Методика социального проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучение методов социального проектирования.

Задачи контрольной работы:

- Рассмотреть понятийный аппарат;

-Определить сущность и цель социального планирования;

- Проанализировать основные методы, используемые в процессе создания и апробации социальных проектов;

- Проследить и описать способы использования социального проектирования для управления общественными процессами.

Содержание

Вступление ……………………………………………………………………………3
Сущность и цель социального проектирования ………………………………5
Методы создания и апробации социальных проектов ………………………12
Использование социальных проектов в управлении общественными процессами ………………………………………………………………………….24

Заключение ………………………………………………………………………….31

Список использованных источников и литературы ……………………………33

Работа содержит 1 файл

Методика социального проектирования.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

    Социальная диагностика призвана дать инициатору проекта характеристику социальной реальности «здесь и сейчас». Даже краткосрочный проект имеет временное и пространственное протяжение. Если же говорить о долгосрочных проектах, нам невозможно браться за их осуществление, если мы не прогнозируем будущих стадий развития общества и влияния нашего проекта на это развитие.

    Прогноз — это вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Прогноз вероятностен и логически сконструирован как модель будущего. Прогнозирование — вид профессиональной деятельности, тесно связанный с современным уровнем развития ряда областей математики.

    Специфика же социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный процесс, мы можем активно содействовать его развитию, способствовать его расширению по территории действия, охвату людей, длительности проявления и т. д.

    Типовая методика социального прогнозирования, по И. В. Бестужеву-Ладе, содержит 44 операции, сведенные в семь процедур: разработка программы исследования; построение исходной (базовой) модели и ее анализ; построение модели прогнозного фона и ее анализ; поисковый прогноз; Нормативный прогноз; верификация прогноза; выработка рекомендаций для управления.

    Основными способами социального прогнозирования, которые могут применяться при апробации социальных проектов, являются: экстраполяция, моделирование, экспертиза.

    Экстраполяция - это распространение выводов сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процесса), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую.

    Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

    Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только выработать эффективное управленческое решение, но и смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и способы достижения согласия.

    Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр. Некоторые из отечественных разработок в этой области («инновационные игры» по методике В. С. Дудченко, «ансамблевые игры» по методике Ю. Д. Красовского) могут быть успешно применены в социальном проектировании именно с позиций проработки различных прогнозных моделей.

    Особым способом прогнозирования является экспертиза. Социальная экспертиза является проводимым экспертами исследованием, включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудноформализуема.

    Социальная экспертиза должна установить степень соответствия социального проекта интересам и ожиданиям тех людей, которые прямо или косвенно оказываются связанными с проектом.

    Предметная область социальной экспертизы направлена на преодоление разрыва нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения социальной политики с реальностями жизни. Этим определяется значение экспертных оценок для социального проектирования.

    Прикладное назначение социальной экспертизы состоит в способности экспертных оценок и предложений влиять на управленческие решения в социальной сфере с точки зрения их оптимизации. В этом заинтересованы органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, организаторы проекта — в общем, многообразные структуры и формирования, принимающие управленческие решения.

    Экспертиза может производиться по модели:

    - «Рецензия» - это отзыв эксперта на материалы, представленные ему для изучения.

    - «Мониторинг» - регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той же методике. Такое исследование позволяет выявить динамику развития объекта (явления, процесса). Мониторинговая модель применяется, если производство социальной экспертизы осуществляется на долговременной основе.

    - «Проект». Эта модель экспертного исследования направлена на решение группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.

    В некоторых случаях возникает необходимость вести экспертизу социальных проектов и программ, которые представлены на конкурс. Тогда появляется специфическая экспертная задача по сопоставлению разных текстов и предпочтению тех или иных из них. Основания для предпочтения устанавливаются в зависимости от целей конкурса.

    Работа над экспертным заключением ведется различными способами, каждый из которых имеет свою специфику, определенную технологию. Рассмотрим некоторые из методов работы с экспертами.

    Метод экспертной оценки. По принятой в социологии технологии получение специальных данных относительно значения некоторых переменных при изучении сложного социального объекта осуществляется путем опроса экспертной группы. Процедура отбора и опроса экспертов практически совпадает с той, которую следует применять при организации социальной экспертизы, и это представляется важным как в организационном, так и в содержательном отношении.

    Метод фокус-групп. Фокус-группы показали, что их можно эффективно использовать для пилотажной проверки гипотез по ранее неизвестным для населения явлениям, а это в высшей степени подходит для прогнозирования социальных реакций на новый проект.

    Ситуационный анализ. Цель метода состоит в установлении причинно-следственных связей конкретной жизненной ситуации. Недостатки метода состоят в упрощении задачи и редукции множества причин, факторов, условий к минимальному набору параметров, в ориентации на сиюминутные зависимости и игнорировании долговременных и латентных (скрытых) факторов.

