Лишение родительских прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В обществе ребенок беззащитен, это вызвано полной или частичной физической, психической и социальной незрелостью. С правовой точки зрения такая роль выглядит как формула, согласно которой «обеспечение, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей». Что же понимается под интересами детей? Это, прежде всего надлежащее семейное воспитание, стержень, на котором основывается формирование здоровой личности. Под надлежащим семейным воспитанием в первую очередь понимается сохранение и развитие физического, психического здоровья ребенка, а также передача ему своего жизненного опыта, знаний, навыков, создание нормальных материально-бытовых условий его жизни.

Содержание

Введение 3
1. Основания лишения родительских прав 7
2. Порядок лишения родительских прав 19
3. Правовые последствия лишения родительских прав 31
Заключение 38
Список источников и литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по семейному пр..doc

— 233.50 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

          Введение                                                                                             3

     1. Основания лишения родительских прав             7

     2. Порядок лишения родительских прав                                        19

     3. Правовые последствия лишения  родительских прав               31

    Заключение                                                                                       38

         Список источников и литературы             42   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение  

      Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В обществе ребенок беззащитен, это вызвано полной или частичной физической, психической и социальной незрелостью. С правовой точки зрения такая роль выглядит как формула, согласно которой «обеспечение, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей». Что же понимается под интересами детей? Это, прежде всего надлежащее семейное воспитание, стержень, на котором основывается формирование здоровой личности. Под надлежащим семейным воспитанием в первую очередь понимается сохранение и развитие физического, психического здоровья ребенка, а также передача ему своего жизненного опыта, знаний, навыков, создание нормальных материально-бытовых условий его жизни.

      Заинтересованное  в качестве подрастающего поколения, государство, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию свих детей. Родительские права предоставляются не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но также и в целях обеспечения  интересов детей. По средствам реализации данных прав и достигается полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

      В семьях чаще всего дети страдают по вине родителей, так как со стороны  последних проявляется безразличное отношение к родительским правам или они используются не по назначению. В результате, этого формируется ущербная личность, имеющая асоциальные установки, абсолютно безнравственная, словом, все то, что подрывает основу физического и психического здоровье будущих граждан. Именно в семье ребенок развивается духовно, закладываются мотивы поведения и социальная направленность личности. Семья – это для ребенка микромодель всего общества, важнейший фактор в выработке системы социальных установок и формирование жизненных планов.

      В наше время все чаще используется термин «неблагополучная семья». И встаёт вопрос, а что же все-таки понимается под семейным неблагополучием: материальная неустроенность семьи, неполная семья или неблагополучие отношений между родителями? Скорей всего последние является основным критерием попадания семьи в данную категорию. Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании с такими факторами как, деформация семейных связей и отношений, примитивный круг интересов, низкий культурный и общеобразовательный уровень родителей. С каждым годом число таких неблагополучных семей растет, родители зачастую не могут, а в большинстве случаев и не хотят заботиться о естественных потребностях и воспитании детей, проявляют безразличие и отрицательно влияют на них своим образом жизни. Ребенок не получая от родителей, в первую очередь, удовлетворения в своих естественных потребностях (тепле, пище, безопасности), вынужден удовлетворять их сам вставая на путь преступности. У таких детей нет будущего, они пополнят армию безработных, так как лишены возможности получения образования, а в будущем и профессии. Причиной данного явления принимающего массовый характер, является безответственность родителей о заботе здоровья, психическом, физическом, духовном развитии детей.

      С каждым годом возрастает численность  родителей, не чувствующих ответственности за будущее своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

     Рост  таких родителей в нашем обществе не случаен, а носит закономерный характер. В современных социально-экономических условиях с особой остротой проявились негативные тенденции резкого ухудшения материального положения российских семей, бедность, повышение уровня безработицы, жилищные проблемы, алкоголизм. Все эти социальные явления являются основой неблагополучия в семейных отношениях.

     Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что одной из самых насущных проблем современной России является – защита прав ребенка. Тревожные тенденции роста неблагополучных семей не могут не вызывать беспокойства. Противопоставить им можно только комплексное усиление мер защиты интересов детей и ответственность родителей. Необходимость повышения внимания к этой проблеме никто не оспаривает, однако со стороны государства интерес к данной проблеме недостаточно подтверждается на практике.  

