Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:03, курсовая работа
Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных, имеющих диагноз детский церебральный паралич.
С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Комплексная медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом…………………………………………………………...7
1.1. Традиционные технологии реабилитации при детском церебральном параличе…………………………………………………………………….7
1.2. Современные технологии реабилитации детей с детским церебральным параличом………………………………………………………………....13
Глава 2. Иппотерапия как наиболее эффективный метод реабилитации при ДЦП…………………………………………………………………………...…..22
2.1. Иппотерапия и ее составляющие…………………………………………..22
2.2. Проект «На коне!»……………………………………………………..……30
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы……………………………………………………..………..38
Приложение………………………………………………………………..……..40
Иппотерапия воздействует на организм ребенка через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение этих механизмов в каждом случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии. Так, при лечении ДЦП, умственной отсталости у детей - основным воздействующим фактором является психогенный. При лечении больных детей с нарушениями осанки, сколиозами - ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов т.к. иппотерапия - это метод, оказывающий одновременное воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося ребенка [7, 69].
Он складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит ребенку с ограниченными возможностями ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми. Кроме этого, необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг ребенка (манеж или плац на открытом воздухе), которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным.
Для работы по лечебной верховой езде пригодны лошади любой породы, если они спокойны, добронравны и обладают уравновешенной нервной системой. Однако предпочтение следует отдавать не высококровным, породистым лошадям, которые, как правило, отличаются качествами, малопригодными для лечебной верховой езды, а простым и беспородным. Если же лошадь все-таки породистая, то желательно, чтоб в прошлом она не участвовала в скачках или бегах [6, 92].
Лошади не должны быть слишком высокими, чтобы инструктору было не тяжело с ними работать. Нежелательна высокая костистая холка, так как на такую лошадь нельзя будет посадить ребенка без седла, а этот способ широко применяется в лечебной верховой езде.
По возрасту для занятий наиболее подходят лошади между 5-6 и 13-14 годами. К 5-6 годам лошадь уже сложилась и физически и эмоционально, поэтому можно не опасаться неожиданного проявления каких-либо нежелательных качеств.
Выбирая лошадь, необходимо достоверно убедиться в том, что она не боится щекотки, спокойно реагирует на прикосновение к ушам, хвосту, пояснице, паху, что не препятствует сидящему на ней ребенку поворачиваться во все стороны, садиться задом наперед [8, 78].
Изучая статью Гурвича П.Т. по лечебной верховой езде, мы выяснили, что заниматься иппотерапией можно:
А) летом – на обычном плацу на открытом воздухе. Плац должен иметь соответствующие размеры (не меньше чем 60х40 м) и быть огороженным, хотя бы невысоким заборчиком. Грунт на плацу должен быть ровным, мягким, хорошо впитывающим влагу;
Б) для занятий в зимнее время года необходим специальный крытый манеж стандартных (60х40 м) или произвольных размеров 60х40 м.
В составе оборудования для занятий лечебной верховой ездой, в первую очередь, следует назвать пандус, с которого очень удобно и безопасно сажать в седло детей. Занятия иппотерапии, как правило, проводятся в обычных, рассчитанных только на здоровых всадников, манежах.
Если нет пандуса, то специалисты используют монтуар (лесенку с тремя-четырьмя ступеньками), который делает посадку ребенка на лошадь более удобной и частично облегчает задачи инструктора [6 ,114].
В составе оборудования можно назвать разноцветные пластмассовые или другие предметы - ведра, конусы, с помощью которых проводится обучение элементам управления лошадью, а также мячи, пластмассовые обручи, кегли, кольца, мешочки с горохом и другие предметы для манипуляций с ними во время занятий. В выборе предметов, применяемых с этой целью, можно проявить полную свободу.
Конское снаряжение для лечебной верховой езды состоит из обычного снаряжения для верховой езды – седла со всеми принадлежностями и трензельного оголовья с поводом – и специального, очень разнообразного в зависимости от его назначения и вида инвалидности занимающегося ребенка. Специальное снаряжение включает: страховочные пояса с ручками, разнообразные седла, мягкие и жесткие насадки на них, приспособления, изменяющие форму и площадь седла, овечью шкуру, заменяющую седло, специальные модифицированные стремена («девонширский башмак»), раздельные, разноцветные и разделенные узелками на участки поводья и многое другое, созданное для удобства и частичной компенсации физических и других недостатков [5, 115-116].
Верхняя одежда должна соответствовать времени года и погоде, не быть слишком теплой или слишком легкой при низкой температуре воздуха; она не должна также стеснять движений. Желательно, чтобы даже летом верхняя одежда имела длинные рукава, позволяющие избежать повреждения кожи при падении.
Брюки не должны скользить по седлу (например, для них не годятся болоньевые ткани).
На ноги детям лучше всего надевать кожаные или резиновые сапоги с нескользкой подошвой и достаточно высокими голенищами.
Специалисты в области иппотерапии Гуревич Д.А. и Гурвич П.Т., считают, что в некоторых случаях, конный спорт может считаться этапом формировании больного ребенка как личности, и ставят перед собой задачу добиться улучшения состояния детей, страдающих тяжелыми поведенческими расстройствами и трудностями в отношении с близкими. Эта цель может быть достигнута потому, что животное, не имеющее культурной надстройки, часто затрудняющей человеческие взаимоотношения, принимает ребенка таким, как он есть, и позволяет установить простые, но внушающие уверенность отношения.
Введение в нормальную спортивную среду (конный спорт для инвалидов) представляет собой важнейший шаг для вовлечения в общественную жизнь. Не все приходят к этому этапу, но те, кому это удается, получают огромное удовлетворение от возможности быть частью нормального мира, и это в невероятной степени улучшает их отношения с людьми.