    Метод «Делфи». Цель метода состоит в преодолении конформизма экспертов, искажающего качество экспертизы. Эта цель достигается, прежде всего, анонимностью экспертов и особенностями процедуры. Как один из качественных методов экспертной оценки метод «Делфи» позволяет достичь не только интересных результатов при анализе тех или иных государственных решений по социальным вопросам, но и в сложных вопросах социальной экспертизы прийти к соглашению по критериям, показателям, нормам. Метод эффективно применяется при выявлении важнейшей из ограниченного ряда причин какого-либо явления или важнейшего из набора результатов того или иного действия и в других ситуациях выбора главного, как и наименее значимого фактора (причины, следствия и т. д.).

    Из-за известной консервативности специалистов, их меньшей уверенности в себе за пределами непосредственной подготовки и опыта преодолевать барьеры профессионализма им бывает необыкновенно трудно. На это направлены методы активизации инновационных решений (мозговая атака, деловые игры и др.).

    К действиям, поддерживающим инновационную активность экспертов, можно отнести такие, как метод морфологического анализа (хотя обычно к нему прибегают как к методу систематизации полученных результатов).

    Цель метода состоит в том, чтобы выявить все возможные варианты решения рассматриваемой проблемы — без пропусков, которые возникают при простом переборе возможностей.

    При обработке данных социальной экспертизы возникает необходимость предпочесть некоторые из методов обработки, в том числе менее применимые при обработке первичной социологической информации, получаемой из массовых опросов. Рассмотрим некоторые из таких методов.

    Контент-анализ - это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой». Цель метода выявление содержательных структур в тексте. Для социальной экспертизы более приемлем неколичественный вид контент-анализа, который основан на нечастотной модели содержания текста.

    Метод «репертуарных решеток». Цель метода: установить слабо осознаваемые экспертами мотивы выбора того или иного из вариантов решения, используя характерные для восприятия любой ситуации психологические механизмы установления сходства и различия.

    Достоинство метода: он позволяет приоткрыть неосознаваемые экспертом основания его предпочтений. Метод может дать богатый материал об ориентациях экспертов — носителей и потребителей социальных услуг и этим способствовать выявлению тенденций общественного сознания, которые могли бы быть упущены при пользовании другими исследовательскими методами.

    Что касается эффективности социальной экспертизы, то ее действительными показателями являются следующие два:

    1. Учет ее итогов для ограничения выбора стратегий. Ограничение выбора должно закрепляться принимаемым решением — и это главное. Использование аргументации, которая содержится в материалах, подготовленных экспертами, трактовки понятий, характеристики проблем и другие применения, безусловно, важные сами по себе, не позволяют констатировать эффективности проведенной экспертной работы. Лишь применение выводов экспертизы при выборе или отказе от тех или иных вариантов управленческого решения (в том числе в форме пересмотра ранее принятого решения или избрания компромиссного пути и т. д.) следует рассматривать как факт признания итогов экспертизы. Это и есть тот путь экспертизы-«арбитража», к которому призывают наши лучшие исследователи в области социального проектирования.

    2. Применение итогов экспертизы для корректировки избранной стратегии. Здесь практические рекомендации экспертов начинают свою новую жизнь, прежде всего тем, что выявляют свою небанальность и конструктивность. Таков путь к экспертизе-консультации, столь же необходимой при принятии ответственных решений, затрагивающих жизнь и самочувствие множества, нередко миллионов людей.

    Достаточно широко на стадии апробации проекта применяется специфический метод, называемый социальным экспериментом. Его осуществление предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой подсистемы действует определенная общность людей (трудовой коллектив, например) и определенное подчинение видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Социальная практика последних лет предъявляет новые требования и к экспериментальному методу, который становится важным средством социального проектирования и внедрения нововведений в сфере социального управления и планирования.

    Социальному эксперименту, как это показано во многих работах, присущи общие черты  и принципы научного экспериментирования  и в то же время определенные особенности, обусловленные спецификой социальных процессов, объектов прикладного социологического исследования. Эта специфика проявляется; 1) в качественно более высоком уровне сложности социальных объектов; следовательно, в многообразной причинной зависимости изменений этих объектов; 2) в неустранимом и особом вмешательстве экспериментатора в объект прикладного исследования, вследствие чего наблюдаемый и контролируемый объект может принимать, и часто принимает, активное участие в самом эксперименте; 3) в определении методологических и ценностных установок социологов.

    Социальный  эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:

    - внесение изменений в сложившиеся  отношения; 

    - контроль за влиянием изменений  на деятельность и поведение  личности и социальных групп; 

    - анализ и оценку результатов  этого влияния.

    Одной из специфических черт социального  эксперимента является различие в характере экспериментов по их основной цели: познание, подтверждение некоторой гипотезы, с одной стороны, и воздействие на общественные отношения с целью их направленного изменения, с другой стороны. Другая специфическая черта эксперимента как элемента социального управления заключается в его масштабе.

    Социальный  эксперимент выполняет две функции: исследовательскую и управленческую.

    Социальный  эксперимент имеет ограничения:

Информация о работе Методика социального проектирования