Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа
Цель данной работы: определить роль марксизма в современной социальной работе. В работе будут решаться следующие задачи: определение общей характеристики марксизма и марксистской социологии; исследование марксизма в социальной работе; анализ радикально – марксистских подходов в социальной работе; выявление особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы: определение особенностей радикально – марксистских подходов в социальной работе; исследование особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы; исследование марксизма в современной социальной работе (на примере использования социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Марксизм в социальной работе……………………………………………...4
1.1.Общая характеристика марксизма и марксистской социологии…………4
1.2. Марксизм в социальной работе…………………………………………….6
2. Радикально – марксистские подходы в социальной работе……………….11
2.1. Особенности радикальной и марксистской моделей социальной работы…………………………………………………………………………….11
2.2. Некоторые особенности марксистской модели социальной практики….13
3. Марксизм в современной социальной работе (на примере использование социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Марксизм в социальной работе……………………………………………...4
1.1.Общая характеристика марксизма и марксистской социологии…………4
1.2. Марксизм в социальной работе…………………………………………….6
2. Радикально – марксистские подходы в социальной работе……………….11
2.1. Особенности радикальной и марксистской моделей социальной работы………………………………………………………………
2.2. Некоторые особенности марксистской модели социальной практики….13
3. Марксизм в современной социальной работе (на примере использование социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение.
Тема данной работы: «Марксизм в социальной работе» довольно актуальна на сегодняшний день, ведь методики оказания помощи клиентам в рамках практики теории социальной работы все более специализируются, намечается тяготение к методикам прошлых лет.
Говоря о марксизме в социальной работе, следует отметить в первую очередь марксистские подходы к идеологии социальной справедливости, определения марксизма и социал-реформизма, особенности идеологии рабочей солидарности и концепции западноевропейских демократов, о марксистскую теорию отмирания государства и развитие негосударственных форм социальной работы.
Среди социолого-ориентированных моделей теории социальной работы наиболее отчетливо обнаруживают себя те, что опираются на радикально-марксистские подходы. На радикально-марксистские подходы опираются радикальная и марксистская модели социальной работы.
Марксистская теория социальной работы опиралась на известные положения об определяющей роли экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. В середине XX века нарастает влияние марксистской теории социальной работы, усиливающееся политическим превосходством левых сил в большинстве индустриально развитых стран. Её ключевая идея - преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. При этом в обществах, устроенных на принципе социальной справедливости - «свободное развитие каждого, есть условие свободного развития всех», что можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.
Социальная работа как профессиональная деятельность возникла на рубеже XIX и XX вв., в период интенсивного развития капитализма, сопровождающегося усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием лиц наемного труда во многих европейских государствах, а также в США.
Теоретическое и методологическое обоснование социальной работы в качестве одного из перспективных направлений научного исследования, прорабатывается за рубежом у П. Абрамса, Х.У. Отто, Н. Лумана, А. Фордера и др., а также у нас в стране в трудах П.Д. Павленка, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жукова, Е.И. Холостовой, Г.И. Осадчей, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.
Цель данной работы: определить роль марксизма в современной социальной работе. В работе будут решаться следующие задачи: определение общей характеристики марксизма и марксистской социологии; исследование марксизма в социальной работе; анализ радикально – марксистских подходов в социальной работе; выявление особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы: определение особенностей радикально – марксистских подходов в социальной работе; исследование особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы; исследование марксизма в современной социальной работе (на примере использования социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга.
Объектом исследования является социальная работа.
Предмет исследования — марксизм в современной социальной работе.
1. Марксизм в социальной работе.
1.1.Общая характеристика марксизма и марксистской социологии.
Марксиизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века[1].
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют следующие положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (исторический материализм) и учение о диктатуре пролетариата.
Часто принято разделять: Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм); Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках; Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.
В творчестве Маркса выделяют два периода. Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом. Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.
Владимир Ильич Ленин указывал на три источника марксистского учения: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм. Маркс, исходя из этих источников, тем не менее, подверг их критическому осмыслению и переработке. Итогом чего и стал марксизм как новый этап в развитии общественной мысли.
Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики.
Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплен Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма.
Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы». Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал».
Карл Маркс не использовал в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живет и развивается.
1.2. Марксизм в социальной работе.
В результате теоретических изысканий выработалось три подхода к решению социальных проблем.
Один из них — революционно-
Степень справедливости, свободы и социальной защищённости личности есть явление историческое: эта степень не может быть выше и не должна быть ниже того уровня, до которого общество созрело, — если подходить к борьбе за достижение этой степени социального развития с точки зрения реальной политики. Справедливость и свобода могут реализоваться только в рамках определённого устройства общества, для которого прежде ещё должны созреть соответствующие материальные предпосылки. Каковыми для общества являются именно производительные силы, средства производства, соединяющие людей в процессе их жизнедеятельности в некое взаимозависимое целое. Чем выше основанная на характере производительных сил и, соответственно, средств производства взаимозависимость и взаимосвязанность людей в обществе, тем выше роль и значение каждой отдельной личности для судеб всего общества, тем больше у общества потребность в её свободном и полном развитии. Развитие материального производства, производительных сил до высоко кооперированного состояния порождает потребность в свободе и справедливости как естественных и необходимых условиях эффективного функционирования этого производства.
Принципиальное значение для социальной работы имеет направленность марксизма на изучение коллективистских условий бытия личности, соотношения в общностях людей коллективистских и индивидуалистских тенденций. Говоря о месте идей марксизма в социальной работе, следует отметить в первую очередь марксистские подходы к идеологии социальной справедливости, определения сущности марксизма и социал-реформизма, выявление особенностей идеологии рабочей солидарности и концепции западноевропейских демократов, марксистскую теорию отмирания государства и развитие негосударственных форм социальной работы.
В середине XX века нарастает влияние марксистской теории социальной работы, усиливающееся политическим превосходством левых сил в большинстве индустриально развитых стран. Её ключевая идея - преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды[2]. При этом в обществах, устроенных на принципе социальной справедливости - «свободное развитие каждого, есть условие свободного развития всех», что можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.
В советский период получила развитие уникальная система социальной защиты человека: бесплатное образование и здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Одним из первых шагов в этом направлении был указ В.И. Ленина (1918 года), который поставил задачу всем центральным и местным органам управления выделить вопросы социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему исследования. В 1920г. постепенно расширяется круг лиц, охваченных системой социальной защиты: выплата пенсий для лиц, имеющих особые заслуги перед революцией; за выслугу лет. В 1924 г. введено пенсионное обеспечение для научных работников, а в 1925 году – учителям городских и сельских школ и некоторым других специалистам.
В условиях нэпа, дорогу которому открыл X съезд РКП(б) в 1921 г., социальное обеспечение приобретает новое направление – социальное страхование. В год образования СССР (1922 г.) понятие «социальное обеспечение» начинает звучать по-другому – «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет государственных и общественных средств». Следующим этапом становления социальной защиты стало принятие Конституции СССР, в которой оглашалась необходимость приведения в жизнь полного социального страхования: для всех видов наемного труда и для всех видов потери трудоспособности. А к 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение и впервые в мире - от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов.
Однако следует отметить, что система социальной защиты крестьян развивалась менее быстрыми темпами. Только в 1935 г. колхозам было предоставлено право - за свой счет создавать пенсионные фонды.
Отсюда и такое название модели, биполярная, связанное с тем, что на начальном этапе становления Советской власти, государство при формировании и управлении системой социальной защиты развело рабочих и крестьян на разные полюсы организации и финансирования.