Конфликты в студенческой жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти. Конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.
Объектом данной курсовой работы является конфликт , предметом -исследование и влияние конфликта на студенческую группу.
Цель работы - понять что такое конфликт, рассмотреть теории конфликта, исследовать стратегии поведения в студенческой группе, анализировать тактики поведения в студенческой группе.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Социальные конфликты  в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме  внутриинституциональных и организационных  норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста.

Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в  различных формах: организованного  и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые “группы давления” , объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как: митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований. Лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может послужить основой для организации кампании гражданского неповиновения. Осознание четкости поставленных целей особенно важно в связи с организацией забастовки.

Современная забастовка - это заранее подготовленная акция  с четко сформулированными целями, предварительно обсужденными в коллективах, опирающаяся на признанных лидеров, возглавляемая органом руководства (стачкомом, рабочим комитетом) , пользующимся поддержкой прессы, какой-то части парламента и населения.

В заключение следует  подчеркнуть, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

  1. Литература:

Радугин А. А., Радугин  К. А. Социология. - М.: 1996. Центр. 

Реферат сущность социального конфликта причины  и динамика развития социальных конфликтов. Социальные конфликты сущность виды движущие силы Пути и условия разрешения конфликтов. Реферат по конфликтологии на тему Конфликты в семье содержание и пути их разрешения. Социальные противоречия и социальные конфликты в современном общественном развитии. Каковы причины социальных конфликтов социальное неравенство дефицит жизненных благ. Социология Социальные конфликты сущность движущие силы Виды социальных конфликтов. Национальный конфликт сущность содержание пути разрешения рефераты по социологии. Является ли способ разрешения социальных конфликтов элементом культуры общества. Реферат на тему Социальный конфликт понятие типы диагностика пути преодоления. Интолерантность как фактор разжигания национального конфликта пути и способы. Реферат социальный конфликт как один из видов социально правовых процессов. Причины и способы разрешения социальных конфликтов в современном обществе. Реферат на тему проблемы пути разрешения виды конфликтов и прблемы семьи. Реферат на тему социальная характеристика конфликтов и без регистрации. Реферат на тему Субъекты социальных Конфликтов лидеры элита бюрократия. 
 
 

Авторы, исследующие  студентов и феномен студенчества, делают попытки охарактеризовать студента как человека «определенного возраста и как личность» с различных сторон: 1) социальной, в которой воплощаются общественные отношения (сюда же относится принадлежность студента к определенному классу, национальности, группе); 2) психологической, характеризующей студента как целостную личность; 3) биологической, предопределенной в основном наследственностью и врожденными задатками [15]. Заметим, что характеристика личностных особенностей «студента вообще» базируется на основных, существенных характеристиках возраста. Большинство современных авторов отмечают, что 18—20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических качеств, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых, что во многом связано с наступлением совершеннолетия; в это время происходит преобразование мотивации, системы ценностных ориентаций (см., напр.: [7]). 

Для многих студентов-первокурсников, вчерашних школьников, переход к студенческой жизни не прост, поскольку им необходимо приспособиться не только к новым особенностям учебного процесса, но и вообще к новой социальной ситуации. Именно поэтому, по мнению многих авторов, для молодых людей, оказавшихся после поступления в вуз в новой социальной среде, особенно актуальна проблема адаптации [17; 22], и к этой проблеме обращаются в своих исследованиях многие психологи. Так, Б. Г. Мещеряков и Г. И. Соболев, развивая представление Л. С. Выготского о природе и роли переживаний, рассматривают в качестве показателя социально-психологической адаптации первокурсников снижение остроты переживаний и уменьшение числа проблем. Ими разработан оригинальный опросник студенческих проблем и предложены процедуры, позволяющие достаточно четко проследить ход социально-психологической адаптации студентов [11]. В свою очередь, Р. В. Богданов отмечает, что многие первокурсники на первых порах обучения испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы: им сложно конспектировать лекции, анализировать информацию большого объема, четко излагать свои мысли. Кроме того, в ходе первого года обучения могут возникнуть переживания по поводу правильности выбора будущей профессии [2]. Достаточно распространенное явление, когда через некоторое время после поступления в вуз студент понимает, что сделал неверный выбор. Многим студентам, приезжающим учиться в другие города, приходится также адаптироваться к новой для них жизни в общежитии. 

