Менталитет российского человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:01, лекция

Описание работы

Менталитет проявляется во всех сферах человеческой и государственной жизнедеятельности. На государственном уровне наиболее наглядно – в управлении. От качества управления страной в целом и отдельными отраслями хозяйства зависит экономическая и социальная состоятельность государства.

Работа содержит 1 файл

Менталитет проявляется во всех сферах человеческой и государственной.docx

— 68.10 Кб (Скачать)

    При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие  качества: способности, умения, знания, опыт.

    Общие требования к чиновнику сформулированы по результатам социологических  исследований:

    1. Делать все во время;

    2. Не болтать лишнего;

    3. Быть любезным, доброжелательным, терпимым;

    4. Думать о других, а не только  о себе;

    5. Одеваться, как положено;

    6. Говорить и писать хорошим  языком;

    7. Уметь слушать своего собеседника.

      Кроме того, оценка персонала  помогает решить и другие задачи:

    1) выявление потенциальных возможностей  государственного служащего с  целью его повышения по службе;

    2) стимулирование повышения квалификации  и роста профессионализма служащих;

    3) применение к служащему мер  стимулирования, либо ответственности;

    4) формирование профессионального  кадрового потенциала и резерва  кадров;

    5) поддержание стабильности и законности  в государственной службе.

    С нашей точки зрения, в методологическом плане построение целостной системы  кадровой политики государства, региона, области должно происходить в  следующей последовательности: государственная  идеология - доктрина (миссия государства) - концепция (стратегия развития) - кадровая политика - кадровая программа - конкретный план действий по реализации программы.

    В условиях государственной службы сложились  специфические возможности для  формирования профессиональной этики  чиновничества. Они связаны /51/:

    1) с внешними факторами - экономическая,  социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности  развития и др.

    2) с внутренними факторами - степень  сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.

    Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная  солидарность», всегда воспитывались  и воспитываются в крупных  стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах - Франции, ФРГ, Японии, Англии - честь и ответственность  государственного служащего - неотъемлемые профессиональные качества, которые  во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей  стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем  рассчитывать на преданность государственных  служащих своему делу и будем вынуждены заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь

    Таблица 2. Особенности этики  государственного служащего

    
     
    1     становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и  стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)           
    2     уровень этики государственных служащих зависит от личностных характеристик      
    3     уровень, содержание и формы этики дифференцируются в зависимости от этих характеристик;      
    4     содержание  профессионального опыта и стаж работы в органах власти в условиях кризиса общества выступает главной  составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего;      
    5     содержание  профессиональной этики государственного служащего непосредственным образом  коррелирует с качеством и формой профессионального образования;      
    6     социальная  адаптация государственного служащего  к общественным преобразованиям  находится в прямо пропорциональной зависимости от этики;      
    7     этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;      
    8     уровень этики государственного служащего  не зависит от степени карьерных  предпочтений;      
    9     уровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок;      
    10     На оценку уровня этики государственного служащего населением влияют:

    а) объективные причины - наличие в  государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации

    б) субъективные причины - предвзятое отношение  ко всему чиновничеству, личностные характеристики

     
    11     социально-экономическая  ситуация обусловливает неудовлетворенность  населения работой государственной  службы, что безусловно находит отражение  в занижении оценок уровня этики  государственного служащего;      
    12     этика государственного служащего, являясь  элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости  от уровня последней;      
    13     информация, предоставляемая СМИ, оказывает  существенное влияние на формирование отношения населения к государственной  службе в целом и отдельным  ее представителям, зачастую не совсем адекватное.      

К этическим навыкам  государственного служащего  можно отнести:

    1) Знания государственного служащего  - результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления  и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень  знаний, их неустанное пополнение - один из критериев эффективности  управленческого труда. Принято  различать знания научные и  обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая  роль в приобретении, закреплении  и пополнении знаний, в выработке  на их основе необходимых умений  и навыков принадлежит системе  непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход  к делу.

    2) Умения государственного служащего  - относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний  и самого характера управленческой  деятельности. По сути своей умения  служащего - это знания, воплощенные  в решении конкретных управленческих  проблем, т.е. освоенная и реализованная  на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего  быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти  ее конструктивное решение и  т.д.

    3) Навыки государственного служащего  - это умения, доведенные до автоматизма,  зачастую осуществляемые без  продумывания. Они приобретаются  в условиях, когда в практической  деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.

    4) Опыт государственного служащего  - это свойство, сформированное путем  обучения и практики в широком  смысле - единство знаний, умений  и навыков. Опыт растет, как  правило, со стажем работы. В  качестве результата практической  деятельности служащего он отражает  уровень овладения «секретами»  управленческого труда, достигнутый  им на данный момент. Прежде  всего, служащий знакомится со  структурой организации, со своей  конкретной работой. Овладевает  деятельностью, регламентированной  конституцией, уставом государственного  образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми  нюансами, связанными с ситуацией,  как в организации, так и  во внешнем окружении /35/.

    Таким образом, чтобы государственные  органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых  перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее  внимание уделять такому важному  внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал. Руководитель администрации или те учреждения, которые занимаются подготовкой  государственных служащих, должны иметь  некоторый макет деятельности служащего  нового поколения, модель его формирования, а также оценочную карту (Приложение А), которые включали бы в себя не голый перечень функциональных обязанностей и прав, но реально помогли бы оценивать и формировать качества, необходимые государственному служащему. 

4. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

    а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

    б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

    в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

    г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

    д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

    е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

    ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

    з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

    и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

    к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

    л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессионалыюму согласию;

    м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

    н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

    о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

    п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;

    р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

    с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

    т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

    у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

    Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

    Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

Информация о работе Менталитет российского человека