Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:14, контрольная работа
В данной контрольной работе рассмотрена проблема контроля качества образования. Представлены методы мониторинга и управления качеством преподавания и контроля над учащимися и студентами. Составлена статистика уровня выпускников специальных и высших учебных заведений по каждому региону отдельно. Рассмотрены основные проблемы качества образования, проведена параллель европейского качества и основные отличия. В заключении представлены пути решения текущих задач.
Применение системы обеспечения качества образования позволит обеспечить участие в образовательном процессе всех заинтересованных лиц: обучающихся, получающих знания; преподавателей, представляющих образовательные услуги; работодателей, являющихся представителями рынка труда, для которых ведется подготовка кадров.
Реализация
Концепции должна обеспечивать непрерывное
улучшение качества подготовки, выпуск
высококвалифицированных и
2.1 Украина в мировом рейтинге, основные позиции
Согласно опросу руководителей бизнеса, украинская система образования не обеспечивает рост конкурентоспособности регионов страны, несмотря на ее относительно высокие количественные показатели. Так, Украина входит в первую двадцатку рейтинга глобальной конкурентоспособности ВЭФ по индексу охвата высшим и средним образованием (таблица 3.1). По относительному количеству учащихся в высших учебных заведениях (79,4%) страна занимает 8-е место среди 142 стран. Однако, по общему баллу составляющей «Высшее образование и профессиональная подготовка» Украина находится на более низкой, 51-й позиции. Причина – низкое качество образования и обучения уже на рабочем месте. Эти факторы с каждым годом понижают общую оценку страны. Еще четыре года назад по качеству высшего образования Украина занимала 55-е место, а по обучению на рабочем месте – 83-е. Сейчас — 72-е и 103-е соответственно. При этом, в течение последних трех лет значение индекса качества высшего образования Украины росло. Следовательно, страна проигрывает другим странам не в абсолютных показателях, а в темпах их улучшения.
Таблица 1. Высшее образование и профессиональная подготовка и ее подсоставляющие для Украины
Потеря позиций по составляющей
«Высшее образование и
Ситуация в системе
образования Украины
2.2 Качество образования не соответствует ожиданиям работодателей. Уровень подготовки выпускников украинских вузов и ожидаемый уровень квалификации молодых специалистов существенно различаются. Согласно результатам Опроса руководителей предприятий в 2011 году (далее Опрос), каждый пятый работодатель считает низкую квалификацию рабочей силы проблемным фактором для своего бизнеса; 6% руководителей — самым проблемным. Трудности из-за несоответствующей квалификации сотрудников в большей степени испытывают предприятия обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. В этих отраслях 29 и 26% руководителей отметили, что низкая квалификация рабочей силы затрудняет работу их предприятий. Представители добывающей промышленности также сталкиваются с подобной ситуацией: 9% работодателей отрасли считают низкую квалификацию рабочей силы своей самой большой проблемой. Учитывая то, что в указанных трех отраслях занято более 30% работающих, вопрос квалификации кадров, безусловно, актуален и для экономики в целом.
Более того, украинский бизнес с каждым годом все менее удовлетворен квалификацией рабочей силы. Так, в прошлом году низкая квалификация рабочей силы занимала 13-е место в списке самых проблемных факторов для ведения бизнеса, а в 2011 году она заняла уже 10-е место из 18.
2.3 Количество выпускников не соответствует потребностям экономики. На рынке труда наблюдается дефицит специалистов определенных профессий и относительный избыток других. Об этом свидетельствуют трудности, возникающие у работодателей с наймом специалистов нужной квалификации, с одной стороны, и у выпускников вузов с поиском работы, с другой. Несоответствие между спросом и предложением знаний и навыков в Украине подтверждает исследование Мирового Банка. В 2009 году зафиксирован дефицит квалифицированного ручного труда («синих воротничков») и относительный избыток «белых воротничков». В этом же отчете отмечается большая часть незаполненных вакансий квалифицированных специалистов в государственном секторе.
Диспропорции на рынке труда частично объясняются спадом в профессионально-техническом образовании. Так, доля учащихся профессионально-технических учебных заведений в общем числе студентов упала с 62% в 1990—1991 годах до 27% в 2010—2011 годах (рисунок 3.2).
