Лекция как метод преподавания социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы - рассмотреть методику подготовки лекций по социологии.
Задачи исследования:
–рассмотреть понятие и специфика лекции как формы урока,
–перечислить виды лекций, их характеристика и возможности применения,
–охарактеризовать лекцию как одну из форм обучения, её цели и функции,
–проанализировать методику подготовки к чтению лекции,
–выделить главные дидактические цели лекции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
РЕФЕРАТ
Глава 1 ЛЕКЦИЯ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ…….
1.1 Понятие и специфика лекции как формы урока
1.2 Виды лекций
1.3 Лекция как одна из форм обучения, её цели и функции
Глава 2 ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ
2.1 Методика подготовки к чтению лекции
2.2 Разновидности лекций, их характеристика и возможности
2.3 Критерии оценивания лекции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МПС.docx

— 71.03 Кб (Скачать)

Содержание. 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..

РЕФЕРАТ

Глава 1 ЛЕКЦИЯ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ…….

1.1 Понятие  и специфика лекции как формы  урока

1.2 Виды  лекций

1.3 Лекция  как одна из форм обучения, её цели и функции

Глава 2 ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ

2.1 Методика  подготовки к чтению лекции

2.2 Разновидности лекций, их характеристика и возможности

2.3 Критерии  оценивания лекции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Введение. 

Актуальность  темы исследования курсовой работы.  Методика преподавания социологии как учебного предмета только складывается. Представляется, что при разработке концепции обучения студентов социологии естественно исходить из закономерностей и принципов общей дидактики и положений общей теории методики учебного предмета.

В обучении различают три неразрывно связанные  между собой стороны: учебный  предмет, деятельность преподавателя  и деятельность учащегося. Задача методики как науки — исследовать связи  между этими сторонами обучения и на основе познанных закономерностей  разрабатывать требования к ним.

Главная особенность методики состоит в  дидактической переработке научных  знаний, которые избираются для изучения. Поэтому специфика методики того или иного учебного предмета обусловливается  содержанием научной области, которая  трансформируется в учебный предмет. С точки зрения содержания методика включает изучение истории преподавания определенного учебного предмета, выяснение  его познавательного и идейно-воспитательного  значения, места в системе образования, определение содержания, научное  обоснование программ, учебников, выработку  методов и организационных форм обучения, соответствующих его целям  и содержанию, разработку учебного оборудования, определение требований к подготовке преподавателя.

Степень научной разработанности  проблемы: Как метод трансляции информации и метод обучения лекция возникла с появлением философии, приблизительно в середине первого тысячелетия до н.э., причём сразу в нескольких регионах. В Элладе первые планомерные лекционные занятия по философии начали проводить софисты, позже лекция распространилась благодаря учебным заведениям Платона (Академия) и Аристотеля (Ликей), где она использовалась наряду с дискуссиями и совместным обсуждением философских проблем. В истории индийской философии лекция появляется с зарождением буддийской монастырской традиции, когда уже не достаточно было передавать знание от учителя к ученику в связи с отсутствием достаточного количества учителей и большого числа учеников. Выдающимися лекторами Индии были Васубандху, Сангхабхадра, Прашастапада и другие. Примерно в то же время появляется метод чтения лекций в Китае, где сторонниками широкого философского обучения выступала школа мин-цзя, или бяньчже – школа, которая похожа на греческую софистику. Широкое распространение получила лекция в средневековой Европе, когда она наряду с диспутами играла основную роль в передаче знаний слушателям, так как книги были редкостью и находились преимущественно в монастырях и крупных университетах (так, известно, что только библиотека в Кордове в период исламской оккупации превышала численностью книг все европейские библиотеки, находившиеся во владении христиан). Первоначально лекция представляла собой публичное чтение текста книг или тетрадей, в которые дословно переписывались книги, а также чтение наизусть. Впоследствии лекция уступила часть своих позиций другим формам обучения, прежде всего диспуту, затем семинарам, рефератам, самостоятельным работам и т.д., которые получают всё большее распространение по мере увеличения уровня доступности информации. Всё же лекция не перестаёт играть довольно важную роль среди форм обучения, особенно при изучении новой информации, как в высшей, так и в средней школе. 

      Объект  исследования – процесс обучения социологии.

      Предмет исследования – специфика изучения социологии в вузе.

      Целью курсовой работы - рассмотреть методику подготовки лекций по социологии.

