Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа
Цель данной работы: определить роль марксизма в современной социальной работе. В работе будут решаться следующие задачи: определение общей характеристики марксизма и марксистской социологии; исследование марксизма в социальной работе; анализ радикально – марксистских подходов в социальной работе; выявление особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы: определение особенностей радикально – марксистских подходов в социальной работе; исследование особенностей радикальной и марксистской моделей социальной работы; исследование марксизма в современной социальной работе (на примере использования социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Марксизм в социальной работе……………………………………………...4
1.1.Общая характеристика марксизма и марксистской социологии…………4
1.2. Марксизм в социальной работе…………………………………………….6
2. Радикально – марксистские подходы в социальной работе……………….11
2.1. Особенности радикальной и марксистской моделей социальной работы…………………………………………………………………………….11
2.2. Некоторые особенности марксистской модели социальной практики….13
3. Марксизм в современной социальной работе (на примере использование социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………
Таким образом, накануне Великой Отечественной войны существовали две параллельные системы социальной защиты населения:
1. Государственная – финансируемая на 100% за счет государства и охватывающая в основном городское население и промышленный сектор экономики;
2. Частная – финансируемая на 100% за счет средств колхозов (сельскохозяйственных артелей) и охватывающая в основном сельское население и сельскохозяйственный сектор экономики.
Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать, как жесткую централизованную модель социальной защиты, имеющей классовый характер. При этом более половины населения – крестьянство – выпадало из централизованной системы и было вынуждено создавать собственную систему. Необходимо отметить также, что органы управления, ведавшие социальным обеспечением, явно не справлялись с растущим многообразием социальных проблем.
2. Радикально – марксистские подходы в социальной работе.
2.1. Особенности радикальной и марксистской моделей социальной работы.
Обратимся к радикальной и марксистской моделям обоснования теории социальной работы. Обе эти модели теоретического обоснования социальной работы характеризуются острой критикой традиционных подходов к пониманию сути содержания а также общественной значимости социальной работы. Радикальная критика традиционных форм социальной работы привела к обоснованию таких ее форм как "наделение полномочиями" «социальная адвокатура», «повышение уровня и развитие самосознания». Обозначилась акцентировка на социальную самозащиту повышение роли социальной субъектности.
Более длительным радикально-критическим отношением к социальной работе характеризовалась марксистская традиция ее научного осмысления. В этой связи вполне определенно обозначились три позиции по отношению к социальной работе: прогрессивная позиция, согласно которой социальная работа представляется как положительный фактор перемен так как она связывает буржуазное общество с его эксплуатацией трудящихся слоев населения и нуждающиеся социальные группы. Социальный работник в этом контексте характеризуется как важная сила, способствующая коллективным действиям подъему самосознания людей осуществлению перемен; репродуктивная позиция представляет социальных работников как агентов служащих осуществляющих классовый контроль который в эксплуататорском обществе усиливает угнетение рабочего класса всех трудящихся; противоречивая позиция характеризует социальную работу с одной стороны как полезное для трудящихся явление общественной жизни, которое дает возможность помогать нуждающимся содействовать ослаблению капиталистического общества обеспечивая консолидацию трудящихся слоев. С другой стороны социальные работники выполняют функции ослабления социальной напряженности в капиталистическом обществе, усиливая его, обеспечивая стабильность.
