Лекция как метод преподавания социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы - рассмотреть методику подготовки лекций по социологии.
Задачи исследования:
–рассмотреть понятие и специфика лекции как формы урока,
–перечислить виды лекций, их характеристика и возможности применения,
–охарактеризовать лекцию как одну из форм обучения, её цели и функции,
–проанализировать методику подготовки к чтению лекции,
–выделить главные дидактические цели лекции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
РЕФЕРАТ
Глава 1 ЛЕКЦИЯ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ…….
1.1 Понятие и специфика лекции как формы урока
1.2 Виды лекций
1.3 Лекция как одна из форм обучения, её цели и функции
Глава 2 ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ
2.1 Методика подготовки к чтению лекции
2.2 Разновидности лекций, их характеристика и возможности
2.3 Критерии оценивания лекции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МПС.docx

— 71.03 Кб (Скачать)

• свободное  и открытое обсуждение материала;

• доверие  к преподавателю.

4. Лекция  с использованием постановки  и решения проблемы. Такая лекция  начинается с вопроса, парадокса,  загадки, возбуждающих интерес  студентов. Ответ, как правило,  к концу занятия определяется. Студенты предлагают собственные варианты решения проблемы. Если консенсуса не достигается, преподаватель даёт больший объем информации, наводящую информацию. Как правило, большинство студентов догадывается о конечном результате еще до провозглашения его преподавателем.

5. Лекция  с процедурой пауз предполагает  чередование мини-лекций с обсуждениями. Каждые 20 минут освещается важная  проблема, затем 5–10 минут она  обсуждается. Можно сначала обсудить  в малых группах, а затем  пригласить кого-то высказать  своё мнение от группы. Вслед  за обсуждением следует ещё  одна микролекция. В результате  такого обсуждения каждый участник  педагогического взаимодействия  получает обратную связь. При  такой организации учебного процесса  студенты более ответственно  относятся к учебе. 

6. Лекция-диспут, контролируемая преподавателем. Аудитория  делится на группы: сторонников  данной концепции, оппозицию и  арбитров. Студенты делают свой  выбор и учатся отстаивать  свою точку зрения. Преподаватель  организует дебаты и корректирует  обсуждение, в конце занятия предлагает  своё видение проблемы и подводит  итоги. 

Выбор варианта лекции определяется образовательными целями, индивидуальным стилем преподавателя. Чтобы получить обратную связь, понять, что думают, чувствуют студенты, преподавателю следует искать способ активизации аудитории, мотивирования  студентов к дальнейшему обучению.  

2.2 Разновидности лекций, их характеристика  и возможности 

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма  обучения не может быть заменена никакой  другой .

Лекция  выполняет следующие функции:

· информационную (излагает необходимые сведения),

· стимулирующую (пробуждает интерес к теме),

· воспитывающую,

· развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).

· ориентирующую (в проблеме, в литературе),

· разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),

· убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

Незаменима  лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива  знаний по данной дисциплине.

Можно выделить следующие виды лекций.

1. По  общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные,  развивающие.

2. По  научному уровню: академические  и популярные.

3. По  дидактическим задачам: вводные,  текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным  элементом наглядности).

4. По  способу изложения материала:  бинарные или лекции-дискуссии  (диалог двух преподавателей, защищающих  разные позиции), проблемные, лекции-конференции.

В настоящее  время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения  учебного материала. Мнение «противников»  лекций, как основной формы обучения в вузе:

· Лекция приучает к пассивному восприятию чужих  мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность  больше.

· Лекция отбивает вкус к самостоятельным  занятиям.

· Лекции нужны, если нет учебников или  их мало.

· Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова  лектора.

Однако  опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и  равномерность работы в течение  семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в  вузе. Указанные выше недостатки в  значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.

Нетрадиционные  формы проведения лекций. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет.

С помощью  проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1.  усвоение  студентами теоретических знаний;

2.  развитие  теоретического мышления;

3. формирование  познавательного интереса к содержанию  учебного предмета и профессиональной  мотивации будущего специалиста.

Успешность  достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя  и студентов. Основная задача преподавателя  состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к  объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнаю новые знания, постигаю теоретические особенности своей  профессии.

Педагог должен использовать во время лекции такие средства общения, которые  обеспечивают наиболее эффективную  передачу самой личности педагога. Так как, чем ближе педагог  к некоторому образцу профессионала, тем больше влияние преподавателя  на студентов и тем легче достигаются  результаты обучения.

