Лекции по "Демографии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:22, курс лекций

Описание работы

Демография (от греч. demos народ и grafio пишу) – наука о народонаселении (или о населении).
Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности, изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений.

Работа содержит 1 файл

Лекции_Демография.doc

— 493.50 Кб (Скачать)

Маятниковая миграция – регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта;

3) по причинам:

- социально-экономическим, которые часто трудно разделить (переселения в поисках свободных сельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселения с целью перемены образа жизни — сельского на городской, приобретения более высокого социального статуса и т.п.);

- трудовым (связаны с заключением трудовых контрактов. В настоящее время в развитых странах работают по контракту более 25 млн. трудящихся-мигрантов. Особое место занимает такое явление, как «утечка умов», имеющее в своей основе экономические причины. Проявилось оно после Второй мировой войны, когда из Германии в США были вывезены специалисты в области физики, ракетостроения и т. п. Наибольший отток ученых из развивающихся стран в США, Францию, Канаду пришелся на 60-70-е годы XX века. В последние годы «утечка умов» особенно сильно затронула Индию, Филиппины, республики бывшего СССР;

- политическим (бегство  от политических преследований, расовых, религиозных притеснений, репатриация в связи с изменением политических условий или государственных границ). Например, эмиграция полумиллиона граждан из фашистской Германии и Италии, франкистской Испании; эмиграция из России после Октябрьской революции; эмиграция из Чили после прихода к власти генерала Пиночета; отток белого населения из освободившихся от колониальной зависимости стран Азии и Африки; насильственная депортация в Германию 10 млн. человек из оккупированных стран в период Второй мировой войны;

- военным (эвакуация и реэвакуация, депортация и проч.);

4) по формам реализации:

- общественно-организованная, осуществляемая при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью в целях решения задач освоения новых территорий, природных богатств, строительства железных дорог, производственных комплексов и т.п. Основные виды организованной миграции — общественные призывы (например, освоение целины, строительство БАМа и др.), сельскохозяйственные переселения, организованный набор рабочей силы, переводы по службе в другие районы и т.п.;

- неорганизованная (или индивидуальная), которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких-либо учреждений с целью на новом месте улучшить свое материальное положение путем получения более высоких доходов, повысить квалификацию и свой социальный статус, получить образование, изменить род деятельности, перейти на новую работу, по семейным обстоятельствам;

5) в зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него: добровольная и принудительная.

Наиболее тяжелыми для  населения становятся миграции, вызываемые причинами политического и военного характера. Они сопровождаются появлением таких категорий населения, как беженцы и вынужденные переселенцы. Именно эти миграционные потоки ведут к снижению уровня жизни населения в районах его входа и выхода, ухудшению здоровья, росту заболеваемости и смертности, снижению рождаемости. В эти процессы часто втягиваются дети, а условия их развития и обучения нарушаются.

Особое место в миграционных процессах принадлежит маятниковой миграции, т.е. регулярным передвижениям населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно. В отличие от обычной маятниковая миграция осуществляется постоянно, ежедневно и без перемены места жительства, изменения социального статуса человека. Регулярность миграции соответствует режиму трудовой деятельности или учебы.

Маятниковая миграция создает для населения равноценные условия выбора места работы, профессионального обучения, способствует социальной мобильности населения, изменению социальной структуры сельских жителей, распространению городского образа жизни.

Вместе с тем у  маятниковой миграции есть и негативные моменты. Это прежде всего увеличение расходов на оплату транспорта (экономические последствия), затраты времени на дорогу (социальные последствия, связанные с влиянием на бюджет времени маятникового мигранта).

В развитии миграционных процессов можно выделить три этапа:

  1. подготовка к перемене места жительства — потенциальная миграция;
  2. собственно миграция;
  3. адаптация мигрантов к новым условиям жизни в местах поселения.

Миграция тесно связана  с развитием и размещением  производительных сил, характером производственных отношений, воспроизводством экономически активного населения, его распределением и перераспределением, с расселением, урбанизацией, социальной мобильностью, естественным движением, структурой населения.

В целом роль<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__C


Информация о работе Лекции по "Демографии"