У большинства детей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства, своего тела, а также ощущение себя, как личности – того, что формирует и определяет взаимоотношения с миром.
Лошадь же расширяет коммуникативные возможности ребенка с ограничениями здоровья. Она ставит детей с умственной отсталостью и социально-психическими заболеваниями в ситуацию, когда их реакции более адекватны, чем обычно. Когда ребенок едет верхом, ему необходимо вступить в контакт со своим конем, придерживаясь при этом определенных правил. Только в этом случае лошадь реагирует на приказания всадника.
Поэтому, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у детей появляется самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что является огромной движущей силой в их выздоровлении.
Что еще ребенок с ограниченными возможностями получает сидя на лошади?
Это и освоение своего тела, и освоение пространства, расширение этого пространства за счет изменения угла зрения. Трудно передать самоощущение ребенка, который обычно сидит в инвалидной коляске и смотрит на всех снизу вверх. И вдруг он оказывается на несколько голов выше самого высокого из окружающих и может независимо от всех передвигаться. Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству – качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону [7, 75].
Ребенок начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль он не чувствует себя социально отсталым.
Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной ребенок взаимодействует.
При таком подходе очень скоро иппотерапия для детей из необходимости превращается в удовольствие и стимул к активной жизни. Любимое занятие, которым становится иппотерапия для детей с различными нарушениями здоровья, не только помогает восстановить двигательные функции, но и вырабатывает уверенность в себе, приносит радость и развивает различные навыки, необходимые для интеграции в обществе [5, 94].
Таким образом, иппотерапия оказывает комплексное позитивное воздействие не только на физический статус ребенка, но и на его психо-эмоциональную сферу, способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений с миром, возрастает мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов. В процессе лечебной верховой езды происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и социально – адаптирующих навыков из верховой езды в повседневную, социальную, очень тяжёлую жизнь.
Итак, метод иппотерапии помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья лучше ходить, говорить, он становится более сильным, ловким, выносливым, но главное – иппотерапия помогает расширить ребенку границы своего мира, он приобретает новый опыт общения и получает огромный положительный заряд, делающий его жизнь более полноценной, яркой, насыщенной и более счастливой.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в прямом и переносном смысле поднимается над своими проблемами, а лошадь для него становится настоящим источником жизненных сил, будит желание жить и преодолевать трудности, ставить цели и добиваться их.
2.2. Проект «На коне!!!»
1. Ответственные за реализацию проекта:
Мокрушина Юлия Андреевна,
Крутикова Александра Геннадьевна.
2. Куратор проекта:
Чащина Марина Юрьевна.
3. Название проекта:
«На коне!!!»;
Слоган – "Я смотрю на людей снизу вверх, когда я в коляске;
они смотрят на меня снизу вверх, когда я сижу на лошади!"
4. Партнеры:
Реальные:
Детско-юношеский центр «Каскад».
Потенциальные:
Центр детского юношеского научно-технического творчества (ЦДЮНТТ), клуб «Мы с тобой».
Комитет по вопросам образования г. Березники (КВО).
Общественная организация «Березниковский характер».
Березниковский филиал Пермского государственного университета (БФ ПГУ).
5. Описание проекта:
5.1. Актуальность проблемы:
Среди детей инвалидов много лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды с ДЦП порой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, затруднение в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопрос реабилитации становится основополагающим в жизни этих людей. Реабилитация - это комплексная, многоплановая проблема, имеющая различные аспекты: медицинский, физический, психический, профессиональный, социальный, экономический, личностный. Конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция - активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества.
Иппотерапия - это одна из форм реабилитации больного, сложность которой заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным отношением к окружающему и друг другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними. Между этим на данном этапе, иппотерапия считается наиболее эффективным методом медико-социальной реабилитации детей с ДЦП.
5.2. Краткое описание проекта:
В нашем городе довольно много детей имеющих диагноз – детский церебральный паралич, с каждым годом их становится все больше и больше. Но, несмотря на это, в нашем городе существует только 2 центра физической реабилитации инвалидов. А организаций, осуществляющих медико-социальную реабилитацию и вовсе нет.
Именно поэтому мы задались целью реализовать проект, который впервые в нашем городе будет сочетать как медицинскую (физическую), так и социальную реабилитацию.
Наш проект называется «На коне!!!», и мы хотим ввести понятие иппотерапии в реабилитацию детей с диагнозом ДЦП, проживающих в г. Березники.
Чем наша программа реабилитации будет отличаться от традиционной? Традиционная иппотерапия предполагает занятия на обыкновенных лошадях. Данная программа предполагает работу с пони, что снимет психологический барьер между животным и ребенком, исчезнет страх перед большим животным и останется только «маленькая лошадка». Кроме того, физические воздействия от телесного контакта останутся идентичными большой лошади.
На протяжении месяца специалисты будут заниматься с ребенком, имеющим диагноз детский церебральный паралич, после окончания проекта будут оценены результаты работы, и оценена возможность продления данного проекта.
5.3. Цель проекта:
Медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом по средствам иппотерапии.
5.4. Задачи проекта:
Создать условия для детей с ДЦП, способствующие их реабилитации.
Развитие физических возможностей.
Социализация ребенка, повышение коммуникативных способностей.
Развитие творческого потенциала детей.
Обучение самостоятельности, и применения в жизни полученных навыков.
5.5. Круг людей, на которых рассчитан проект:
Дети, проживающие в г. Березники и имеющие диагноз детский церебральный паралич.
Программа предполагает индивидуальную работу тренера и ребенка, поэтому количество детей будет варьироваться в зависимости от количества задействованных квалифицированных тренеров.