Радикалисты в области социальной работы ориентированы более однозначно. Они исходят из критики "традиционной" (психодинамической) социальной работы или других ее теорий которые стремятся сохранить усовершенствовать существующий социальный порядок как должное. Если обобщить радикальную критику традиционной социальной работы, то она в главном характеризуется следующими положениями: а) объяснения в традиционной социальной работе сводят сложные социальные проблемы к индивидуально-психологическим. Имеется тенденция "найти" виноватого жертву возлагая ответственность за проблемы имеющие социальное происхождение на плечи клиентов Она отвлекает внимание от социальных обстоятельств во многом определяющих проблемы клиента; б) традиционная социальная работа "повязывает" людей с социальными проблемами отвлекая их от других дел тех которые могли бы помочь избежать трудностей; в) традиционная социальная работа усиливает эксплуататорское общество стабилизируя его снятием социальной конфликтности и др. Однако несмотря на критику существуют многочисленные связи между радикальным подходом и традиционными концепциями социальной работы. Во-первых, и те и другие согласны в том, что общество способствует появлению проблем личности ее индивидуальной жизни; во-вторых, и те и другие представляют отношения между людьми и обществом как трансакциональные взаимные и интерактивные, т.е. дело представляется, так что мы можем оказывать воздействие на наши социальные обстоятельства так же как и они на нас; в-третьих, оба подхода предусматривают автономность клиента; наконец, в-четвертых, и там и там признается важность понимания клиентом своих обстоятельств жизни для влияния на них в лучшую сторону.
2.2. Некоторые особенности марксистской модели социальной практики.
В основе марксистской модели социальной практики лежит понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Но направленность этой «силы» в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному. В одном случае на первое место выдвигается такая функция социального работника, как социальный контроль, в другом - роль социального «стабилизатора», социального «адвоката», социального «врача». Социальная работа в марксистской модели в основном рассматривалась и развивалась на структурном уровне. Такие модели социальной работы, по-видимому, могут быть эффективны при решении целого ряда социальных проблем современного общества.
Основу марксистской модели социальной практики составляли традиционно существовавшие учреждения, подчиненные различным ведомствам бывшего СССР – министерствам здравоохранения, внутренних дел, образования, коммунального хозяйства и т.д.
Дополнение марксистской модели социальной работы (ориентированной прежде всего на структурную социальную работу) психосоциальным уровнем, по-видимому, может быть эффективным при решении целого ряда социальных проблем современного общества.
Примером в какой-то степени моет служить Швеция, где на протяжении более 30 лет шло органическое соединение структурного и психосоциального уровней социальной работы, балансирование в социальной сфере между социализмом и капитализмом.
3. Марксизм в современной социальной работе (на примере использование социально-педагогической модели социальной работы с детьми «группы риска» в региональном общественном благотворительном фонде "Защита детей" Санкт-Петербурга.
Дополнение марксистской модели социальной работы (ориентированной прежде всего на структурную социальную работу) психосоциальным уровнем может быть эффективным при решении проблем детей группы риска в современной России, при этом используется социально-педагогическая модель социальной работы, которая может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы. Рассмотрим использование данной модели социальной работы на примере работы регионального общественного благотворительного фонда "Защита детей" Санкт-Петербурга.
Фонд работает с детьми, в различной степени утратившими социальные связи с семьей и школой и оказавшимися вовлеченными в уличную среду. Основной формой работы фонда является уличная социальная служба.
Региональный общественный благотворительный фонд "Защита детей" имеет свою программу уличной социальной работы, цель которой — помочь детям улицы обрести альтернативу жизни на улице, поддержать их, упрочить их положение путем предоставления им информации и возможностей для принятия осознанных решений. Фонд располагает:
1. приютом "Надежда" на 12 мальчиков,
2. дневным центром реабилитации безнадзорных детей "Английский, 19",
3. социальным общежитием для выпускников детских домов на 15 человек и кризисной квартирой для временного помещения ребенка или матери с детьми.
Социальные работники фонда осуществляют следующее:
1) собирают информацию о ребенке с целью составления индивидуальной программы реабилитации;
2) устанавливают отношения сотрудничества с сообществами детей «группы риска» (в просторечии — тусовками) для отслеживания ситуации, постоянного информирования о возможностях социальной поддержки и — очень важно — для срочной помощи в экстренных случаях;
3) предлагают детям различного рода услуги;
4) осуществляют посредническую роль между ребенком и обществом: семьей, социозащитными учреждениями, милицией, муниципальными органами и др.
