Лекция как метод преподавания социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы - рассмотреть методику подготовки лекций по социологии.
Задачи исследования:
–рассмотреть понятие и специфика лекции как формы урока,
–перечислить виды лекций, их характеристика и возможности применения,
–охарактеризовать лекцию как одну из форм обучения, её цели и функции,
–проанализировать методику подготовки к чтению лекции,
–выделить главные дидактические цели лекции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
РЕФЕРАТ
Глава 1 ЛЕКЦИЯ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ…….
1.1 Понятие и специфика лекции как формы урока
1.2 Виды лекций
1.3 Лекция как одна из форм обучения, её цели и функции
Глава 2 ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ
2.1 Методика подготовки к чтению лекции
2.2 Разновидности лекций, их характеристика и возможности
2.3 Критерии оценивания лекции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МПС.docx

— 71.03 Кб (Скачать)

Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

Обзорная  лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

Проблемная  лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).

Бинарная  лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как учёного и практика, преподавателя и студента).

Лекция  с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы - дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы».

Особая  роль принадлежит вводной лекции, поскольку именно она готовит  студента к восприятию методологии  и предмета конкретной дисциплины. Методически вводная лекция должна строиться таким образом, чтобы  пробуждать интерес к данной сфере  знания и давать о ней цельное  представление. Следует описать  актуальность, практическую значимость, цель, задачи курса, предложить список информационных источников. Тематические лекции предназначены для последовательного, систематичного изложения содержания курса. Педагог предлагает глубоко  осмысленный и методически освоенный  материал на протяжении длительного  периода времени. Он обязан построить  логическую концепцию знаний из тезисов  и доказательств, сообщений и аргументов, причин и следствий. Обзорные лекции посвящены какой-либо проблеме, теме и дают систематизированное изложение вопросов в определенной логической связи. Чаще всего лектор останавливается на наиболее сложных проблемах, теориях, методах. Как правило, рассматривает типичные ошибки студентов. В итоговых лекциях содержится обзор ключевых идей и учебных целей. Заключительная лекция позволяет сделать вывод о достижении поставленных целей. Все виды лекций логически взаимоувязаны, представляют части единого, цельного курса. Они ориентированы на разную степень проникновения в материл, на последовательность в реализации образовательных целей.  

1.3 Лекция как одна  из форм обучения, её цели и функции 

     Вузовская лекция является ведущим компонентом  системы образования. Педагогическое сотрудничество на лекции имеет своей  целью превращение студентов  в соавторов преподавателя. Лекция – это сотворчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут  высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариант решения.

     Лекция - экономный по времени способ сообщения  студентам значительного объема информации. Индивидуальность лектора  и тот факт, что он может постоянно  совершенствовать содержание лекции благодаря  собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами  и т.п., делает лекцию практически  незаменимой другими источниками  учебной информации, которые, как  правило, "работают" в учебном  процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие от учебника лекция:

  • дает непосредственное общение с лектором;
  • представляет разные точки зрения;
  • дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;
  • учитывает особенности ситуации;
  • способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.

 

Глава 2 ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ. 

2.1 Методика подготовки  к чтению лекции. 

В структуре  лекции выделяют три части: введение, основное содержание и заключение.

Во введении устанавливается связь темы с  пройденным материалом, определяются цели, задачи лекции, формулируется  план лекции. Список информационных источников можно предложить во введении, а  можно представить в конце  лекции. Лектор должен быть краток и  выразителен. На введение отводится 5–8 минут.

В основном содержании отражаются ключевые идеи, теория вопроса. По возможности излагаются различные точки зрения. Представляются оценочные суждения лектора. Формулируются  выводы после каждой логической части (при этом начинать каждый логический блок отдельным введением не обязательно).

В третьей  части лекции – заключении –  делаются обобщения и выводы в  целом по теме. Идёт презентация  будущего лекционного материала. Преподаватель  определяет направления самостоятельной  работы студентов.

Чтобы хорошо выступить, надо хорошо подготовиться. Рекомендуется соблюдать следующую  процедуру при подготовке к лекции.

Первый  шаг заключается в определении  того, что надо изложить и в какой  последовательности. Для этого уясняется  содержание темы, вычленяются ведущие  идеи, структурируется материал. Лектор продумывает, в каком соотношении  предложить теоретический и фактический  материал. В двухчасовой лекции желательно рассмотреть не более трёх-четырёх  вопросов.

Второй  шаг предполагает поиск средств, позволяющих без потерь донести  содержание материала до слушателей, вычленить и провести через всю  лекцию ключевые, ведущие идеи, положения. Речь идёт об использовании таких  методических приёмов, с помощью  которых активизируется мышление, аудитория  вовлекается в диалог, дискуссию.