В Украине наблюдается старение определенных профессий (в основном, в бюджетном секторе). Это те сферы, которые характеризуются невысокими зарплатами из-за отсутствия полноценного конкурентного рынка труда, а также достаточно специфическими условиями труда и квалификационными требованиями. Как следствие, молодежь с неохотой идет работать в данные сферы. Многие эксперты отмечают, что в будущем это приведет к существенному дефициту такого рода специалистов и, следовательно, к более высоким затратам на их поиск и наем.
Рисунок 1. Составляющая высшее образование и профессиональная подготовка и ВРП на душу населения
Система образования не развивает важные для конкурентоспособности навыки. В Украине низкое качество преподавания менеджмента, который является ключевой составляющей продуктивности компаний в современном мире. В стране практически не готовят управленцев западного образца, которые успешно справлялись бы со всеми вызовами рыночной экономики. По мнению большинства руководителей, украинские бизнес-школы не отвечают международным стандартам. Их оценка — 2,97 балла из возможных 7, тогда как в среднем по миру этот показатель равен 4,18 балла.
По уровню преподавания математики и естественных наук, ключевых предметов для овладения навыками логического мышления и критического анализа, Украина проигрывает большинству развитых стран. Средняя оценка по регионам — 4,21 по шкале от «1» до «7» - хоть и превышает среднемировую на 0,27 балла, но соответствует 70-му месту в глобальном рейтинге 142 стран и находится на уровне Бенина, Зимбабве и Кении. Исследование мировых трендов в математике и естественных науках (TIMSS) в 2007 году подтверждает это. Достижения украинских школьников в вышеуказанных дисциплинах оказались ниже среднего. Украинские ученики 4-го и 8-го классов набрали 469 (26-е место из 36) и 462 (25–е место из 45) балла соответственно, тогда как средний показатель в мире составляет 500 баллов. Знания украинских учеников по математике оказались ниже знаний большинства учеников из стран ЕС и СНГ, принимавших участие в исследовании, а также из Сингапура, Китая и Гонконга. Хуже справились ученики из Грузии, Румынии, Турции и ряда других стран Азии и Африки.
Причины проблем, связанных с предложением знаний и навыков, — следующие.
Выделенные на образование средства тратятся неэффективно. В последние годы из государственного и местных бюджетов на образование выделялось около 7% ВВП Украины. И это немало. К примеру, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на образование тратят в среднем 4,6% ВВП, в странах Европейского Союза (ЕС—27) – 5,07%, в ЕС–15 – 4,97%. В Украине большая часть выделяемых из бюджета средств на образование тратится на оплату труда и коммунальные платежи (по оценкам экспертов, доля этих расходов составляет более 70%). Инвестирование в улучшение материально-технической базы и инновации происходит по остаточному принципу.
Учебным заведениям Украины не хватает финансовой и академической автономии. Система образования в стране является централизованной. Чтобы изменить учебный план, утвердить расходы и произвести серьезные изменения либо нововведения, необходимо получить одобрение вышестоящего Министерства и пройти сложную бюрократическую процедуру, что в какой-то степени касается и частных вузов. Все это объясняет низкое качество образовательной инфраструктуры и оборудования, устаревшую учебную программу, низкую практическую составляющую образования.
4 «Основні пока
Таблица 2. Количество учащихся в учебных заведениях Украины, чел на 10 000. Показники діяльності вищих навчальних закладів України на початок 2010-2011 року», Государственная служба статистики Украины.
Несоответствие спроса и предложения навыков на рынке труда частично объясняется недостатками планирования в сфере профессионально-технического и высшего образования. При планировании учебные заведения стремятся максимизировать число студентов и сохранить преподавательский состав для получения максимального финансирования. Как результат, экономика получает выпускников не тех специальностей, в которых в определенный момент существует потребность, а специалистов с устаревшими навыками и знаниями, зачастую оторванными от экономической реальности.
Рисунок 5 Высшее образование и профессиональная подготовка в 2011 году
В Украине слабая система управления и контроля качества образования. Деятельность Министерства образования, университетов и школ оценивается по количественным, а не по качественным показателям. Учебные заведения получают финансирование, исходя из числа студентов, а не из качества полученных ими знаний и умений. Стимулов для повышения качества образования для учебных заведений нет. Внешний мониторинг, который признавался бы за рубежом, тоже отсутствует. Украина не принимает участия в международных инициативах мониторингов, таких, как PISA , PIRLS , IAEP , и только один раз участвовала в TIMSS в 2007 году. Вузы Украины не представлены в мировых рейтингах лучших университетов. Только в сентябре 2011 года два украинских вуза – Киевский политехнический институт и Донецкий национальный университет — вошли в рейтинг топ-700 вузов в мире по версии QS World University Rankings.
