Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа
Цель данной работы: определить роль марксизма в современной социальной работе. В работе будут решаться следующие задачи: определение общей характеристики марксизма и марксистской социологии; исследование марксизма в социальной работе; анализ радикально – марксистских подходов в социальной работе; выявление особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы: определение особенностей радикально – марксистских подходов в социальной работе; исследование особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы; исследование марксизма в современной социальной работе (на примере использования социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Марксизм в социальной работе……………………………………………...4
1.1.Общая характеристика марксизма и марксистской социологии…………4
1.2. Марксизм в социальной работе…………………………………………….6
2. Радикально – марксистские подходы в социальной работе……………….11
2.1. Особенности радикальной и марксистской моделей социальной работы…………………………………………………………………………….11
2.2. Некоторые особенности марксистской модели социальной практики….13
3. Марксизм в современной социальной работе (на примере использование социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………
Основные задачи социальной службы сопровождения семьи и ребенка — социальная реабилитация детей и подростков в условиях семьи, организация социальной помощи семье по месту жительства, выполнение посреднических функций между ребенком, семьей и учреждениями различных ведомств. Основные усилия направлены на оздоровление семьи, возрастание потенциала семьи к самостоятельному существованию, восстановление частично нарушенных семейных связей с ребенком. В своей работе служба использует социальные технологии внестационарной семейной работы (социальный патронаж семьи), семейного консультирования, организации школы родительской компетентности, групп взаимной поддержки семьи, технологии разрешения семейных конфликтов и др. Служба по защите прав семьи и ребенка должна обеспечивать организацию социально-юридической помощи и защиты имущественных и неимущественных прав детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В комплекс задач службы включается представление интересов семьи и ребенка в суде, организация занятий по повышению юридической компетентности родителей и подростков старшего возраста.
Психологическая служба предназначена как для оказания психологической помощи и поддержки детям «группы риска» и их семьями, так и для супервизорства сотрудников центра в целях их профессионального выгорания. Задачи медицинской службы — организация медицинского обследования и оказания необходимой медицинской помощи детям и семьям. Состав медицинских услуг, предоставляемых детям и семьям, может меняться в зависимости от потребностей ребенка и характера его дезадаптации. Как показывает опыт практической работы, своевременное оказание медицинской помощи способствует установлению доверительных отношений с ребенком и особенно важно на начальной стадии реабилитационного процесса. Особое значение уделяется мониторингу ситуации в районе, анализу качества работы центра и потребностей в социальных услугах различного рода. Именно конкретная ситуация определяет "настройку" структуры центра, состав ситуационной команды, привлекаемой для решения той или иной задачи. В мониторинге участвуют все подразделения и службы центра. Информация, поступающая от них, собирается и обобщается информационно-методической службой, которая разрабатывает предложения по внедрению новых видов услуг и обучению персонала необходимым квалификационным навыкам. Конечная цель социального мониторинга — оценка применяемых методов работы и выбор наиболее эффективных из них. Все подразделения центра можно условно разделить на две группы: низкопороговые подразделения, цель которых — выведение ребенка из уличной среды, формирование мотивации к изменению социального статуса, и высокопороговые — реабилитационные подразделения, нацеленные на длительную, и всестороннюю реабилитацию.
К низкопороговым подразделениям, ориентированным на работу с детьми, полностью вовлеченными в уличную среду, относятся ночлежка, социально-медицинский пункт, кризисная квартира.
