Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:21, курс лекций
1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 2 ЧАСА
2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 4 ЧАСА
3. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 4 ЧАСА
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 4 ЧАСА
5. ИЗУЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 2 ЧАСА
6. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 2 ЧАСА
7. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 4 ЧАСА
Формы социального планирования
Формы социального планирования различаются, прежде всего, следующим образом:
во-первых, адресным планированием,
во-вторых, планированием при помощи косвенных (экономических и социальных) рычагов.
1. Конкретное, или, как сейчас принято говорить, адресное планирование включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государственных или общественных организаций. На этом уровне устанавливаются задания по достижении определенного уровня общественного развития. Важным является то, что прежде всего это касается рационального соотношения, пропорций в развитии социальных процессов. Подобные соотношения отражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень достижений науки и техники, потребности людей.
По своей сути социальное планирование связано с определением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Очевидно, что чем сложнее цель, тем больше требуется времени не только для всестороннего научного обоснования принимаемого решения, но и для его осуществления. Временная протяженность планового периода не может быть задана априорно и должна строиться на основе единства качественных и количественных показателей. Надо отметить, что опыт адресного планирования во многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, игнорируя научные основы определения ориентиров социального развития и изменения.
2. При планировании социальных процессов с помощью косвенных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. На следующем этапе определяется, какие элементы, составные части не поддаются государственному и общественному регулированию. Применительно к ним ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных последствий и негативных результатов.
В действительности самого процесса планирования выявляются также те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социального планирования и регулирования. Чтобы минимизировать количество трудовых затрат, не требующих квалификации или тяжелого физического труда, помимо планирования технического прогресса необходимо регулирование роста квалификации рабочих. Планы повышения их профессионального уровня предполагают прежде всего ликвидацию некоторых видов труда. Затем в них должно найти отражение изменение содержания труда многих профессий. И наконец, — это является особенно важным — многим из специальностей предстоит сохраниться только как этапу в трудовой деятельности человека.
Очень важно при социальном планировании учитывать интересы конкретных социальных групп. При решении экономических задач интересы всего народа и отдельных социальных групп в основном совпадают, но этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни Так, целью в сфере производства является минимум затрат при реализации поставленной задачи. Добиваться же минимизации затрат при планировании социальных процессов - значит сознательно идти на ущемление интересов некоторых социальных групп. Максимум социального результата не всегда достигается минимизацией затрат. А это одна из важнейших целей социального планирования.
Следует заметить, что эти две формы планирования в чистом виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов получило особую актуальность в связи с осуществлением в стране экономической реформы.
Методы социального планирования
Методы планирования обусловлены теми конкретными задачами, которые ставятся при развитии социальных отношений и социальных структур.
Выделим некоторые общеприменимые методы социального планирования, которые позволяют осуществлять планирование на различных уровнях.
1. Аналитический метод социального планирования.
Аналитический
метод соединяет в себе анализ и обобщение.
Его сущность сводится к тому, что в ходе
планирования социальный прогресс расчленяется
на составные части
и на этой основе определяются направления
реализации намеченной программы.
2. Все
большее значение приобретает метод
вариантов, суть которого заключается
в определении нескольких возможных путей
решения социальных задач при наличии
возможно более полной и достоверной информации.
Его разновидностью является метод
вариантных приближений: вначале на
базе имеющихся исходных данных определяется
возможный путь
в порядке первого приближения, а затем
производятся последовательные уточнения.
Применение этого метода связано с поиском
оптимального варианта решений той или
иной социальной задачи, с правильным
выбором приоритетов.
3. Комплексный метод социального планирования. Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований:
4. В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.
Широкое
признание получил социальный
эксперимент,
в
ходе которого уточняется механизм
действия объективных
законов и особенности их проявления на
базе одного или не
скольких социальных институтов. Полученные
выводы помогают скорректировать ход
развития планируемого процесса, проверить
на практике прогнозируемые положения
и выводы.
3. Экономико-математические методы.
Название группы этих методов достаточно условно. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.
В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т. д. По всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.
В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и экономико-математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в планировании. Они нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.
VI.
