Медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом по средствам иппотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных, имеющих диагноз детский церебральный паралич.
С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Комплексная медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом…………………………………………………………...7
1.1. Традиционные технологии реабилитации при детском церебральном параличе…………………………………………………………………….7
1.2. Современные технологии реабилитации детей с детским церебральным параличом………………………………………………………………....13
Глава 2. Иппотерапия как наиболее эффективный метод реабилитации при ДЦП…………………………………………………………………………...…..22
2.1. Иппотерапия и ее составляющие…………………………………………..22
2.2. Проект «На коне!»……………………………………………………..……30
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы……………………………………………………..………..38
Приложение………………………………………………………………..……..40

Работа содержит 1 файл

Медико-социальная реабилитация детей с детским.doc

— 420.50 Кб (Скачать)

5.6. Начало реализации и продолжительность проекта:

      Подготовительный этап:

- теоретическая подготовка с 1 февраля по 31 марта,

- практическая подготовка с 1 марта по 31 мая.

      Реализация проекта: с 1 июня по 1 июля.

      Заключительный этап: с 1 июля по 20 июля.

5.7. Место проведения:

Россия, Пермский край, г. Березники, спортивный центр «Каскад».

6.        Формы:

      физические упражнения;

      спортивно-развивающие игры;

      психологические тренинги;

      обучение навыкам самостоятельного ухода за лошадью.

7.        Методы:

      мотивирование;

      самовоспитание;

      убеждение;

      снятие напряжения;

      обучение.

8.        Инвентарь:

      инвентарь для работы с пони;

      спортивный инвентарь.

9.        План реализации проекта:

Этап / дата

Мероприятия

Важное

Подготовительный:

- теоретическая

с 1 февраля по 31 марта,

- практическая

с 1 марта по 31 мая;

      Сбор теоретической информации об иппотерапии, ее методах и формах работы;

      Беседы со специалистами в области иппотерапии и реабилитации при диагнозе ДЦП;

      Анализ полученной информации;

      Разработка правил и норм проведения занятий по иппотерапии;

      Анализ и подбор основных положений, упражнений и игр;

      Составление бюджета;

      Заключение договоров с потенциальными партнерами;

      Подготовка инвентаря, животных и т.д.

 

Реализация:

с 1 июня по 1 июля;

Занятия проходят день – через день (всего 15 дней).

1.      Знакомство со специалистами, животным. Кормление пони, первая посадка на лошадь, сидя лицом вперед, дыхательные упражнения;

2.      Повторение упражнений предыдущего дня + езда по прямой, отведение прямых рук назад;

3.      Повторение + посадка лицом назад, поднятие рук через стороны с последующим опусканием вниз;

4.      Повторение + езда по кругу, фиксация носа руками;

5.      Повторение + положение на животе вдоль лошади головой к голове, поочередное поднимание рук;

6.      Повторение + круговые движения рук;

7.      Повторение + положение на животе вдоль лошади, наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

8.      Повторение + задевание руками до хвоста животного;

9.      Повторение + положение, лежа на животе поперек лошади, задевание руками ушей животного;

10. Повторение + упражнение ножницы;

11. Повторение + положение, лежа на спине вдоль лошади, удержание в руках мяча, мешочка, палки;

12. Повторение + отрабатывание бросков;

13. Повторение + положение, лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади, броски в мишень, цель;

14. Закрепление полученных навыков;

15. Итоговое занятие.

 

Заключительный:

с 1 июля по 20 июля;

      Анализ результатов;

      Сравнение ожидаемых и реальных результатов;

      Формулирование выводов;

      Рассмотрение возможного продления проекта.

 

 

10.   Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

      Собрана теоретическая информация по иппотерапии, определены ее методы и формы работы.

      Ведутся беседы со специалистами в области иппотерапии.

      Разработаны правила и нормы ведения занятий по иппотерапии (см. приложение 1).

      Подобраны основные упражнения, положения и игры для занятий ЛВЕ (см. приложение 2).

      Существует устная договоренность о сотрудничестве с детско-юношеским центром «Каскад».

Ожидаемый результат:
а) укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных;
б) укрепление равновесия;
в) улучшение координации движений и пространственной ориентации;
г) улучшение психо-эмоционального состояние занимающегося, повышение уровня самооценки личности;
д) улучшение коммуникативных функции занимающихся;

е) улучшение эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого;
ж) интеграция инвалидов в общество, расширение горизонтов их возможностей, преодоление барьеров инвалидности;
д) развитие трудовых навыков, самостоятельности и ответственности.

Конечным результатом будет являться полная или частичная реабилитация ребенка с диагнозом ДЦП.

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что иппотерапия сочетает в себе как физическую (медицинскую), так и социальную реабилитацию детей с ДЦП. Кроме того, ЛВЕ развивает самостоятельность и трудовые навыки у ребенка, вселяет уверенность и целеустремленность. Так же большое значение, иппотерапия оказывает в снятии стрессового состояния родителей, в разрушении их комплексов и страхов. Они  видят своего ребенка верхом на красивейшем животном, гордятся его успехами, с огромным удовольствием демонстрируют фотографии достижений ребенка окружению, обществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Иппотераия – это уникальный метод реабилитации, который гармонично сочетает в себе физический, психический, эмоциональный и социальный аспекты реабилитационного процесса.

Когда человек приходит на занятия иппотерапией он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды. Во время этого процесса, всадники преодолевают свои психические и физические трудности, благодаря большой мотивации, которая формируется при обучении верховой езде.

Иппотерапия вызывает у детей очень сильную мотивацию. С одной стороны, ребенок боится большого строптивого животного, он не уверен в себе, а с другой стороны - испытывает желание проехать верхом, научиться управлять лошадью. Это желание помогает ему преодолеть страх и повысить свою самооценку.

В ходе работы была изучена теоретической база по социальной работе с детьми с детским церебральным параличом и разработан проект «На коне!», с целью внедрения технологии иппотерапии в процесс реабилитации детей с ДЦП в г. Березники. Таким образом, поставленная цель была достигнута, по средствам решения следующих задач:

1.      Изучены традиционные и современные технологии медико-социальной реабилитации детей, имеющих ДЦП.

2.      Проанализированы приемы и методы реабилитации детей по средствам иппотерапии.

3.      Разработан проект лечебно-верховой езды с целью реабилитации детей с ДЦП.

Гипотеза курсового исследования: «Предполагается теоретически, что разработанный нами проект будет способствовать повышению качества и  сокращению сроков медико-социальной реабилитации детей с диагнозом ДЦП» - получила свое подтверждение.

Список литературы

1.      Бадалян, Л. О. Детские церебральные пара­личи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонин. — Киев: Здоровье, 2008. – 327 с.

2.      Глозман, Ж. М. Нейропсихологический подход к двигательным нарушениям у детей / Ж. М. Глозман, А. А. Цыганок // Дефектология. – 2007. - № 4. – С. 90-93. 

3.      Грибовская, В. А. Комплексная нейро-ортопедическая реабилитация детей с церебральными параличами в амбулаторных условиях с применением нагрузочных методик / В. А. Грибовская, С. М. Пиотровский, В. И. Доценко // Детская и подростковая реабилитация. – 2007. - № 2. – С. 11-15.

4.      Гросс, Н.А. Современные комплексные методики физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / Н.А. Гросс. – М.: Советсткий спорт, 2005. – 235 с.

5.      Гурвич,  П.Т.  Какие заболевания лечат верховой ездой / П.Т. Гурвич // Коневодство и конный спорт. –1997. – №1– с. 22-23.

6.      Гурвич, П.Т. Центр лечения верховой ездой / П.Т. Гурвич // Коневодство и   конный спорт. -  1997. – №2. - с. 26-27.

7.      Гурвич, П.Т. Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии / П.Т. Гурвич // Неврология и психиатрия. - 1997. - №8. – с. 65.

8.      Гуревич, Д.А. Лечебная верховая езда / Д.А. Гуревич // Коневодство и конный спорт. -  1997. – №5. - с. 27-28.

9.      Долгова, А.В. ДЦП – диагноз. Но не приговор! : [Причина болезни и ее лечение] / А.В. Долгова // Вестник ЗОЖ. – 2005. - № 17. – С. 22-24.

10.  Иванова, Н. Шаг, еще шаг… : [лечение ДЦП в НИИ им. Бурденко] / Н. Иванова // Семья. – 2007. - № 10. – С. 10. 

11.  Качесов, В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП / В.А. Качесов. – СПб.: ЭЛБИ, 2005. – 112 с.

12.  Копырина, Е. В. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата на занятиях плаванием /Е.В. Копырина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 2. – С. 26-28. 

13.  Кулеш, Н. С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича / Н.С. Кулеш // Коррекционная педагогика. – 2004. - № 1. – С. 6-11.

14.  Маркевич, И.Д. Влияние «креативной» терапии на развитие эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом / И.Д. Маркевич // Молодые исследователи – региону: сб. науч. статей по материалам межрегиональной науч. конф. студентов и аспирантов. – Вологда, 2002. – с. 137–140.

15.  Маркевич, И.Д. Использование методов «креативной» терапии в целях коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями ЦНС / И.Д. Маркевич // Проблемы регионального образования и этнопедагогики: сб. научн. статей по материалам Всероссийской науч.-практ. конф. – Мурманск, 2003. – с. 78-79.

16.  Приходько, О. Г. Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с двигательной патологией / О. Г. Приходько, Ю. Ю. Белякова // Логопед в детском саду. – 2007. - № 7. – С. 36-39. 

Интернет – источники:

17.        www.2k.name/hippotherapy/ru/hippotherapy.htm;

18.        www.uaua.info/content/articles/2738.html;

19.        www.nakone37.ru/ippotherapy.asp;

20.        www.chadochki.ru/dcp.html;

21.        www.sudarrb.com/…recommendations/cerebral-spastic;

22.        www.livingthread.ru;

23.        www.hippotherapy.ru

24.        http://ru.wikipedia.org/

 

 

Приложение

Приложение 1

1.      Правила проведения занятий по иппотерапии для всех

участников занятий

 

1.             В момент занятий лица, не имеющие непосредственного отношения к проходящему в данный момент занятию (ожидающие или закончившие свой сеанс, переодевающиеся дети, их родители, зрители и др.), должны находиться на безопасном расстоянии от лошадей, от их рабочего маршрута, в специально отведенном для этого месте.

2.             Занятия по иппотерапии разрешены только в помещениях (манеже) или на открытом воздухе (плацу), где полностью соблюдены условия, установленные «Правилами безопасности»; они проводятся только в присутствии медперсонала, обеспеченного комплектом медикаментов, необходимых для оказания первой медицинской помощи.

3.             Коновод, приводящий лошадь в манеж (на плац), уводящий ее после занятий, должен быть предельно собран, внимательно следить за ситуацией и предупреждать возможные опасные случайности.

4.      Инструктор перед сеансом ЛВЕ обязан:

А) убедиться в готовности лошади и коновода к началу работы, в наличии необходимого оборудования для начала занятия;

Б) выяснить, нет ли у его пациента каких-либо отклонений в состоянии здоровья или в настроении, несовместимых с занятиями ЛВЕ. В каждом подобном случае решение о целесообразности занятий принимается совместно с медработником;

В) проверить соответствие одежды пациента требованиям его безопасности, а также наличие правильно надетого и застегнутого страховочного шлема.

5.             Если пациент «тяжелый» (в прямом и переносном смысле), инструктору рекомендуется воспользоваться, во избежание опасной ситуации, помощью коллеги или одного из родителей, предварительно проинструктировав их.

6.             Посадка пациента на лошадь и ссаживание его в конце занятий – самые ответственные и опасные моменты, поэтому перед тем, как посадить ребенка на лошадь, полезно еще раз убедиться в безопасности ситуации, спокойствии лошади и готовности коновода.

Во время посадки пациента:

-                     коновод становится перед лошадью лицом к ней, держа повод врастяжку и слегка поигрывая трензелем;

-                     инструктор становится вполоборота у левого плеча лошади, держа пациента поближе к себе, и применяя наиболее подходящий способ, уверенными движениями осуществляет посадку.

7.             В процессе занятий инструктор внимательно наблюдает за состоянием пациента и, заметив какие-либо тревожные симптомы (явные признаки утомления или что-либо еще), обязан прекратить занятия и посоветоваться с медработником по поводу дальнейших действий.

8.             При возникновении во время занятий непредвиденных, чреватых опасностью для любого из участников сеанса обстоятельств инструктор немедленно прекращает сеанс, поступая далее по обстоятельствам.

9. По окончании занятий, во время «угощения» лошади, коновод следит за тем, чтобы, во-первых, «угощение» было подходящим, а во-вторых, чтобы лошадь стояла спокойно, а дети и родители не находились в опасной близости к ее ногам и зубам; инструктор помогает ребенку правильно и без риска «угостить» лошадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом по средствам иппотерапии