     Степень научной разработанности проблемы. Понятие лишения родительских прав широко используется в юридической  науке и правоприменительной  практике.

     Отдельные стороны проблемы лишения родительских прав неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты лишения родительских прав разрабатывали такие ученые, как Кривоносова П.А., Беспалов Ю., Белякова A.M., Пчелинцева Л.М. и другиме.

     Цель  и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной  разработанности проблемы.

     Целью представленной работы выступает комплексный  теоретико-правовой анализ проблемы лишения  родительских прав.

      В рамках поставленной цели, предполагается решить ряд следующих задач:

      - определить основания лишения родительских прав;

      - проанализировать порядок лишения родительских прав

     - изучить правовые последствия лишения родительских прав  

         - рассмотреть, каким образом, осуществляется порядок исполнения судебных решений о лишении родителей родительских прав;

         - описать меры профилактики и предупреждения последствий лишения родительских прав.

     Объект  и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

         Объектом научного анализа, в рамках заявленной темы, выступают нормативно-правовые акты и судебные решения.

         Предметная направленность определяется выделением и изучением института лишения родительских прав как теоретической категории и как правового явления социальной действительности.

     Методологической  основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

     Нормативную основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы лишения родительских прав, положения международных нормативных актов, Судебная практика представлена разъяснениями Пленума Верховного Суда.

     Научная новизна исследования заключается в том, что она представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа лишения родительских прав как института семейного права и выявления семейно-правовых и социальных проблем, связанных с лишением родительских прав. 

      1. Основания лишения родительских прав 

      В соответствии со статьёй 9 Конвенции о правах ребенка ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением отдельных случаев, когда такое решение принимается судом в интересах ребенка (например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем и тому подобное). Исключительной мерой и одновременно высшей семейно-правовой мерой ответственности за виновное невыполнение родительского долга является лишение родителей родительских прав. Лишение родительских прав допускается только по основаниям и в порядке, установленным законом.

      В качестве основания лишения родителей (одного из них) родительских прав Семейным кодексом Российской Федерации (далее СК РФ) предусматривает их виновное противоправное поведение, выражающееся в форме действия или бездействия. Исчерпывающий перечень видов противоправного поведения родителей родительских прав, дан в статье 69 СК РФ.

  Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

      - уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

      - отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

      - злоупотребляют своими родительскими правами;

      - жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

      - являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

      - совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

      Одним из оснований лишения родительских прав является уклонение от выполнения обязанностей родителя. Хотя в законе дается лишь общий перечень родительских обязанностей, каждая из его составляющих образует одну из наиболее существенных предпосылок формирования разносторонней, полноценной личности в семье. Прежде всего, закон говорит об обязанности родителей по воспитанию своих детей, из чего вытекает обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

     Родители  обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Закон  РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ  «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. И хотя по смыслу пункта 2 статьи 63 СК РФ речь идет лишь об одной стороне образования - обучении, все равно имеются в виду важнейшие предпосылки полноценного, всестороннего развития личности ребенка. Эти предпосылки создает не только государство, но и родители. Согласно пункту 4 статьи 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. А в 10-11 классы предполагается прием учащихся по их желанию. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование.  Невыполнение предусмотренной частью 1 статьи 80 СК РФ обязанности родителей содержать своих несовершеннолетних детей, свидетельствует об отсутствии заботы о жизненно важных потребностях ребенка. Именно поэтому, невыполнение родительских обязанностей по воспитанию сочетается с отсутствием материальной поддержки несовершеннолетнего.            Законом предусмотрена ещё она обязанность, закреплённая в статье 8 СК РФ – защита родителями прав и интересов ребенка. Предметом защиты являются все права детей, перечисленные в статьях 54 – 58, 60 СК РФ. Защите подлежат также жилищные, наследственные права, право на охрану жизни и здоровья, защиту чести достоинства и другие права ребенка как члена общества. Данная обязанность лежит именно на родителях, закон тем самым исходит из того, что мать и отец в первую очередь отвечают за соблюдение прав и интересов своих детей. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге, прежде всего родителей. Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет.

Информация о работе Лишение родительских прав