Лекция как метод преподавания социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы - рассмотреть методику подготовки лекций по социологии.
Задачи исследования:
–рассмотреть понятие и специфика лекции как формы урока,
–перечислить виды лекций, их характеристика и возможности применения,
–охарактеризовать лекцию как одну из форм обучения, её цели и функции,
–проанализировать методику подготовки к чтению лекции,
–выделить главные дидактические цели лекции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
РЕФЕРАТ
Глава 1 ЛЕКЦИЯ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ…….
1.1 Понятие и специфика лекции как формы урока
1.2 Виды лекций
1.3 Лекция как одна из форм обучения, её цели и функции
Глава 2 ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ
2.1 Методика подготовки к чтению лекции
2.2 Разновидности лекций, их характеристика и возможности
2.3 Критерии оценивания лекции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МПС.docx

— 71.03 Кб (Скачать)

Может быть так, что студенты не все могут  задавать вопросы, грамотно их формулировать. Что служит для преподавателя  свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с  преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса.

Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции  достигается за счет адресованного  информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует  внимание студента. Вопросы студентов  в большинстве случаев носят  проблемный характер и являются началом  творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и социальное отношение  преподавателя к поставленным вопросам и ответом на них, оказывает воспитательное влияние на студентов. Опыт участия  в лекция-пресс-конференция позволяет  преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных  ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции  человека, задавшего вопрос.

Лекцию-пресс-конференция  лучше всего проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце. В начале изучения темы основная цель лекции - выявление круга  интересов и потребностей студентов, степени их подготовленности к работе, отношение к предмету. С помощью  лекции-пресс-конференции преподаватель  может составить модель аудитории  слушателей - ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно важно при первой встрече преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения спецкурса, при  введении новых дисциплин и т.п.

Лекция-пресс-конференция  в середине темы или курса направлена на привлечение внимания слушателей у главным моментам содержания учебного предмета, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.

Основная  цель лекции-пресс-конференции в  конце темы или раздела - проведение итогов лекционной работы, определение  уровня развития усвоенного содержания в последующих разделах. Лекцию такого рода можно провести и по окончании  всего курса с цель обсуждения перспектив применения теоретических  знаний на практике как средства решения  задач освоения материала последующих  учебных дисциплин, средства определения  будущей профессиональной деятельности. На лекции-пресс-конференции в качестве лекторов могут участвовать два-три  преподавателя разных предметных областей.

Лекция-беседа. Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

Беседа  как метод обучения известна еще  со времен Сократа. Это самый простой  способ индивидуального обучения, построенный  на непосредственном контакте сторон. Эффективность лекции-беседы в условия  группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого  студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь  это связано с недостатком  времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и  знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов.

Участие слушателей в лекции-беседе можно  привлечь различными приемами, так, например, озадачивание студентов вопросами  в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала.

Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов  на отдельных аспектах темы, так  и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был  сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень  восприятия материла студентами.

Во время  проведения лекции-беседы преподаватель  должен следить, чтобы задаваемые вопросы  оставались без ответов, т.к. они  тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной  активизации мышления студентов.

Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Дискуссия - это взаимодействие преподавателя  и студентов, свободный обмен  мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень  важно, позволяет преподавателю  управлять коллективным мнением  группы, использовать его в целях  убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается  только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Так же можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель  приводит отдельные примеры в  виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам  коротко обсудить, затем краткий  анализ, выводы и лекция продолжается.

Положительным в дискуссии является, то, что  студенты согласятся с точкой зрения преподавателя с большой охотой, скорее в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда преподаватель  лишь указывает на необходимость  принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Данный метод позволяет  преподавателю видеть, насколько  эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии.

Отрицательное же то, что студенты могут неправильно  определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать  возникающие проблемы. Поэтому в  целом занятие может оказаться  запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собственном  мнении, а не изменить его.

Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости  от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед  собой для данной аудитории.

Лекция  с разбором конкретных ситуаций. Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.

Студенты  анализируют и обсуждают эти  микроситуации и обсуждают их сообща, всей аудиторией. Преподаватель  старается активизировать участие  в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным студентам, представляет различные мнения, чтобы  развить дискуссию, стремясь направить  ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно  подводит студентов к коллективному  выводу или обобщению.

Иногда  обсуждение микроситуации используется в качестве пролога к последующей  части лекции. Для того чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных  проблемах, подготовить к творческому  восприятию изучаемого материала.

