Марксизм в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить роль марксизма в современной социальной работе. В работе будут решаться следующие задачи: определение общей характеристики марксизма и марксистской социологии; исследование марксизма в социальной работе; анализ радикально – марксистских подходов в социальной работе; выявление особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы: определение особенностей радикально – марксистских подходов в социальной работе; исследование особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы; исследование марксизма в современной социальной работе (на примере использования социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Марксизм в социальной работе……………………………………………...4
1.1.Общая характеристика марксизма и марксистской социологии…………4
1.2. Марксизм в социальной работе…………………………………………….6
2. Радикально – марксистские подходы в социальной работе……………….11
2.1. Особенности радикальной и марксистской моделей социальной работы…………………………………………………………………………….11
2.2. Некоторые особенности марксистской модели социальной практики….13
3. Марксизм в современной социальной работе (на примере использование социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

марксизм в социальной работе.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Основные задачи социальной службы сопровождения се­мьи и ребенка — социальная реабилитация детей и подростков в условиях семьи, организация социальной помо­щи семье по месту жительства, выполнение посредничес­ких функций между ребенком, семьей и учреждениями раз­личных ведомств. Основные усилия направлены на оздоров­ление семьи, возрастание потенциала семьи к самостоятельному существованию, восстановление частично нарушенных семейных связей с ребенком. В своей работе служба использует социальные технологии внестационарной семейной работы (социальный патронаж семьи), семейного консультирования, организации школы родительской компе­тентности, групп взаимной поддержки семьи, технологии разрешения семейных конфликтов и др. Служба по защите прав семьи и ребенка должна обеспе­чивать организацию социально-юридической помощи и защиты имущественных и неимущественных прав детей и семей, по­павших в трудную жизненную ситуацию. В комплекс задач службы включается представление интересов семьи и ребен­ка в суде, организация занятий по повышению юридической компетентности родителей и подростков старшего возраста.

Психологическая служба предназначена как для оказания психологической помощи и поддержки детям «группы риска» и их семьями, так и для супервизорства сотрудников центра в целях их профессионального выгорания. Задачи медицинской службы — организация медицинского обследования и оказания необходимой медицинской помо­щи детям и семьям. Состав медицинских услуг, предоставля­емых детям и семьям, может меняться в зависимости от по­требностей ребенка и характера его дезадаптации. Как показывает опыт практической работы, своевременное ока­зание медицинской помощи способствует установлению до­верительных отношений с ребенком и особенно важно на на­чальной стадии реабилитационного процесса. Особое значение уделяется мониторингу ситуации в рай­оне, анализу качества работы центра и потребностей в социальных услугах различного рода. Именно конкретная ситуа­ция определяет "настройку" структуры центра, состав ситу­ационной команды, привлекаемой для решения той или иной задачи. В мониторинге участвуют все подразделения и службы центра. Информация, поступающая от них, собирается и обоб­щается информационно-методической службой, которая раз­рабатывает предложения по внедрению новых видов услуг и обучению персонала необходимым квалификационным навы­кам. Конечная цель социального мониторинга — оценка при­меняемых методов работы и выбор наиболее эффективных из них. Все подразделения центра можно условно разделить на две группы: низкопороговые подразделения, цель которых — выве­дение ребенка из уличной среды, формирование мотива­ции к изменению социального статуса, и высокопорого­вые — реабилитационные подразделения, нацеленные на длительную, и всестороннюю реабилитацию.

К низкопороговым подразделениям, ориентированным на работу с детьми, полностью вовлеченными в уличную среду, относятся ночлежка, социально-медицинский пункт, кризис­ная квартира.

