Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:01, лекция
Менталитет проявляется во всех сферах человеческой и государственной жизнедеятельности. На государственном уровне наиболее наглядно – в управлении. От качества управления страной в целом и отдельными отраслями хозяйства зависит экономическая и социальная состоятельность государства.
Целерациональная мотивация соответствует схеме «знание – оценка – действие».
Поведенческое
качество, представляющее собой водораздел
между импульсивностью и
Другой характеристикой рационального целеполагания является механизм контроля деятельности. В.Л. Романов отмечает, что в современной государственной службе «нет четко организованного целенаправленного систематического контроля: 75,5 % отмечают, что контроль определяется конкретной ситуацией; 33,7 % – через санкции и запреты». Таким образом, целеполагающий контроль выражен незначительно. На основании данных следует первый вывод – в системе государственной службы рациональное целеполагание выражено слабо.
Непосредственно с рациональным целеполаганием связана рациональная заданность функций для организации, или технологическая дисциплина. На вопрос: «Насколько соответствует структура организации ее задачам и функциям» были получены следующие данные: 47,7 % респондентов отметили – вполне соответствует; 39,9% – не вполне, 4,6 % – не соответствует. Таким образом, мнение респондентов указывает на то, что имеется рассогласованность структуры и функций. Это в конечном итоге влияет на работу организаций и проявляется в ненормированности рабочего дня (отмечают 21 %), в неопределенности прав и обязанностей (13,5 %). Из этих материалов следует второй вывод – технологическая дисциплина в государственной службе находится на низком уровне.
Научные исследования РАГС свидетельствуют о том, что в сфере государственной службы «слабо развиты инициативность, стремление к новому, новаторский подход»; в то же время служащим свойственны «безынициативность и равнодушие». Из этого следует третий вывод – инициативность государственных служащих невысокая.
Вопрос:
«чем руководствуется
69,9% | Указаниями непосредственного руководителя и частично должностными обязанностями; |
61,2% | личной ответственностью за порученное дело; |
53,6% | должностными инструкциями; |
28,0% | интересами своей организации; |
17,8% | только указаниями начальника; |
15,7% | собственными представлениями о том, что необходимо выполнять; |
13,0% | интересами общества. |
Таблица 10
Вопрос:
«Что лежит в основе стремления к
служебному росту большинства
50,0% | перспективы дальнейшего профессионального роста; |
44,2% | желание больше зарабатывать; |
40,4% | стремление занять достойное место в обществе; |
30,8% | стремление более полно реализовать себя в управленческой сфере; |
19,2% | надежда решить жилищную и другие бытовые проблемы; |
15,4% | надежда установить более крупные деловые связи. |
Таблица 11
Вопрос: «Факторы, стимулирующие деятельность государственного служащего»
62% | материальное стимулирование; |
58% | моральное стимулирование; |
56% | формирование резерва и работа с ним; |
37% | заслушивание отчетов; |
35% | планирование должностного перемещения; |
31% | штрафы, административные взыскания планирование; |
19% | индивидуального профессионального развития работника. |
Приведенные данные обобщает В.Л. Романов и приходит к выводу о низкой эффективности традиционных форм морального поощрения (правительственные награды, грамоты, благодарности и т.п.), заинтересованности большинства респондентов в получении денежного вознаграждения. При этом он отмечает особое значение в деятельности госслужащих таких мотивов, как стремление реализовать себя в управлении, удовлетворение своей служебной деятельностью, признание ее социальной важности.
Опираясь на приведенные в таблицах данные и выводы В.Л. Романова, отметим, что для большинства государственных служащих в качестве побудительных стимулов (внешнее побуждение для индивида), как правило, выступают материальные и моральные стимулы, стимулы карьерного роста. Мотивами (стремлением индивида к своим ценностям) выступают: перспективы профессионального роста, заработок, положение в обществе. Факторами, организующими мотивацию индивида, выступают указания руководителя, должностные инструкции и личная ответственность за порученное дело. К мотивации, которая носит исключительно рациональный характер, может быть отнесено только выполнение должностных обязанностей (только данная деятельность может быть рационально описана и зафиксирована в документе, регламентирующем эту деятельность). Все остальные мотивы включают рациональный и аттрактивный элемент. Это характерно и для таких мотивов, как приказ начальника и личная ответственность за порученное дело.