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
И СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
Социальная инженерия, как социологическая концепция, получившая изначально свое развитие в работах западных социологов, обозначает «социальное конструирование» в рамках частных социальных процессов. Появление социальной инженерии и социального конструирования тесно связано с общей тенденцией применения социологии для решения конкретных практических задач, особенно в области теории и практики управления социальными процессами. Социальная инженерия и социальное конструирование проектируют правила, этапы и средства рационального воздействия на социальные явления, разрабатывают методы внедрения социологических исследований в общественную практику.
На уровне современного развития методов социологии, сегодня социальная инженерия рассматривается в качестве особого направления практической деятельности социолога, сформировавшегося на фундаменте положений социологической науки и реализующегося в сфере управления. В рамках такого понимания основная функция социальной инженерии связана и с деятельностью по обоснованию, планированию и реализации проектов сознательных изменений социальных систем разных типов и уровней, их подсистем и элементов. Центральной проблемой социальной инженерии является обоснование самой возможности, правомочности и обоснованности внесения осознанных и планируемых изменений в социальную систему, функционирующую на разных уровнях жизнедеятельности. На уровне методологии социальная инженерия связана с определением форм, способов, логики и масштаба вносимых и конструируемых изменений.
Социальный инженер и социальный конструктор исходя из позиций прогнозного проектирования вырабатывают систему приемов внедрения в практику социальных инноваций. Это в определенном смысле конструирует новую реальность. Данная особенность социальной инженерии и социального конструирования связана и с методикой и техникой реализации социальных проектов. Поскольку социальная инженерия по определению ориентирована на внесение изменений в социальные системы, особую роль при формировании подходов занимает позиция субъекта социальных преобразований (каковым выступает социальный инженер).
Существует
два подхода как социальному
инженеру взаимодействовать с
Первый подход условно можно назвать предметным, второй — проблемным.
Предметный подход опирается на представление, что социальная реальность является системой, реальностью, обусловленной причинно-следственными закономерностями: функциями объектов, поведением исследователя и т.п.
Проблемный подход к социальной инженерии и социальному конструировании сложился недавно (с конца 60-х — начала 70-х гг.) и основывается на представлении о социальной реальности, относящейся к концепции социального действия. Социальная система и социальная организация рассматриваются здесь как гибкие системы взаимодействия, постоянно и сознательно переконструируемые ее членами. При этом системы (особенно организации) нередко делятся на более простые составляющие и выступают как отдельные системы. В качестве базовой черты социальности в данном подходе рассматривается ее способность к сознательным или спонтанным непрограммируемым извне изменениям. Отличительной чертой социального объекта здесь являются его способность делать «выбор», ставить «цели», разрабатывать «проект самоизменения» и обеспечивать их реализацию.
Таким образом, проблемный подход характеризует сферу идеального. Он связан с проблемой выбора цели и способов ее достижения и фокусирует внимание на проектах изменений, возникающих в ходе решения проблемы, и выбором идеального решения является постановка цели. Проблема может быть определена как субъективное отражение реальных или вымышленных противоречий, возникающих у активного субъекта в процессе целеполагания, целедостижения, в любой практической деятельности. Решаемые подобным подходом задачи связаны с проблемой выработки целей и организацией под цель участников коллективного действия.
Предметный же подход описывает сущность характеристики объекта через функциональные последствия действия, совершаемого на основе ранее сделанного или предполагаемого выбора. Он описывает социальную реальность и системность. Следовательно, применение естественной логики представления о закономерностях и определенной природе функционирующею объекта вполне оправданно. Сфера данного подхода — это сфера описания предсказания функциональных последствий предпринимаемого социального действия для социальной системы.
Различие подходов к описанию социальной реальности в значительной степени определяет различие в способах осуществления этой деятельности. Так, предметный подход опирается на разработку исходных концептуальных моделей, к использованию точной естественнонаучной терминологии, к разработке системы адекватных показателей и индикаторов, к формализации, к повышению объективности описания, к совершенствованию технологии и диагностики в реализации социального проекта. Для проблемного подхода характерно стремление к отказу от использования концептуальных моделей, принципиальный отказа от точного использования для описания объекта обыденного языка общения и рассмотрение объекта лишь через призму проблем, возникающих у субъекта деятельности. Основные методы здесь — неформализованные глубинные интервью, игровые методы моделирования реальности, анализ печати и других документов. Здесь делается акцент не на количественные, а на качественные характеристики. Объективные результирующие критерия деятельности не являются самоцелью.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