Медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом по средствам иппотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных, имеющих диагноз детский церебральный паралич.
С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Комплексная медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом…………………………………………………………...7
1.1. Традиционные технологии реабилитации при детском церебральном параличе…………………………………………………………………….7
1.2. Современные технологии реабилитации детей с детским церебральным параличом………………………………………………………………....13
Глава 2. Иппотерапия как наиболее эффективный метод реабилитации при ДЦП…………………………………………………………………………...…..22
2.1. Иппотерапия и ее составляющие…………………………………………..22
2.2. Проект «На коне!»……………………………………………………..……30
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы……………………………………………………..………..38
Приложение………………………………………………………………..……..40

Работа содержит 1 файл

Медико-социальная реабилитация детей с детским.doc

— 420.50 Кб (Скачать)

В последнее время разработано и успешно применяется прин­ципиально новое устройство для реабилитации детей с ДЦП — костюм «ДК». Суть этого устройства, выполненного в виде полу­комбинезона, заключается в том, что при его использовании у ре­бенка не только можно корректировать осанку, но и использовать в качестве тренажера для обучения любым двигательным навы­кам. Принципиальное отличие этого устройства от всех предло­женных ранее лечебных костюмов-корректоров в том, что устрой­ство само осуществляет попеременную тракцию, дистракцию и коррекцию позвоночного столба и конечностей в соответствии с движениями ребенка. Модульный тип костюма «ДК» позволяет использовать его для коррекции любых двигательных нарушений и постепенного атравматичного исправления костных деформа­ций. Устройство легко надевается на ребенка, очень просто в управлении и не требует специальных знаний. В отличие от костюмов типа «Адель», «Гравистат» устройство «ДК» может быть надето на ребенка под одеж­ду в течение всего дня, а при необходимости исправления грубых костных деформаций ребенок может находиться в нем и ночью. Действие, отключение и регулировка костюма «ДК» осуществля­ется легким поворотом пластмассового рычажка, расположенного на костюме. В костюме «ДК» ребенок может купаться и плавать, причем пребывание в бассейне в этом устройстве дает наилучшие результаты коррекции и более быстрое восстановление ребенка [24; 3, 23-45].

Метод дельфинотерапии в настоящее время представляет медико-психологический комплекс, состоящий из диагностического блока и коррекционного. При контакте «пациент – дельфин», последний выступает как природный ультразвуковой сонар и происходит позитивная стимуляция коры головного мозга и других органов пациента.

Дельфинотерапия применяется при лечении детей, страдающих ДЦП. Они оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему человека, стимулируя обменные, иммунные и другие процессы. Взаимодействие с дельфином в воде позволяет значительно стимулировать психоречевое и физическое развитие ребенка.

1-й этап дельфинотерапии. За счет высокой мотивации ребенка при начальных сеансах дельфинотерапии происходит активация мозга. Ребенок начинает интегрировать сенсорную информацию от всех органов чувств: т.е. — тактильную, зрительную, слуховую.

2-й этап дельфинотерапии. После установления двухстороннего контакта между ребенком и дельфином и вхождения ребенка в коммуникационный резонанс, наступает фаза совместного психического и моторного функционирования ребенка и дельфина.

Лечение проводится с учётом составления индивидуальных программ и терапевтических методик. Терапевт предлагает ребенку, если это, возможно, выполнить совместно с дельфином структурированный комплекс упражнений. Происходит активное взаимодействие с дельфином в период выполнения упражнений: бросание и захват предметов, попадание в цель, перебрасывание мяча через веревку и обруч и др. Используются различные спортивные снаряды: мячи, кольца, обручи различных размеров или только спасательный жилет.

В результате лечения, проводимого в дельфинарии, наблюдается улучшение моторных и координационных способностей детей с Церебральным параличом [24; 12, 47- 62].

Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Она разработана Южно-корейским ученым, профессором Пак Чжэ Ву. Су – кисть. Джок – стопа. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма [24].

