Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:48, курсовая работа
Целью курсовой работы - рассмотреть методику подготовки лекций по социологии.
Задачи исследования:
–рассмотреть понятие и специфика лекции как формы урока,
–перечислить виды лекций, их характеристика и возможности применения,
–охарактеризовать лекцию как одну из форм обучения, её цели и функции,
–проанализировать методику подготовки к чтению лекции,
–выделить главные дидактические цели лекции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
РЕФЕРАТ
Глава 1 ЛЕКЦИЯ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ…….
1.1 Понятие и специфика лекции как формы урока
1.2 Виды лекций
1.3 Лекция как одна из форм обучения, её цели и функции
Глава 2 ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ
2.1 Методика подготовки к чтению лекции
2.2 Разновидности лекций, их характеристика и возможности
2.3 Критерии оценивания лекции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
РЕФЕРАТ
Глава 1 ЛЕКЦИЯ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ…….
1.1 Понятие и специфика лекции как формы урока
1.2 Виды лекций
1.3 Лекция как одна из форм обучения, её цели и функции
Глава 2 ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ
2.1 Методика подготовки к чтению лекции
2.2 Разновидности лекций, их характеристика и возможности
2.3 Критерии оценивания лекции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Введение.
Актуальность темы исследования курсовой работы. Методика преподавания социологии как учебного предмета только складывается. Представляется, что при разработке концепции обучения студентов социологии естественно исходить из закономерностей и принципов общей дидактики и положений общей теории методики учебного предмета.
В обучении различают три неразрывно связанные между собой стороны: учебный предмет, деятельность преподавателя и деятельность учащегося. Задача методики как науки — исследовать связи между этими сторонами обучения и на основе познанных закономерностей разрабатывать требования к ним.
Главная
особенность методики состоит в
дидактической переработке
Степень
научной разработанности
проблемы: Как метод трансляции информации
и метод обучения лекция возникла с появлением
философии, приблизительно в середине
первого тысячелетия до н.э., причём сразу
в нескольких регионах. В Элладе первые
планомерные лекционные занятия по философии
начали проводить софисты, позже лекция
распространилась благодаря учебным заведениям
Платона (Академия) и Аристотеля (Ликей),
где она использовалась наряду с дискуссиями
и совместным обсуждением философских
проблем. В истории индийской философии
лекция появляется с зарождением буддийской
монастырской традиции, когда уже не достаточно
было передавать знание от учителя к ученику
в связи с отсутствием достаточного количества
учителей и большого числа учеников. Выдающимися
лекторами Индии были Васубандху, Сангхабхадра,
Прашастапада и другие. Примерно в то же
время появляется метод чтения лекций
в Китае, где сторонниками широкого философского
обучения выступала школа мин-цзя, или
бяньчже – школа, которая похожа на греческую
софистику. Широкое распространение получила
лекция в средневековой Европе, когда
она наряду с диспутами играла основную
роль в передаче знаний слушателям, так
как книги были редкостью и находились
преимущественно в монастырях и крупных
университетах (так, известно, что только
библиотека в Кордове в период исламской
оккупации превышала численностью книг
все европейские библиотеки, находившиеся
во владении христиан). Первоначально
лекция представляла собой публичное
чтение текста книг или тетрадей, в которые
дословно переписывались книги, а также
чтение наизусть. Впоследствии лекция
уступила часть своих позиций другим формам
обучения, прежде всего диспуту, затем
семинарам, рефератам, самостоятельным
работам и т.д., которые получают всё большее
распространение по мере увеличения уровня
доступности информации. Всё же лекция
не перестаёт играть довольно важную роль
среди форм обучения, особенно при изучении
новой информации, как в высшей, так и в
средней школе.
Объект исследования – процесс обучения социологии.
Предмет исследования – специфика изучения социологии в вузе.
Целью курсовой работы - рассмотреть методику подготовки лекций по социологии.
Задачи исследования:
–рассмотреть понятие и специфика лекции как формы урока,
–перечислить виды лекций, их характеристика и возможности применения,
–охарактеризовать лекцию как одну из форм обучения, её цели и функции,
–проанализировать методику подготовки к чтению лекции,
–выделить
главные дидактические цели лекции.
Гипотеза исследования: изучение социологии в вузе отличается авторским, инновационным подходом к изложению материала, но с обязательным учетом требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине "Социология".
Теоретическая
основа исследования!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Методологическую основу исследования составляют принципы объективности и научности.
Методы исследования:
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций преподавателям для повышения эффективности изучения курса социологии в вузе и в разработке подробного плана-конспекта лекции и семинарского занятия по социологии для студентов.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и списка приложений.
Глава 1. ЛЕКЦИЯ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.
