Краснодарский край

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:26, реферат

Описание работы

При всем многообразии проживающих на территории края национальных групп и диаспор, а также близости "горячих точек" в крае отсутствуют межнациональные конфликты. Этому способствуют как устойчивый характер социально экономического развития края, так и восстановление вековых традиций казачества, связанных с защитой Отечества.
Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Динамичное развитие агропромышленного комплекса (далее также — АПК) Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны:
На территории края реализуется около 20 федеральных целевых программ с общим объемом финансирования в 2006 году более 20,5 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета — 13,3
Край занимает десятое место в стране по количеству специалистов, выпущенных высшими учебными заведениями, и четвертое место — по количеству специалистов, выпущенных средними специальными учебными заведениями.
Таким образом, в крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

3.1.docx

— 49.64 Кб (Скачать)

группировка стратегических действий, удовлетворяющих критериям  региональной и общенациональной эффективности  по признаку одинаковой целевой направленности;

формулирование  интегральной цели или общественной потребности, обобщающей сгруппированные  действия;

системное рассмотрение средств достижения сформулированной интегральной цели;

проектный принцип  государственной поддержки мероприятий  и инвестиционных проектов.

Реализация проектного принципа заключается в том, что  любую затрату средств необходимо рассматривать как инвестиционный проект, осуществляемый бюджетом с  целью получения эффекта с  позиций количественных критериев  эффективности. Перечень показателей, характеризующих эффект от реализации проектов (выполнения мероприятий), устанавливается  планом мероприятий по реализации Стратегии. Целевые значения показателей устанавливаются  паспортами соответствующих комплексных  программ.

Важнейшими структурными и целевыми характеристиками комплексных  программ являются:

цели программы;

сроки и ожидаемые  результаты реализации программы (с  указанием целевых значений количественных показателей эффективности);

перечень образующих проектов или мероприятий, включенных в программу.

Стратегия предусматривает  создание системы регионального  и муниципального мониторинга социально-экономических показателей в целях контроля за реализацией Стратегии и программ социально-экономического развития, а также постоянного поддержания актуальности стратегического плана.

Задачами мониторинга  являются:

оценка степени  достижения стратегической цели и целевых  показателей по стратегическим направлениям;

информационное  обеспечение принятия уполномоченными  органами власти решений на основании  результатов мониторинга;

стимулирование  реализации Стратегии в целом, а  также отдельных программ и проектов;

оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края и региона в целом, в том числе оценка состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий;

оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических реформ.

В рамках решения  указанных задач будет осуществляться:

определение необходимых  значений целевых показателей и  индикаторов социально-экономического развития края;

сбор и обработка  информации по проектам и программам;

анализ достижения целевых показателей, установленных  программами социально-экономического развития;

анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития края;

сравнительный анализ состояния, тенденций развития социально-экономической системы края и сопоставимых регионов, сравнение со среднероссийскими показателями;

совершенствование системы индикаторов состояния социально-экономической системы края.

Механизм мониторинга  реализации Стратегии предусматривает  введение системы муниципальной  статистики, то есть создание единой информационной базы показателей социально-экономического развития. Новая система показателей должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионе и муниципальных образованиях Краснодарского края, выявления формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса (в том числе формирования конкурентоспособных экономических кластеров) и осуществления инвестиционных проектов, а также объективную оценку необходимости финансовой поддержки муниципального образования.

Система регионального  и муниципального мониторинга социально-экономических показателей позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии и оценивающую ее эффективность.

Основными критериями оценки эффективности деятельности муниципальных образований Краснодарского края по реализации Стратегии за анализируемый период являются:

достижение целевых  показателей реализации отдельных  мероприятий, установленных соответствующими программами социально-экономического развития;

улучшение динамики основных показателей социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края по сравнению с регионом в целом за анализируемый и предыдущий год (годы);

эффективность использования финансовых и иных ресурсов, привлекаемых в муниципальные  образования Краснодарского края и  аккумулируемых в них в ходе реализации Стратегии.

Оценка результатов реализации стратегий развития муниципальных образований Краснодарского края и региона в целом, а также их эффективности должна стать основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке Стратегии.

Основным видом  оперативной отчетности по реализации отдельных мероприятий в рамках стратегических направлений Стратегии  являются отчеты отраслевых органов  исполнительной власти Краснодарского края.

Руководители  отраслевых органов исполнительной власти Краснодарского края и главы  муниципальных образований Краснодарского края ежегодно отчитываются главе администрации  Краснодарского края о результатах  и основных направлениях деятельности по реализации Стратегии, в том числе  о результатах реализации соответствующих  отраслевых и территориальных стратегий.   

7. Ожидаемые результаты  реализации Стратегии

В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации направлений  Стратегии и общего повышения  конкурентоспособности бизнеса  прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию, характеризуемую высокой  долей добавленной стоимости. Таким  образом, структура экономики края станет более прогрессивной.

Оценка ожидаемых  результатов реализации Стратегии  осуществляется по следующим критериям:

коммерческая  эффективность, определяемая величиной  дополнительной прибыли, получаемой инвесторами  проектов и мероприятий, реализуемых  в рамках комплексных программ и  непрограммных мероприятий, и повышающей капитализацию как компаний, так и экономики в целом;

бюджетная эффективность, которая характеризуется приростом  суммарной величины налоговых поступлений  в региональный бюджет от реализуемых  мероприятий;

социальная эффективность, определяемая приростом доходов  населения в результате осуществляемых мероприятий;

общая экономическая  эффективность, которая характеризуется  приростом ВРП.