В целом те или иные эмпирические факты социального действия государственных служащих направляются определенными регулятивными принципами:
Эмпирические факты | Регулятивные
принципы | |
«Фактически каждым третьим из опрошенных служащих признается умение работать в команде» | Адаптивность к коллективному взаимодействию | |
Руководители подбираются под команду отмечают - 42,3 % респондентов. | Проявление принципа: «будь как все». | |
«Одевайся как положено» - отмечают 73,7 % респондентов | Проявление принципа: «будь как все» | |
«Отрицательное отношение складывается и к добросовестным людям, которые стремятся сделать карьеру на государственной службе (отметили 50 % экспертов и 45 % респондентов)» | Действие регулятора: «не выделяйся» | |
80
% опрошенных предпринимателей |
«Будь как все» в его аномийной форме: «бери по чину». |
Приведенные эмпирические факты представляют собой и позитивные, и негативные явления. Указанные регулятивные принципы относятся к такому поведенческому регулятору, как коллективизм. Первые три факта демонстрируют проявление общего принципа коллективизма: «будь, как все». Третий факт: «одевайся, как положено» – норма внешнего поведения рассматриваемого принципа. Четвертый факт – это инструмент коллективной репрессии, определяемый нами как зависть, направленный против нарушителей принципа. Пятый факт – аномийная форма воплощения рассматриваемого принципа. Именно наличие тарификации коррупции («бери по чину!», перефразируя слова гоголевского городничего) свидетельствует, что даже в аномийной форме устанавливается определенный порядок функционирования указанного принципа, что показывает его высокую устойчивость и способность к воспроизводству (как в социально адекватном, так и в аномийном виде).
Учитывая, что данный принцип существует и в позитивном, и в аномийном действии, можно предположить, что он определяет поведенческие проявления российских чиновников. Вместе с тем, именно с этим поведенческим принципом связаны и проявление таких качеств, как скромность, нестяжательство и их более высокая форма – честность, порядочность, т.е. качества, которые, к сожалению, население не связывает с образом чиновника (табл. 13).
Вместе с тем, именно эти качества необходимы для эффективной работы государственной службы, на что указывают в выводах, на основании социологических исследований, ученые РАГС: «высокий профессионализм, порядочность, высокая нравственность, внимание и чуткость к людям, скромность в личной жизни, патриотизм, защита интересов отечества, образованность, знание реальной жизни, близость к простым людям, высокий уровень личной культуры, законопослушность, дистанцирование от политики и идеологии, добросовестное отношение к своим обязанностям, преданность долгу, демократии, нетерпимость к нарушению законов и норм общественной жизни, неподкупность, высокий уровень социализации» (курсивом выделены характеристики принципа «не выделяйся»).
Вместе
с тем, на социальное действие государственных
служащих оказывают влияние
Таким
образом, противоречивое, рассогласованное
влияние, с одной стороны, типичных для
россиян поведенческих регуляторов и,
с другой стороны, профессиональных требований
приводит, во-первых, к смешиванию несоединимых
качеств – рационализма и импульсивности,
во-вторых, к деформации качества коллективизма.
Следствием этого является «взаимное
уничтожение» и качеств «народного характера»,
и профессиональных качеств в аномийном
действии, что и ведет к «кризисности нынешнего
кадрового корпуса органов государственной
власти».
3. СОВРЕМЕННАЯ ЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Актуальным сегодня становится переход от различных форм профессиональной подготовки к совершенствованию ее содержания, в том числе и этики. В современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности /54/.
Проблемы
этической регламентации
Этика государственного служащего находится под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая модель действия государственного служащего не может быть простым следствием влияния общих регуляторов. Государственная служба как один из центральных элементов социального управления оказывает существенное влияние на форматирование элементов общественной системы /54/. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».
Способности
государственного служащего - особенности,
являющиеся субъективными условиями
успешного осуществления