Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:36, контрольная работа
Социология (от лат. societas – общество и …логия), наука об обществе как целостной и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и об общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.) продолжались в философии истории.
1. Введение;
1.2 Понятия личности;
1.3. Понятия личности и общества;
1.4. Личность ее основные факторы развития;
2. Социализация личности;
2.1. Этапы социализации;
2.1.1 Групповой опыт;
2.1.2. Уникальный индивидуальный опыт;
3. Вывод социализации личности ;
Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого» . Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.
В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.
2.1.2. Уникальный индивидуальный опыт:
Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.
Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известен, например, случай травматического значения маленького эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.
3. Вывод социализации личности:
Подводя итоги изложения темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я» -образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушения, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющему поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Список литературы:
1) Социология: Учебник для вузов (В.Н. Лавренинко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С Лукашова; под ред. проф. В.Н. Лавренинко). 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2000.- 407 с.
2) Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.- М.6 «Логос»; «Высшая школа», 1999.- 302 с.: ил.
3) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / под редакцией проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 200.- 432 с.
4) Радугин А.А., Радугин К.А. Социология курс лекций. 2-е. изд., переработано и дополнено. Москва: Центр, 1997.- 160.: ил.
5) Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – Изд. 2-е. доп. и перер. М.: Академический Проект .2002.- 384 с.
[1] Организация работы с документами: Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений, 2-е. изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.- 23 с.: ил.
[2] Организация работы с документами: Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2- е издание, переработанное и дополненное Москва: Центр, 1997. 160 с.: ил.
[3]Организация работы с документами: Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие для студентов средних специальных заведений.- Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Академический Проект, 2002.- 111 с.
[4] Организация работы с документами: Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие для студентов средних специальных заведений.- Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Академический Проект, 2002.- 110 с.
[5] Организация работы с документами: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / под редакцией проф. В.И. Добренькова. – м.: Гардарики, 2000.- 332 с.