Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:36, курсовая работа
Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В обществе ребенок беззащитен, это вызвано полной или частичной физической, психической и социальной незрелостью. С правовой точки зрения такая роль выглядит как формула, согласно которой «обеспечение, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей». Что же понимается под интересами детей? Это, прежде всего надлежащее семейное воспитание, стержень, на котором основывается формирование здоровой личности. Под надлежащим семейным воспитанием в первую очередь понимается сохранение и развитие физического, психического здоровья ребенка, а также передача ему своего жизненного опыта, знаний, навыков, создание нормальных материально-бытовых условий его жизни.
Введение 3
1. Основания лишения родительских прав 7
2. Порядок лишения родительских прав 19
3. Правовые последствия лишения родительских прав 31
Заключение 38
Список источников и литературы 42
Содержание
Введение
1. Основания лишения родительских прав 7
2.
Порядок лишения родительских прав
3. Правовые последствия лишения родительских прав 31
Заключение
Список источников и литературы
42
Введение
Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В обществе ребенок беззащитен, это вызвано полной или частичной физической, психической и социальной незрелостью. С правовой точки зрения такая роль выглядит как формула, согласно которой «обеспечение, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей». Что же понимается под интересами детей? Это, прежде всего надлежащее семейное воспитание, стержень, на котором основывается формирование здоровой личности. Под надлежащим семейным воспитанием в первую очередь понимается сохранение и развитие физического, психического здоровья ребенка, а также передача ему своего жизненного опыта, знаний, навыков, создание нормальных материально-бытовых условий его жизни.
Заинтересованное в качестве подрастающего поколения, государство, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию свих детей. Родительские права предоставляются не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но также и в целях обеспечения интересов детей. По средствам реализации данных прав и достигается полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
В
семьях чаще всего дети страдают по
вине родителей, так как со стороны
последних проявляется
В наше время все чаще используется термин «неблагополучная семья». И встаёт вопрос, а что же все-таки понимается под семейным неблагополучием: материальная неустроенность семьи, неполная семья или неблагополучие отношений между родителями? Скорей всего последние является основным критерием попадания семьи в данную категорию. Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании с такими факторами как, деформация семейных связей и отношений, примитивный круг интересов, низкий культурный и общеобразовательный уровень родителей. С каждым годом число таких неблагополучных семей растет, родители зачастую не могут, а в большинстве случаев и не хотят заботиться о естественных потребностях и воспитании детей, проявляют безразличие и отрицательно влияют на них своим образом жизни. Ребенок не получая от родителей, в первую очередь, удовлетворения в своих естественных потребностях (тепле, пище, безопасности), вынужден удовлетворять их сам вставая на путь преступности. У таких детей нет будущего, они пополнят армию безработных, так как лишены возможности получения образования, а в будущем и профессии. Причиной данного явления принимающего массовый характер, является безответственность родителей о заботе здоровья, психическом, физическом, духовном развитии детей.
С каждым годом возрастает численность родителей, не чувствующих ответственности за будущее своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Рост
таких родителей в нашем
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что одной из самых насущных проблем современной России является – защита прав ребенка. Тревожные тенденции роста неблагополучных семей не могут не вызывать беспокойства. Противопоставить им можно только комплексное усиление мер защиты интересов детей и ответственность родителей. Необходимость повышения внимания к этой проблеме никто не оспаривает, однако со стороны государства интерес к данной проблеме недостаточно подтверждается на практике.
Степень
научной разработанности
Отдельные стороны проблемы лишения родительских прав неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты лишения родительских прав разрабатывали такие ученые, как Кривоносова П.А., Беспалов Ю., Белякова A.M., Пчелинцева Л.М. и другиме.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы лишения родительских прав.
В рамках поставленной цели, предполагается решить ряд следующих задач:
- определить основания лишения родительских прав;
- проанализировать порядок лишения родительских прав
- изучить правовые последствия лишения родительских прав
- рассмотреть, каким образом, осуществляется порядок исполнения судебных решений о лишении родителей родительских прав;
- описать меры профилактики и предупреждения последствий лишения родительских прав.
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа, в рамках заявленной темы, выступают нормативно-правовые акты и судебные решения.
Предметная
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Нормативную основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы лишения родительских прав, положения международных нормативных актов, Судебная практика представлена разъяснениями Пленума Верховного Суда.
Научная
новизна исследования заключается
в том, что она представляет собой одну
из попыток комплексного теоретико-правового
анализа лишения родительских прав как
института семейного права и выявления
семейно-правовых и социальных проблем,
связанных с лишением родительских прав.
1.
Основания лишения родительских прав
В соответствии со статьёй 9 Конвенции о правах ребенка ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением отдельных случаев, когда такое решение принимается судом в интересах ребенка (например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем и тому подобное). Исключительной мерой и одновременно высшей семейно-правовой мерой ответственности за виновное невыполнение родительского долга является лишение родителей родительских прав. Лишение родительских прав допускается только по основаниям и в порядке, установленным законом.
В качестве основания лишения родителей (одного из них) родительских прав Семейным кодексом Российской Федерации (далее СК РФ) предусматривает их виновное противоправное поведение, выражающееся в форме действия или бездействия. Исчерпывающий перечень видов противоправного поведения родителей родительских прав, дан в статье 69 СК РФ.
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Одним из оснований лишения родительских прав является уклонение от выполнения обязанностей родителя. Хотя в законе дается лишь общий перечень родительских обязанностей, каждая из его составляющих образует одну из наиболее существенных предпосылок формирования разносторонней, полноценной личности в семье. Прежде всего, закон говорит об обязанности родителей по воспитанию своих детей, из чего вытекает обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. И хотя по смыслу пункта 2 статьи 63 СК РФ речь идет лишь об одной стороне образования - обучении, все равно имеются в виду важнейшие предпосылки полноценного, всестороннего развития личности ребенка. Эти предпосылки создает не только государство, но и родители. Согласно пункту 4 статьи 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. А в 10-11 классы предполагается прием учащихся по их желанию. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование. Невыполнение предусмотренной частью 1 статьи 80 СК РФ обязанности родителей содержать своих несовершеннолетних детей, свидетельствует об отсутствии заботы о жизненно важных потребностях ребенка. Именно поэтому, невыполнение родительских обязанностей по воспитанию сочетается с отсутствием материальной поддержки несовершеннолетнего. Законом предусмотрена ещё она обязанность, закреплённая в статье 8 СК РФ – защита родителями прав и интересов ребенка. Предметом защиты являются все права детей, перечисленные в статьях 54 – 58, 60 СК РФ. Защите подлежат также жилищные, наследственные права, право на охрану жизни и здоровья, защиту чести достоинства и другие права ребенка как члена общества. Данная обязанность лежит именно на родителях, закон тем самым исходит из того, что мать и отец в первую очередь отвечают за соблюдение прав и интересов своих детей. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге, прежде всего родителей. Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет.