Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:14, контрольная работа
В данной контрольной работе рассмотрена проблема контроля качества образования. Представлены методы мониторинга и управления качеством преподавания и контроля над учащимися и студентами. Составлена статистика уровня выпускников специальных и высших учебных заведений по каждому региону отдельно. Рассмотрены основные проблемы качества образования, проведена параллель европейского качества и основные отличия. В заключении представлены пути решения текущих задач.
Аннотация
В данной контрольной работе рассмотрена
проблема контроля качества образования.
Представлены методы мониторинга и
управления качеством преподавания
и контроля над учащимися и
студентами. Составлена статистика уровня
выпускников специальных и
В современных условиях весь образовательный процесс в университете должен быть направлен на построение модели профессионального обучения специалистов и соответствующей ей системы управления учебным заведением, а также создание саморазвивающейся педагогической среды, как критерия инновационного развития образовательного процесса.
В связи с этим, целями системы обеспечения качества образования являются:
Основной
целью университета является подготовка
высококвалифицированных
В настоящее время в вузах существует ряд факторов, снижающих качество образования, в том числе и качество оценки знаний студентов, это:
Система обеспечения качества образования включает: оценку качества образовательных программ на соответствие с требованиями рынка (глазами работодателя); самостоятельный поиск преподавателем путей улучшения программы, на основе определения ее инновационного потенциала и реальной ценности содержащихся знаний на данный момент; систему контроля качества обучения на основе самооценки; стандарт образования, сориентированный на уровень подготовленности обучающихся, а не на минимум предлагаемого содержания образования.
В целом, сложившаяся ситуация в области обеспечения качества обучения требует создания новой системы ее контроля, основанной на мотивационном принципе, активизирующего преподавателя и студента.
1.1 Цели и задачи системы обеспечения качества образования
В современных условиях весь образовательный процесс в университете должен быть направлен на построение модели профессионального обучения специалистов и соответствующей ей системы управления учебным заведением, а также создание саморазвивающейся педагогической среды, как критерия инновационного развития образовательного процесса.
В связи с этим, целями системы обеспечения качества образования являются:
Для достижения этих целей следует решить следующие задачи:
Основными условиями обеспечения качества учебного процесса являются:
Составляющие каждой из условий представлены схеме.
Внутривузовская система контроля качества образования, совокупность принципов и методов измерения и сбора информации об основных параметрах и показателях технологических процессов ВУЗа и результатах его деятельности.
Под системой менеджмента качества ВУЗа понимается совокупность организационной структуры его, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Рисунок 1. 1 Условия обеспечения качества образования
Следует различать понятия
внутривузовской системы
Основные механизмы СМК:
Рисунок 1.2 Модель внутривузовской системы менеджмента качества (СМК)
Рисунок 1.3 Схема подразделения видов контроля качества образования
Предусматривается три вида внутреннего контроля: самоконтроль, контроль качества знаний студентов и контроль образовательных программ.
Самоконтроль - это самоанализ и самооценка деятельности обучающегося и преподавателя, предусматривающая определение уровня усвоения материала обучающегося через пробные тестирования, обучающие компьютерные программы, лабораторные работы на установках, стендах и т.д.
На основе самоконтроля деятельности на разных организационных уровнях (кафедра, факультет, институт, университет), проводится определение стратегии развития с учетом анализа рисков и ошибок, краткосрочных и долгосрочных требований к подготовке специалистов.
Контроль качества знаний обучающихся проводится в виде текущей аттестации, учитывающей работу студента в течение семестра, промежуточной аттестации осуществляемой в форме сдачи курсовых экзаменов и зачетов, а также итоговой государственной аттестации.
Контроль образовательных
Внешний контроль осуществляется со стороны государства и общественности.
Государственный контроль предусматривает: аттестацию обучающихся с целью определения уровня остаточных знаний; государственную аттестацию ВУЗа, проводимую вышестоящей организацией для подтверждения права на образовательную деятельность; плановую аттестацию отдельных специальностей с целью определения рейтинга ВУЗа и др.
Общественный контроль предусматривает: оценку знаний выпускников работодателями; оценку знаний обучающихся руководителями учебных и производственных практик; общественную аккредитацию ВУЗа; сбор мнений СМИ и др.
1.4
Структура и организация управления системой
обеспечения
качества образования
Система
обеспечения качества образования
- совокупность организационных структур,
мероприятий, методов, измерений, показателей
и объектов контроля, взаимодействующих
между собой, отражающих степень
соответствия образовательной деятельности
и оказываемых услуг
Организация управления качеством обучения основана на системном подходе, охватывающем все сферы деятельности университета, оказывающих влияние на уровень образовательных услуг.
Управление качеством в ВУЗе должно строиться по принципу «В управлении участвуют все», направленном на развитие интереса к качественному труду. При этом немаловажную роль играет ответственность администрации, включающая в себя функции выработки политики и принятия стратегических решений, планирования и организации учебного процесса, мотивации персонала, взаимодействия с внешней средой.
Рисунок 1.4 Принцип вклада подразделений в рейтинг вуза
Любая система состоит из трех значительных факторов: принципов, методов и функций.
Функционал всей системы представлен на схеме, которая должна обеспечивать:
Основными принципами формирования и функционирования данной системы должны быть объективность, гласность, цикличность, преемственность, точность и отчетность.
Структура системы должна охватывать всех участвующих в образовательном процессе - от студента до преподавателя, от кафедры до руководства университета.
Качество учебной деятельности подразделений технического университета составляют следующие компоненты:
1 |
структура выпускающих кафедр и система их управления; |
2 |
динамика контингента студентов; |
3 |
содержание подготовки выпускников; |
4 |
организация учебного процесса; |
5 |
результаты итоговой аттестации выпускников; |
6 |
востребованность выпускников; |
7 |
организация педагогического контроля качества подготовки выпускников; |
8 |
уровень кадрового обеспечения подготовки выпускников; |
9 |
уровень учебно-методического,
информационного и |
10 |
уровень научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедр; |
11 |
состояние материально-технической базы. |