      Задачи исследования:

–рассмотреть  понятие и специфика лекции как  формы урока,

–перечислить  виды лекций, их характеристика и возможности  применения,

–охарактеризовать лекцию как одну из форм обучения, её цели и функции,

–проанализировать методику подготовки к чтению лекции,

–выделить главные дидактические цели лекции. 

      Гипотеза исследования: изучение социологии в вузе отличается авторским, инновационным подходом к изложению материала, но с обязательным учетом требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине "Социология".

     Теоретическая основа исследования!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

      Методологическую  основу исследования составляют принципы объективности и научности.

      Методы  исследования:

  • анализ теоретического материала по теме исследования;
  • вторичный анализ данных по теме исследования.

      Практическая  значимость исследования состоит в разработке рекомендаций преподавателям для повышения эффективности изучения курса социологии в вузе и в разработке подробного плана-конспекта лекции и семинарского занятия по социологии для студентов.

      Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и списка приложений.

 

Глава 1. ЛЕКЦИЯ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.

    1. Понятие и специфика лекции как формы урока.
 

В последние  годы система общего среднего образования  живёт в эпоху перемен, новых  педагогических технологий, внедрения  информационных технологий как в  процесс управления, так и в  процесс обучения. Третья ступень  обучения подразумевает наибольшее, насколько это возможно в школе, приближение к вузовской методике преподавания. Учащимся этой ступени  обучения не в диковинку использование  возможностей Интернета при подготовке рефератов, использование компьютера  в процессе изучения различных предметов, умение пользоваться справочной литературой. Среди всех этих новых технологий свою нишу на третьей ступени обучения занимает такая форма обучения, как  лекция. Лекция в 21-м веке уж не та, что  была лет 10-15 назад. К использованию  возможностей диа-  и графопроекторов  добавились на вооружение лектора возможности  аудио и видеотехники, возможности  информационных, компьютерных технологий использования, например, такой программы, как «Microsoft Power Point», что существенно  расширяет возможности изложения  материала на лекции, её объём, наглядность  и доказательность, позволяет повысить интерес учащихся к теме лекции. Но сколько бы не использовалось новых  технологий, определяющей успех всё  же остаётся личность учителя, его профессионализм  и увлечённость своим предметом, его умение владеть ораторским искусством, аудиторией во время лекции, его  умением построить лекцию так, что  бы она нашла отклик на всех уровнях  восприятия, а сам процесс подготовки и чтения лекции можно классифицировать на определённые составляющие, попытка  чего и сделана далее. 

Лекция  – это традиционная форма группового обучения. С лекции начинается каждая новая тема и за ней следуют  практические и лабораторные занятия, практикумы решения задач, семинары, зачёты и т.д.  Поэтому от того как проведена лекция зависит результативность следующих этапов обучения.  Различают лекции публичные и научные. В школе имеют место как научные ( на уроках ), так и публичные ( на внеклассных, на воспитательных мероприятиях ) лекции. 

Методологическое  значение лекции состоит в том, что  в ней раскрываются фундаментальные  теоретические основы предмета  и научные методы, с помощью  которых анализируются жизненные  явления. Хорошая лекция – это  произведение ораторского искусства  сочетающего научную мысль и  эстетику, красоту слова. Лекция содержит последние данные науки и в  ней наука выступает в виде живого человеческого слова, а поэтому  и воспринимается слушателями на эмоциональном уровне. Известный  русский педагог Н.И.Пирогов называл  лекцию мощным источником популяризации  новых идей и передачи научных  истин, ещё не вышедших в печатных сочинениях.

Главные дидактические цели лекции:

Дать  обучаемым современные, целостные, систематизированные знания, уровень  которых определяется целью изучения каждой конкретной темы;

Прививать интерес к изучаемому предмету, развивать  самостоятельность и творчество в мышлении.

 В  лекции, как в форме и методе  обучения, можно вычленить четыре  основные педагогические функции,  которые определяют её возможности  и преимущества в учебно –  воспитательном процессе:  обучающую,  развивающую, воспитательную, организующую.

Обучающая функция заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научно – практических задач и проблем. Лекция даёт целостное, систематизированное, доказательное представление решении  той или иной прикладной проблемы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, названных учителем, является главным в обучающей ( познавательной ) функции.

