Контроль качества образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:14, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассмотрена проблема контроля качества образования. Представлены методы мониторинга и управления качеством преподавания и контроля над учащимися и студентами. Составлена статистика уровня выпускников специальных и высших учебных заведений по каждому региону отдельно. Рассмотрены основные проблемы качества образования, проведена параллель европейского качества и основные отличия. В заключении представлены пути решения текущих задач.

Работа содержит 1 файл

образование.docx

— 807.21 Кб (Скачать)

 

Аннотация

В данной контрольной работе рассмотрена  проблема контроля качества образования. Представлены методы мониторинга и  управления  качеством преподавания  и контроля над учащимися и  студентами. Составлена статистика уровня выпускников специальных и высших учебных заведений по каждому  региону отдельно. Рассмотрены основные проблемы качества образования, проведена  параллель европейского качества и  основные отличия. В заключении представлены пути решения текущих задач.

 

Введение 

 

В современных  условиях весь образовательный процесс  в университете должен быть направлен на построение модели профессионального обучения специалистов и соответствующей ей системы управления учебным заведением, а также создание саморазвивающейся педагогической среды, как критерия инновационного развития образовательного процесса.

В связи  с этим, целями системы обеспечения качества образования являются:

Внутренние цели

  1. Достижение качественного уровня выпускников, превышающего уровень других аналогичных вузов. Снижение уровня "дефектности" студентов (имеющих многочисленные задолженности, подлежащих отчислению и т. п.).
  2. Реорганизация системы управления вузом. Открытие новых специальностей и специализаций. Развитие инфраструктуры вуза, обеспечивающей благоприятные условия обучения.
  3. Использование новых образовательных и информационных технологий.
  4. Повышение профессионального уровня преподавателей и сотрудников университета.
  5. Улучшение экономического положения университета.
  6. Оптимизация учебного процесса с точки зрения минимизации использования ресурсов без ущерба качеству образования.

Внешние цели

  1. Стремление стать одним из вузов, имеющих функционирующую и в перспективе сертифицированную систему обеспечения качества обучения.
  2. Расширение и освоение новых рынков поиска абитуриентов и "сбыта" выпускников.
  3. Повышение престижа университета.
  4. Ориентация на удовлетворение требований работодателей, определенных отраслей или определенных регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Современное состояние системы обеспечения качества образования

 

Основной  целью университета является подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих хорошую фундаментальную  и практическую подготовку, которая  позволяла бы им конкурировать на рынке труда.

В настоящее  время в вузах существует ряд  факторов, снижающих качество образования, в том числе и качество оценки знаний студентов, это:

  • низкий уровень оплаты труда,
  • старение кадров,
  • невозможность закрепления талантливой молодежи,
  • увеличение числа студентов ~2,5 раза,
  • изменение форм собственности и как следствие затруднение решения вопросов, связанных с организацией практик,
  • снижение % специалистов предприятий, привлеченных к образовательному процессу,
  • снижение уровня материально-технического обеспечения учебного процесса,
  • отсутствие стабильного финансирования вузовской науки.

Система обеспечения качества образования включает: оценку качества образовательных программ на соответствие с требованиями  рынка (глазами работодателя); самостоятельный поиск преподавателем путей улучшения программы, на основе определения ее инновационного потенциала и реальной ценности содержащихся знаний на данный момент; систему контроля качества обучения на основе самооценки; стандарт образования, сориентированный на уровень подготовленности обучающихся, а не на минимум предлагаемого содержания образования.

В целом, сложившаяся ситуация в области  обеспечения качества обучения требует  создания новой системы ее контроля, основанной на мотивационном принципе, активизирующего преподавателя  и студента.

 

1.1 Цели и задачи системы обеспечения качества образования

 

В современных  условиях весь образовательный процесс  в университете должен быть направлен  на построение модели профессионального  обучения специалистов и соответствующей  ей системы управления учебным заведением, а также создание саморазвивающейся  педагогической среды, как критерия инновационного развития образовательного процесса.

В связи  с этим, целями системы обеспечения качества образования являются:

Внутренние цели

  1. Достижение качественного уровня выпускников, превышающего уровень других аналогичных вузов. Снижение уровня "дефектности" студентов (имеющих многочисленные задолженности, подлежащих отчислению и т. п.).
  2. Реорганизация системы управления ВУЗом. Открытие новых специальностей и специализаций. Развитие инфраструктуры ВУЗа, обеспечивающей благоприятные условия обучения.
  3. Использование новых образовательных и информационных технологий.
  4. Повышение профессионального уровня преподавателей и сотрудников университета.
  5. Улучшение экономического положения университета.
  6. Оптимизация учебного процесса с точки зрения минимизации использования ресурсов без ущерба качеству образования.

Внешние цели

  1. Стремление стать одним из ВУЗов, имеющих функционирующую и в перспективе сертифицированную систему обеспечения качества обучения.
  2. Расширение и освоение новых рынков поиска абитуриентов и "сбыта" выпускников.
  3. Повышение престижа университета.
  4. Ориентация на удовлетворение требований работодателей, определенных отраслей или определенных регионов.

