Медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом по средствам иппотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных, имеющих диагноз детский церебральный паралич.
С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Комплексная медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом…………………………………………………………...7
1.1. Традиционные технологии реабилитации при детском церебральном параличе…………………………………………………………………….7
1.2. Современные технологии реабилитации детей с детским церебральным параличом………………………………………………………………....13
Глава 2. Иппотерапия как наиболее эффективный метод реабилитации при ДЦП…………………………………………………………………………...…..22
2.1. Иппотерапия и ее составляющие…………………………………………..22
2.2. Проект «На коне!»……………………………………………………..……30
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы……………………………………………………..………..38
Приложение………………………………………………………………..……..40

Работа содержит 1 файл

Медико-социальная реабилитация детей с детским.doc

— 420.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра психологии и социальной работы

 

 

 

Медико-социальная реабилитация детей с детским

церебральным параличом по средствам иппотерапии

 

 

 

Курсовая работа

студентки IV курса

группы БФ/О СЦР-1-07

специальности «Социальная работа»

Мокрушиной Юлии Андреевны

 

Научный руководитель:

     ст. преподаватель Чащина Марина Юрьевна

 

 

 

Березники, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Комплексная медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом…………………………………………………………...7

1.1.           Традиционные технологии реабилитации при детском церебральном параличе…………………………………………………………………….7

1.2.           Современные технологии реабилитации детей с детским церебральным параличом………………………………………………………………....13

Глава 2. Иппотерапия как наиболее эффективный метод реабилитации при ДЦП…………………………………………………………………………...…..22

2.1. Иппотерапия и ее составляющие…………………………………………..22

2.2. Проект «На коне!»……………………………………………………..……30

Заключение…………………………………………………………………….…37

Список литературы……………………………………………………..………..38

Приложение………………………………………………………………..……..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия  на больных, имеющих диагноз детский церебральный паралич.

С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды  и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

В современной Европе Лечебная Верховая Езда (ЛВЕ) стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавских странах, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др.

Центры по ЛВЕ стали открываться  во многих странах. Так в США работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются  более 26000 человек с самой разнообразной патологией. В Польше работают около 60 подобных центров.

В России практика использования иппотерапии началась с открытия в 1991 году в Москве  Детского Экологического Центра (ДЭЦ) «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых и в других реабилитационных центрах [18].

В Пермском крае нет ни одного центра, профилирующего иппотерпию. Лишь в наиболее крупных городах можно найти специалистов, занимающихся ЛВЕ. Между этим, по статистике каждый десятый родившийся ребенок имеет диагноз детский церебральный паралич.

Возможно, это связано с низкой степенью изученности проблемы, а так же с недостаточным финансированием как на федеральном уровне, так и в качестве благотворительных вложений.

Степень разработанности проблемы. Как известно данная технология реабилитации инвалидов является новшеством для медицины и социальной работы. Большой вклад в исследование иппотерапии, как способа реабилитации детей с ДЦП, внесли такие российские ученые и иппотерапевты как: Юрий Харчук, Денисенков А.И., Самсонова Светлана, Гуревич Д.А., Гурвич П.Т.

В настоящее время, в области иппотерапии, разрабатываются все новые и новые технологии работы с детьми с ДЦП. Но, не смотря на то, что методика ЛВЕ интенсивно развивается, вопрос требует глубокого изучения имеющегося материала, а так, же разработки новых, более совершенных моделей работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья.

Из всего вышесказанного следует, что выбор темы, постановка цели и задач курсовой работы определены актуальностью, низким уровнем изученности и разработанности данной проблемы, а так же огромным значением для медицины и социальной работы нашей страны.   

Объектом исследования являются медико-социальные технологии в работе с детьми с детским церебральным параличом.

Предметом исследования – медико-социальная реабилитация детей с ДЦП по средствам иппотерапии.

Цель исследования – изучение теоретической базы по социальной работе с детьми с детским церебральным параличом и разработка проекта «На коне!» с целью внедрения технологии иппотерапии в процесс реабилитации детей с ДЦП в г. Березники.

Задачи исследования:

1.      Изучить традиционные и современные технологии медико-социальной реабилитации детей, имеющих ДЦП.

2.      Проанализировать приемы и методы реабилитации детей по средствам иппотерапии.

3.      Разработать проект лечебно-верховой езды с целью реабилитации детей с ДЦП.

Гипотеза. Предполагается теоретически, что разработанный нами проект будет способствовать повышению качества и  сокращению сроков медико-социальной реабилитации детей с диагнозом ДЦП.

Понятийный аппарат:

Медико-социальная реабилитация – (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых или врожденных заболеваний, а также в результате травм.

Технологии медико-социальной реабилитации – совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах медико-социального реабилитирования.

Иппотерапия – (от греч. hippo — лошадь) - лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде (ЛВЕ). Этот метод вспомогательного лечения эффективен в разной степени для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями.

Лечебная верховая езда – синоним понятию иппотерапия.

Аббревиатуры:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЛВЕ – лечебная верховая езда;

ЛК – лечебный костюм;

ЦДЮНТТ – Центр детского юношеского научно-технического творчества;

КВО – Комитет по вопросам образования;

БФ ПГУ – Березниковский филиал Пермского государственного университета.

В процессе работы были использованы такие методы, как анализ научной и учебно-методической литературы, описательный метод, проектный метод.

Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, заключение и приложение. В первой главе «Комплексная медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом» рассматриваются традиционные и современные методы реабилитации детей с ДЦП. Во второй главе «Иппотерапия как наиболее эффективный метод реабилитации при ДЦП» раскрывается содержание иппотерапии как наиболее эффективного метода реабилитации, а так же представлен проект «На коне!».

Результатами данного исследования могут воспользоваться социальные работники, медицинские работники, психологи, педагоги коррекционного обучения, специалисты ЛВЕ, родители, заинтересованные лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Комплексная медико-социальная реабилитация детей с

детским церебральным параличом

1.1. Традиционные технологии реабилитации при ДЦП

У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП) из-за двигательных наруше­ний недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, что приводит к дефициту естественных потребнос­тей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Кроме того, в двига­тельной сфере наблюдается отставание в физическом развитии и фи­зической подготовленности.

Методы физиотерапии широко ис­пользуются на всех этапах лече­ния и реабилитации детей, больных ДЦП, с целью восстановления функций головного и спинного мозга, перифери­ческой нервной системы, опорно-двига­тельного аппарата, их психоэмоцио­нального развития, укрепления обще­го состояния. Они относятся к числу методов, которые дают в комплексе со специальной гимнастикой, массажем, медикаментозной терапией, логопеди­ческой, ортопедической, психопедаго­гической коррекцией отчетливый лечеб­ный эффект, иногда проявляющийся даже при относительно коротких кур­сах лечения.

Основанием для назначения физичес­ких методов лечения при ДЦП являют­ся те патологические изменения структу­ры и функции головного мозга, которые возникают при данном заболевании. Органические изменения в центральной нервной системе приводят к стойким па­раличам и последующей атрофии мышц, нарушению двигательных функций, расстройству речи, интеллекта и т. д. Используемые при ДЦП физические факторы воздействия направлены на оживление и усиление функции нервных клеток, которые берут на себя функцию погибших клеток, на создание благо­приятных условий для восстановления сохранившихся, но функционально уг­нетенных участков центральной нервной системы, реализацию ее пластических и компенсаторных возможностей. Они применяются также с целью воздействия на пострадавшие двигательные пути, мышцы, суставы.

Физические факторы, влияние кото­рых используется с лечебными и профи­лактическими целями, делятся на:

      ес­тественные, имеющиеся в природе и используемые обычно в курортных ус­ловиях (например, солнечные лучи, лечебные грязи, естественные мине­ральные воды и др.);

      преформированные, т. е. созданные искусственным путем, которые применяются в физио­терапевтических кабинетах. Это элект­ро-, магнито- и световоздействия, ульт­развуковая терапия, некоторые виды тепло- и водолечения.

Все физические факторы — комплекс­ные раздражители. Воздействуя на орга­низм, они вызывают в нем сложные адаптационные реакции с общими и ме­стными компонентами.

Наиболее универсальным в механиз­ме действия многих физических факто­ров является тепловой эффект, кото­рый проявляется в той или иной степени при реализации реакции на воздействие. Происходит усиление регионального кровотока, местных микроциркуляторных и метаболических процессов. Так проявляется неспецифический компо­нент действия физического фактора. Однако каждый физический фактор оказывает свое, присущее только ему специфическое действие.

Особенность отечественной физиоте­рапии заключается в использовании физических факторов малой интенсив­ности. Известно, что все функциональ­ные системы организма работают на очень низком энергетическом уровне. Малые дозы поглощенной энергии фи­зического фактора стимулируют, а большие дозы, напротив, угнетают де­ятельность функциональных систем. Поэтому более выраженный терапевти­ческий эффект наблюдается при слабой интенсивности используемого физичес­кого фактора по сравнению с физическим фактором средней и большой интен­сивности.

Назначая курс процедур, учитывают фактор привыкания организма к повто­ряющимся однотипным воздействиям, ведущий к снижению их терапевтической эффективности. Поэтому в процессе лечения меняют параметры физического воздействия, используемые методики, сам способ физического воздействия. Это положение особенно актуально при лечении больных ДЦП, которое про­должается годами.

При физическом воздействии могут преобладать местные, сегментарные или общие реакции организма. Для общего воздействия используют лечебные мето­ды, оказывающие влияние на функ­циональное состояние клеток головного мозга и расположенные в нем жизненно важные центры, и рефлекторно-сегментарные методики. В лечебный комплекс включают также воздействие на мышцы и связочно-суставной аппарат.

Выбор адекватного метода физиоте­рапии больному ДЦП определяется осо­бенностями физического фактора, кли­нической симптоматикой, общим сос­тоянием больного, сопутствующими заболеваниями.

Перед проведением физиотерапевти­ческой процедуры необходимо успоко­ить ребенка (вплоть до назначения седативных препаратов легко возбуди­мым детям), дать ему отдохнуть. Дозу воздействия постепенно увеличивают как во время процедуры, так и в ходе курса лечения. При использовании ап­паратной физиотерапии в ряде случаев первую процедуру следует проводить без включения аппарата с тем, чтобы не испугать ребенка и не вызвать у него негативного отношения к последую­щим процедурам.

Информация о работе Медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом по средствам иппотерапии