Медиасреда и медиапотребления в российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:00, статья

Описание работы

Вплоть до 2005 г. рост числа доступных телеканалов объяснялся преимущественно инициативой телевещательных компаний. Будучи заинтересованными в увеличении своей аудитории, они расширяли зону технического охвата за счет новых регионов страны и улучшения качества вещания там, где это им было необходимо. Темпы роста числа доступных населению телеканалов в 2000 - 2005 гг. составляли один - два канала в год.

Работа содержит 1 файл

МЕДИАСРЕДА И МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

МЕДИАСРЕДА И  МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ  РОССИЙСКОМ  ОБЩЕСТВЕ 

В. П. КОЛОМИЕЦ  КОЛОМИЕЦ Виктор Петрович - доктор социологических  наук, профессор  социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, научный руководитель  Аналитического центра "Видео Интернешнл

Аннотация. Статья посвящена описанию медиасреды и  медиапотребления в российском  обществе. На основе анализа результатов  общероссийского социологического исследования  "Телевидение глазами  телезрителей " показана динамика и  особенность трансформации  медиасреды, представлены некоторые тренды медиапотребления.  Ключевые слова: коммуникационная среда * медиасреда * трансформация медиасреды *  средства коммуникации * медиарынок * медиапотребление * медиатизация 

    В отечественной социологической  традиции для обозначения и описания технических  средств, с помощью которых создается коммуникационное пространство современного  общества, используется понятие "средства массовой коммуникации". Оно включает в себя  телевидение, радио, прессу, которые на протяжении всего XX столетия выступали  основными коммуникационными средствами, с помощью которых профессиональные  журналисты создавали и распространяли информацию. Однако появление нового  технического средства - компьютера, а затем Интернета внесло существенные коррективы в  сложившуюся систему массовой коммуникации. Она вышла за пределы своих привычных  институциональных образований. Например, развитие мобильной связи привело к созданию  устройств, которые индивид использует как для межличностной коммуникации (телефон),  так и массовой (прослушивание радио). То есть появились технические средства  коммуникации, которые не могут быть представлены и концептуализированы в  традиционных понятиях "массовая коммуникация" и "средства массовой коммуникации". 

    В статье для описания всей совокупности технических коммуникационных средств  используется понятие "медиа", которое, на наш взгляд, задает более нейтральный вектор  анализа социального функционирования коммуникационных технических средств. В нем  отсутствуют многозначные коннотации, связанные с понятием "массовая", что особенно  важно в условиях развития электронных средств коммуникации в сторону персонализации. 

    Социальное  функционирование коммуникационных технологий образует медиасреду  (медиапространство) конкретного общества. Трансформация медиасреды есть, с одной  стороны, результат деятельности социальных сил (групп, отдельных  индивидов) по внедрению коммуникационных инноваций; профессиональному созданию  символического материала; формированию определенного правового порядка в  использовании коммуникационной техники и т.п. С другой - важнейший фактор  общественных преобразований, так как меняет образ жизни людей, социальные практики и,  как следствие, индивидуальные способы мышления и постижения мира. Социология  позволяет связывать технологические преобразования в медиасреде с культурным и  историческим контекстом, с индивидуальными и коллективными действиями членов  социума.  В данной статье, опираясь на результаты общероссийского социологического исследования  "Телевидение глазами телезрителей", представлены некоторые особенности современного  российского медиапространства и медиапотребления россиян. 

Медиасреда  российского общества. Современные россияне, особенно городские жители,  погружены в насыщенное медиапространство. Живущие в городах люди не просто  сталкиваются с информацией и коммуникационными технологиями и "используют" их, а скорее их действия являются частью этих технологий. Телевизор необходимо, по крайней мере, включить, чтобы он превратился в средство коммуникации. Зачастую использование  технических средств выходит за пределы их коммуникационных функций. Например,  вечером аудиоцентр может стать эффективным снотворным, а утром - будильником.  Наши отношения с медиатехнологиями выведены на уровень несущественного ряда  событий. Они используются в автоматическом режиме, выполняя привычные действия.  Особенно хорошо это видно при социологических опросах. Мы просим респондента вспомнить, когда и что он слушал по радио, смотрел по телевизору, читал в газете, журнале.  Требуется очень сложная работа памяти по восстановлению отношений со средствами  коммуникации, которые прочно вошли в повседневность людей. Это уже не технические  средства, наполняющие нашу жизнь разнообразными образами, а практически не  рефлексируемая окружающая среда. Техническая компетентность современного человека,  реализуемая в миллионах повторяемых, рутинных, привычных действиях, объединяет нас и  делает заложниками современной коммуникационной среды.

    Зависимость от медиа столь же значима, как межличностные отношения. Люди испытывают  потребность включать телевизор в качестве фона, так делают 30% россиян, приходя домой.  У половины опрошенных телевизор работает все время, пока они находятся дома. Люди  испытывают чувство досады, если произошел сбой при загрузке электронной почты или  просто страницы в Интернете. И какая-то внутренняя тревога появляется, когда  оказывается, что мобильный телефон - связь с миром - остался дома.

