Личность лидера: современные модели достижения успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Управление различными социальными группами представляет важнейшую теоретическую и практическую проблему, которая не может быть решена без опоры на психологическую науку. В процессе изменяющейся жизни проявляется возрастающее значение «человеческого фактора» – совокупности психологических особенностей взаимодействия человека с другими людьми и с машинами в процессе труда, выбора и успешного освоения профессии. В данных условиях лидер играет особую роль в организации деятельности той или иной социальной группы. При этом он имеет особые психологические качества, которые человека делают лидером, а не ведомым.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
I. Личность лидера…………………………………………………………… 4
1.1. Понятия лидерства и руководства……………………………………… 4
1.2. Особенности личности лидера………………………………………… 4
II. Качества лидера………………………………………………………….. 7
2.1. Теории лидерства………………………………………………………… 7
2.2. Потенциал лидерства…………………………………………………….. 8
2.2.1. Характеристики лидерства…………………………………………. 8
2.2.2. Лидерские приемы поведения…………………………………… 9
2.3. Классификация лидеров………………………………………………… 10
2.3.1. Типы лидеров……………………………………………………… 10
2.3.2. Стили лидерства. Современные модели достижения успеха…………………………………………………………………………..
11
Заключение………………………………………………………….............. 15
Литература…………

Работа содержит 1 файл

Личность лидера1.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: Социология

на тему: «Личность лидера: современные модели достижения успеха» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3
I. Личность лидера…………………………………………………………… 4
1.1. Понятия лидерства и руководства……………………………………… 4
1.2. Особенности личности лидера………………………………………… 4
II. Качества лидера………………………………………………………….. 7
2.1. Теории лидерства……………………………………………………… 7
2.2. Потенциал лидерства…………………………………………………….. 8
     2.2.1. Характеристики лидерства…………………………………………. 8
     2.2.2. Лидерские приемы поведения…………………………………… 9
2.3. Классификация лидеров………………………………………………… 10
     2.3.1. Типы лидеров……………………………………………………… 10
     2.3.2. Стили лидерства. Современные модели достижения успеха…………………………………………………………………………..  
11
Заключение………………………………………………………….............. 15
Литература…………………………………………………………………… 16

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Управление  различными социальными группами представляет важнейшую теоретическую и практическую проблему, которая не может быть решена без опоры на психологическую науку. В процессе изменяющейся жизни проявляется возрастающее значение «человеческого фактора» – совокупности психологических особенностей взаимодействия человека с другими людьми и с машинами в процессе труда, выбора и успешного освоения профессии. В данных условиях лидер играет особую роль в организации деятельности той или иной социальной группы. При этом он имеет особые психологические качества, которые человека делают лидером, а не ведомым.

     В современном мире проблема достижения успеха является одной из самых важнейших и актуальных. Стать лидером, занимать начальствующие позиции стало несложно и доступно практически для каждого, поэтому в лидерстве выделяют различные стили и виды. Каждому стилю соответствует определенная модель достижения успеха. Наиболее важные из них будут рассматриваться в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I. ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА

         1.1.Понятия лидерства и руководства

     Лидер – член группы, за которым все  остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, – решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

     Можно сказать, что лидер – это самая  авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации  совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

     Лидер и руководитель не обязательно соединяются  в одном человеке. В отличие  от руководителя, которого иногда избирают, а чаще назначают и который, неся ответственность за положение дел  в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности.

     Если  руководитель группы и ее лидер –  не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности деятельности совместной и гармонизации жизни группы, или же могут приобретать конфликтный характер, что определяется уровнем группового развития.

         1.2. Особенности личности лидера

     Лидер не только направляет и ведет своих  последователей, но и хочет вести  их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что  знания и способности лидера оцениваются  людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

     Таким образом, лидером группы может стать  только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех  или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.

     Лидер это как бы зеркало  группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

     Лидер с организаторскими способностями  в состоянии быстро и правильно  оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».

     Талант  руководства людьми основывается на целом  комплексе социально-психологических  качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру – это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласно с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

     Структура механизмов воздействия  лидеров на массу  зависит от свойств  последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

     В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры  воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы. Решение названных задач осуществляется посредством следующих функций:

     а) информационно-аналитической;

     б) выработки программ;

     в) принятия решения;

     г) организации исполнения решений.

     От  лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения – программа действий – и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:

     1) подбор и расстановку исполнителей;

     2) доведение до них решений;

     3) уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

     4) создание внешних и внутренних условий исполнения;

     5) координацию деятельности исполнителей;

     6) подведение итогов и анализ результатов.

     Опытный руководитель, трезво смотрящий на вещи, понимает, что как бы ни был высок уровень его подготовки и опыт, он не может полагаться лишь на себя и привлекает к управленческой деятельности добросовестных и инициативных работников. Часто именно по окружению можно судить о степени талантливости лидера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. КАЧЕСТВА ЛИДЕРА

         2.1. Теории лидерства

     В ходе исследований разработан ряд концепций  лидерства. Почему человек становится лидером? Сторонники теории черт лидерства считают предпосылкой признания человека лидером обладание особыми «лидерскими» чертами и способностями. Исследования в русле этой теории концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариант такого подхода – харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать – харизма. Согласно концепции «черт» – лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

     Возникла  ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Теория лидерства ситуационная, или групподинамический подход утверждает, что лидерство – это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации и что в ситуациях, очень благоприятных или неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации успешнее оказывается лидер, ориентированный на людей.

     Теория  лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» – лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений.

     Сторонники  интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя лидерство, должен решаться с учетом индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи.

     Теория  синтетическая или  комплексная, акцентирует взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в которых осуществляется лидерство.

     Сторонники  указанных теорий лидерства неправомерно переносят результаты лабораторных экспериментов в область реальных явлений общественной жизни. Отечественная психология исходит из социально-исторической обусловленности явлений лидерства. Как показали исследования отечественных психологов, существенное значение для понимания лидерства и его эффективность имеет уровень группового развития. Считается, что в коллективе – ввиду наличия ценностно-ориентационного единства – снимается якобы неизбежное с точки зрения западных психологов противопоставление лидера, ориентированного на задачу, и лидера, ориентированного на людей.

         2.2. Потенциал лидерства

     К настоящему времени сформировались в основном три самостоятельные теории, объясняющие происхождение и сущность лидерского потенциала. Их можно условно назвать теорией «великого человека», «ситуационной» теорией и теорией «определяющей роли последователей».

Информация о работе Личность лидера: современные модели достижения успеха