Основные цели низкопороговых подразделений — содействие в обеспечении физического выживания ребенка и подростка на улице; оказание экстренной помощи; снятие стресса, кризисного психофизического состояния; превентивная работа с детьми и подростками по профилактике токсикомании, алкоголизма, наркомании, ЗППП и ВИЧ-инфекции, гепатитов и других заболеваний; профилактика зависимого поведения; формирование мотивации к разрыву уличных связей, обращению в другие учреждения социальной помощи; содействие смене стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах — на принятые социальные нормы и стереотипы поведения, соответствующие нормальным условиям воспитания и развития подростков; подготовка ребенка к принятию режимных моментов и правил в учреждениях. Поэтому наряду с оказанием основных услуг предоставляется информация о характере деятельности сети социальных, медицинских и юридических учреждений, консультативная работа по нахождению и осуществлению выхода из различных кризисных ситуаций. Ночлежка предназначена для безопасной ночевки детей и подростков, длительное время проживающих на улице, предоставления им санитарных услуг (мытье, стирка одежды, возможность получения медицинской помощи, минимального горячего питания, чистой одежды, обуви, гигиенических принадлежностей). Персонал: социальные работники из уличной социальной службы, медицинские сестры, воспитатель. Пребывание в ночлежке ограничено вечерним и ночным временем в течение 1-2 месяцев. За это время у ребенка должна сформироваться мотивация в изменении своего социального положения — желание пойти в приют или вернуться в семью. Кризисная квартира — место для кратковременного проживания детей. Цели и задачи кризисной квартиры — предоставление безопасного места для кратковременного проживания беспризорным детям и подросткам, а также членам семьи ребенка в случае возникновения критической ситуации в семье. В кризисной квартире возможно предоставление санитарных услуг (мытье, стирка одежды, возможность получения медицинской информации по вопросам, связанным с лечением и профилактикой гепатита, туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции), " минимального горячего питания, чистой одежды и обуви. Персонал: социальные работники из уличной социальной службы, воспитатели, медицинские сестры, врач, психолог, нарколог.
Социально-медицинский пункт ориентирован на предоставление в дневное время детям комплекса медико-социальных услуг. Набор услуг может варьироваться от предоставления медицинской информации и организации экстренной медицинской помощи до организации досуга и проведения учебных занятий с детьми. Пункт располагается в отдельном здании, но территориально привязан к центру (они расположены в одном районе города). Рассчитан на 20-25 посещений в день. В пункте работают фельдшер с навыками социальной работы, воспитатель, специалист по социальной работе из уличной социальной службы центра, психолог из психологической службы, наркологи и другие специалисты медицинской службы центра.
Подразделение дневного пребывания предназначено для оказания психолого-медико-социальной поддержки детям, не утратившим связей с родителями. В подразделении дневного пребывания ребенок проводит часть дня, возвращаясь вечером домой. Дневное отделение подразумевает посещение ребенком своей школы, хотя при необходимости могут быть организованы обучающие занятия. Во время пребывания в дневном отделении ребенок готовит уроки, получает обед и полдник, занимается в каком-либо из кружков или спортивной секции. Ребенок получает медицинскую и педагогическую помощь. Социальная служба за это время пытается решить социальные проблемы семьи. С ребенком и членами семьи работает психолог. При необходимости с ребенком и членами семьи работают врач и нарколог. Обязательное условие — соблюдение детьми правил и режима отделения дневного пребывания. Режим работы, внутренний распорядок и требования в отношении ребенка в подразделении дневного пребывания могут варьироваться в зависимости от решаемых проблем и категории детей. Возможна организация в центре нескольких подразделений дневного пребывания, ориентированных на разные категории детей «группы риска».
Временно, до разрешения трудной жизненной ситуации, ребенок может быть помещен в приют, семейную воспитательную группу или социальную гостиницу для подростков. Как показывает опыт, в настоящее время число специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, явно недостаточно. Исходя из сложившихся потребностей в регионе, для организации оперативного размещения ребенка в необходимых случаях следует предусмотреть возможность организации данных подразделений непосредственно в структуре центра, тем более что центр ориентирован на работу с наиболее сложными категориями детей и для выведения ребенка из уличной среды зачастую требуется создание "цепочки" программ социальной реабилитации в различных условиях.
Сопутствующие формы организации реабилитационного пространства — волонтерские группы и микроклубы.
Волонтерские группы различной направленности предназначены для организации обучения и работы волонтеров, привлекаемых на всех стадиях выведения ребенка из уличной среды и его реабилитации. Волонтеры могут организовать досуг детей, сопровождать детей в другие учреждения, помогать воспитателям во время дежурств, быть репетиторами по школьным предметам, сопровождать уличного социального работника во время рейда, выполнять разовые поручения, помогать в оформлении документов на детей и т. д. Волонтерами могут быть как студенты вузов, обучающиеся по специальности "социальная работа", так и просто желающие помочь. Основные проблемы волонтеров — отсутствие практического опыта, недостаточная психологическая грамотность, недостаточная психическая устойчивость, незнание некоторых специальных приемов и методов работы. Поэтому их деятельность должна быть сугубо конкретной, с четко поставленными задачами и ясными целями.
