Методика социального проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучение методов социального проектирования.

Задачи контрольной работы:

- Рассмотреть понятийный аппарат;

-Определить сущность и цель социального планирования;

- Проанализировать основные методы, используемые в процессе создания и апробации социальных проектов;

- Проследить и описать способы использования социального проектирования для управления общественными процессами.

Содержание

Вступление ……………………………………………………………………………3
Сущность и цель социального проектирования ………………………………5
Методы создания и апробации социальных проектов ………………………12
Использование социальных проектов в управлении общественными процессами ………………………………………………………………………….24

Заключение ………………………………………………………………………….31

Список использованных источников и литературы ……………………………33

Работа содержит 1 файл

Методика социального проектирования.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

Вступление  ……………………………………………………………………………3

  1. Сущность и цель социального проектирования ………………………………5
  2. Методы создания и апробации социальных проектов ………………………12
  3. Использование социальных проектов в управлении общественными процессами ………………………………………………………………………….24

Заключение  ………………………………………………………………………….31

Список  использованных источников и литературы ……………………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вступление.

    Социальное  проектирование в качестве особого  типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ относительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решения экономических, организационных, социальных и культурных проблем.

    В условиях активных общественных преобразований начинает складываться новая система  взаимоотношений власти с государственными, муниципальными учреждениями социальной сферы, некоммерческими общественными организациями. В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, явления в пределах определенной программы и плана.

      В нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального  проектирования. Сегодня проектные  технологии активно востребованы так  называемым «третьим сектором» - некоммерческими общественными организациями, так как являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере. К сожалению, многие государственные и муниципальные учреждения и организации социальной сферы слабо знакомы с механизмами социального заказа, социального гранта, конкурсного финансирования, современного социального менеджмента, проектными технологиями, PR-технологиями. Стереотипы «социального иждивенчества» тормозят развитие этих учреждений, позволяя бездействовать и ждать государственных средств под традиционные, зачастую неактуальные и отжившие формы работы, которые не приносят значительного социального эффекта. Поэтому сегодня именно государственным и муниципальным учреждениям следует активнее овладевать проектными технологиями и становиться конкурентоспособными на рынке социальных услуг.

      Сегодня рынок социальных программ и проектов представляет совокупность существующих и потенциальных проектов, ориентированных  на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: населения, общественных, коммерческих и государственных институтов, заинтересованных в их реализации.

      Условием, определяющим   необходимость  появления на рынке той или  иной программы или проекта,   является   спрос на нее, то есть   потребность в   данном   виде деятельности. Вторым важным условием      разработки     проекта является   государственный   социальный  заказ,   цель   которого – эффективное и экономичное решение социальных проблем с опорой на общественную инициативу, адресность социальных услуг.

      Успешность  того или иного проекта зависит  как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и  расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта.

      Именно  востребованностью технологий социального  проектирования во всех сферах общественной жизни и обусловлен интерес к  данной теме.

      Цель  контрольной работы: изучение методов  социального проектирования.

      Задачи  контрольной работы:

      - Рассмотреть понятийный аппарат;

      -Определить  сущность и цель социального  планирования;

      - Проанализировать основные методы, используемые в процессе создания  и апробации социальных проектов;

      - Проследить и описать способы  использования социального проектирования для управления общественными процессами. 
 
 

    
  1. Сущность  и цели социального  проектирования

    Социальное  проектирование — это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

    Проектирование  – одна из форм опережающего отражения  действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством  специфических методов, специфическая  деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту. Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления.

    В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

  • противоречивость социального объекта;
  • многовекторность развития социального объекта;
  • невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
  • многофакторность бытия социального объекта;
  • наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
  • субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
  • факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

    Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

    Социальное  проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

    Социальное  представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

    Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности.

    Определяя рациональные параметры организации  отношений в развивающихся или  создаваемых социальных объектах, социальное проектирование выступает промежуточным звеном на пути опредмечивания социальных знаний. В первую очередь, через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, «но и творит его, творит с учетом объективных закономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом

    Выделяются  следующие условия, которые позволяют  конструировать социальное будущее.

    - наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития;

    - в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи;

    - общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития;

    - перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, а одна и та же цель может быть реализована различными средствами.

    Кроме того, необходимо учитывать детерминацию, ее особенности в общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в тоже время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента системы и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняется совокупность этих связей, которая существенно детерминирует поведение системы. Перед нами, таким образом, сложнейшая форма нелинейной причинной зависимости, которая присуща целостным системам вообще и общественной системе в особенности.

    Его необходимо характеризовать в рамках связи методологии проектирования и социальных наук, а также в рамках социального действия. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один — низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны или подменяются социальными манифестациями), другой — потеря социальных параметров.

    Социальное  проектирование, как и всякая специфическая  сфера знаний, имеет категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают  как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

    Категориальная  структура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.

    Основными элементами проектной деятельности, его важнейшими теоретическими категориями  являются: социальная система, субъект  проектирования, объект, социальная технология (как совокупность актов), методы социального проектирования, условия проектирования и др.

    Важное  место в проектной деятельности занимает понятие «система». Система — это целостность, организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации. В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой — относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер.

    Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности — как отдельные  личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и  т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов.

Информация о работе Методика социального проектирования