Третий  шаг – запись лекции в виде полного  текста или тезисов. Полный текст  располагается на 16–17 страницах  печатного текста для двухчасовой  лекции.

Четвёртый шаг – это проверка результата работы. Подготовленный текст следует  проговорить вслух, установить время  на каждый вопрос.

Подготовка  лекции включает такой важный компонент, как полноценное лекционное общение. Лектор должен учитывать ряд требований, чтобы получить эффективный результат:

• суждение должно формулироваться чётко, ясно, недвусмысленно, не изменяясь на протяжении доказательства;

• использование  наглядности облегчает восприятие и понимание изучаемых положений; однако не следует перегружать аудиторию  иллюстративным материалом, он должен играть подчиненную роль (его требуется  столько, сколько необходимо для  освещения вопроса и обеспечения  внимания слушателей);

• быстрое  и верное ориентирование в обстановке выступления, умение реагировать на реплики, не поддаваться страху, излишнему  волнению;

• контакт  со слушателями. Контакт логический – это активность мысли студента в ответ на мыслительную деятельность преподавателя. Психологический контакт  обеспечивает содружество преподавателя  и студента.

Высокий профессионализм мастерства лектора  складывается из многих факторов.

1. В  речи следует избегать монотонности, которая утомляет человека и  усыпляет его внимание и интерес.  Поэтому надо варьировать интонацию,  силу голоса, темп изложения. Речь лектора должна быть не только убедительной, доказательной, но и эмоциональной.

2. Материал  следует излагать в доступной  форме, причем избегать двух  крайностей: книжного стиля изложения  и разговорно-бытового. Лектору нужно  быть самим собой, говорить  своими словами, а не составлять  речь из чужих оборотов и  книжных фраз. Можно одно и  то же сказать по-разному. 

3. Выразительность  речи, образность языка, удачные  выражения, сравнения, афоризмы, юмор способствуют вдохновению,  интеллектуальному подъёму. Невнятное  произношение, сухость, бесцветность  лекции ведут к сбоям в лекционном  общении. 

4. Недопустимо  механическое чтение заранее  подготовленного материала, когда  текст владеет лектором. Живое  общение с аудиторией, диалог  способствуют полноценному общению.  Чаще используется вопросно-ответная  форма подачи материала. Существуют  приемы скрытого и открытого  диалога. Скрытый диалог существует, когда сам же лектор отвечает  на поставленные вопросы. Открытый  диалог существует, когда высказываются  сами студенты: «А как вы думаете,…?  Как объяснить…? Какие доводы  приведёте в защиту…? » Можно  использовать прием персонификации: «Представьте себе, что Вы…».

5. Лекцию  следует читать, наблюдая, как усваивается  материал слушателями, реагируя  на их реплики, движение глаз.

6. Речь  должна прерываться паузами. Роль  пауз в лекционном общении  состоит в следующем: 

а) пауза  нужна для эффективного усвоения материала, потому что максимальная продолжительность внимания слушателя  – 20 минут;

б) паузы  – это средство мобилизации внимания для сообщения вывода, важного  факта.

Паузы заполняются следующей информацией:

а) биографией учёных-экономистов, людей науки, культуры, политики;

б) яркими фактами из различных областей знания;

в) средствами наглядности;

г) включением расчётов;

д) юмором.

Итак, процедура  подготовки к лекции сложна и трудоёмка, требует большого напряжения, усилий. Однако если лекция прочитана на соответствующем  теоретическом и методическом уровне, она имеет огромную познавательную ценность.

Чтобы лекция была эффективной, используются различные варианты чтения лекции.

1. Устное  эссе предполагает профессиональное  в теоретическом и методическом  плане изложение конкретного  вопроса. Но это спектакль одного  актера, аудитория в лучшем случае  вовлечена во «внутренний диалог»  с преподавателем. Такая лекция  представляет собой продукт, созданный  одним только преподавателем, а  студентам остается роль пассивных  слушателей.

2. Устное  эссе-диалог даёт возможность  взаимодействовать преподавателю  со студентами, которые привлекаются  к работе посредством использования  приёмов скрытого и открытого  диалога. 

3. Лекция  с участием студентов состоит  в том, что основные идеи  студентов записываются на доске.  Они систематизируются определённым  образом, структурируются. Каждый  студент может составить план  и прокомментировать последний.  Окончательный план, разработанный  из многочисленных идей студентов,  записывается на доске. 

Условия успешного лекционного общения:

• самостоятельная  подготовка участников образовательного процесса;

Информация о работе Лекция как метод преподавания социологии