Марксизм в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить роль марксизма в современной социальной работе. В работе будут решаться следующие задачи: определение общей характеристики марксизма и марксистской социологии; исследование марксизма в социальной работе; анализ радикально – марксистских подходов в социальной работе; выявление особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы: определение особенностей радикально – марксистских подходов в социальной работе; исследование особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы; исследование марксизма в современной социальной работе (на примере использования социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Марксизм в социальной работе……………………………………………...4
1.1.Общая характеристика марксизма и марксистской социологии…………4
1.2. Марксизм в социальной работе…………………………………………….6
2. Радикально – марксистские подходы в социальной работе……………….11
2.1. Особенности радикальной и марксистской моделей социальной работы…………………………………………………………………………….11
2.2. Некоторые особенности марксистской модели социальной практики….13
3. Марксизм в современной социальной работе (на примере использование социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

марксизм в социальной работе.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

И последнее, с чем сталкивается социальный работник при устройстве ребенка в приют: через некоторое время, иногда чрезвычайно непродолжительное, ребенок опять ока­зывается на улице. Этому есть ряд объяснений:

—  появились дети со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического раз­вития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, девиантному поведению, табакокурению, токсикомании и т. д.);  

— приюты не ставят перед собой задачу удержать ребен­ка от ухода на улицу всеми возможными педагогически оп­равданными приемами. Отсюда— большая сменяемость в при­ютах, которая, с одной стороны, одобряется как результат проведенной реабилитационной работы с ребенком и семьей, а с другой — объясняется тем, что дети не готовы, не моти­вированы для жизни в учреждении;

—  приюты зачастую слишком спешат с передачей ребен­ка в родную семью без проведения реабилитационной работы с семьей. Справедливости ради надо сказать, что решающим является мнение муниципального инспектора по опеке и по­печительству, который не всегда может объективно оценить обстановку в семье ребенка, в том числе из-за нехватки вре­мени.

При работе с детьми нужно быть последова­тельными и настойчивыми[4]. Бывает, что дети не хотят об­щаться, могут развернуться и уйти. Но в следующий раз они, возможно, уже сами подойдут за помощью. Ведь  дети «группы риска» в своей жизни были неоднократно обмануты. Важ­но, чтобы ребенок понимал и помнил, что в критических си­туациях, если он захочет, ему придут на помощь.

На основании имеющегося опыта социальной ра­боты полагаем, что для повышения ее эффективности необ­ходимо принять следующие меры:

•  увеличить количество приютов, особенно небольших, с числом воспитанников не более 12 детей, одновременно мак­симально упростив прием в уже существующие приюты, в том числе круглосуточно и независимо от праздников;

•  создать диспетчерскую службу, которая обладала бы реальной информацией о наличии мест в приютах и полно­мочиями "забронировать" место в приюте для конкретного ребенка;

•  опираясь на принятый недавно закон о приемной семье, создать достаточное количество профессиональных семей, принимающих детей на время, так как ребенку гораздо лег­че уйти с улицы в семью, чем в приют, тем более что у многих детей есть неудачный опыт проживания в приютах или интернатах. Хотелось бы, чтобы приюты использовали любые возможности для помещения ребенка в семью: при невозможности возвращения его в биологическую семью ре­бенка передавали бы в семейно-воспитательную группу при­юта, в приемную или патронатную семью, под опеку или по­печительство или на усыновление;

•  безусловно, необходима ночлежка для бездомных детей, но срок пребывания в ней нужно строго ограничить, и нужна очень сильная команда социальных работников и психологов для работы с мотивацией ребенка на изменение жизни;

•  дневные центры, подобные тем, о которых упомина­лось выше, должны быть если не в каждом муниципальном округе, то хотя бы в каждом районе;

•  по нашим наблюдениям, уличные подростки старше 15 лет предпочитают те формы труда, которые оплачивают­ся ежедневно, т. е. поденный труд. Поэтому организация по­денного труда может стать одним из возможных путей ресоциализации безнадзорных детей;

•  также для безнадзорных подростков старшего возраста необходимы социальные гостиницы (общежития), в чем убеж­дает положительный опыт работы социального общежития нашего фонда;

• реабилитационную работу с детьми необходи­мо развивать не только в городе, но и за городом, в заго­родных детских деревнях, приобщая к труду и развивая спо­собности детей в разнообразных мастерских и духовные качества в общении с живой природой.

Этапы работы.

I  этап — наблюдение за самой тусовкой, за ее ближай­шим окружением. Особое внимание следует обратить на об­щение со взрослыми. Не нужно торопиться, этот этап рабо­ты должен длиться столько, сколько потребуется для сбора информации. Основные моменты, которые желательно вы­яснить:                          

—  режим существования тусовки;

—  способы добывания денег;

—  вредные привычки;

—  состав тусовки (основной и переменный);

—  каково влияние взрослых;

—  выявление лидеров.

II  этап — установление первого непосредственного кон­такта: "Как подойти к ребенку? Что ему сказать?"

