Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:00, статья
Вплоть до 2005 г. рост числа доступных телеканалов объяснялся преимущественно инициативой телевещательных компаний. Будучи заинтересованными в увеличении своей аудитории, они расширяли зону технического охвата за счет новых регионов страны и улучшения качества вещания там, где это им было необходимо. Темпы роста числа доступных населению телеканалов в 2000 - 2005 гг. составляли один - два канала в год.
Принимая
во внимание тот факт, что производство
"заключает" символическое содержание
в материальный субстрат (текст, визуальный
образ), потребление "освобождает"
его и делает уязвимым для разрушительного
воздействия времени. Например, просмотр
сегодня повтора телевизионной программы
"Время" от 25 апреля 1989 г. на телеканале
"Ностальгия" вызывает массу недоуменных
вопросов у того, кто тогда только родился.
Кроме того, польза, которую получатели
извлекают из символических материалов,
может значительно отличаться от той,
которую подразумевали их производители.
Даже если люди имеют
Объектом медиапотребления выступает символический материал, который может быть "упакован" в различные медиапродукты: тексты, музыкальные произведения, видеопродукцию и доставлен с помощью различных технических (медиа) средств. Эти "продукты" сознательной деятельности людей претерпевают метаморфозы в зависимости от того, какими техническими средствами они передаются человеку. Развитие коммуникационных технологий приводит к постоянному росту новых возможностей "упаковки" символического содержания с использованием технологических инноваций.
Основной вектор инновационного развития в области массовой коммуникации связан с развитием цифровых технологий. Например, появление возможности просмотра телеконтента на экране компьютера позволяет пользователю занимать активную позицию: искать, кликать, сохранять, что в свою очередь приводит к сокращению "интервала внимания" - времени, которое пользователь готов уделить единице контента. Так новые медиа провоцируют быстрое переключение внимания. Дробление стр. 62 медиапродукта на микромодули становится самым простым способом удержать аудиторию со все сокращающимся интервалом внимания.
Подход к медиапотреблению как активной социальной практике также подразумевает то, что медиапотребление - это ситуативная деятельность: люди, получающие медиапродукты, всегда находятся в определенных социально-исторических контекстах. Процесс потребления имеет место в пределах этих структурированных контекстов и зависит от властных отношений и ресурсов, доступных для потенциальных получателей. Некоторые, например, не могут смотреть телевизионные программы, если у них нет средств на приобретение необходимого оборудования; а системы телевизионного просмотра обычно регулируются способами, отражающими властные отношения между членами семьи.
Наиболее
очевидная ситуативность
Телевидение является одним из наиболее "домашних" медиа: абсолютное большинство горожан (97,5%) смотрит телевизор дома. Даже потребление кинопродукции приобрело домашнюю форму с использованием DVD и телевизора. Только пользование компьютером реализуется в форме определенного соперничества между домом и работой. Домашний объем пользования компьютером среди тех, кто имеет возможность (имеет компьютер дома или на работе) это делать, составляет, в среднем, 2 часа в сутки, а продолжительность пользования на работе - порядка 5 часов.
У старшего поколения (старше 55 лет), как правило, домашнее медиапотребление. Мужчины и "молодые" взрослые (от 25 до 34 лет) в целом значительно чаще других обращаются к медиа на работе (компьютер, Интернет), в пути (радио, ноутбук, Интернет), а также в барах, кафе, клубах и т.п. (газета, журнал, телевизор, Интернет, радио).
Хотя домашнее медиапотребление является доминирующим, дальнейшее развитие медиасреды связано с расширением свободы доступа к контенту, то есть с созданием условий, при которых потребитель сможет получить любой контент на любое устройство (мобильный телефон, компьютер, телевизор ...), в любом месте (дома, в пути, ...) и в любое время. Такой технологический тренд еще более обостряет проблему социального контекста как важнейшего фактора медиапотребления.