В последние
годы система общего среднего образования
живёт в эпоху перемен, новых
педагогических технологий, внедрения
информационных технологий как в
процесс управления, так и в
процесс обучения. Третья ступень
обучения подразумевает наибольшее,
насколько это возможно в школе,
приближение к вузовской
Лекция
– это традиционная форма группового
обучения. С лекции начинается каждая
новая тема и за ней следуют
практические и лабораторные занятия,
практикумы решения задач, семинары, зачёты
и т.д. Поэтому от того как проведена
лекция зависит результативность следующих
этапов обучения. Различают лекции
публичные и научные. В школе имеют место
как научные ( на уроках ), так и публичные
( на внеклассных, на воспитательных мероприятиях
) лекции.
Методологическое
значение лекции состоит в том, что
в ней раскрываются фундаментальные
теоретические основы предмета
и научные методы, с помощью
которых анализируются
Главные дидактические цели лекции:
Дать обучаемым современные, целостные, систематизированные знания, уровень которых определяется целью изучения каждой конкретной темы;
Прививать интерес к изучаемому предмету, развивать самостоятельность и творчество в мышлении.
В
лекции, как в форме и методе
обучения, можно вычленить четыре
основные педагогические
Обучающая
функция заключается в
Лекция должна дать самое современное (сегодняшнее ) представление об изучаемой теме. Никакие учебники и учебные пособия не в состоянии отразить так решение поставленного вопроса т.к. даже только что появившаяся книга отстаёт от жизни на 2 – 4 года, требующихся для её издания.
Кроме
того, учащимся, которые впервые
знакомятся со всей системой наук, трудно
самостоятельно разобраться в конкурирующих
точках зрения, особенностях подходов
разных авторов и обоснованно
оценить достоинства и
Познавательное значение возрастает когда нет учебников, пособий, когда учащиеся впервые знакомятся с новой областью научных знаний, когда тема лекции не нашла отражения в школьных учебниках.
Развивающая
функция выполняется тогда, когда
лекция ориентирована не на память,
не даётся как набор фактов, а
учит думать, рассуждать и сопоставлять,
проводить анализ и синтез поставленной
проблемы.(«Знания не должны лежать
в нас мёртвым грузом, а всё
время крутиться, кипеть, сцепляться
друг с другом, проверяться наблюдениями»
Викентий Викентьевич Вересаев, русский
писатель.) Следовательно развивающая
функция лекции находится в зависимости
от методики её изложения, если угодно
– от артистизма лектора. Логичное,
доказательное изложение
Воспитательная
функция лекции заключена в её
содержании, в формировании научно
– материалистического
Организующая
функция лекции предусматривает
управление самостоятельной работой
учащихся как в процессе лекции,
так и после неё. Эта функция
усиливается при чтении вводных
лекций, а также лекций по которым
планируется проведение семинаров
и практических занятий. В ходе лекции
указывается необходимая
Изложенное
показывает какое место может
занять лекция в системе других форм
и методов на третьей ступени
обучения в школе, в гимназии, в
лицее. Не будет верным утверждение
о том, что на лекциях ученики
пассивны и поэтому данный вид
занятий в школе ( гимназии, лицее
) мало эффективен. Ученики пассивны
лишь на плохо подготовленной лекции,
но это можно сказать и о
любых других формах и методах
обучения. Несомненно, лекция требует
высокого профессионализма и мастерства
от учителя, глубокого и, что очень
важно, современного знания своего предмета,
излагаемой темы. Поэтому чтение лекций
целесообразно поручать учителям с
первой и высшей категорией.
Лекция
– это логически стройное, системное,
глубокое и ясное изложение учебного
материала. Назначение современной
лекции в учебном процессе не в
том, чтобы предоставить всю информацию
по теме, а чтобы помочь освоить
фундаментальные проблемы курса, овладеть
методами научного познания, предложить
новейшие достижения научной мысли.
В учебном процессе лекция выполняет
методологическую, организационную
и информационную функции. В ряде
случаев лекция является основным источником
информации, например, при отсутствии
учебников, учебных пособий по новым
курсам. Лекция раскрывает понятийный
аппарат конкретной области знания,
ее проблемы, дает цельное представление
о предмете, показывает взаимосвязь
с другими дисциплинами. Все другие
формы учебных занятий –
Достоинства лекции:
- Лектор
полностью планирует и
- Возможность охвата большой аудитории.
- Низкие финансовые затраты на одного учащегося.
Недостатки лекции:
- Высокие
требования к мастерству
- Монолог
лектора и низкая
Различают следующие виды лекций:
Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Даётся краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных учёных, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также даётся анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчётности.
Информация о работе Лекция как метод преподавания социологии