Цветотерапия - немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

В современной медицине сочетают цветотерапию и биоритмотерапию, которая стимулирует зрительный анализатор светом различной длины волн. Для процедуры пациент надевает специальные очки с лампочками, перед которыми ставятся светофильтры соответствующего цвета или просто смотрит на свет, который излучает аппарат (напр., экран монитора).

При подборе цвета учитывается то, что:

- красный - стимулирует сенсорные центры; повышает иммунитет; стимулирует надпочечники, симпатическую нервную систему; учащает сердцебиение, дыхание, повышает обмен веществ, выносливость.

- оранжевый - повышает уровень нейроэндокринной регуляции; стимулирует деятельность половых желез; омолаживает, увеличивает мышечную силу и потенцию.

- желтый - активизирует двигательные центры; стимулирует работу желудочно-кишечного тракта; обладает слабительным и желчегонным эффектом;

- зеленый - активизирует вегетативную нервную систему; компенсирует энергетические потери; снижает спазм гладких мышц, сосудов, бронхов; ослабляет напряжение, успокаивает; устраняет застойные явления, бессонницу; рекомендован при дизуриях, эректильной дисфункции;

- синий - воздействует на парасимпатическую нервную систему, гипофиз; обладает антисептическим, бактерицидным и антиканцерогенным действием; понижает артериальное давление; тонизирует капилляры.

В настоящее время цветоимпульсная терапия (по-другому - цветоритмотерапия, визуальная цветостимуляция) эффективно используется во многих областях медицины: неврологии, терапии, офтальмологии, психиатрии, педиатрии, рефлексологии [24; 15, 54-59].

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – один из наиболее эффективных методов реабилитации детей с ДЦП, который в последнее время привлекает внимание педагогов, врачей, родителей и социальных работников.

Мощная мускулатура лошади массирует пораженные мышцы нижних конечностей, уменьшая спазм сведенных при ДЦП ног, согревает их, ведь температура тела лошади 37-37,5 градусов, и даже создает иллюзию самостоятельной ходьбы, т.к. темп шага лошади почти идентичен человеческому. Сидя на движущейся лошади, пациент для сохранения равновесия инстинктивно включает в работу все мышцы тела, чего невозможно добиться даже при самой активной иной нагрузке. Ритмичные, плавные движения лошади успокаивают, снимают напряжение и возбуждение, вызванные болезнью. Упражнения на лошади побуждают пациента концентрировать внимание и волю, чтобы суметь правильно выполнить задание инструктора и заслужить его одобрение, научиться самостоятельно, управлять лошадью. Вместе с успехами в верховой езде к пациенту приходит вера в свои силы, активируется интерес к жизни, стремление преодолеть ограничения продиктованные недугом, постепенно исчезает убеждение в своей неполноценности.

Во время движения лошади по манежу - укрепляется мускулату­ра, прежде всего, мышцы спины ребенка, преодолевается нару­шение функции равновесия и вестибулярных расстройств. Обще­ние с животным на открытом воздухе улучшает эмоциональный фон ребенка, расширяет диапазон его знаний об окружающем мире [22; 20].

 

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что лечение и реабилитация больных с детским церебральным параличом в первую очередь основана на многолетней программе обучения движениям, в которой ведущее место занимают различные средства и формы лечебной физической культуры. Так же, видно, что в традиционных методах не уделяется должного внимания социальной реабилитации, а современные методы содержат огромный комплекс приемов социализации ребенка. Кроме того, важным моментом в реабилитации детей с детским церебральным параличом является постоянное общение с врачом, тренером, социальным работником и т.д. Огромную важность имеет степень вовлеченности ребенка в процесс реабилитации, его интерес, поэтому человек, работающий с таким ребенком должен приложить все возможные усилия и мотивировать ребенка к активной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Иппотерпия как наиболее эффективный метод современной реабилитации детей с ДЦП

2.1. Иппотерапия и ее составляющие

Иппотерапия - это уникальное по эффективности средство развития детей с ограниченными возможностями. Особое воздействие иппотерапии на ребенка заключается в стимулировании развития двигательных рефлексов. Идущая шагом лошадь служит терапевтическим средством для воспроизведения двигательной активности [15, 17].