Кроме того, медиапотребление это обычная деятельность в том смысле, что это неотъемлемая часть упорядоченных действий, которые составляют повседневную жизнь. Медиапотребление частично совпадает и сложным образом соединяется с другими видами деятельности, и одна из причин таких совпадений заключается в том, что специфические приемы, которыми люди пользуются, берут свое начало из других аспектов человеческой жизни. Так, например, люди могут читать газеты, чтобы скоротать время по дороге на работу; включить телевизор, чтобы ослабить монотонность приготовления обеда или чтобы успокоить детей; читать книгу, чтобы расслабиться и временно скрыться от хлопот повседневной жизни. То есть медиапотребление органично вплетено в повседневную жизнь человека, составляя его естественную среду. Такая "включенность" медиапотребления в повседневность требует анализа вопроса, связанного с бюджетом времени - что происходит со структурой бюджета времени населения, если медиасреда предлагает все более широкое и разнообразное меню для времяпровождения? Вопрос этот для тех, кто развивает современные коммуникационные технологии, принципиален, так как конкуренция ведется не только за деньги потребителей, но и их внимание и время.
Результаты исследования показали, что россияне в среднем тратят порядка 6 часов в день на потребление медиапродукции и чуть больше половины этого времени уходит на телепотребление. Необходимо отметить, что структура бюджета времени населения зависит от образа жизни и тех традиций, которые сложились в обществе. Например, стр. 63 когда во Франции перешли к 35-часовой рабочей неделе, возросло время на просмотр телевизора и посещение магазинов. Однако такие перемены в структуре времени происходят не часто. Если же они происходят - время ресурс, ограниченный 24 часами в сутки (8 - сон, 8 - работа, 8 - свободное время), вариации возможны только в рамках этого ресурса. Практика других стран свидетельствует, что дальнейшее развитие современных коммуникационных технологий не позволяет кардинально увеличить время медиапотребления. Различные медиа борются за время и внимание потребителей в рамках того бюджета, который сложился на настоящий момент. Как же этот бюджет распределяется по медиа в России?
Данные исследования свидетельствуют - популярность телевидения настолько велика, что суммарное время, которое приходится на все прочие медиа, вместе взятые, оказывается меньше, чем время телесмотрения. Но это касается всего городского населения, участвовавшего в опросе (даже тех, кто не имеет доступа в Интернет, и тех, у кого отсутствует компьютер). Распределение времени среди тех, кто пользовался различными медиа, следующее. В сутки телевизор смотрят в среднем 4 часа; слушают радио 2 часа 44 минуты; проводят у компьютера 3 часа; пользуются интернетом 2 часа; читают книги 1 час 33 минуты, газеты и журналы - по часу. Здесь можно зафиксировать доминирование электронных медиа над печатными. Появление компьютера в пользовании (дома, на работе) перераспределяет время - он начинает занимать существенное место в медиапотреблении. Представители разных возрастных групп по-разному тратят свое время на медиа. В медийном потреблении людей в возрасте от 55 лет и старше доминирует телевидение. Единственное медиа, которое способно соперничать с телевизором в этой возрастной категории - это радио, и единственное время суток, когда доля слушающих радио в этой возрастной категории выше, чем доля смотрящих телевизор, - это утро (примерно до 10 утра). В молодежной аудитории (15 - 24) всю первую половину дня доминирует радиослушание, и лишь вечером (19:00 - 23:00) ситуация меняется. Доля тех, кто находится у радиоприемников, резко идет на убыль, а перед телеэкраном оказывается каждый третий представитель возрастной категории 15 - 24. Эти различия определяются образом жизни данных возрастных кагорт. В зависимости от стиля жизни они по-разному используют медиа.
Зачастую медиапотребление совмещается с другими видами деятельности вне дома. Число людей, обращающихся к медиа на работе, невелико - в среднем 18%. Самые популярные на рабочих местах СМИ - радио и компьютер. Те люди, которые слушают на работе радио, делают это, в среднем, около 4 часов в день. Продолжительность работы на компьютере, как мы уже отмечали (в расчете на пользователей), составляет 5 часов в день.
Будучи
в пути (преимущественно в дороге
из дома на работу и обратно), люди чаще
всего слушают радио (1 час 39 минут)
- в большей степени это
Помимо того, что медиапотребление - это рутинная и зависящая от определенных обстоятельств деятельность, это также квалифицированная деятельность, которая требует умения и навыков обращения с конкретными техническими средствами.
