Лекции по "Демографии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:22, курс лекций

Описание работы

Демография (от греч. demos народ и grafio пишу) – наука о народонаселении (или о населении).
Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности, изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений.

Работа содержит 1 файл

Лекции_Демография.doc

— 493.50 Кб (Скачать)


Лекция 1. Демография как наука. Предмет, задачи и методы демографии.

1. Общая характеристика демографии как науки

Демография (от греч. demos народ и grafio пишу) – наука о народонаселении (или о населении).

Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности, изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений.

Объектом изучения демографии является население, т.е. совокупность людей, проживающих на определенной территории (страны, ее регионов, континента, земного шара в целом). Особенности населения следующие:

- человеческая популяция  в процессе смены поколений  самовозобновляется;

- материальная  основа этого процесса – общественное производство и потребление созданных населением благ и услуг;

 - развитию населения способствуют изменения в его размещении по территории, т.е. как сохранение традиционно сложившихся тысячелетиями мест обитания человечества, так и освоение новых земель, продвижение к полярным областям земного шара.

В научном понимании  население – это целостный социальный феномен, занимающий определенное место в системе общественных отношений, имеющий многообразные связи с другими общественными подсистемами, обладающий собственной структурой, динамикой и качественно-количественной определенностью.

Будучи одной из наук о населении, демография выполняет свои познавательные функции в тесной связи с другими науками, четко вычленяя ту область действительности, которую не изучает никакая другая наука, - постоянное возобновление населения путём смены поколений людей новыми поколениями.

Существует много определений демографии, запишем одно из них.

В энциклопедическом словаре «Народонаселение» демография – наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

Предмет демографии — воспроизводство населения, т.е. процесс непрерывного возобновления его численности и структур через смену поколений, через процессы рождаемости и смертности.

Все явления, связанные  с населением, демография рассматривает  через свойство самовоспроизводства  населения, как его особое качество.

Существуют три формы  движения:

- естественное, отражающее  изменения, происходящие в населении  в связи с рождениями, смертями, браками и разводами;

- миграционное, или механическое, связанное с передвижениями населения  по территории и переменой  места жительства;

- социальное (понятие  введено в конце 19 в.), связанное  с социальной мобильностью населения  и отражающее изменения социального, экономического, образовательного, профессионального, квалификационного состава населения.

В практическом плане  в задачи демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов, оценка их наиболее вероятного изменения в будущем и разработка демографического прогноза сообществ в контексте демографических прогнозов страны и субъектов федерации.

Основными стадиями демографического исследования считаются:

- демографический анализ;

- определение движущих  сил воспроизводства населения;

- формирование целей и выбор методов проведения демографической политики.

К главным задачам демографии относятся:

- оценка и  теоретическое обоснование закономерностей  демографических процессов;

- разработка  теории развития населения отдельных  стран, континентов, населения земного шара;

- разработка  теоретических основ демографических  прогнозов и демографической политики.

 

2. Актуальность изучения и связь с другими науками

Актуальность.

Если без статистики невозможна демография, то без демографии невозможно управление общественными  процессами, поскольку население  является основой и субъектом  всей общественной жизни. В область  демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов в стране в целом, на отдельных ее территориях или в группах населения в различные периоды. На основании данных демографического анализа демография оценивает их наиболее вероятное изменение в будущем, разрабатывая демографические прогнозы.

Сведения о предположительной  численности и структуре населения  служат исходным материалом для экономических  оценок, в частности, распределения  трудовых ресурсов и производства предметов  потребления, жилищного строительства, развития здравоохранения (предмет социально-экономической политики).

Понимание объективного характера закономерностей воспроизводства  населения, особенностей их социальной детерминации позволяет демографии разрабатывать рекомендации относительно общих направлений и конкретных мероприятий социальной и семейной политики государства (регулирование занятости, условий труда и отдыха, уровня жизни, подготовки кадров, социального обеспечения и т.д.). Существуют принципы собственно демографической политики, нацеленной на изменение демографических процессов и воспроизводства, скорости роста населения и происходящих социально-демографических изменений.

На глобальном уровне действующие демографические закономерности (роста населения, инерционности рождаемости и смертности, постарения населения, стабилизации половозрастной структуры в условиях относительного покоя) сами способны диктовать специфику экономического и политического развития отдельным государствам, этносам и группам стран.

Связь с другими науками.

Демографии оказывается  недостаточно для объяснения всех изменений, связанных с развитием народонаселения. Остро недостаток стал проявляться  во второй половине XX века. Французский социолог, демограф и экономист (специалист по влиянию демографических процессов на общество и экономику «Общая теория народонаселения» 1958 г.) Альфред Сови выдвинул идею о необходимости привлечения других наук к изучению народонаселения. Полное отражение эта идея нашла в разработках центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ под руководством профессора Дмитрия Игнатьевича Валентея, который предложил комплексный подход — активное привлечение других сопредельных наук.

Демография  внутри себя разделилась на целый  ряд специализированных отраслей и даже наук: общая теория демографии, демографическая статистика, математическая, экономическая, историческая, этническая, социологическая демография и др. Из названий этих отраслей можно видеть, что они образуются на стыках демографии с другими науками и обозначают связь предмета демографии с предметами смежных наук, которые в демографии выступают в роли факторов.