Когда ребенок сидит верхом, его осанка вырабатывается благодаря специфике движения лошади, идущей вперед, а с помощью слабых координационных реакций вырабатывается, и тренируются удержание равновесия и компенсаторные мышечные сокращения. Специфическая стимуляция улучшает осанку, так как облегчает нахождение и закрепление наиболее близких к норме двигательных реакций, доступных ребенку. Одновременно такая двигательная коррекция тренирует мускулатуру, устраняя ее непропорциональность, и регулирует мышечный тонус, что также максимально увеличивает объем двигательной активности в суставах. На фоне такого комплексного развития мышечно-связочного аппарата при занятиях верхом на лошади происходит выраженное развитие двигательных функций [14, 41].

Иппотерапия преследует следующие цели:

      психофизическое развитие ребенка с ограничениями здоровья (повышение уровня физического и душевного равновесия);

      социальная адаптация (повышение уровня социального здоровья);

      эмоциональная мотивация активного образа жизни у ребенка;

      микросоциальное ориентирование;

      воспитательно-образовательное воздействие;

      наращивание позитивного мышления и положительных эмоций [14,137].

Отличительной чертой лечебной верховой езды является высокая эффективность и уникальность воздействия на физическую и социально-психическую сферу ребенка.

         Иппотерапия, как одна из форм лечебной физкультуры, позволяет решать следующие основные задачи:

1) Развивать физическую активность больного ребенка;

2) Способствовать восстановлению нарушенных функций;

3) Улучшать или восстанавливать утраченные навыки [15, 140].

          Специалисты Гуревич Д.А. и Гурвич П.Т. считают, что лечебная верховая езда особенно эффективна в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса, ускоряя их социальную адаптацию.

Факторы и приемы иппотерапии:

1.              Естественный ритм движений лошади (природные вибрации).

2.              Физическая теплота животного, полученная от энергии солнца через потребление абсолютно вегетарианской пищи.

3.              Дружелюбное отношение лошади к человеку и человека к лошади (кормление лошади с рук после каждого занятия, уход за животными в конюшне, накрывание попоной на открытом выгуле и пр.).

4.              Создание единого биополя большого животного и всадника.

5.              Укрепление и релаксация мышц тазового дна и поясницы.

6.              Улучшение координации движений.

7.              Мобилизация внимания.

8.              Снятие депрессивного фона настроения.

9.              Езда без седла для прогревания мышц таза и повышения внимательности к занятиям.

10.              Езда без стремян для концентрации внимания на движении рук и поддержания правильной осанки.

11.              езда в седле и в стременах для придания уверенности в себе.

12.              Езда на высоком коне для повышения самомнения по механизму "я выше всех".

13.              Выполнение упражнений без поводьев (езда по кругу, по прямой с доставанием руками хвоста и ушей лошади, своих стоп и стремян).

14.              Управление лошадью поводьями, стеком и каблуками (езда по восьмерке, перешагивание через барьеры, остановки по команде инструктора.

15.              Возложение кубиков на столбики, стоящие посреди закрытого манежа или надевание колец на столбы для фигур конкура.

16.              Ловля мешочков с песком с разных боков лошади во время движения и в покое [8, 63-64].

Иппотерапия способствует развитию памяти, внимания, мышления. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий активизирует психические процессы.

Еще одна из возможностей, предоставляемых иппотерапией - это возможность практиковаться в социальном взаимодействии. Контакт с лошадью используются для социализации, адаптации, особенно замкнутых, стеснительных детей [5 , 81].

Верховая езда обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок с ограниченными физическими возможностями способен передвигаться на мощном животном, управлять им. Верховая езда вызывает у ребенка - всадника много положительных эмоций, ощущений и переживаний. Лечебная верховая езда кардинально повышает самооценку, уверенность в своих силах. Верховая езда способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений человека с миром, помогает находить новые, неординарные решения стоящих перед ним задач. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия верховой ездой, способствует подъёму активности и улучшения настроения и общего состояния пациентов. Поэтому именно лошади используются для снятия депрессивного фона настроения [6, 44].

Информация о работе Медико-социальная реабилитация детей с детским церебральным параличом по средствам иппотерапии