Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа
Цель данной работы: определить роль марксизма в современной социальной работе. В работе будут решаться следующие задачи: определение общей характеристики марксизма и марксистской социологии; исследование марксизма в социальной работе; анализ радикально – марксистских подходов в социальной работе; выявление особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы: определение особенностей радикально – марксистских подходов в социальной работе; исследование особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы; исследование марксизма в современной социальной работе (на примере использования социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Марксизм в социальной работе……………………………………………...4
1.1.Общая характеристика марксизма и марксистской социологии…………4
1.2. Марксизм в социальной работе…………………………………………….6
2. Радикально – марксистские подходы в социальной работе……………….11
2.1. Особенности радикальной и марксистской моделей социальной работы…………………………………………………………………………….11
2.2. Некоторые особенности марксистской модели социальной практики….13
3. Марксизм в современной социальной работе (на примере использование социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………
И последнее, с чем сталкивается социальный работник при устройстве ребенка в приют: через некоторое время, иногда чрезвычайно непродолжительное, ребенок опять оказывается на улице. Этому есть ряд объяснений:
— появились дети со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического развития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, девиантному поведению, табакокурению, токсикомании и т. д.);
— приюты не ставят перед собой задачу удержать ребенка от ухода на улицу всеми возможными педагогически оправданными приемами. Отсюда— большая сменяемость в приютах, которая, с одной стороны, одобряется как результат проведенной реабилитационной работы с ребенком и семьей, а с другой — объясняется тем, что дети не готовы, не мотивированы для жизни в учреждении;
— приюты зачастую слишком спешат с передачей ребенка в родную семью без проведения реабилитационной работы с семьей. Справедливости ради надо сказать, что решающим является мнение муниципального инспектора по опеке и попечительству, который не всегда может объективно оценить обстановку в семье ребенка, в том числе из-за нехватки времени.
При работе с детьми нужно быть последовательными и настойчивыми[4]. Бывает, что дети не хотят общаться, могут развернуться и уйти. Но в следующий раз они, возможно, уже сами подойдут за помощью. Ведь дети «группы риска» в своей жизни были неоднократно обмануты. Важно, чтобы ребенок понимал и помнил, что в критических ситуациях, если он захочет, ему придут на помощь.
На основании имеющегося опыта социальной работы полагаем, что для повышения ее эффективности необходимо принять следующие меры:
• увеличить количество приютов, особенно небольших, с числом воспитанников не более 12 детей, одновременно максимально упростив прием в уже существующие приюты, в том числе круглосуточно и независимо от праздников;
• создать диспетчерскую службу, которая обладала бы реальной информацией о наличии мест в приютах и полномочиями "забронировать" место в приюте для конкретного ребенка;
• опираясь на принятый недавно закон о приемной семье, создать достаточное количество профессиональных семей, принимающих детей на время, так как ребенку гораздо легче уйти с улицы в семью, чем в приют, тем более что у многих детей есть неудачный опыт проживания в приютах или интернатах. Хотелось бы, чтобы приюты использовали любые возможности для помещения ребенка в семью: при невозможности возвращения его в биологическую семью ребенка передавали бы в семейно-воспитательную группу приюта, в приемную или патронатную семью, под опеку или попечительство или на усыновление;
• безусловно, необходима ночлежка для бездомных детей, но срок пребывания в ней нужно строго ограничить, и нужна очень сильная команда социальных работников и психологов для работы с мотивацией ребенка на изменение жизни;
• дневные центры, подобные тем, о которых упоминалось выше, должны быть если не в каждом муниципальном округе, то хотя бы в каждом районе;
• по нашим наблюдениям, уличные подростки старше 15 лет предпочитают те формы труда, которые оплачиваются ежедневно, т. е. поденный труд. Поэтому организация поденного труда может стать одним из возможных путей ресоциализации безнадзорных детей;
• также для безнадзорных подростков старшего возраста необходимы социальные гостиницы (общежития), в чем убеждает положительный опыт работы социального общежития нашего фонда;
• реабилитационную работу с детьми необходимо развивать не только в городе, но и за городом, в загородных детских деревнях, приобщая к труду и развивая способности детей в разнообразных мастерских и духовные качества в общении с живой природой.
Этапы работы.
I этап — наблюдение за самой тусовкой, за ее ближайшим окружением. Особое внимание следует обратить на общение со взрослыми. Не нужно торопиться, этот этап работы должен длиться столько, сколько потребуется для сбора информации. Основные моменты, которые желательно выяснить:
— режим существования тусовки;
— способы добывания денег;
— вредные привычки;
— состав тусовки (основной и переменный);
— каково влияние взрослых;
— выявление лидеров.
II этап — установление первого непосредственного контакта: "Как подойти к ребенку? Что ему сказать?"