Своей главной задачей они полагают содействие в формировании у детей мотивации на возврат в семью, на активную позицию в решении собственной судьбы.
В работе социальный работник руководствуется двумя принципами:
— принципом соблюдения интересов ребенка, что означает, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан, учреждений и детей, он всегда на стороне детей;
— принципом добровольности — насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно, нужно его желание. Значит, приступая к оказанию помощи, социальный работник заключает с ребенком вербальный контракт, т. е. получает согласие на сотрудничество, в противном случае он ограничивает свою роль наблюдением.
I этап.
Работа начинается со сбора информации о местах, где могут находиться дети. Часто с информацией к уличным социальным работникам обращаются энтузиасты-общественники, бывшие уличные дети, транспортная милиция и т. д. Получив информацию, работники выходят в рейд.
II этап.
Цель рейда — познакомиться с ребенком. Очень хороши для этих целей ссылки на общих знакомых из числа детей, сотрудников мобильных социальных служб или приютов, помогает упоминание о благотворительных столовых или медицинских пунктах. Беседа — это главный метод. И в ходе беседы надо завоевать доверие, сообщить информацию о возможной помощи и узнать, кто он и что с ним произошло.
Социальная работа предполагает регулярность посещений детей, поэтому сообщается, где и когда можно найти социального работника в случае необходимости[3].
Социальный работник регистрирует свою работу следующим образом:
1) ежедневно составляет список всех детей, с которыми контактировал во время выхода на улицу;
2) создает и обновляет индивидуальные файлы на детей;
3) ведет дневник визитов и деятельности.
III этап.
Установив доверительные отношения с детьми «группы риска», социальные работники предлагают им следующие услуги:
— "социальные консультации", т. е. беседы, помогающие ребенку лучше понять самого себя и окружение; беседы с семьями детей, помогающие принятию семьи ребенком и семьей — ребенка;
— информационные услуги: где получить медицинскую помощь, как соблюдать сексуальную безопасность, как уменьшить риск от применения наркотиков и т. д.;
— помощь в получении медицинских услуг, услуг в области образования и профессионального обучения, в оформлении необходимых документов и т. п.;
- предоставление ребенку права выбора места ухода с улицы: дом, школа, приют, дневной центр; работа с мотивацией к уходу с улицы.
IV этап.
Социальный работник подробно обсуждает с ребенком возможность выбора собственного будущего. Один из важнейших аспектов социальной работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к использованию социальных услуг, в первую очередь — дневного центра.
1. В тех случаях, когда ясно, что ребенок чаще ночует дома, что связь с семьей не утеряна, надо наполнить жизнь ребенка положительным содержанием через дневные центры, подростковые клубы, спортивные секции, а самое главное — вернуть детей к школьной жизни. В дневных центрах детям предоставляются разные возможности для занятия в мастерских: гончарных, столярных и др., спортом, искусством, организуются экскурсии, питание, необходимая медицинская помощь, а самое главное — помогают ребенку наверстать пропущенные школьные знания. Очень важно, на наш взгляд, что дневные центры имеют возможность в течение длительного времени работать не только с ребенком, а со всей его семьей. Кроме того, в дневном центре дети продолжают встречаться с теми же сотрудниками, которым они доверяют, — с социальными работниками.
2. Если выясняется, что ребенок живет на улице, ему предлагается пойти в приют. Если ребенок согласен, то это огромная радость: ребенок принял решение уйти с улицы.
Главное — найти место в приюте. После того как договорились с приютом о приеме ребенка, начинается этап сбора документов на него. Порой сбор документов на уличных детей напоминает детективную историю: неизвестны место, год рождения, свидетельство о рождении никогда не получалось, факт рождения подтвердить, кроме наличия ребенка, нечем и т. п. У детей бывают сложные юридические и жилищные проблемы, совершенно отсутствуют какие-либо медицинские сведения и документы и т. п. проблемы — и все их нужно решать.