Чтобы сосредоточить внимание, ситуация подбирается  достаточно характерная и острая. Однако это может потребовать  слишком много учебного времени  на ее обсуждение. Так, например, приведя  ситуацию, студенты могут начать приводить  примеры подобных ситуаций из собственного опыта, и дискуссия постепенно уходит в сторону других проблем. Хотя это  весьма полезно, но основным содержанием  занятия является лекционный материал, и преподаватель вынужден останавливать  дискуссию. Вот почему подбор и изложение  таких ситуаций должны осуществляться с учетом конкретных рассматриваемых  вопросов. Кроме того, у преподавателя  должна остаться возможность перенести  дискуссию на специально планируемое  занятие, считая свою задачу - заинтересовать студентов - выполненной.

 

2.3 Критерии оценивания  лекции 

     В связи с динамично развивающейся  ситуацией в вузовском образовании, предъявляются все новые требования к проведению лекционных курсов. Коротко охарактеризуем их, выделяя 5 групп критериев.

  1. Научно-содержательный критерий: доказательство, убедительность изложения, научная глубина содержания, оптимальное сочетание теоретического и практического материала, логика, последовательность изложения.
  2. Научно-методический критерий: учет и уровень подготовки студентов, активизация познавательных способностей, организация самостоятельной работы, проблемное построение лекции, использование диалога.  
  3. Организационный критерий: четкий план и структура лекции, условия конспектирования, условия работы в аудитории.
  4. Критерий риторического мастерства преподавателя: литературная грамотность изложения, оптимальный темп, свободный, демократический стиль общения, контакт с аудиторией.
  5. Эмоционально-мотивационный критерий: эмоциональное воздействие, создание атмосферы доверия, педагогическое сотрудничество студента и преподавателя.

  Оценка качества постановки вузовской лекции.

Необходимость оценки качества лекции возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив лекцию, может:

  • сам дать оценку своей лекции с целью их дальнейшей работы по её совершенствованию;
  • провести «самосертификацию» перед открытой лекцией, посещением лекции заведующим кафедрой, комиссией;
  • выявить причины падения (провалов) интереса у студентов на лекции (шум, невнимательность и т.д.), прочность и качество усвояемого материала, эффективность воспитательных мероприятий и т.д.;
  • проверить, всё ли сделано для повышения познавательной активности и т.д.

     Сложность и многогранность задач, стоящих  перед высшей школой, требует создания объективной, последовательной и эффективной  оценки и контроля качества обучения, которая не только бы отслеживала результаты образовательной деятельности вуза, но и активно влияла на качество ее функционирования. Все проблемы рассогласования решаются, если в основу оценки положить принципы разработки лекции (или установки). В противном случае создание «принципов», которые лишь декларируются, как это сейчас происходит, неоправданно.

     Т.А. Бусыгина разработала методику оценки лекции. Методика содержит 50 показателей:

  • принцип научности содержания (3 показателя);
  • принцип доступности изложения (6 показателей);
  • принцип убедительности изложения содержания (3, и через доверие к профессионализму – 6),
  • принцип ответственности (общей – 4, за организацию на лекции студенческого интереса – рационального труда – «внимания-понимания» – 10, активизации и задействования различных видов памяти – 4, за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления – 5);
  • принцип приоритета общечеловеческих ценностей перед профессиональными (4).

     Очевидно, что данное деление условно, но оно  удобно для классификации.

 

 
 

     Приложение. Бланк  оценки качества постановки вузовской  лекции

     (Т.А. Бусыгина). 

