 
 
 
 

  1. Использование социальных проектов в управлении общественными  процессами

    К настоящему времени социальное проектирование получило признание во всем мире и  стало одним из главных направлений  в сфере управления общественными  процессами или в сфере государственного управления. В современном высокотехнологичном мире управление проектами является одним из проверенных и эффективных методов достижения динамичного и устойчивого развития, государства и общества.

  Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Социальное проектирование – это не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу — утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).

  Социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы, не все из которых могут и должны решаться в рамках менеджмента. Поэтому социальное проектирование, как и его разновидность — социокультурное проектирование, оказывается пограничной областью социального знания и социальной деятельности.

                                                                            

     На  сегодняшний день имеется серьезная  статистика, подтверждающая то, что во многих цивилизованных странах методология управления проектами стала широко применяемым фактором развития экономики, бизнеса, строительства, транспорта, социальной сферы.

     В нашей стране эта тема имеет свою специфику и историю. И,  если мы можем говорить об определенной ее практической невостребованности в период административно - командных методов управления, то, по мнению многих специалистов, наши теоретические разработки в этой сфере являются опережающим примером управленческих проектно – программных подходов, превосходящих зарубежные аналоги.

     Настоящим прорывом в применении проектного метода в социальной практике государственного уровня в нашей стране стали приоритетные национальные проекты, идея которых  была впервые сформулирована в Послании Президента Российской Федерации в 2004 г., что явилось по сути проектом создания нового российского общества, основанного на новой экономике, на развитии личностного потенциала и повышении качества жизни россиян.

     В условиях отсутствия стратегической концепции социального развития, в стране вновь заговорили на уровне принятия государственных решений о социальной политике, повернувшейся лицом к человеку, к его проблемам и интересам, к необходимости решения проблем его благосостояния, образования и здоровья.

     На  современном этапе в число  приоритетных направлений развития России вышло решение социальных проблем на основе  формирования и выполнения социальных программ, создания и применения прогрессивных  социальных технологий, разработки и  реализации социальных стандартов. При этом социальные стандарты должны служить не только для регламентации важнейших параметров социального развития, но и добровольно применяться в качестве нормативных документов, определяющих оптимальные параметры и характеристики различных направлений деятельности в социальной сфере.

     Это особенно важно в связи с реализацией  национальных проектов: «Здоровье»; «Образование»; «Доступное и комфортное жилье –  гражданам России» и «Развитие  АПК», которые явились мощным импульсом  для социальной сферы.

     Сложность задач социальной сферы в период послесловия неудачных реформ обрела императив перехода к такому  управлению социальных приоритетов, которое  обеспечило бы практическое решение  самых остросюжетных проблем  национальной повестки дня. И в этом ракурсе национальные проекты заполнили определенную часть ниши  стратегического целеполагания в реализации 7-ой статьи Конституции РФ о социальном государстве.

      Так как только в рамках стратегии  социального развития можно дать ответ на современные вызовы общественного развития, придать более системное решение существующим проблемам. А ориентирами достижения этих целей должны стать стандарты качества жизни россиян, которые на государственном уровне гарантировали бы нам качество и безопасность жизни и здоровья, социальную безопасность стариков, детей-инвалидов, предсказуемость и устойчивость развития нашего общества.

      Когда мы сегодня говорим о роли национальных проектов в современной социальной политике, оцениваем их как реальность, мы должны иметь в виду не только дополнительные появившиеся возможности материального решения самых насущных жизненно важных проблем нашего общества, но, в первую очередь, впервые появившиеся в нашей политике стратегические основы социального развития нашей страны,  создание новых управленческих решений и проблем социальной сферы и новый подход к качеству жизни и качеству личности.

     Но  национальные проекты это не только общественная и государственная  задачи, но и технология ее решения  одновременно, это не только дополнительное выделение властью материальных ресурсов на социальные нужды, но и государственные гарантии одновременно.