Относительный дисбаланс на рынке труда объясняется также и проблемами со стороны спроса на кадры. Дефицит специалистов в некоторых секторах объясняется низкой заработной платой. Ведь образование – это инвестиция, и выбор будущей профессии во многом делается исходя из ожидаемого дохода, который может принести та или иная специальность. А в Украине в июне 2011 года средняя зарплата в здравоохранении и образовании составляла 1862 и 2502 грн соответственно, в то время как средняя зарплата по стране — 2708 грн. Аналогичная ситуация наблюдается и в производстве машин и оборудования (2605 грн), электрического, электронного и оптического оборудования (2340 грн).
Долю ответственности за низкую квалификацию рабочей силы несут также и работодатели. Как оказалось, компании не инвестируют в повышение квалификации и удержание персонала. Средняя оценка повышения квалификации персонала очень низкая — 3,15 балла по сравнению со среднемировой – 3,96. С одной стороны, гибкое регулирование рынка труда в Украине не накладывает на предприятия дополнительных обязательств по обучению персонала. С другой, работодатели добровольно не инвестируют в персонал, в частности, потому, что не рассматривают человеческий капитал как свой стратегический ресурс или конкурентное преимущество, а также потому что планирование чаще происходит на краткосрочную, а не на долгосрочную перспективу (например, из-за высоких рисков в стране).
Низкие оценки этого показателя в какой-то мере объясняются относительно низкой доступностью качественных специализированных услуг в области повышения квалификации. В среднем, доступность таких услуг в регионах оценена руководителями предприятий в 4,48 балла по семибалльной шкале, что соответствует примерно 60-му месту в мировом рейтинге.10
Рисунок 6. Низкая квалификация рабочей силы как проблемный фактор для ведения бизнеса в регионах Украины
Образование в регионах Украины: мнение работодателей
В регионах Украины показатели качества и количества высшего образования и профессиональной подготовки разнятся. Показатели количества — охват средним и высшим образованием — достаточно высоки во всех регионах страны. По охвату средним образованием в Украине лидируют города Киев и Севастополь, а также Киевская область – в этих регионах стопроцентное покрытие средним образованием. Самый низкий охват средним образованием наблюдается в Донецкой области – 88,5%. По охвату высшим образованием разброс по регионам еще больше. Максимальные показатели (100%) у Киева и Харьковской области, минимальные – в Закарпатской (29,06%) и Киевской (35,06%) областях. Такая ситуация объясняется неравномерным размещением крупных вузов по стране.
Качество образования во всех регионах оценено существенно ниже. Его средний показатель по регионам – 3,87, в мире - 4,01 балла. Из всех показателей «качества образования» уровень школ менеджмента оказался самым низким (2,97). Разброс оценок качества бизнес-школ по регионам — значительный. Максимальную оценку бизнес-школам поставили в Днепропетровской области (3,60), а минимальную – в Черниговской (2,44). Оценки остальных факторов – качества системы образования, качества преподавания математики и естественных наук, доступа к Интернету в школах – выше. Руководители предприятий оценили качество системы образования в регионах Украины в среднем в 3,92 балла. Лучше всего обстоят дела в Севастополе и Черновицкой области (4,27 балла для обоих регионов), хуже всего - в Херсонской области (3,08). По мнению респондентов, математику и естественные науки лучше всего преподают в Севастополе (4,69), хуже всего — в Крыму (3,56 балла). По доступу в школах к сети Интернет средняя оценка по регионам достаточно высокая – 4,37, кроме того, она выше, чем средний показатель по миру – 4,16 балла.
Средняя оценка «обучения на рабочем месте» в Украине самая низкая из всех показателей высшего образования и профессиональной подготовки (3,81), что ниже среднемировой на 0,22 балла. По результатам опроса руководителей бизнеса, больше всего обучают персонал в Донецкой области (4,18) и Севастополе (4,13), менее всего – в Черниговской области (3,49). Показатель имеет низкий результат, прежде всего, из-за плохих оценок политики компаний по повышению квалификации персонала (3,15 по сравнению со среднемировым – 3,96). Наихудшие оценки по этому показателю получила Одесская область (2,74), наилучшие – Волынская (3,53 балла).