Ничего особенного изобретать не следует, просто подой­ти и поздороваться. Затем представиться, назвав имя и отче­ство. Фраза типа: "Я социальный работник (волонтер, врач, фельдшер...) из организации "Врачи мира" (или другой орга­низации)" должна обязательно сопровождать первый контакт. Стоит тут же поинтересоваться именем собеседника. Ребенок не знает, кто перед ним; у него, живущего на улице, незна­комый взрослый вызывает опасение или даже испуг.

Даже начинающий социальный работник может легко опре­делить, в каком состоянии находятся в данный момент дети на тусовке, употребляли ли они какие-либо психоактивные вещества. Запах, особенности поведения, повышенная агрес­сивность, бессвязная речь сразу выдают такого ребенка "с головой". Мы не советуем уличным работникам вступать в контакт с такими детьми, так как это попросту бесполезно. Зачастую это может принести вред здоровью (аллергия на запах толуола, психическая травма от ощущения собствен­ного бессилия и т. д.).

Если дети в "нормальном" состоянии, то можно продол­жить беседу. В ходе ее надо выяснить:

—  давно ли образовалась тусовка;

— кто из сотрудников других организаций работает с ней;

—  каковы отношения с милицией, с другими группиров­ками;

—  есть ли у детей связи с семьями;

—  живут ли они на улице постоянно или периодически возвращаются домой, а также есть ли у них возможность жить в семье.

Установление первого контакта происходит особенно ус­пешно, когда тут же на месте дети могут что-нибудь полу­чить, какую-нибудь мелочь: конфету, витамины, презерва­тив, визитку с адресом и телефоном.

Как поступить, если ребенок просит денег, сигарету? Наше мнение — не давать (лучше, если сам социальный работник не курит). В принципе, деньги на какие-то элемен­тарные нужды детей у социального работника должны быть, но не всегда бывают. И в этом случае не следует стеснять­ся, нужно объяснить ребенку, что лишних денег у вас нет. Он поймет. Вообще же на просьбу о деньгах следует предло­жить вместе пойти куда-нибудь (на экскурсию, в поход), если есть такая возможность.

Если ребенок "надышался", лучше с ним не общаться. На тусовке, как правило, всегда найдется хоть один ребенок в "нормальном" состоянии, с ним можно поговорить. Конечно, если предлагают "понюхать", следует сразу твердо, в не­многих словах, отказаться. Уличные дети — "провокаторы", велика вероятность того, что социального работника станут "испытывать на прочность". Средства используются разные, от демонстративного мата до возгласа за спиной: "А он (она) у вас кошелек из кармана украл(а)!" Реагировать не стоит, разве что шуткой. Хотя количество девочек-подростков на улицах в после­дние годы увеличилось, все же большинство составляют мальчики. В связи с этим рассмотрим проблему взаимоотношений социальных работников — девушек — со старшими подростками. Как реагировать на "заигрывания" подростков, на попытки назначить свидание, на "сальные" шуточки, цель которых — смутить собеседницу? В таких случаях очень по­могает твердая позиция: "Я на работе". Вежливо и жестко нужно дать понять подростку, что его поведение неуместно. Полезно также сообщить, что есть муж либо жених, отве­чать на ухаживания, поощрять их ни в коем случае не сле­дует.

III этап — разработка специальной программы по работе именно с данной тусовкой. С тусовкой можно работать и ус­таревшими методами, а именно просто выявляя постепенно потребности детей и делая попытки решения их проблем.

Написание программ предполагает прежде всего нали­чие какого-либо занятия, интересующего именно эту груп­пу детей, некую основополагающую идею. Вот примеры удач­ного применения этого тезиса:

—  участие детей в тренинге, проводимом служ­бой профилактики наркозависимости совместно с финскими специалистами;

—  занятия детей верховой ездой (клуб "Солнеч­ный остров");

—  участие уличных детей в природоохранных акциях, например в "елочной кампании";

—  занятия девочек-подростков в танцевальной студии;

—  участие детей в туристических походах, в том числе длительных.

При разработке программы нужно опираться на имею­щиеся возможности, не следует ставить заведомо невыпол­нимые цели, заниматься "прожектерством", переоценивать собственные силы. Как правило, количество адресатов про­граммы невелико, за редкими исключениями. В ходе осуществления программы возможен значительный "отсев", когда дети по каким-либо причинам перестают участвовать в даль­нейшей деятельности. Это естественный процесс.

Следует обратить внимание на очень важный момент в социальной работе — перспективное мышление. Оно заклю­чается, в частности, в том, чтобы ставить перед ребенком достаточно значимые, но в то же время достижимые цели. Эти цели должны изменяться и трансформироваться в соот­ветствии с изменениями в его жизни. Для ребенка, живуще­го фактически на улице, завтрашнего дня как будто нет. Он живет сегодня. Его потребности — примитивны, интересы — сиюминутны. Поэтому здравый смысл требует в работе с та­ким ребенком оптимального сочетания стратегических и так­тических целей. Структура целей должна быть максимально приспособлена к мышлению ребенка. Например, нельзя сра­зу заявить ребенку, что наша цель — вернуть его в семью, так как это может только отпугнуть его от дальнейших кон­тактов. Лучше предложить ему помощь в решении сиюминутных проблем, например, посетить медицинский пункт или место, где он сможет поесть, переодеться. Каждое воздей­ствие должно добавлять что-то положительное к состоянию ребенка, повышать его уровень самоуважения. Сам по себе ребенок вряд ли получит удовольствие от чистой одежды, соблюдения правил гигиены. Нужно научить его всему это­му.