Основные цели низкопороговых подразделений — содей­ствие в обеспечении физического выживания ребенка и под­ростка на улице; оказание экстренной помощи; снятие стрес­са, кризисного психофизического состояния; превентивная работа с детьми и подростками по профилактике токсикома­нии, алкоголизма, наркомании, ЗППП и ВИЧ-инфекции, ге­патитов и других заболеваний; профилактика зависимого по­ведения; формирование мотивации к разрыву уличных свя­зей, обращению в другие учреждения социальной помощи; содействие смене стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах — на приня­тые социальные нормы и стереотипы поведения, соответ­ствующие нормальным условиям воспитания и развития под­ростков; подготовка ребенка к принятию режимных момен­тов и правил в учреждениях. Поэтому наряду с оказанием основных услуг предоставляется информация о характере деятельности сети социальных, медицинских и юридических учреждений, консультативная работа по нахождению и осу­ществлению выхода из различных кризисных ситуаций. Ночлежка предназначена для безопасной ночевки детей и подростков, длительное время проживающих на улице, пре­доставления им санитарных услуг (мытье, стирка одежды, возможность получения медицинской помощи, минимально­го горячего питания, чистой одежды, обуви, гигиенических принадлежностей). Персонал: социальные работники из улич­ной социальной службы, медицинские сестры, воспитатель. Пребывание в ночлежке ограничено вечерним и ночным вре­менем в течение 1-2 месяцев. За это время у ребенка должна сформироваться мотивация в изменении своего социального положения — желание пойти в приют или вернуться в се­мью. Кризисная квартира — место для кратковременного проживания детей. Цели и задачи кризисной кварти­ры — предоставление безопасного места для кратковремен­ного проживания беспризорным детям и подросткам, а так­же членам семьи ребенка в случае возникновения критической ситуации в семье. В кризисной квартире возможно предоставление санитарных услуг (мытье, стирка одежды, возмож­ность получения медицинской информации по вопросам, свя­занным с лечением и профилактикой гепатита, туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции), " минимального горячего питания, чистой одежды и обуви. Персонал: социальные работники из уличной социальной службы, воспитатели, медицинские сестры, врач, психолог, нарколог.

Социально-медицинский пункт ориентирован на предос­тавление в дневное время  детям комплекса меди­ко-социальных услуг. Набор услуг может варьироваться от предоставления медицинской информации и организации эк­стренной медицинской помощи до организации досуга и про­ведения учебных занятий с детьми. Пункт располагается в отдельном здании, но территориально привязан к центру (они расположены в одном районе города). Рассчитан на 20-25 по­сещений в день. В пункте работают фельдшер с навыками социальной работы, воспитатель, специалист по социальной работе из уличной социальной службы центра, психолог из психологической службы, наркологи и другие специалисты медицинской службы центра.

Подразделение дневного пребывания предназначено для оказания психолого-медико-социальной поддержки детям, не утратившим связей с родителями. В подразделении днев­ного пребывания ребенок проводит часть дня, возвращаясь вечером домой. Дневное отделение подразумевает по­сещение ребенком своей школы, хотя при необходимости могут быть организованы обучающие занятия. Во время пребывания в дневном отделении ребенок готовит уроки, получает обед и полдник, занимается в каком-либо из кружков или спортивной секции. Ребенок получает медицинс­кую и педагогическую помощь. Социальная служба за это время пытается решить социальные проблемы семьи. С ребенком и членами семьи работает психолог. При необ­ходимости с ребенком и членами семьи работают врач и нарколог. Обязательное условие — соблюдение детьми пра­вил и режима отделения дневного пребывания. Режим ра­боты, внутренний распорядок и требования в отношении ребенка в подразделении дневного пребывания могут ва­рьироваться в зависимости от решаемых проблем и катего­рии детей. Возможна организация в центре нескольких под­разделений дневного пребывания, ориентированных на разные категории детей «группы риска».

Временно, до разрешения трудной жизненной ситуации, ребенок может быть помещен в приют, семейную воспита­тельную группу или социальную гостиницу для подрост­ков. Как показывает опыт, в настоящее время число специ­ализированных учреждений для несовершеннолетних, нуж­дающихся в социальной реабилитации, явно недостаточно. Исходя из сложившихся потребностей в регионе, для организации оперативного размещения ребенка в необходимых случаях следует предусмотреть возможность организации данных подразделений непосредственно в структуре цент­ра, тем более что центр ориентирован на работу с наибо­лее сложными категориями детей и для выведения ребенка из уличной среды зачастую требуется созда­ние "цепочки" программ социальной реабилитации в различных условиях.

Сопутствующие формы организации реабилитационного пространства — волонтерские группы и микроклубы.

Волонтерские группы различной направленности предназ­начены для организации обучения и работы волонтеров, при­влекаемых на всех стадиях выведения ребенка из уличной среды и его реабилитации. Волонтеры могут организовать досуг детей, сопровождать детей в другие учреждения, по­могать воспитателям во время дежурств, быть репетиторами по школьным предметам, сопровождать уличного социаль­ного работника во время рейда, выполнять разовые поруче­ния, помогать в оформлении документов на детей и т. д. Во­лонтерами могут быть как студенты вузов, обучающиеся по специальности "социальная работа", так и просто желаю­щие помочь. Основные проблемы волонтеров — отсутствие практического опыта, недостаточная психологическая грамот­ность, недостаточная психическая устойчивость, незнание некоторых специальных приемов и методов работы. Поэтому их деятельность должна быть сугубо конкретной, с четко поставленными задачами и ясными целями.