На проблемной лекции в совместной деятельности преподавателя  и студентов достигается цель общего и профессионального развития личности специалиста.

В отличие  от содержания информационной лекции, которое предлагается преподавателем в виде известного, подлежащего лишь запоминанию материала, на проблемной лекции новое знание вводится как  неизвестное для студентов. Полученная информация усваивается как личностное открытие еще не известного для себя знания. Что позволяет создать  у студентов иллюзию "открытия" уже известного в науке. Проблемная лекция строится таким образом, что  познания студента приближаются к поисковой, исследовательской деятельности. Здесь  участвуют мышление студента и его  личностное отношение к усваиваемому материалу.

В течение  лекции мышление студентов происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они  получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают  наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем  примеры, на которых можно поупражняться  в применении этого способа. Таким  образом, студенты самостоятельно пробуют  найти решение проблемной ситуации.

Компонентами  проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект  познания (студент), процесс мыслительного  взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще  для студента знания, содержащееся в учебной проблеме.

Лекция  строится таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. Учебный материал представляется в форме учебной проблемы. Она  имеет логическую форму познавательной задачи, отмечающей некоторые противоречия в ее условиях и завершающейся  вопросами, которые это противоречие объективирует. Проблемная ситуация возникает  после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.

Учебные проблемы должны быть доступными по своей  трудности для студентов, они  должны учитывать познавательные возможности  обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности - общего и профессионального.

Учебная проблема и система соподчиненных  подпроблем, составленных преподавателем до лекции, разворачиваются на лекции в живой речи преподавателя. В  условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала диалогического характера. С помощью соответствующих  методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или  опровержение, обращение к студентам  за помощью и др.) преподаватель  побуждает студентов к совместному  размышлению, дискуссии, которая может  начаться непосредственно на лекции или на следующем семинаре.

Чем выше степь диалогичности лекции, тем  больше она приближается к проблемной и тем выше ее ориентирующий, обучающий  и воспитывающий эффекты. И, наоборот, чем ближе лекция к монологическому  изложению, тем в большей мере она приближается к информационной.

Итак, лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип  проблемности. При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:

1. реализация  принципа проблемности при отборе  и дидактической обработке содержания  учебного курса до лекции;

2. реализация  принципа проблемности при развертывании  этого содержания непосредственно  на лекции.

Первое  достигается разработкой преподавателем системы познавательных задач - учебных  проблем, отражающих основное содержание учебного предмета; второе - построением лекции как диалогического общения преподавателя со студентами.

Диалогическое общение может строиться как  живой диалог преподавателя со студентами по ходу лекции на тех этапах, где  это целесообразно, либо как внутренний диалог (самостоятельное мышление), что наиболее типично для лекции проблемного характера. Во внутреннем диалоге студенты вместе с преподавателем ставят вопросы и отвечают на них  или фиксируют вопросы в конспекте  для последующего выяснения в  ходе самостоятельных заданий, индивидуальной консультации с преподавателем или  же обсуждения с другими студентами, а также на семинаре.

Диалогическое общение является необходимым условием для развития мышления студентов, поскольку  по способу своего возникновения  мышление диалогично.

Стиль общения преподавателя на проблемной лекции:

1. преподаватель  входит в контакт со студентами  не как "законодатель", а  как собеседник, пришедший на  лекцию "поделиться" с ними  своим личностным содержанием;

2. преподаватель  не только признает право студента  на собственное суждение, но и  заинтересован в нем;

3. новое  знание выглядит истинным не  только в силу авторитета преподавателя,  ученого или автора учебника, но и в силу доказательства  его истинности системой рассуждений;

4. материал  лекции включает обсуждение различных  точек зрения на решение учебных  проблем, воспроизводит логику  развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения  объективных противоречий в истории  науки;

5. общение  со студентами строится таким  образом, чтобы подвести их  к самостоятельным выводам, сделать  соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей  разрешения противоречий, созданных  самим же преподавателем;

6. преподаватель  строит вопросы к вводимому  материалу и отвечает на них,  вызывает вопросы у студентов  и стимулирует самостоятельный  поиск ответов на них по  ходу лекции. Добивается того, что  студент думает совместно с  ним. 

Информация о работе Лекция как метод преподавания социологии