Принцип (установка) подготовки лекции № показателя Показатель  выполнения принципа Балл: 1/0
Научности содержания 1 Лекция соответствует  современному состоянию науки об изучаемом предмете  
2 Лекция содержит анализ методологии достижений, поисков  данной науки и динамики её развития в ближайшие годы  
3 Насыщена необходимым  и достаточным математическим аппаратом  
Доступности изложения 4 Все новые термины  и понятия разъясняются  
5 Наглядные пособия  используются регулярно  
6 Соблюдаются правила  направленности изложения от легкого  к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому  
7 Соблюдается принцип  взвешенности подбора фактов в лекции (разумное, целенаправленное соотношение  негативных и позитивных фактов)  
8 Подбираются факты  злободневные и близкие к реальной жизни  
Убедительности  изложения 9 Доска в процессе лекции заполняется эстетично  
  Убедительность  изложения содержания лекции  
10 Преподаватель свободно совершает лекцию без опорных  материалов (не читает с текста, конспекта и т.п., а только сверяется с ними)  
11 Знания проводятся не только через ум студента, но и  «через сердце», сопровождаются яркими чувственными эмоциями: удивлением, недоверием, радостью, оскорблением или возвышением  чувств собственного достоинства, патриотизма и т.д.  
12 Вербальные  средства (голос) поведения преподавателя  в аудитории подкрепляются отрепетированными невербальными – жестами, мимикой, паузами и др.  
  Убедительность  лекции через доверие к профессионализму и личностным качествам преподавателя (направленность его на «объект-субъектные»  или «субъект-субъектные» отношения):  
13 Преподаватель проявляет педагогический такт: отсутствуют  моменты агрессивности, проявления высокомерия  
14 Преподаватель сам убеждён в том, что говорит  на лекции и ярко этот доказывает аргументами  и поступками  
15 Чувствует смену  настроения аудитории и уверенно управляет этим процессом, устанавливая с ней контакт  
16 Имеет представительный внешний вид  
17 Использует  авторитетные источники информации  
Систематичность 18 Через весь курс «красной нитью» проходит руководящая, основная идея, или сверхзадача курса  
19 Все части изучаемого материала взаимосвязаны  
20 Изученный материал обобщается, выделяются и оформляются  главные мысли и выводы  
21 Культивируется  стройность изложения материала  по содержанию и внешней форме его подачи, изложение осуществляется без отклонений от плана, осуществляется рубрикация курса, темы, вопроса  
22 Используются  систематизирующие и обобщающие таблицы  
Ответственность 23 Освещение определённой темы (проблемы) носит законченный  характер  
  Установка на общую  ответственность  
24 Степень знания «своего» предмета (высокая – низкая)  
25 Знание особенностей будущей профессии студентов  
26 Отношение к  профессии преподавателя как  к обязанности (любовь к профессии)  
27 Ведётся учёт времени  на лекции  
  Ответственность за организацию на лекции студенческого  интереса – рационального труда  – «внимания-понимания» – задействования различных видов памяти  
28 Манера входа  преподавателя в аудиторию и  первая его фраза переключают  внимание студентов на деловой лад  
29 Используются  методические приёмы для повышения  мотивации к изучению темы (актуальность, связь с потребностями, с реальной жизнью и практикой будущей профессии)  
30 Создаются проблемные ситуации  
31 Излагается  материал, которого нет в основном учебнике  
32 Вместо «рекомендованных»  списков литературы на выполнение СРС  объясняются принципы их поиска  
33 Преподаватель требует вести запись лекции, обучает  студентов методике ведения записи лекции и контролирует выполнение этого  требования  
34 Преподаватель оказывает студентам помощь в ведении записи: меняет темп, делает паузы и т.д.  
35 Используются  приёмы поддержания внимания с помощью риторических вопросов, шуток, экскурсов в историю, в биографии творцов науки и т.д.  
36 Число крупных блоков информации, освещаемых на лекции, находится в диапазоне 7 ± 2  
37 В лекции есть «лишние» факты, создающие информационный фон вокруг числа 7 ± 2  
  Осуществляется  активизация работы памяти за счёт:  
38 Установления  ассоциаций  
39 Повторения, установки  на длительность запоминания, выделения опорных пунктов для запоминания  
40 Использования мнемотехнических приёмов  
41 Проектируется и реализуется эмоциональная кривая лекции за счёт чередования заинтересованности – эмоционального подъёма – пассивности – заинтересованности… (7 ± 2) цикла  
  Ответственность за формирование отношения студентов  к своему образованию и развитию мышления:  
42 Осуществляется  критический анализ различных точек зрения на отдельные научные положения лекции, показывается борьба гипотез и направлений  
43 Квалифицированно  проводится связь с другими курсами (межпредметные связи)  
44 Указывается на связь с предыдущими и последующими темами курса (внутрипредметные связи)  
45 Используются  приёмы эвристической беседы: рассмотрение вопроса с разных сторон, постановка и разбор парадоксов, использование приемов сравнения и аналогий, варьирование задачи, переформулировка вопроса, предложение выдвигать гипотезы, опора на собственные исследования и случаи из практики своей работы, связь с новыми поисками в науке, показ «белых пятен», использование художественной литературы, исправление чьих-либо логических, фактических и прочих ошибок  
Приоритет общечеловеческих ценностей 46 На лекции проводится линия на целостное воспритяие мира  
47 На лекции проводится линия на приоритет общечеловеческих ценностей (жизни, здоровья, красоты, любви, истины, добра и др.) перед технократическими и профессиональными  
  На лекции проводится линия важности формирования не только концептуального интеллекта, но и  интеллекта социального:  
48 Ответственности каждого за жизнь и здоровье окружающих, за качество техно-генных действий, качество новых машин, технологий, т.е. за их человеко-природо-совместимость  
49 Умение жить в социуме (среди людей), то есть умение правильно оценивать жизненные обстоятельства и действовать в соответствии с ними  
50 Лекция, кроме  когнитивного, содержит нравственный компонент, когда параллельно с научным мышлением воспитывается совесть («способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности на основе социально значимых норм»)  
  Общая сумма  баллов  
  Посещаемость  лекции студентами  

Информация о работе Лекция как метод преподавания социологии