      За каждодневными контактами  с этими электронными средствами лежат определенные  социальные отношения, которые коммуникационные и информационные технологии  расширяют во времени и пространстве. Например, невозможность объяснить семилетнему  ребенку, что, когда мама училась в школе, у нее не было мобильного телефона - факт не  столько бытовой, сколько социальный. За ним скрыта совершенно иная коммуникационная  среда, которая и является сущностью современной социальности.   

"Телевидение  глазами телезрителей - 2008" является  девятой волной исследования  телепотребления населения России,  которое проводится ежегодно Аналитическим центром "Видео Интернешнл" (АЦВИ) с 2000 г. В рамках данной волны  исследования сочетаются два направления. Во-первых, это отслеживание динамики основных характеристик поведения  аудитории и отношения к телевидению. Во-вторых, это выявление и изучение новых аспектов поведения аудитории в  ситуации стремительно меняющейся медиасреды. Исследование основывается на опросе городского населения в  возрасте от 15 лет, имеющего дома хотя бы один исправный телевизор (исследуемая совокупность - 88,5 млн. чел.).  Метод опроса - личное формализованное интервью по месту жительства. Выборка - многоступенчатая,  стратифицированная, территориальная, случайная. Общероссийская выборка  2977 респондентов. Полевые работы  выполнены компанией "ГФК" в ноябре 2008 года. Статистическая погрешность 2%. Для сравнения в статье  используются данные других волн этого же исследования.

Медиасреда современного российского общества стремительно меняется (см. табл.). За  последние годы (2002 - 2008) число компьютеров в домохозяйствах увеличилось в 4 раза,  домашний доступ в Интернет - в 6,5 раз, количество платного телевидения (тематического,  многоканального) - почти в 2,5 раза. 

    Стремительный рост медиаоснащенности привел к тому, что Россия сегодня представляет  собой уникальную медиасреду, которая в единый момент времени сочетает в себе элементы,  характерные для различных этапов распространения технологий. В России практически  одновременно появились платное телевидение и доступ в Интернет - в отличие от  большинства развитых зарубежных стран, где распространение этих предложений было  разделено десятилетиями. Как следствие, разные социальные группы имеют разные  приоритеты. Если старшее поколение успешно осваивает многоканальное телевидение, то  молодежь тяготеет к Интернету. И в том и в другом случае мы имеем дело с инновационной  практикой в области медиапотребления. 

    Процесс распространения в России новых  коммуникационных технологий происходил на  фоне благоприятной экономической ситуации - двухзначном росте покупательной  способности населения. Не случайно основным социальным актором преобразований стал  бизнес, который увидел коммерческую перспективность этого направления развития и  своими действиями способствовал существенному обогащению медиасреды. При этом она  приняла выраженный коммерческий характер: практически не нашлось места для  общественных медиа. Государственные регуляторы в лице министерств и ведомств явно не  успевали за технологическими инновациями, что привело к существенному отставанию  законодательной базы и появлению множества "зон напряжения" между социальными  субъектами отечественной медиасреды (например, между теми, кто создает телевизионный  контент, и теми, кто его распространяет с помощью новых средств доставки - спутника,  кабеля). Экономический кризис практически приостановил насыщение медиасреды новыми  коммуникационными технологиями, что несколько смягчило напряженность, но не сняло её. 

    Существенные  изменения претерпевает отечественное телевидение, как наиболее массовое  медиа. Согласно результатам исследования, в любой среднестатистический день  телевидение собирает у экранов 80 млн. горожан в возрасте от 15 лет и старше. Прочие медиа агрегируют также обширную аудиторию, хотя по размерам она уступает  телевизионной. К примеру, компьютером каждый день пользуется 28 млн. человек, что  больше ежедневно читающих книги (25,4 млн). Интернет по объему ежедневной аудитории  опережает журналы - 17,8 млн. Но и этот распространённый ресурс серьёзно отстаёт от  традиционных СМИ: газеты читают 30,5 млн. жителей России, слушают радио - почти 46  млн. 

    Развитие  кабельного и спутникового телевидения  привело к резкому росту количества  телевизионных каналов, разнообразило  телевизионный эфир. За 8 лет объем доступного  горожанину телевизионного контента увеличился, в среднем, со 130 до 500 часов в сутки.  Основной прирост произошел в течение последних трех лет, ознаменовавшихся бумом  популярности платного телевидения. В настоящее время основным поставщиком  телевизионного контента являются так называемые общедоступные  стр. 60    (бесплатные) эфирные телеканалы (хотя существенная часть рядовых телезрителей имеет  доступ к ним через операторов платного телевидения), при этом доля платных  (специализированных) телеканалов в общем объеме потребляемого населением  телеконтента с каждым годом растет: 18% городских домохозяйств охвачены  многоканальным платным телевидением. 

    Вплоть  до 2005 г. рост числа доступных телеканалов  объяснялся преимущественно  инициативой телевещательных компаний. Будучи заинтересованными в увеличении своей  аудитории, они расширяли зону технического охвата за счет новых регионов страны и  улучшения качества вещания там, где это им было необходимо. Темпы роста числа  доступных населению телеканалов в 2000 - 2005 гг. составляли один - два канала в год.

    Однако  с 2006 г. ситуация изменилась. На российском медиарынке стал активно развиваться  сегмент платного телевидения, резко  увеличилось количество услуг кабельных  операторов.  Даже базовый пакет любого кабельного оператора состоит из двух десятков телеканалов. С  этим связан "прорыв" последних трех лет, когда среднее число доступных телеканалов  растет на 3 - 4 единицы в год. Понятно, что увеличение числа телевизионных каналов  связано с рядом причин: развитие новых технологий в области доставки телевизионного  контента, борьба вокруг частотного ресурса в преддверии перехода к цифровому  телевещанию, повышение (в течение последних десяти лет) покупательной способности  населения. По данным исследования, в 2008 г. подписчики платили в среднем по России 140  руб. в месяц за телевидение. 

    Наиболее  перспективный вектор технологических  преобразований, который меняет  отечественную медиасреду, связан с  развитием Интернета, который все  чаще называют  социальным медиа. Его принципиальное отличие заключается в том, что это не столько  платформа для трансляции СМИ в традиционном понимании, сколько новая среда для  общения людей. По результатам исследования, 46% городских семей имеют компьютеры, а  33% - доступ в Интернет (11 и 5% в 2002 г., соответственно). Развитие цифровых  технологий, мобильных средств коммуникации, распространение Интернета создает условия для интеграции компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов, смартфонов в мультимедийное средство коммуникации с широкой функциональностью. Конвергенция  этих устройств образует ряд новых возможностей для развития медиасреды и, прежде всего  - контроль и управление медиаконтентом со стороны пользователя. Хотя до настоящей  конвергенции далеко, в развитии современного российского медиапространства видны шаги  в этом направлении. 

    Распространение Интернета в России оказывает  влияние не только на телевидение, но и на  другие институты массовой коммуникации: книги, газеты, журналы, радио, кино, музыку (звукозапись). Он в той или иной мере вобрал в себя каждый из традиционных средств коммуникации и стал важнейшим фактором их сущностных преобразований.  Таким образом, медиасреда российского общества характеризуется двумя основными трендами, которые оказывают влияние как на расширение социальных практик различных  социальных групп, так и на функционирование традиционных институтов коммуникации.  Первый связан с развитием многоканального телевидения. Второй - с развитием Интернета. 

    Медиапотребление как социальная практика. Медиапотребление в данной статье  рассматривается как социальная практика использования коммуникационных средств (медиа) для получения и освоения символического содержания и осуществления социальных связей и взаимодействий. Можно согласиться с теми, кто утверждает, что  социальное "...находится не в головах агентов, и не в дискурсе, и даже не в  интерсубъективном взаимодействии, оно находится в рутинизированных способах  поведения, которыми наделены все нормальные члены данного общества" 2 . Одним из таких  типов поведения выступает медиапотребление. Подход, который здесь представлен, предполагает рассматривать медиапотребление не как пассивное восприятие  медиапродукции, а как активную социальную практику по переработке  символического материала. В процессе контакта со средствами распространения массовой  коммуникации люди перерабатывают символические материалы в собственных целях,  которые могут быть различными, а также достаточно скрытыми. Эта скрытость стала возможна с тех пор, как процесс медиапотребления перестал быть ограниченным  определенным местом и временем действия. Например, создатель классического  музыкального произведения вряд ли предполагал, что его творение будет использоваться в  качестве телефонного рингтона для идентификации звонящего. Активность субъекта - факт  очевидный и банальный. Однако в исследованиях СМК или критике их функционирования в  обществе процесс потребления трактуется как процесс распространения. Люди "видят" то,  что "показывают". Например, критикуют "Дом-2", как программу, пропагандирующую  свободные нравы в обществе. Обычно это делают люди, молодость которых прошла в достаточно пуританской среде советского общества. Критика идет с точки зрения  собственных нормативных культурных кодов. И мало кто задумывается над тем, какие  мысли, суждения, образы порождает эта программа у тех, кому 14 - 25. Как они, исходя из  своего жизненного опыта, "потребляют", "декодируют" процесс "построения любви",  который разворачивается на экране. Как это делает девочка-подросток, проживающая в  далекой сибирской деревне, где канал ТНТ показывает "с рябью"? Как это делает молодая  женщина 24-х лет с маленьким ребенком, которая уже познала все "прелести быта"  семейной жизни, растеряла любовную романтику. Понятно, что все эти персоны (и огромное множество других), глядя на телевизионный экран, будут "видеть" (потреблять)  разный символический материал. Именно это и есть потребление и оно намного более сложное. То, что показывает телевизор - это физика. Социология начинается тогда, когда у  телевизора собираются люди, которые все, что происходит на экране, видят (потребляют)  по-разному. 

Информация о работе Медиасреда и медиапотребления в российском обществе