Система микроклубов реализует разнообразные сопутству­ющие программы ориентации досуга вариативного отдыха детей и трудовой занятости подростков, необходимые для организации реабилитационного пространства. В каждом клу­бе 8-10 детей разного возраста (оптимальная численность детской психотерапевтической группы), объединенных по ин­тересам. Деятельность внутри группы организует социальный педагог, по программе, специально разработанной с учетом особенностей группы. Используются следующие формы работы с детьми: индивидуальные и групповые беседы; роле­вые игры; коллективная творческая деятельность; экскур­сии; лекции; просмотры фильмов; туристические выезды за город; праздничные мероприятия и т. д. В процессе внутригруппового общения дети приобретают коммуникативные умения и навыки, производится коррекция и формирование установок, необходимых для успешного общения. Дежурный специалист центра принимает обращения от инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, органов опеки, социальных педагогов школ, детских поли­клиник и просто отдельных граждан и направляет ребенка в то или иное подразделение или службу. Начальник подраз­деления или службы отвечает за создание ситуационной ко­манды, способной организовать необходимую помощь ребен­ку и его семье, реабилитацию ребенка в условиях своего под­разделения (службы) и дальнейшего его устройства. Необходимо еще раз подчеркнуть, что единое понимание целей и обеспечение преемственности реабилитационного процесса разными структурными единицами центра — залог успешной работы с ребенком. В случае возникновения сложных ситуаций может соби­раться координационный совет. Основная его задача — ко­ординация работы подразделений и служб центра, содействие общему пониманию проблемы ребенка, разработка стратегии и тактики разрешения трудных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Марксистская теория социальной работы опиралась на известные положения об определяющей роли экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества.  При этом движущей силой социально-исторического развития признается борьба классов, конфликт между которыми в силу различия их социально-экономического положения неизбежен, пока не будут взяты под контроль стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемые частной собственностью на средства производства. Идеальное общество, по марксистской теории,  - общество социально однородное, построенное без эксплуатации, и для каждого существует возможность всестороннего развития. Где главной движущей силой для формирования такого общества является рабочий класс.

Принципиальное значение для социальной работы имеет направленность марксизма на изучение коллективистских условий бытия личности, соотношения в общностях людей коллективистских и индивидуалистских тенденций.

Длительным радикально-критическим отношением к социальной работе характеризовалась марксистская традиция ее научного осмысления. В этой связи вполне определенно обозначились три позиции по отношению к социальной работе:  прогрессивная позиция  согласно которой социальная работа представляется как положительный фактор перемен  так как она связывает буржуазное общество с его эксплуатацией трудящихся слоев населения и нуждающиеся социальные группы. Социальный работник в этом контексте характеризуется как важная сила,  способствующая коллективным действиям  подъему самосознания людей  осуществлению перемен; репродуктивная позиция представляет социальных работников как агентов  служащих  осуществляющих классовый контроль  который в эксплуататорском обществе усиливает угнетение рабочего класса  всех трудящихся; противоречивая позиция характеризует социальную работу  с одной стороны  как полезное для трудящихся явление общественной жизни,  которое дает возможность помогать нуждающимся  содействовать ослаблению капиталистического общества  обеспечивая консолидацию трудящихся слоев. С другой стороны  социальные работники выполняют функции ослабления социальной напряженности в капиталистическом обществе  усиливая его  обеспечивая стабильность.                                                                           

В основе марксистской модели социальной практики лежит понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Но направленность этой «силы» в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному. В одном случае на первое место выдвигается такая функция социального работника, как социальный контроль, в другом - роль социального «стабилизатора», социального «адвоката», социального «врача». Социальная работа в марксистской модели в основном рассматривалась и развивалась на структурном уровне. Такие модели социальной работы, по-видимому, могут быть эффективны при решении целого ряда социальных проблем современного общества.

Дополнение марксистской модели социальной работы (ориентированной прежде всего на структурную социальную работу) психосоциальным уровнем может быть эффективным при решении проблем детей группы риска в современной России, при этом используется социально-педагогическая модель социальной работы, которая может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы.

Информация о работе Марксизм в социальной работе