Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:03, курсовая работа
Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных, имеющих диагноз детский церебральный паралич.
С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Комплексная медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом…………………………………………………………...7
1.1. Традиционные технологии реабилитации при детском церебральном параличе…………………………………………………………………….7
1.2. Современные технологии реабилитации детей с детским церебральным параличом………………………………………………………………....13
Глава 2. Иппотерапия как наиболее эффективный метод реабилитации при ДЦП…………………………………………………………………………...…..22
2.1. Иппотерапия и ее составляющие…………………………………………..22
2.2. Проект «На коне!»……………………………………………………..……30
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы……………………………………………………..………..38
Приложение………………………………………………………………..……..40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии и социальной работы
Медико-социальная реабилитация детей с детским
церебральным параличом по средствам иппотерапии
Курсовая работа
студентки IV курса
группы БФ/О СЦР-1-07
специальности «Социальная работа»
Мокрушиной Юлии Андреевны
Научный руководитель:
ст. преподаватель Чащина Марина Юрьевна
Березники, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Комплексная медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом………………………………………………………
1.1. Традиционные технологии реабилитации при детском церебральном параличе…………………………………………………………
1.2. Современные технологии реабилитации детей с детским церебральным параличом………………………………………………………
Глава 2. Иппотерапия как наиболее эффективный метод реабилитации при ДЦП………………………………………………………………………
2.1. Иппотерапия и ее составляющие…………………………………………..
2.2. Проект «На коне!»……………………………………………………..……
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных, имеющих диагноз детский церебральный паралич.
С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.
В современной Европе Лечебная Верховая Езда (ЛВЕ) стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавских странах, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др.
Центры по ЛВЕ стали открываться во многих странах. Так в США работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются более 26000 человек с самой разнообразной патологией. В Польше работают около 60 подобных центров.
В России практика использования иппотерапии началась с открытия в 1991 году в Москве Детского Экологического Центра (ДЭЦ) «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых и в других реабилитационных центрах [18].
В Пермском крае нет ни одного центра, профилирующего иппотерпию. Лишь в наиболее крупных городах можно найти специалистов, занимающихся ЛВЕ. Между этим, по статистике каждый десятый родившийся ребенок имеет диагноз детский церебральный паралич.
Возможно, это связано с низкой степенью изученности проблемы, а так же с недостаточным финансированием как на федеральном уровне, так и в качестве благотворительных вложений.
Степень разработанности проблемы. Как известно данная технология реабилитации инвалидов является новшеством для медицины и социальной работы. Большой вклад в исследование иппотерапии, как способа реабилитации детей с ДЦП, внесли такие российские ученые и иппотерапевты как: Юрий Харчук, Денисенков А.И., Самсонова Светлана, Гуревич Д.А., Гурвич П.Т.
В настоящее время, в области иппотерапии, разрабатываются все новые и новые технологии работы с детьми с ДЦП. Но, не смотря на то, что методика ЛВЕ интенсивно развивается, вопрос требует глубокого изучения имеющегося материала, а так, же разработки новых, более совершенных моделей работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья.
Из всего вышесказанного следует, что выбор темы, постановка цели и задач курсовой работы определены актуальностью, низким уровнем изученности и разработанности данной проблемы, а так же огромным значением для медицины и социальной работы нашей страны.
Объектом исследования являются медико-социальные технологии в работе с детьми с детским церебральным параличом.
Предметом исследования – медико-социальная реабилитация детей с ДЦП по средствам иппотерапии.
Цель исследования – изучение теоретической базы по социальной работе с детьми с детским церебральным параличом и разработка проекта «На коне!» с целью внедрения технологии иппотерапии в процесс реабилитации детей с ДЦП в г. Березники.
Задачи исследования:
1. Изучить традиционные и современные технологии медико-социальной реабилитации детей, имеющих ДЦП.
2. Проанализировать приемы и методы реабилитации детей по средствам иппотерапии.
3. Разработать проект лечебно-верховой езды с целью реабилитации детей с ДЦП.
Гипотеза. Предполагается теоретически, что разработанный нами проект будет способствовать повышению качества и сокращению сроков медико-социальной реабилитации детей с диагнозом ДЦП.
Понятийный аппарат:
Медико-социальная реабилитация – (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых или врожденных заболеваний, а также в результате травм.
Технологии медико-социальной реабилитации – совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах медико-социального реабилитирования.
Иппотерапия – (от греч. hippo — лошадь) - лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде (ЛВЕ). Этот метод вспомогательного лечения эффективен в разной степени для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями.
Лечебная верховая езда – синоним понятию иппотерапия.
Аббревиатуры:
ДЦП – детский церебральный паралич;
ЛВЕ – лечебная верховая езда;
ЛК – лечебный костюм;
ЦДЮНТТ – Центр детского юношеского научно-технического творчества;
КВО – Комитет по вопросам образования;
БФ ПГУ – Березниковский филиал Пермского государственного университета.
В процессе работы были использованы такие методы, как анализ научной и учебно-методической литературы, описательный метод, проектный метод.
Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, заключение и приложение. В первой главе «Комплексная медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом» рассматриваются традиционные и современные методы реабилитации детей с ДЦП. Во второй главе «Иппотерапия как наиболее эффективный метод реабилитации при ДЦП» раскрывается содержание иппотерапии как наиболее эффективного метода реабилитации, а так же представлен проект «На коне!».
Результатами данного исследования могут воспользоваться социальные работники, медицинские работники, психологи, педагоги коррекционного обучения, специалисты ЛВЕ, родители, заинтересованные лица.
Глава 1. Комплексная медико-социальная реабилитация детей с
детским церебральным параличом
1.1. Традиционные технологии реабилитации при ДЦП
У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП) из-за двигательных нарушений недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, что приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Кроме того, в двигательной сфере наблюдается отставание в физическом развитии и физической подготовленности.
Методы физиотерапии широко используются на всех этапах лечения и реабилитации детей, больных ДЦП, с целью восстановления функций головного и спинного мозга, периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, их психоэмоционального развития, укрепления общего состояния. Они относятся к числу методов, которые дают в комплексе со специальной гимнастикой, массажем, медикаментозной терапией, логопедической, ортопедической, психопедагогической коррекцией отчетливый лечебный эффект, иногда проявляющийся даже при относительно коротких курсах лечения.
Основанием для назначения физических методов лечения при ДЦП являются те патологические изменения структуры и функции головного мозга, которые возникают при данном заболевании. Органические изменения в центральной нервной системе приводят к стойким параличам и последующей атрофии мышц, нарушению двигательных функций, расстройству речи, интеллекта и т. д. Используемые при ДЦП физические факторы воздействия направлены на оживление и усиление функции нервных клеток, которые берут на себя функцию погибших клеток, на создание благоприятных условий для восстановления сохранившихся, но функционально угнетенных участков центральной нервной системы, реализацию ее пластических и компенсаторных возможностей. Они применяются также с целью воздействия на пострадавшие двигательные пути, мышцы, суставы.
Физические факторы, влияние которых используется с лечебными и профилактическими целями, делятся на:
естественные, имеющиеся в природе и используемые обычно в курортных условиях (например, солнечные лучи, лечебные грязи, естественные минеральные воды и др.);
преформированные, т. е. созданные искусственным путем, которые применяются в физиотерапевтических кабинетах. Это электро-, магнито- и световоздействия, ультразвуковая терапия, некоторые виды тепло- и водолечения.
Все физические факторы — комплексные раздражители. Воздействуя на организм, они вызывают в нем сложные адаптационные реакции с общими и местными компонентами.
Наиболее универсальным в механизме действия многих физических факторов является тепловой эффект, который проявляется в той или иной степени при реализации реакции на воздействие. Происходит усиление регионального кровотока, местных микроциркуляторных и метаболических процессов. Так проявляется неспецифический компонент действия физического фактора. Однако каждый физический фактор оказывает свое, присущее только ему специфическое действие.
Особенность отечественной физиотерапии заключается в использовании физических факторов малой интенсивности. Известно, что все функциональные системы организма работают на очень низком энергетическом уровне. Малые дозы поглощенной энергии физического фактора стимулируют, а большие дозы, напротив, угнетают деятельность функциональных систем. Поэтому более выраженный терапевтический эффект наблюдается при слабой интенсивности используемого физического фактора по сравнению с физическим фактором средней и большой интенсивности.
Назначая курс процедур, учитывают фактор привыкания организма к повторяющимся однотипным воздействиям, ведущий к снижению их терапевтической эффективности. Поэтому в процессе лечения меняют параметры физического воздействия, используемые методики, сам способ физического воздействия. Это положение особенно актуально при лечении больных ДЦП, которое продолжается годами.
При физическом воздействии могут преобладать местные, сегментарные или общие реакции организма. Для общего воздействия используют лечебные методы, оказывающие влияние на функциональное состояние клеток головного мозга и расположенные в нем жизненно важные центры, и рефлекторно-сегментарные методики. В лечебный комплекс включают также воздействие на мышцы и связочно-суставной аппарат.
Выбор адекватного метода физиотерапии больному ДЦП определяется особенностями физического фактора, клинической симптоматикой, общим состоянием больного, сопутствующими заболеваниями.
Перед проведением физиотерапевтической процедуры необходимо успокоить ребенка (вплоть до назначения седативных препаратов легко возбудимым детям), дать ему отдохнуть. Дозу воздействия постепенно увеличивают как во время процедуры, так и в ходе курса лечения. При использовании аппаратной физиотерапии в ряде случаев первую процедуру следует проводить без включения аппарата с тем, чтобы не испугать ребенка и не вызвать у него негативного отношения к последующим процедурам.