Любопытно, что молодое поколение, обладая меньшим социальным опытом для "адекватного" понимания символического материала, выступает самой квалифицированной пользовательской группой современных электронных медиа (прежде всего Интернет), что значительно сужает возможности контроля медиапотребления молодежи со стороны взрослых. Именно молодежь активно осваивает новые коммуникационные средства. Пользование современными медиа становится важной составляющей социального капитала молодого поколения.
Компьютер в этой группе составляет серьезную конкуренцию телевизору: молодежь (15 - 24) и молодые взрослые (25 - 34), которые пользуются компьютером дома, стр. 64 смотрят телевизор существенно меньше тех сверстников, которые не пользуются компьютером. Интернет как и компьютер отвлекает молодых людей от телеэкранов. "Магия" Интернета не распространяется на представителей "взрослого" поколения (от 35 лет и старше), чье телесмотрение по продолжительности не зависит от того, пользуются они дома Интернетом или нет. Это связано, в том числе, с ритмами использования Интернета представителями иных возрастных групп. Старшие часто и много часов проводят за компьютером на работе, поэтому дома в вечерние часы предпочитают просмотр телевизора. Интервенция компьютера в медийное потребление молодежи заслуживает внимания в силу своей масштабности. В любой отдельно взятый день почти каждый второй молодой человек пользуется компьютером.
Технологическая некомпетентность старшего поколения и инновационная продвинутость младших приводят к тому, что именно молодежь выступает социальной группой, на которую ориентируются как создатели новых коммуникационных средств, так и творцы контента для этих средств, что приводит к повышению роли современных средств коммуникации как социализирующего института.
Наконец, медиапотребеление - это в основном интерпретационный процесс. Под этим подразумевается, что люди, которые получают медиапродукты, вовлечены в процесс интерпретации, через который они понимают эти продукты. Конечно, приобретение медиапродуктов не обязательно включает в себя процесс интерпретации: книга может быть куплена и никогда не прочитана, телевизор можно оставить включенным в то время, когда никто его не смотрит.
Приобретать - значит завладевать: люди приобретают такие объекты потребления как одежда и автомобили. Но медиапотребление включает и другие аспекты: требуется некоторая степень внимания и интерпретационная деятельность со стороны получателя. Человек, который получает медиапродукт, должен в определенной степени обратить на него внимание (прочитать, понаблюдать, посмотреть, послушать и т.д.). Таким образом, человек обычно поглощен пониманием символического содержания, переданного продуктом.
Различные продукты обычно учитывают и требуют различную степень внимания, концентрации и усилий. Чтение книги требует большой концентрации со стороны читателя, тогда как газета может быть небрежно пролистана. Телевизор можно смотреть с различной степенью внимательности - от полного поглощения до переодических наблюдений, которые с трудом позволяют следить за сутью.
Вероятно, в этом можно найти некоторые объяснительные моменты, связанные с падением интереса к чтению, которое фиксируют все исследователи. Чтение можно отнести к самому трудоемкому способу медиапотребления. Оно требует не только знания языка, но и постоянного внимания, активной мыслительной деятельности. При наличии огромного числа конкурентных предложений "более легких" медиапродуктов - чтение неизбежно оказывается на периферии медиапотребления. Вероятно, это неизбежный процесс, который приводит к изменению способов мышления и поиску совершенно новых форм обучения, образования и социализации.
В завершение статьи несколько выводов. Одним из "движущих" факторов общественных преобразований, которые происходят в России, является процесс медиатизации общества - проникновение электронных коммуникационных технологий в повседневную жизнь людей, превращение их в органичную среду обитания. Зависимость людей от коммуникационных технических средств, с одной стороны, существенно расширяет возможности по манипуляционному контролю над поведением населения, с другой - создает не менее широкие возможности для персонализированного медиапотребления, индивидуального контроля за медиаконтентом. То есть функционирование технических инноваций определяется социальными факторами: сложившимися властными отношениями в обществе, общественными и индивидуальными ресурсами, уровнем культуры и образования.
Информация о работе Медиасреда и медиапотребления в российском обществе