Ничего особенного изобретать не следует, просто подойти и поздороваться. Затем представиться, назвав имя и отчество. Фраза типа: "Я социальный работник (волонтер, врач, фельдшер...) из организации "Врачи мира" (или другой организации)" должна обязательно сопровождать первый контакт. Стоит тут же поинтересоваться именем собеседника. Ребенок не знает, кто перед ним; у него, живущего на улице, незнакомый взрослый вызывает опасение или даже испуг.
Даже начинающий социальный работник может легко определить, в каком состоянии находятся в данный момент дети на тусовке, употребляли ли они какие-либо психоактивные вещества. Запах, особенности поведения, повышенная агрессивность, бессвязная речь сразу выдают такого ребенка "с головой". Мы не советуем уличным работникам вступать в контакт с такими детьми, так как это попросту бесполезно. Зачастую это может принести вред здоровью (аллергия на запах толуола, психическая травма от ощущения собственного бессилия и т. д.).
Если дети в "нормальном" состоянии, то можно продолжить беседу. В ходе ее надо выяснить:
— давно ли образовалась тусовка;
— кто из сотрудников других организаций работает с ней;
— каковы отношения с милицией, с другими группировками;
— есть ли у детей связи с семьями;
— живут ли они на улице постоянно или периодически возвращаются домой, а также есть ли у них возможность жить в семье.
Установление первого контакта происходит особенно успешно, когда тут же на месте дети могут что-нибудь получить, какую-нибудь мелочь: конфету, витамины, презерватив, визитку с адресом и телефоном.
Как поступить, если ребенок просит денег, сигарету? Наше мнение — не давать (лучше, если сам социальный работник не курит). В принципе, деньги на какие-то элементарные нужды детей у социального работника должны быть, но не всегда бывают. И в этом случае не следует стесняться, нужно объяснить ребенку, что лишних денег у вас нет. Он поймет. Вообще же на просьбу о деньгах следует предложить вместе пойти куда-нибудь (на экскурсию, в поход), если есть такая возможность.
Если ребенок "надышался", лучше с ним не общаться. На тусовке, как правило, всегда найдется хоть один ребенок в "нормальном" состоянии, с ним можно поговорить. Конечно, если предлагают "понюхать", следует сразу твердо, в немногих словах, отказаться. Уличные дети — "провокаторы", велика вероятность того, что социального работника станут "испытывать на прочность". Средства используются разные, от демонстративного мата до возгласа за спиной: "А он (она) у вас кошелек из кармана украл(а)!" Реагировать не стоит, разве что шуткой. Хотя количество девочек-подростков на улицах в последние годы увеличилось, все же большинство составляют мальчики. В связи с этим рассмотрим проблему взаимоотношений социальных работников — девушек — со старшими подростками. Как реагировать на "заигрывания" подростков, на попытки назначить свидание, на "сальные" шуточки, цель которых — смутить собеседницу? В таких случаях очень помогает твердая позиция: "Я на работе". Вежливо и жестко нужно дать понять подростку, что его поведение неуместно. Полезно также сообщить, что есть муж либо жених, отвечать на ухаживания, поощрять их ни в коем случае не следует.
III этап — разработка специальной программы по работе именно с данной тусовкой. С тусовкой можно работать и устаревшими методами, а именно просто выявляя постепенно потребности детей и делая попытки решения их проблем.
Написание программ предполагает прежде всего наличие какого-либо занятия, интересующего именно эту группу детей, некую основополагающую идею. Вот примеры удачного применения этого тезиса:
— участие детей в тренинге, проводимом службой профилактики наркозависимости совместно с финскими специалистами;
— занятия детей верховой ездой (клуб "Солнечный остров");
— участие уличных детей в природоохранных акциях, например в "елочной кампании";
— занятия девочек-подростков в танцевальной студии;
— участие детей в туристических походах, в том числе длительных.
При разработке программы нужно опираться на имеющиеся возможности, не следует ставить заведомо невыполнимые цели, заниматься "прожектерством", переоценивать собственные силы. Как правило, количество адресатов программы невелико, за редкими исключениями. В ходе осуществления программы возможен значительный "отсев", когда дети по каким-либо причинам перестают участвовать в дальнейшей деятельности. Это естественный процесс.
Следует обратить внимание на очень важный момент в социальной работе — перспективное мышление. Оно заключается, в частности, в том, чтобы ставить перед ребенком достаточно значимые, но в то же время достижимые цели. Эти цели должны изменяться и трансформироваться в соответствии с изменениями в его жизни. Для ребенка, живущего фактически на улице, завтрашнего дня как будто нет. Он живет сегодня. Его потребности — примитивны, интересы — сиюминутны. Поэтому здравый смысл требует в работе с таким ребенком оптимального сочетания стратегических и тактических целей. Структура целей должна быть максимально приспособлена к мышлению ребенка. Например, нельзя сразу заявить ребенку, что наша цель — вернуть его в семью, так как это может только отпугнуть его от дальнейших контактов. Лучше предложить ему помощь в решении сиюминутных проблем, например, посетить медицинский пункт или место, где он сможет поесть, переодеться. Каждое воздействие должно добавлять что-то положительное к состоянию ребенка, повышать его уровень самоуважения. Сам по себе ребенок вряд ли получит удовольствие от чистой одежды, соблюдения правил гигиены. Нужно научить его всему этому.
В контексте сказанного очевидна необходимость создания воплощающего в себе практический опыт центра по работе с детьми «группы риска» (далее — центр), определение основных его подразделений, описание технологий их работы и т. д.
Структура центра состоит из модулей — служб и подразделений, соответствующих важнейшим направлениям видов деятельности центра. Схема "Модульная структура центра" содержит блоки социальных технологий, которые зарекомендовали себя как эффективные в решении проблем детей «группы риска». Выбор социальной технологии и будет выбором необходимого технологического блока, который станет основой выделения в центре. Центр предназначен для оказания комплекса социальных, медицинских и педагогических услуг детям «группы риска» различной степени дезадаптации, начиная от оказания экстренной помощи и заканчивая жизнеустройством ребенка (возвращение в семью, устройство в семью замещающего попечения или детское сиротское учреждение). Состав технологических блоков и набор услуг, предоставляемых центром, должен формировать реабилитационное пространство, позволяющее помочь ребенку полностью преодолеть негативную зависимость от улицы и восстановить утраченные связи с семьей и социумом. Центр активно сотрудничает со всеми учреждениями и организациями системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних; подразделениями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, школами, детскими поликлиниками, подростковыми клубами, спортивными секциями и т. д.
Службы центра разделены по видам специализации предоставляемых услуг. Подобная специализация в рамках организационной структуры резко увеличивает потенциальную эффективность организации. Для сохранения преемственности реабилитационного процесса в отношении ребенка организуется ситуационная реабилитационная команда ведения ребенка, объединяющая специалистов разных подразделений и служб. В состав ситуационной команды могут привлекаться и работники других учреждений и ведомств, имеющих отношение к проблемам ребенка и его семьи: инспектора по опеке, социальные педагоги школ, учителя, медицинские работники. Поскольку ситуационная команда по разрешению проблем ребенка набирается из различных функциональных отделов, по мере появления новых задач трудовые ресурсы можно перераспределять в зависимости от потребности каждого ребенка. Руководитель ситуационной команды координирует работу сотрудников различных функциональных отделов.
К службам центра, работающим на всех уровнях, относятся уличная служба, служба социального сопровождения семьи и ребенка, служба по защите прав семьи и ребенка, психологическая служба, медицинская служба, информационно-методическая служба.
Особое значение в структуре центра уделяется службе уличной социальной работы. Специалисты службы работают непосредственно на улице, в местах скоплениях уличных детей, в том числе работа с уличными группировками. Основные задачи службы — выявление детей «группы риска»; социальное сопровождение ребенка непосредственно в условиях улицы с целью возвращения его в семью и социум. Уличная социальная служба выполняет роль посредника между ребенком, его семьей, различными учреждениями. Для оказания необходимой помощи ребенку специалисты по уличной социальной работе могут привлекать необходимых специалистов из других служб центра. Если не удается быстро разрешить трудную жизненную ситуацию ребенка, то уличная служба передает социальное сопровождение ребенка службе социального сопровождения семьи и детей, направляет его в одно из подразделений центра или в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Кроме того, в задачи уличной службы входит проведение социального мониторинга'' на территории, выявление актуальных проблем детей, подростков. В связи с тем, что уличная служба непосредственно встречает ребенка на улице, именно уличные социальные работники лучше всего представляют, как начать выстраивать реабилитационную "цепочку" для этого ребенка. Именно они на начальном этапе привлекают необходимых специалистов из других служб и направляют ребенка в то или иное подразделение Центра. Таким образом, каждого ребенка сопровождает специалист по уличной социальной работе (ситуационный работник) или группа специалистов (ситуационная команда). Состав команды меняется в зависимости от сложности проблем ребенка. На одного из членов команды (как правило, специалиста уличной службы или службы социального сопровождения семьи) возлагаются обязанности координатора. Ситуационные работники и координаторы ситуационных команд принимают решения по всем вопросам касательно процесса решения проблем, за который они несут полную ответственность, т. е. выполняют ту часть работы, которую раньше выполняли руководители отделов или подразделений. В ходе реабилитационного процесса состав ситуационной команды может меняться. Однако необходимо придерживаться принципов локализации и преемственности реабилитационного процесса, делегируя максимальные полномочия специалистам центра.