Менталитет российского человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:01, лекция

Описание работы

Менталитет проявляется во всех сферах человеческой и государственной жизнедеятельности. На государственном уровне наиболее наглядно – в управлении. От качества управления страной в целом и отдельными отраслями хозяйства зависит экономическая и социальная состоятельность государства.

Работа содержит 1 файл

Менталитет проявляется во всех сферах человеческой и государственной.docx

— 68.10 Кб (Скачать)

    Целерациональная мотивация соответствует схеме «знание – оценка – действие».

    Поведенческое качество, представляющее собой водораздел между импульсивностью и целерациональностью – это рациональное целеполагание, которое проявляется в умении ставить конкретные цели и добиваться их достижения. Однако анализ поведенческих качеств государственных служащих показывает, что в рейтинге этих качеств данное умение стоит всего на 9-м месте из 12

    Другой  характеристикой рационального  целеполагания является механизм контроля деятельности. В.Л. Романов отмечает, что в современной государственной службе «нет четко организованного целенаправленного систематического контроля: 75,5 % отмечают, что контроль определяется конкретной ситуацией; 33,7 % – через санкции и запреты». Таким образом, целеполагающий контроль выражен незначительно. На основании данных следует первый вывод – в системе государственной службы рациональное целеполагание выражено слабо.

    Непосредственно с рациональным целеполаганием связана рациональная заданность функций для организации, или технологическая дисциплина. На вопрос: «Насколько соответствует структура организации ее задачам и функциям» были получены следующие данные: 47,7 % респондентов отметили –  вполне соответствует; 39,9% – не вполне, 4,6 % – не соответствует. Таким образом, мнение респондентов указывает на то, что имеется рассогласованность структуры и функций. Это в конечном итоге влияет на работу организаций и проявляется в ненормированности рабочего дня (отмечают 21 %), в неопределенности прав и обязанностей (13,5 %). Из этих материалов следует второй вывод – технологическая дисциплина в государственной службе находится на низком уровне.

    Научные исследования РАГС свидетельствуют  о том, что в сфере государственной  службы «слабо развиты инициативность, стремление к новому, новаторский подход»; в то же время служащим свойственны «безынициативность и равнодушие». Из этого следует третий вывод – инициативность государственных служащих невысокая.

Вопрос: «чем руководствуется государственный  служащий при выполнении обязанностей»:

    
    69,9%     Указаниями  непосредственного руководителя и  частично должностными обязанностями;
    61,2%     личной  ответственностью за порученное дело;
    53,6%     должностными  инструкциями;
    28,0%     интересами  своей организации;
    17,8%     только  указаниями начальника;
    15,7%     собственными  представлениями о том, что необходимо выполнять;
    13,0%     интересами  общества.

    Таблица 10

    Вопрос: «Что лежит в основе стремления к  служебному росту большинства государственных  служащих»:

    
    50,0%     перспективы дальнейшего профессионального  роста;             
    44,2%     желание больше зарабатывать;
    40,4%     стремление  занять достойное место в обществе;
    30,8%     стремление  более полно реализовать себя в управленческой сфере;
    19,2%     надежда решить жилищную и другие бытовые проблемы;
    15,4%     надежда установить более крупные деловые  связи.

    Таблица 11

    Вопрос: «Факторы, стимулирующие деятельность государственного служащего»

    
    62%     материальное  стимулирование;
    58%     моральное стимулирование;
    56%     формирование  резерва и работа с ним;
    37%     заслушивание  отчетов;
    35%     планирование  должностного перемещения;
    31%     штрафы, административные взыскания планирование;
    19%     индивидуального профессионального развития работника.

    Приведенные данные обобщает В.Л. Романов и приходит к выводу о низкой эффективности традиционных форм морального поощрения (правительственные награды, грамоты, благодарности и т.п.), заинтересованности большинства респондентов в получении денежного вознаграждения. При этом он отмечает особое значение в деятельности госслужащих таких мотивов, как стремление реализовать себя в управлении, удовлетворение своей служебной деятельностью, признание ее социальной важности.

    Опираясь  на приведенные в таблицах данные и выводы В.Л. Романова, отметим, что для большинства государственных служащих в качестве побудительных стимулов (внешнее побуждение для индивида), как правило, выступают материальные и моральные стимулы, стимулы карьерного роста. Мотивами (стремлением индивида к своим ценностям) выступают: перспективы профессионального роста, заработок, положение в обществе. Факторами, организующими мотивацию индивида, выступают указания руководителя, должностные инструкции и личная ответственность за порученное дело. К мотивации, которая носит исключительно рациональный характер, может быть отнесено только выполнение должностных обязанностей (только данная деятельность может быть рационально описана и зафиксирована в документе, регламентирующем эту деятельность). Все остальные мотивы включают рациональный и аттрактивный элемент. Это характерно и для таких мотивов, как приказ начальника и личная ответственность за порученное дело.

    В целом те или иные эмпирические факты  социального действия государственных  служащих направляются определенными  регулятивными принципами:

    
    Эмпирические  факты           Регулятивные

    принципы

    «Фактически каждым третьим из опрошенных служащих признается умение работать в команде»           Адаптивность  к коллективному взаимодействию
    Руководители  подбираются под команду отмечают - 42,3 % респондентов.           Проявление  принципа: «будь как все».
    «Одевайся как положено» - отмечают 73,7 % респондентов           Проявление  принципа: «будь как все»
    «Отрицательное  отношение складывается и к добросовестным людям, которые стремятся сделать  карьеру на государственной службе (отметили 50 % экспертов и 45 % респондентов)»           Действие  регулятора: «не выделяйся»
    80 % опрошенных предпринимателей указали  на то, что в органах государственной  власти существует почти легально  тарификация коррупции.           «Будь как все» в его аномийной форме: «бери по чину».

    Приведенные эмпирические факты представляют собой  и позитивные, и негативные явления. Указанные регулятивные принципы относятся к такому поведенческому регулятору, как коллективизм. Первые три факта демонстрируют проявление общего принципа коллективизма: «будь, как все». Третий факт: «одевайся, как положено» – норма внешнего поведения рассматриваемого принципа. Четвертый факт – это инструмент коллективной репрессии, определяемый нами как зависть, направленный против нарушителей принципа. Пятый факт – аномийная форма воплощения рассматриваемого принципа. Именно наличие тарификации коррупции («бери по чину!», перефразируя слова гоголевского городничего) свидетельствует, что даже в аномийной форме устанавливается определенный порядок функционирования указанного принципа, что показывает его высокую устойчивость и способность к воспроизводству (как в социально адекватном, так и в аномийном виде).

    Учитывая, что данный принцип существует и  в позитивном, и в аномийном действии, можно предположить, что он определяет поведенческие проявления российских чиновников. Вместе с тем, именно с этим поведенческим принципом связаны и проявление таких качеств, как скромность, нестяжательство и их более высокая форма – честность, порядочность, т.е. качества, которые, к сожалению, население не связывает с образом чиновника (табл. 13). 

    Вместе  с тем, именно эти качества необходимы для эффективной работы государственной  службы, на что указывают в выводах, на основании социологических исследований, ученые РАГС: «высокий профессионализм, порядочность, высокая нравственность, внимание и чуткость к людям, скромность в личной жизни, патриотизм, защита интересов отечества, образованность, знание реальной жизни, близость к простым людям, высокий уровень личной культуры, законопослушность, дистанцирование от политики и идеологии, добросовестное отношение к своим обязанностям, преданность долгу, демократии, нетерпимость к нарушению законов и норм общественной жизни, неподкупность, высокий уровень социализации» (курсивом выделены характеристики принципа «не выделяйся»).

    Вместе  с тем, на социальное действие государственных  служащих оказывают влияние поведенческие  регуляторы и управленческие воздействия. Сами поведенческие регуляторы тесно  связаны с этическими. Именно этическая регуляция направлена на разрешение противоречий, возникающих в поведении государственных служащих, и управление ими.

    Таким образом, противоречивое, рассогласованное влияние, с одной стороны, типичных для россиян поведенческих регуляторов и, с другой стороны, профессиональных требований приводит, во-первых, к смешиванию несоединимых качеств – рационализма и импульсивности, во-вторых, к деформации качества коллективизма. Следствием этого является «взаимное уничтожение» и качеств «народного характера», и профессиональных качеств в аномийном действии, что и ведет к «кризисности нынешнего кадрового корпуса органов государственной власти». 

    3. СОВРЕМЕННАЯ ЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

    Актуальным  сегодня становится переход от различных  форм профессиональной подготовки к  совершенствованию ее содержания, в  том числе и этики. В современном  обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных  служащих. Это обусловлено все  более выраженной зависимостью перспективы  развития человеческой цивилизации  от тех моральных принципов и  норм, которыми служащие руководствуются  в своей деятельности /54/.

    Проблемы  этической регламентации деятельности государственных служащих сегодня  являются предметом рассмотрения особой науки - биоэтики, в рамках которой  разрабатываются основы моральной  регламентации взаимоотношений  государственной службы и общества.

    Этика государственного служащего находится  под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая модель действия государственного служащего не может  быть простым следствием влияния  общих регуляторов. Государственная  служба как один из центральных элементов  социального управления оказывает  существенное влияние на форматирование элементов общественной системы /54/. Другими словами, государственный  служащий в силу своего положения  задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».

    Способности государственного служащего - особенности, являющиеся субъективными условиями  успешного осуществления управленческой деятельности. Эти особенности имеют  комплексную структуру, позволяющую  проявляться компенсаторному механизму, благодаря которому сильно выраженные способности могут возмещать  в управленческой деятельности недостаточное  развитие других. Качества и способности  персонала тесно взаимосвязаны  между собой, разделить их порой  практически невозможно. И все  же качества государственного служащего  представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Стало быть, способности  являются как бы скрытыми возможностями  персонала, которые проявляются  и раскрываются при определенных условиях. А так как этика это  составляющая профессиональной деятельности, то от этого зависит и эффективность  деятельности государственного служащего  и в целом государственной  службы. Особенность этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы /54/.

Информация о работе Менталитет российского человека