Система микроклубов реализует разнообразные сопутствующие программы ориентации досуга вариативного отдыха детей и трудовой занятости подростков, необходимые для организации реабилитационного пространства. В каждом клубе 8-10 детей разного возраста (оптимальная численность детской психотерапевтической группы), объединенных по интересам. Деятельность внутри группы организует социальный педагог, по программе, специально разработанной с учетом особенностей группы. Используются следующие формы работы с детьми: индивидуальные и групповые беседы; ролевые игры; коллективная творческая деятельность; экскурсии; лекции; просмотры фильмов; туристические выезды за город; праздничные мероприятия и т. д. В процессе внутригруппового общения дети приобретают коммуникативные умения и навыки, производится коррекция и формирование установок, необходимых для успешного общения. Дежурный специалист центра принимает обращения от инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, органов опеки, социальных педагогов школ, детских поликлиник и просто отдельных граждан и направляет ребенка в то или иное подразделение или службу. Начальник подразделения или службы отвечает за создание ситуационной команды, способной организовать необходимую помощь ребенку и его семье, реабилитацию ребенка в условиях своего подразделения (службы) и дальнейшего его устройства. Необходимо еще раз подчеркнуть, что единое понимание целей и обеспечение преемственности реабилитационного процесса разными структурными единицами центра — залог успешной работы с ребенком. В случае возникновения сложных ситуаций может собираться координационный совет. Основная его задача — координация работы подразделений и служб центра, содействие общему пониманию проблемы ребенка, разработка стратегии и тактики разрешения трудных ситуаций.
Заключение.
Марксистская теория социальной работы опиралась на известные положения об определяющей роли экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. При этом движущей силой социально-исторического развития признается борьба классов, конфликт между которыми в силу различия их социально-экономического положения неизбежен, пока не будут взяты под контроль стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемые частной собственностью на средства производства. Идеальное общество, по марксистской теории, - общество социально однородное, построенное без эксплуатации, и для каждого существует возможность всестороннего развития. Где главной движущей силой для формирования такого общества является рабочий класс.
Принципиальное значение для социальной работы имеет направленность марксизма на изучение коллективистских условий бытия личности, соотношения в общностях людей коллективистских и индивидуалистских тенденций.
Длительным радикально-критическим отношением к социальной работе характеризовалась марксистская традиция ее научного осмысления. В этой связи вполне определенно обозначились три позиции по отношению к социальной работе: прогрессивная позиция согласно которой социальная работа представляется как положительный фактор перемен так как она связывает буржуазное общество с его эксплуатацией трудящихся слоев населения и нуждающиеся социальные группы. Социальный работник в этом контексте характеризуется как важная сила, способствующая коллективным действиям подъему самосознания людей осуществлению перемен; репродуктивная позиция представляет социальных работников как агентов служащих осуществляющих классовый контроль который в эксплуататорском обществе усиливает угнетение рабочего класса всех трудящихся; противоречивая позиция характеризует социальную работу с одной стороны как полезное для трудящихся явление общественной жизни, которое дает возможность помогать нуждающимся содействовать ослаблению капиталистического общества обеспечивая консолидацию трудящихся слоев. С другой стороны социальные работники выполняют функции ослабления социальной напряженности в капиталистическом обществе усиливая его обеспечивая стабильность.
В основе марксистской модели социальной практики лежит понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Но направленность этой «силы» в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному. В одном случае на первое место выдвигается такая функция социального работника, как социальный контроль, в другом - роль социального «стабилизатора», социального «адвоката», социального «врача». Социальная работа в марксистской модели в основном рассматривалась и развивалась на структурном уровне. Такие модели социальной работы, по-видимому, могут быть эффективны при решении целого ряда социальных проблем современного общества.
Дополнение марксистской модели социальной работы (ориентированной прежде всего на структурную социальную работу) психосоциальным уровнем может быть эффективным при решении проблем детей группы риска в современной России, при этом используется социально-педагогическая модель социальной работы, которая может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы.