Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:14, контрольная работа
В данной контрольной работе рассмотрена проблема контроля качества образования. Представлены методы мониторинга и управления качеством преподавания и контроля над учащимися и студентами. Составлена статистика уровня выпускников специальных и высших учебных заведений по каждому региону отдельно. Рассмотрены основные проблемы качества образования, проведена параллель европейского качества и основные отличия. В заключении представлены пути решения текущих задач.
Рассмотрим более подробно каждый из предложенных компонентов:
Рассматривая структуры выпускающих кафедр и организацию взаимодействия подразделений факультетов следует обратить внимание на:
1 |
периодичность и полноту рассмотрения вопросов, совершенствования качества подготовки выпускников данного направления или специальности; |
2 |
вопросы обновления содержания подготовки выпускников; |
3 |
вопросы формирования перечня дисциплин, устанавливаемых вузом, в том числе по выбору студентов; |
4 |
вопросы совершенствования
методического обеспечения |
5 |
обсуждение и принятие решений по изменениям и дополнениям программ дисциплин (с обязательным сохранением системности и методической целостности курсов), программ практик, введению новых тем курсовых и дипломных проектов (работ); |
6 |
конструктивность обсуждений, реальность и конкретность принимаемых решений, их реализацию. |
В динамике контингента студентов следует выделить:
1 |
изменение приема и выпуска специалистов по годам; |
2 |
доля студентов, обучающихся по договорам с полным возмещением затрат за обучение; |
3 |
прием на основе трехсторонних договоров; |
4 |
отсев студентов, в том числе по неуспеваемости; |
5 |
ориентация приема на потребности региона; |
6 |
наличие заказа потребителей на подготовку специалистов; |
7 |
формы организации нового набора студентов на данное направление или специальность. |
Основная составляющая
качества подготовки
1 |
учебный план; |
2 |
рабочие учебные программы дисциплин и практик; |
3 |
программы и требования к промежуточному контролю и итоговой аттестации; |
4 |
средства диагностики знаний студентов. |
Реализация содержания основных образовательных программ осуществляется через организацию учебного процесса. Анализируются:
1 |
обоснованность расписаний занятий с позиций организации труда студентов и преподавателей; |
2 |
соблюдение рабочего учебного плана, наличие индивидуальных учебных планов; |
3 |
использование современных методик обучения и форм организации учебного процесса; |
4 |
методы организации самостоятельной работы и методы обеспечения качества практической подготовки студентов на учебных занятиях. |
Эксперту необходимо обратить особое внимание на организацию всех видов практик студентов:
1 |
соответствие
объема практики по основным образовательным
программам в учебном плане |
2 |
наличие и содержание программ практик, соответствие целей практик общим целям образовательной программы, качество учебно-методических пособий; |
3 |
состояние баз практик, наличие договоров с предприятиями, учреждениями и организациями; |
4 |
использование собственной базы для организации практики (учебные мастерские, лаборатории, студии и т.д.); |
5 |
виды контроля прохождения практик (отчеты, характеристики студентов); |
6 |
использование современных информационных технологий в процессе проведения практики. |
Необходимо провести сверку набора дисциплин рабочего учебного плана с приложениями к дипломам выпускников (выборочно).
Оценка качества подготовки выпускников осуществляется на основе анализа результатов государственного экзамена по основным образовательным программам, защиты выпускных квалификационных работ и востребованности специалистов.
Качество подготовки студентов
и выпускников аттестуемой
Определяющими при оценке качества подготовки являются результаты итоговой аттестации выпускников, а также отсутствие или наличие рекламаций на качество их подготовки со стороны потребителей специалистов.
Дополнительно может быть использована информация о трудоустройстве выпускников, подготовке по договорам:
1 |
доля
выпускников, трудоустроившихся по
заявкам организаций и |
2 |
целевая контрактная подготовка (доля выпускников, подготовленных по договорам с предприятиями и организациями); |
3 |
доля выпускников, зарегистрированных на бирже труда; |
4 |
число рекламаций с места работы выпускников. |
Анализ эффективности системы должен включать:
1 |
оценку уровня требований при приеме студентов данного направления или специальности; |
2 |
эффективность системы текущего и промежуточного контроля знаний; |
3 |
оценку качества подготовки выпускников по результатам итоговой аттестации (государственного экзамена и защиты квалификационных работ). |
Оценка уровня требований при приеме - наличие конкурса (при подаче заявлений и зачислении в вуз); состав конкурсных экзаменов и их уровень; наличие входного контроля подготовки абитуриентов и работа с ними. Выборочно проверить уровень подготовки абитуриентов по аттестатам зрелости и сравнить с результатами вступительных экзаменов.
Эффективность системы текущего и промежуточного контроля - достаточность количества текущих форм контроля студентов и их соответствие с государственными образовательными стандартами; уровень требований при проведении текущего и промежуточного контроля (тесты, контрольные и домашние задания, экзаменационные билеты и др.).
Анализ организации итоговой аттестации выпускников (госэкзамены и защиты квалификационных работ) - анализ содержания экзаменационных билетов и результатов экзаменов; анализ качества дипломных проектов (работ) за последние три года; уровень требований при защите, тематика выпускных квалификационных работ, отзывы научных руководителей и внешних рецензентов, отчеты председателей государственных аттестационных комиссий.
Следует отметить расхождение в организации и содержании промежуточного контроля и итоговой аттестации и указать причины.
Необходимо провести анализ
данных о профессорско-
1 |
анализ базового образования преподавателей. Необходимо указать, у кого конкретно эти данные не соответствуют профилю преподаваемых дисциплин, как это влияет на качество подготовки выпускников. Если подобная тенденция имеет массовый характер - привести долю преподавателей, работающих не по профилю своей специальности; |
2 |
соответствие
научной специальности |
3 |
наличие опыта
работы на производстве (не менее 3 лет)
по профилю преподаваемой |
4 |
возрастная структура преподавателей; |
5 |
порядок избрания на вакантные должности (решение кафедры по результатам рассмотрения кандидатур, мотивированное заключение комиссии по замещению должностей ППС, выписка из протокола счетной комиссии совета вуза (факультета), копия приказа ректора об утверждении решения Ученого совета); |
6 |
сроки и форма последнего прохождения повышения квалификации преподавателями; |
7 |
оценка текучести ППС (сколько человек убыло и прибыло за последние 5 лет, их квалификация и должности, насколько это повлияло на качественные характеристики научно-педагогических кадров). |
8 |
оценка уровня организаторской работы по подбору и расстановке кадров - анализу источников комплектования кадров (аспирантура, другие вузы, научные учреждения, предприятия и т.п.). |
9 |
участие во Всероссийских конференциях, совещаниях. семинарах преподавателей (по приказам о командировках). |
10 |
правильность оформления на работу (по конкурсу или без); |
11 |
использование штатных совместителей (наличие и выполнение индивидуальных планов работы); |
12 |
использование почасового фонда; |
13 |
правильность оформления на работу преподавателей-почасовиков. |
.
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Цель функционирования системы: постоянное улучшение качества профессионального образования для повышения удовлетворенности конечных потребителей: работодателей и выпускников.
Мероприятия
и рекомендации могут содержать
вопросы переподготовки ППС и
УВП, распределения и
Утвержденный
план мероприятий и рекомендаций
является обязательным для исполнения
всеми подразделениями и
1.4 Ожидаемые результаты реализации концепции
Работа по созданию СМК — это
непрерывный процесс, начинающийся
с построения в университете эффективной
контрольно-оценочной системы
На основе накопленного материала можно сформулировать основную цель в стратегии управления техническим университетом - создание системы обеспечения качества высшего профессионального образования при условии сохранения его фундаментальности на основе поиска новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательным процессом.
Основные стратегические направления деятельности на ближайшие годы, отражающие специфику технического университета, следующие:
Выделенные направления могут лечь в основу системы обеспечения качества подготовки специалистов, которая вместе с внутривузовской системой управления качеством определит содержание целевой программы повышения качества образования в техническом университете.