Все четыре категории  эффективности могут быть разделены  на две составляющие: во-первых, прямой рост прибыли, заработной платы, налогов и ВРП; во-вторых, косвенное увеличение этих показателей в результате реализации совокупного мультипликативного эффекта от осуществляемых мероприятий. Как правило, косвенный эффект довольно трудно обосновать и рассчитать, однако, в силу его существования прямой расчет результатов можно рассматривать как нижнюю границу ожидаемых результатов.

Данный подход характеризует эффективность проектов в сфере бизнеса. В то же время  можно считать, что сферу коммерческих проектов необходимо рассматривать  расширенно, не связывая эту сферу  только с негосударственным сектором. Государственные предприятия, приносящие неналоговые доходы бюджету, также  относятся к сфере бизнеса. С  этой точки зрения можно утверждать, что результативность Стратегии  в целом определяется результативностью  бизнеса, который развивается в  связи с мероприятиями, реализуемыми в соответствии с комплексными программами  и непрограммными мероприятиями Стратегии.

С этих позиций  предлагаемые комплексные программы, не относящиеся к социальной сфере, и множество реализующих их стратегических мероприятий и инвестиционных проектов целесообразно рассматривать с  позиций двух подмножеств: обеспечения  условий для развития бизнеса  и собственно ориентированных на развитие бизнеса. Таким образом, коммерческая эффективность при соблюдении внешних социально-политических и экологических требований является важнейшим критерием принятия к реализации программных проектов и мероприятий.

Такой подход позволяет  сделать экспертную оценку эффективности  для будущих проектов и мероприятий, которые будут осуществляться в  рамках Стратегии. Задачи ускоренного  роста ВРП, обеспечения определенного  уровня социальной и бюджетной эффективности  предопределяют характеристики потенциальных проектов, которые могут быть положены в основу оценки ожидаемых результатов Стратегии в целом.

Оценка ожидаемых  результатов реализации Стратегии  осуществлялась исходя из следующих  принципиальных положений.

В качестве базы использовались результаты анализа существующих тенденций развития базовых отраслей экономики края.

Осуществлялась  экспертная оценка возможных изменений  трендов в результате реализации стратегических мероприятий, предусматриваемых  Стратегией.

Делалось экспертное допущение о средней ожидаемой  эффективности новых инвестиционных коммерческих проектов, осуществляемых в реальном секторе в рамках осуществления  программных мероприятий.

В основу оценки был положен прогноз суммарного объема реализованной продукции  по отраслям экономики края. Исходя из задач обеспечения ускоренного  роста ВРП, опережающего развития базовых  отраслей промышленности на основе технологического обновления и повышения эффективности  производства, была осуществлена экспертная оценка среднегодовых темпов роста  объемов инвестиций. При этом рассмотрены  два варианта: инерционный, характеризуемый  среднегодовым приростом инвестиций на 9 процентов, и инвестиционный, при котором среднегодовые темпы роста объемов инвестиций составляют более 10 процентов. Оба варианта обеспечивают решение поставленных стратегических задач. В соответствии с предположениями об эффективности вновь вводимых производственных фондов были рассчитаны возможные значения объемов реализованной продукции для двух вариантов развития.   

 Инерционный  вариант хотя и предполагает значительное (в 2,46 раза) увеличение ВРП в 2020 году по сравнению с 2005 годом, не может гарантировать устойчивость социально-экономического роста региона. Поэтому предпочтительным для региона является активный инвестиционный вариант развития.

Суммарный объем  реализованной продукции по отраслям экономики края рассчитывался путем  сложения объема реализованной продукции, произведенной на основных производственных фондах, действовавших в 2005 году, и  объема реализованной продукции, произведенной  на вновь созданных основных производственных фондах. Для первой составляющей был  принят консервативный прогноз роста  с темпом 2 процента в год. Вторая составляющая была рассчитана как эффект отдачи от вложенных инвестиций в предположении, что на 1 рубль объема инвестиций, вложенных в 2009 году, в 2010 году будет выпущено и реализовано продукции на 1,5 рубля, а на 1 рубль объема инвестиций, вложенных в 2019 году, в 2020 году будет выпущено и реализовано продукции на 2,25 рубля. Данное предположение вытекает из требования окупаемости проекта в среднесрочный период при норме рентабельности, приемлемой для инвестора.

Далее была проанализирована динамика отношения между ВРП  и объемом реализованной продукции. Было сделано предположение, что  в результате развития отраслей и  производств, характеризующихся высокой  долей добавленной стоимости, данное отношение не уменьшится. Фактическое  значение за 2005—2006 годы составляло около 0,5, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности экономических процессов в крае. На вновь создаваемых основных производственных фондах значение данного отношения также принято в размере 0,5. По мере обновления действующих основных производственных фондов значение данного отношения будет постепенно возрастать до 0,55.

Предполагалось, что в ходе решения задач повышения  эффективности производства на основе развития высокорентабельных производств, совершенствования методов управления, осуществления мероприятий в  сфере межрегионального сотрудничества, повышения квалификации трудовых ресурсов и внедрения результатов технологических  инноваций в производство, а также  при повышении доли сектора услуг  в ВРП, доля заработной платы в  добавленной стоимости будет  возрастать от 0,46 в 2005 году до 0,65 в 2020 году.

По мере развития рыночных механизмов и упорядочивания экономических процессов отношение среднедушевого дохода к средней заработной плате составит порядка 0,8. Результаты расчетов приведены в таблице 3.

Информация о работе Краснодарский край