Лекция  должна дать самое современное (сегодняшнее ) представление об изучаемой теме. Никакие учебники и учебные пособия  не в состоянии отразить так решение  поставленного вопроса т.к. даже только что появившаяся книга  отстаёт от жизни на 2 – 4 года, требующихся  для её издания.

Кроме того, учащимся, которые впервые  знакомятся со всей системой наук, трудно самостоятельно разобраться в конкурирующих  точках зрения, особенностях подходов разных авторов и обоснованно  оценить достоинства и недостатки той или иной научной школы. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных  основ темы, в ориентировке в современных  проблемах, дать опорные знания для  формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и  прикладным вопросам изучаемой науки.

Познавательное  значение возрастает когда нет учебников, пособий, когда учащиеся впервые  знакомятся с новой областью научных  знаний, когда тема лекции не нашла  отражения в школьных учебниках.

Развивающая функция выполняется тогда, когда  лекция ориентирована не на память, не даётся как набор фактов, а  учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной проблемы.(«Знания не должны лежать в нас мёртвым грузом, а всё  время крутиться, кипеть, сцепляться друг с другом, проверяться наблюдениями»  Викентий Викентьевич Вересаев, русский  писатель.) Следовательно развивающая  функция лекции находится в зависимости  от методики её изложения, если угодно – от артистизма лектора. Логичное, доказательное изложение материала, стремление совместно с учащимися  искать пути решения проблемы, показывать приёмы такого поиска и вместе придти к обоснованным выводам – в  этом будет мастерство учителя учащего  думать. 

Воспитательная  функция лекции заключена в её содержании, в формировании научно – материалистического мировоззрения, развитии самоанализа своих действий и поступков. Большое значение на воспитание учащихся оказывает авторитет  преподавателя, его манера общения  во время лекции ( и вне её ) с  учащимися, проявление уважения к отличающемуся  мнению. Сказывается и атмосфера  совместной работы, построенной на реализации культуры общения, педагогики сотрудничества.

Организующая  функция лекции предусматривает  управление самостоятельной работой  учащихся как в процессе лекции, так и после неё. Эта функция  усиливается при чтении вводных  лекций, а также лекций по которым  планируется проведение семинаров  и практических занятий. В ходе лекции указывается необходимая литература, обращается внимание на то, что надо изучить и с чем сопоставить, тем самым организуется дальнейшая самостоятельная научная работа учащихся, умение их получать знания, пользоваться литературой, справочными пособиями  и другими источниками знаний.

Изложенное  показывает какое место может  занять лекция в системе других форм и методов на третьей ступени  обучения в школе, в гимназии, в  лицее. Не будет верным утверждение  о том, что на лекциях ученики  пассивны и поэтому данный вид  занятий в школе ( гимназии, лицее ) мало эффективен. Ученики пассивны лишь на плохо подготовленной лекции, но это можно сказать и о  любых других формах и методах  обучения. Несомненно, лекция требует  высокого профессионализма и мастерства от учителя, глубокого и, что очень  важно, современного знания своего предмета, излагаемой темы. Поэтому чтение лекций целесообразно поручать учителям с  первой и высшей категорией. 

    1. Виды  лекций.
 

Лекция  – это логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Назначение современной  лекции в учебном процессе не в  том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить  фундаментальные проблемы курса, овладеть методами научного познания, предложить новейшие достижения научной мысли. В учебном процессе лекция выполняет  методологическую, организационную  и информационную функции. В ряде случаев лекция является основным источником информации, например, при отсутствии учебников, учебных пособий по новым  курсам. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, ее проблемы, дает цельное представление  о предмете, показывает взаимосвязь  с другими дисциплинами. Все другие формы учебных занятий – семинары, лабораторные занятия, курсовое и дипломное  проектирование, учебная практика, консультации, зачеты и экзамены –  связаны с лекцией, опираются  на фундаментальные положения и  выводы.

Достоинства лекции:

- Лектор  полностью планирует и контролирует  ход занятия. 

- Возможность  охвата большой аудитории. 

- Низкие  финансовые затраты на одного  учащегося. 

Недостатки  лекции:

- Высокие  требования к мастерству лектора,  необходимые для качественной  передачи знаний.

- Монолог  лектора и низкая вовлеченность  и активность учащихся; часто  – низкий уровень усвоения  материала. 

Различают следующие виды лекций:

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Даётся краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных учёных, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также даётся анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчётности.

Информация о работе Лекция как метод преподавания социологии