Для достижения этих целей следует решить следующие задачи:

  1. Создание механизма непрерывного повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением.
  2. Повышение уровня заинтересованности всех работников в улучшении результатов собственного труда.
  3. Обеспечение выполнения требований Концепции модернизации украинского образования.
  4. Создание условий для успешного и безболезненного прохождения процедур аттестации и аккредитации учебного заведения.
  5. Создание условий для интеграции учебного заведения в европейское и мировое образовательное пространство.

 

  1. 2 Содержание системы качества образования

 

 

Основными условиями обеспечения качества учебного процесса являются:

  • цели и содержание образования;
  • уровень профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации их деятельности;
  • состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса обучения.

Составляющие  каждой из условий представлены схеме.

Внутривузовская система контроля качества образования, совокупность принципов и методов измерения и сбора информации об основных параметрах и показателях технологических процессов ВУЗа и результатах его деятельности.

Под системой менеджмента  качества ВУЗа понимается совокупность организационной структуры его, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

 

Рисунок 1. 1 Условия обеспечения качества образования

 

Следует различать понятия  внутривузовской системы контроля качеством образования и системой менеджмента качества.

 

    Основные механизмы СМК:

  • Самооценка.
  • Рейтинги.
  • Внутренний аудит.
  • Внешний аудит.

 

Рисунок 1.2 Модель внутривузовской системы  менеджмента качества (СМК)

 

    1. Виды контроля качества обучения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 Схема подразделения видов контроля качества образования

 

Предусматривается три вида внутреннего контроля: самоконтроль, контроль качества знаний студентов и контроль образовательных программ.

Самоконтроль - это самоанализ и самооценка деятельности обучающегося и преподавателя, предусматривающая определение уровня усвоения материала обучающегося через пробные тестирования, обучающие компьютерные программы, лабораторные работы на установках, стендах и т.д.

На  основе самоконтроля деятельности на разных организационных уровнях (кафедра, факультет, институт, университет), проводится определение стратегии развития с учетом анализа рисков и ошибок, краткосрочных и долгосрочных требований к подготовке специалистов.

Контроль качества знаний обучающихся проводится в виде  текущей аттестации, учитывающей работу студента в течение семестра, промежуточной аттестации осуществляемой в форме сдачи курсовых экзаменов и зачетов, а также итоговой государственной аттестации.

Контроль образовательных программ предусматривает оценку учебных планов, а также рабочих программ и методических разработок в разрезе дисциплин.

Внешний контроль осуществляется со стороны государства и общественности.

Государственный контроль предусматривает: аттестацию обучающихся с целью определения уровня остаточных знаний; государственную аттестацию ВУЗа, проводимую вышестоящей организацией для подтверждения права на образовательную деятельность; плановую аттестацию отдельных специальностей с целью определения рейтинга ВУЗа и др.

Общественный контроль предусматривает: оценку знаний выпускников работодателями; оценку знаний обучающихся руководителями учебных и производственных практик; общественную аккредитацию ВУЗа; сбор мнений СМИ и др.

 

1.4 Структура и организация управления системой обеспечения  
качества образования

Система обеспечения качества образования - совокупность организационных структур, мероприятий, методов, измерений, показателей  и объектов контроля, взаимодействующих  между собой, отражающих степень  соответствия образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям общества, в совокупности способствующих повышению уровня подготовки специалистов.

Организация управления качеством обучения основана на системном подходе, охватывающем все сферы  деятельности университета, оказывающих влияние на уровень  образовательных услуг.

Управление  качеством в ВУЗе должно строиться по принципу «В управлении участвуют все», направленном на развитие интереса к качественному труду. При этом немаловажную роль играет ответственность администрации, включающая в себя функции выработки политики и принятия стратегических решений, планирования и организации учебного процесса, мотивации персонала, взаимодействия с внешней средой.

Рисунок 1.4 Принцип вклада подразделений  в рейтинг вуза

Любая система состоит из трех значительных факторов: принципов, методов и функций.

Функционал всей системы  представлен на схеме, которая должна обеспечивать:

  1. Мониторинг показателей, характеризующих учебный процесс, научную, хозяйственную, финансовую, международную и др. деятельности основных подразделений университета.
  2. Автоматизацию сбора, накопления, хранения и актуализации информации о деятельности университета и обеспечении качества образовательного процесса.
  3. Структурирование показателей, отражение их состояния на разных уровнях иерархии подразделений университета.
  4. Обеспечение контролируемого доступа к аналогичной информации по другим подразделениям университета.
  5. Автоматический подсчет рейтинга учебных подразделений (на сегодняшний день факультетов и отделений).
  6. Отслеживание временного состояния показателей, отражение динамики их изменения.

Основными принципами формирования и функционирования данной системы должны быть объективность, гласность, цикличность, преемственность, точность и отчетность.

Структура системы должна охватывать всех участвующих  в образовательном процессе - от студента до преподавателя, от кафедры  до руководства университета.

Качество  учебной деятельности подразделений технического университета составляют следующие компоненты:

1

структура выпускающих кафедр и система  их управления;

2

динамика  контингента студентов;

3

содержание  подготовки выпускников;

4

организация учебного процесса;

5

результаты  итоговой аттестации выпускников;

6

востребованность  выпускников;

7

организация педагогического контроля качества подготовки выпускников;

8

уровень кадрового  обеспечения подготовки выпускников;

9

уровень учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения;

10

уровень научно-исследовательской  и научно-методической деятельности кафедр;

11

состояние материально-технической  базы.

Информация о работе Контроль качества образования