В «Большом психологическом словаре» адаптация определяется как приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям, которое рассматривается в двух аспектах — биологическом и психологическом. Первый из них является общим для человека и животных и подразумевает приспособление к условиям природной внешней среды. Второй, психологический, аспект свойственен только человеку и понимается как приспособление человека (личности) к существованию в обществе с учетом требований общества и собственных потребностей и интересов [3], с чем, в принципе, согласны многие авторы (см., напр.: [4; 9; 18; 22]). В нашей работе мы изучаем только одну из граней психологической адаптации студентов, а именно приспособление студента к жизни в общежитии (новой для него жизненной среде). Это непростой и длительный процесс, успешность которого зависит от множества условий. Так, при заселении в новую для себя среду — общежитие человеку следует отождествлять себя с той группой, в которой оказался, принять «дисциплину группы». В противном случае он рискует остаться посторонним и будет окружен атмосферой враждебности (или, по меньшей мере, безразличия); его отношения с другими членами группы не будут приятными; его, вероятно, будут критиковать или сторониться, а значит, конфликтов с соседями по комнате избежать не удастся

  1. Бартоломей А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. 1995. № 1.
  2. Богданов Р. В. Адаптация студентов к учебному процессу как результат внеучебной работы // library.krasu.ru
  3. Большой психологический словарь. 4-е изд, расширенное / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб., 2009.
  4. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи.  Вып. 3. Саратов. 1997.
  5. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. СПб., 2004.
  6. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2006.
  7. Дьяченко М. И. и др. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. Мн., 2006.
  8. Королев С. Студенческое общежитие периода застоя: технологии дисциплины // www.sergeikorolev.sitecity.ru
  9. Лисовский В. Т., Дмитриев А, В. Личность студента. – Л., 1974.
  10. Лисовский В. Т. Советское студенчество. М., 1990.
  11. Мещеряков Б. Г., Соболев Г. И. Операционализация социально-психологической адаптации студентов через понятие переживания. // Культурно-историческая психология,  2010, №1.
  12. Мещерякова И. А., Иванова А. В. Проблемное поле и переживания студентов. // Психологическая наука и образование. 2004. №2.
  13. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. / Под ред. Булановой-Топорковой М. В. Ростов на Дону, 2002
  14. Петровский А. В., Абраменкова В. В., Зеленова М. Е. и др. Социальная психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. М., 1987.
  15. Петровский А. В., Ковалева В. М., Крашенинников А. А. Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986.
  16. Погодина Е. Н. Адаптация к студенческой жизни: анализ частоты и причин конфликтов в общежитии.// www.psyanima.ru
  17. Саржвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.// www.psyperm.narod.ru
  18. Сафонова М. Каждый должен побыть иногородним (образовательная миграция: освоение нового социального пространства).// www.eavest.ru
  19. Сущенко С. А. Социальная психология / С. А. Сущенко. Ростов-на-Дону, 2005.
  20. Терц Абрам (Синявский А.) Квартиранты// Терц Абрам (Синявский А.). Соб.соч. в двух томах. Т.1. М., 1992.
  21. Утехин И. Очерки коммунального быта. М., 2001.
  22. Dunnewind Stephanie. Dormitory detente: Roommate conflicts are a growing part of the college experience.// www.accessmylibrary.com
  23. Greenberg Scott. Tips for first year college students.// www.sideroad.com
  24. Fee Susan. Three’s a crowd.// www.sideroad.com
  25. Fee Susan. College roommate problems – solve them with contracts.// www.sideroad.com
  26. Fee Susan. Do best friends make best college roommates?// www.sideroad.com

Информация о работе Конфликты в студенческой жизни