В контексте сказанного очевидна необходимость созда­ния воплощающего в себе практический опыт центра по ра­боте с детьми «группы риска» (далее — центр), определение ос­новных его подразделений, описание технологий их работы и т. д.

Структура центра состоит из модулей — служб и подразделений, соответствующих важнейшим направлениям видов деятельности центра. Схема "Модульная структура цен­тра" содержит блоки социальных технологий, которые заре­комендовали себя как эффективные в решении проблем детей «группы риска». Выбор социальной технологии и будет выбором необходимого технологического блока, который станет осно­вой выделения в центре. Центр предназначен для оказания комплекса социальных, медицинских и педагогических услуг детям «группы риска» различной степени дезадаптации, начиная от оказания экстренной помощи и заканчивая жизнеустрой­ством ребенка (возвращение в семью, устройство в семью замещающего попечения или детское сиротское учрежде­ние). Состав технологических блоков и набор услуг, предос­тавляемых центром, должен формировать реабилитационное пространство, позволяющее помочь ребенку полностью пре­одолеть негативную зависимость от улицы и восстановить утраченные связи с семьей и социумом. Центр активно сотрудничает со всеми учреждениями и организациями системы про­филактики безнадзорности несовершеннолетних; подразде­лениями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, школами, детскими поликлиниками, подро­стковыми клубами, спортивными секциями и т. д.

Службы центра разделены по видам специализации пре­доставляемых услуг. Подобная специализация в рамках орга­низационной структуры резко увеличивает потенциальную эффективность организации. Для сохранения преемственнос­ти реабилитационного процесса в отношении ребенка организуется ситуационная реабилитационная команда ведения ребенка, объединяющая специалистов разных подразделений и служб. В состав ситуационной команды могут привлекаться и работники других учреждений и ведомств, имеющих отно­шение к проблемам ребенка и его семьи: инспектора по опе­ке, социальные педагоги школ, учителя, медицинские ра­ботники. Поскольку ситуационная команда по разрешению проблем ребенка набирается из различных функциональных отделов, по мере появления новых задач трудовые ресурсы можно перераспределять в зависимости от потребности каждого ре­бенка. Руководитель ситуационной команды координирует работу сотрудников различных функциональных отделов.

К службам центра, работающим на всех уровнях, отно­сятся уличная служба, служба социального сопровождения семьи и ребенка, служба по защите прав семьи и ребенка, психологическая служба, медицинская служба, информаци­онно-методическая служба.

Особое значение в структуре центра уделяет­ся службе уличной социальной работы. Специалисты служ­бы работают непосредственно на улице, в местах скоплени­ях уличных детей, в том числе работа с уличными группи­ровками. Основные задачи службы — выявление  детей «группы риска»; социальное сопровождение ребенка непосредствен­но в условиях улицы с целью возвращения его в семью и социум. Уличная социальная служба выполняет роль посредника между ребенком, его семьей, различными учрежде­ниями. Для оказания необходимой помощи ребенку специа­листы по уличной социальной работе могут привлекать не­обходимых специалистов из других служб центра. Если не удается быстро разрешить трудную жизненную ситуацию ребенка, то уличная служба передает социальное сопро­вождение ребенка службе социального сопровождения се­мьи и детей, направляет его в одно из подразделений цен­тра или в специализированное учреждение для несовершен­нолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Кроме того, в задачи уличной службы входит проведение соци­ального мониторинга'' на территории, выявление актуаль­ных проблем детей, подростков. В связи с тем, что уличная служба непосредственно встре­чает ребенка на улице, именно уличные социальные работ­ники лучше всего представляют, как начать выстраивать ре­абилитационную "цепочку" для этого ребенка. Именно они на начальном этапе привлекают необходимых специалистов из других служб и направляют ребенка в то или иное под­разделение Центра. Таким образом, каждого ребенка сопро­вождает специалист по уличной социальной работе (ситуа­ционный работник) или группа специалистов (ситуационная команда). Состав команды меняется в зависимости от слож­ности проблем ребенка. На одного из членов команды (как правило, специалиста уличной службы или службы социаль­ного сопровождения семьи) возлагаются обязанности коор­динатора. Ситуационные работники и координаторы ситуа­ционных команд принимают решения по всем вопросам каса­тельно процесса решения проблем, за который они несут полную ответственность, т. е. выполняют ту часть работы, которую раньше выполняли руководители отделов или под­разделений. В ходе реабилитационного процесса состав си­туационной команды может меняться. Однако необходимо придерживаться принципов локализации и преемственности реабилитационного процесса, делегируя максимальные пол­номочия специалистам центра.

Информация о работе Марксизм в социальной работе