Более всего она связана с социологией семьи и анализирует семейную структуру населения.

Демография имеет тесную связь с практикой и ее запросами. С этой точки зрения, можно говорить о таких ее разделах, как демографический анализ, демогрэфикс (практическое применение демографических знаний в бизнесе, маркетинге), прикладная демография, электоральная демография, региональная демография, политическая демография, военная демография, демографическое прогнозирование и т.д.

Некоторые субдисциплины  внутри демографии получили особые наименования, отражающие их объекты или их методологию. Историческая демография имеет дело с населением прошлых эпох, данные о котором имеются в письменных источниках. Если письменные источники отсутствуют, то говорят о палеодемографии, изучающей население далекого прошлого. Дескриптивная (описательная) демография описывает численность, географическое распределение, структуру и изменения населения в рамках статистики населения, или демографической статистики. Изучение количественных взаимосвязей внутри демографических феноменов при абстрагировании от их взаимодействия с другими явлениями называется теоретической, или чистой демографией. Поскольку при этом используются различные математические методы, на практике такое изучение называется математической демографией.

Изучение  взаимосвязи между демографическими явлениями, с одной стороны, и экономическими и социальными явлениями - с другой, также является разделом демографии. Некоторые авторы употребляют в этом случае термины «экономическая демография» и «социальная демография».

Так появляется идея системы  знаний о народонаселении: ядро —  именно демография, предмет — воспроизводство населения, а другие, входящие в эту систему науки имеют своим предметом законы и закономерности других специфических сторон и аспектов развития населения.














 

 


 


 


 

 

 

3. Методы демографии

К методам  демографии относятся общенаучные и демографические, которые отражают специфику воспроизводства населения как самовозобновляющейся совокупности людей, обладающей особыми качественно-количественными структурами, процессами их функционирования и развития, формами воспроизводства. 

Общенаучные методы исследования: метод научной абстракции и восхождения от абстрактного к конкретному, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижения гипотез и их проверки, экстраполяции и моделирования.

Демографические методы:

1. метод когорт (метод реального поколения, или продольного анализа), применяемый при изучении того или иного процесса на протяжении поколения. Демографические процессы анализируются в совокупностях людей, одновременно вступивших в какое-либо демографическое состояние. Задача — получение для данной когорты населения (группа лиц, которые переживают одни и те же события в один и тот же период) характеристик изучаемых демографических процессов, зависящих от промежутка времени между образованием когорты и наступлением выражающего тот или иной процесс демографического события;

2. метод поперечного анализа (условного или гипотетического поколения) — изучение демографических процессов основано на толковании показателей частоты демографических событий, полученных по интервалам длительности соответствующих демографических состояний для сравнительно непродолжительного временного периода как набора последовательности частот таких событий на протяжении жизни поколений. Это тот же метод когорт, позволяющий получить графическое изображение событий, протекающих как бы поперек линии жизни поколения.

Продольный  и поперечный анализы дают возможность сравнивать особенности воспроизводства ряда поколений, что важно как для исторической демографии, так и для демографического и социального прогнозирования, а, следовательно, для выработки социальной политики.

Методы  стандартизации демографических коэффициентов позволяют при сравнении демографических коэффициентов искать влияние структурных особенностей сравниваемых демографических общностей. Для сравнения общих, демографических коэффициентов необходимо учитывать влияние различных сравниваемых совокупностей по полу, возрасту, брачному состоянию, уровню образования и т.д. Поэтому общие коэффициенты сравниваются только после корректировки с учетом этого влияния или стандартизации. При этом показатели интенсивности процесса и структура одной сравниваемой демографической совокупности принимаются за стандарт, а для прочих высчитывается свойственный каждому из них индекс по отношению к стандарту. Умножая этот индекс на показатели стандарта, получают стандартизированные демографические коэффициенты для сравниваемых демографических совокупностей.

Методы  демографического моделирования — в настоящее время наиболее распространенный прием анализа и прогнозирования воспроизводственных процессов. Описывают изменение населения в целом или компонентов его роста. Метод моделирования заменяет собой метод эксперимента, который в демографии далеко не всегда возможен. Он широко применяется для изучения 
демографических процессов и воспроизводства в целом и связей с другими социальными явлениями и процессами. Современный этап развития демографических знаний характеризуется быстрым развитием в нем приемов 
и методов математического моделирования, что позволяет повысить его эффективность, в том числе возможности использования этих знаний в практике социального управления.  

Все эти методы опираются  на массовые проявления единичных демографических событий. Поэтому важное место в демографической методологии занимают приемы изучения и анализа соотношений количественных мер демографических явлений, статистические и математические методы.

Территориальное сравнение демографических состояний и процессов осуществляется с помощью картографических методов. При этом используются карты поселений и плотности расселения; половозрастного состава, движения населения.

Метод построения демографической  сетки позволяет с помощью геометрических построений получать разнообразные характеристики (в том числе прямо не наблюдаемые) демографических процессов в поколении и анализировать их протекание во времени.

Информация о работе Лекции по "Демографии"