Методика социального проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучение методов социального проектирования.

Задачи контрольной работы:

- Рассмотреть понятийный аппарат;

-Определить сущность и цель социального планирования;

- Проанализировать основные методы, используемые в процессе создания и апробации социальных проектов;

- Проследить и описать способы использования социального проектирования для управления общественными процессами.

Содержание

Вступление ……………………………………………………………………………3
Сущность и цель социального проектирования ………………………………5
Методы создания и апробации социальных проектов ………………………12
Использование социальных проектов в управлении общественными процессами ………………………………………………………………………….24

Заключение ………………………………………………………………………….31

Список использованных источников и литературы ……………………………33

Работа содержит 1 файл

Методика социального проектирования.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

    Под объектами социального проектирования понимаются системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования.

     Анализ  объекта и субъекта проектирования позволяет создать «информационный  массив», который является главным источником  социального проектирования. Среди множества источников создания «информационного массива» — материалы социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистические данные и т. п.

     Основная  цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

    В поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

    • поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника — как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т. п.);

    • человек — как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

    • элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

    • различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);

    • элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).

    Число объектов социального проектирования в эпоху НТР заметно увеличилось. Основными объектами его являются социальные системы. Каждая обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы.

    Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т. е. воздействие  человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели.

    При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект — особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме.

    Социальная  технология — это упорядоченная  во времени и пространстве последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Посредством технологии абстрактные дефиниции науки переводятся на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.

    Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие — система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.

    Итак, социальное проектирование – это  специфическая деятельность, связанная  с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов  и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  создания и апробации  социальных проектов

    К средствам осуществления социального  проектирования относятся те (в том  числе технические, математические и логические), при помощи которых  получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их изменения, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются коммуникаты, словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности. В настоящее время широкое распространение получили технические средства проектирования, в том числе системы автоматизированного проектирования.

    Проектирование  – ответственный этап, требующий  знания законов общественного развития, это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования.  Проектирование должно осуществляться, опираясь на научные методы, как способы достижения цели.

    Методы – это пути и способы достижения целей и решения задач, наиболее актуальных в контексте данного социального проекта. Методики — это способы достижения цели, построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования.

    Прежде  чем приступить к описанию основных этапов работы над социальным проектом, приведем определение «социальный  проект» В.А. Лукова.

    Социальный проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение,  целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

    Более простая (для запоминания) формулировка определяемого понятия такова: социальный проект — это целевая авторская конструкция позитивного социального нововведения при ограниченности ресурсов его осуществления. Здесь тоже обращено внимание на тезаурус инициатора проекта («целевая авторская конструкция»).

    Исследователи выделают основные этапы создания социального  проекта.

  1. Анализа общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала бы объективным критериям.
  2. Постановка и уточнение  цели разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.
  3. Сбор необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как "за", так и "против" тех решений, какие имеются в мировой практике.
  4. Составление задания на проектирование и то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного осуществления намеченных целей.

    Формулировка  задания рассматривается как  часть концепции, которая может  включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых, учитывая изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и при помощи эксперимента.

  1. Принятие решения. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

    В практике социального проектирования на различных стадиях создания и апробации социального проекта используют такие методы, как метод матрицы идей, метод вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, метод синектики, метод сетевой модели, игровые методы и т.д.

     Методика  матрицы идей — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

     Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

     Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая.

     Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

     Методика  мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

     Методика  синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

       Метод сетевой  модели. Модель сетевая (модель управления и планирования проектом) — план выполнения некоторой совокупности взаимосвязанных операций (работ) заданный в специфической форме сети. Примером данной модели может служить сетевой график.

    Игровые методы. Игровые методы делятся на операционные и ролевые. Операционная игра (деловая, управленческая) как имитационный метод открывает для социолога возможность исследования процессов принятия решений с учетом определенных показателей.

    Для проверки жизнеспособности и действенности проекта необходимо изучить имеющиеся уже сейчас условия деятельности, т. е. провести диагноз существующих обстоятельств,  нам надо понять, как проект будет развиваться во времени, следовательно, стоит задача спрогнозировать будущие состояния общества, будущие обстоятельства, связанные с нашим проектом, и его воздействие на социальную действительность. Иначе говоря, нам надо поставить диагноз и сделать прогноз.

    Социальная диагностика — это установление степени соответствия (несоответствия) параметров социальной реальности (ресурсов, свойств объектов, социальных установок) социальным показателям и нормативам.

    Социальная диагностика стала полем конкуренции и взаимодействия количественных и качественных социологических методов. В современной социальной диагностике при постановке специальных исследовательских задач используются достижения предыдущего периода — модификации шкал Олпорта, Терстоуна, Ликерта, общая тактика качественного измерения Пола Лазарсфельда и др. При более простых задачах проектного обоснования диагностика продолжает сохранять дистанцию между статистикой и данными социологического и социально-психологического характера.

Информация о работе Методика социального проектирования