     По  всем направлениям обозначенных приоритетов  разработка нового алгоритма развития общества базируется на необходимости  решения двух взаимосвязанных задач – развития потенциала личностей и повышение качества жизни.

      Это очень сложная задача для страны, где в огромных масштабах сложилось  бедность, и где 85% россиян получают всего 43% совокупных доходов, где 66% всех бедных составляет работающее население трудоспособного возраста, где, наконец, сложилось «семейная бедность», ставшая одной из главных составляющих неблагоприятной демографической ситуации в стране.

     Мы  опять с сожалением констатируем, что, причиной наших многих неудач в  социальной сфере является отсутствие взвешенных, просчитанных и ответственных стратегических решений. И мы должны признать, что в сложившихся условиях, не смотря на различия политических установок и политических предпочтений по этому поводу, национальные проекты выступили в качестве нового инструмента осуществления социальной политики. При этом предполагается определение преимуществ, которые свидетельствуют «за» такую форму реализации социальной политики:

    - преимущества  национальных проектов как определенной  формы осуществления расходов;

    - расширенные  полномочия специализированного  органа управления проектами;

    - высокая  степень политического контроля  над осуществлением проектов;

    - и,  наконец, публичность и персональная  ответственность за реализацию  национальных проектов.

     Именно эти преимущества постоянно подчеркивает и Д.А.Медведев - «Нацпроекты – это своего рода целеуказание и, одновременно, инструмент. Если хотите, нацпроекты – это индикаторы, показывающие те сферы жизни, в которых у нас существуют наиболее серьезные проблемы и где мы должны сконцентрировать все наши усилия».

     Все эти преимущества непосредственным образом связаны с темой эффективности  государственного управления, что само по себе не является чисто технологической  проблемой, а проблемой имеющей  ярко выраженный социальный подтекст и общественное устройство, которое не способно включить в активные социальные механизмы большинство людей, не может обеспечить эффективное государственное управление.

     Говоря  о применении проектного подхода  в направлении решения социальной политики страны уместно обратиться к истории социального проектирования и его функционала.

     В любом случае, социальное проектирование – это деятельность по составлению  и осуществлению программ преобразования определенной социальной микро и  макро системы в желаемом направлении. И в этом смысле мы говорим об управлении проектами, поэтому для нас важен проект как объект управления.

     Вместе  с тем, для осуществления управления социальной политикой в целом  адекватно понятие «мегапроекта», более емкое по количеству и качеству целей и масштабам управления. В него могут быть вписаны и многочисленные моно проекты и определенные совокупности программ, с четким целеполаганием.

     Принятие  решения о национальных проектах означало поворот к принятию новой  модели экономического и социального развития страны, ориентированного на Человека.

     Выделение социально ориентированных областей в качестве главных целей национальных проектов, означает общенациональные приоритеты стратегической перспективы  страны. А идеи, заложенные в концепцию национальных проектов, предполагают их долгосрочность, стратегический характер. Выступая средствами решения общенациональных задач, нацпроекты по сути есть механизмы развития, направленные на качественные структурные изменения в экономике страны, достижения ее ориентированности на человека.

     В нашей стране в настоящее время  в число острых социальных проблем  входит, прежде всего, действующая система  социальной защиты. Она построена  преимущественно на категориальном принципе предоставления государственных гарантий и мало зависит от доходов человека.

     Это очень сложная проблема, но переход  к адресной социальной помощи –  объективная необходимость

     Возвращаясь к национальным проектам «Здоровье»; «Образование»; «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»  и «Развитие АПК» надо отметить, что их реализация, как и переход к адресной социальной помощи, требует, наряду с другими условиями, разработки и внедрения системы социальных стандартов.

       В настоящее время стандарты и  понятия, определяющие требования к  социальной составляющей, включены в несколько классификаторов: продукции, услуг, видов экономической деятельности, информации по социальной защите населения, а также классификаторы занятий, профессий и другие.

Информация о работе Методика социального проектирования