Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти. Конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.
Объектом данной курсовой работы является конфликт , предметом -исследование и влияние конфликта на студенческую группу.
Цель работы - понять что такое конфликт, рассмотреть теории конфликта, исследовать стратегии поведения в студенческой группе, анализировать тактики поведения в студенческой группе.
Глава II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
2.1 Исследование
стратегий поведения в
Цель: изучение
реальных конфликтов в реальных жизненных
обстоятельствах студенческой жизни и
кризисных ситуациях, переживаемых людьми.
Ход работы:
Наибольшее распространение
в психологическом изучении конфликтов
получили опросные методы.
Для изучения
типов поведения участников
Тест К.Томаса
направлен на выявление типов
поведения личности в противоречивых
ситуациях. Испытуемым предлагалось 30
пар суждений, каждое из которых отражает
одну из возможных стратегий поведения.
Они выбирали из каждой пары суждений
то, которое считали соответствующим их
типичному поведению («обычно я веду себя
так», «скорее всего я бы повел себя таким
образом»). Обработка ответов (в соответствии
с ключом) позволяет выявить, в какой степени
в репертуаре человека представлены стратегии
соперничества, сотрудничества, избегания,
приспособления или поиска компромисса.
Формулировки вопросов позволяют диагностировать
именно личностные тенденции к преимущественному
использованию данных стратегий. Ответы
испытуемых представлены в Приложение
3.
Результат подсчета
полученных данных позволяет говорить
о том, что у одного человека преобладает
стратегия соперничества, у 4-х - сотрудничества,
шесть человек предпочитают стратегию
компромисса, один человек предпочитает
избегание, три из испытуемых предпочитают
стратегию приспособления. Анализ данных
представлен нами в табл. 1., которая отражает
выбор определенной стратегии поведения
респондентами в различных ситуациях
в процентном отношении.
Итоговый результат
№
Стратегии поведения в конфликте
Предпочитаемость
стратегии, %
1
Соперничество
6
2
Сотрудничество
27
3
Компромисс
41
4
Избегание
6
5
Приспособление
20
Наглядно результаты
исследования представлены на графике
(см. рис. 2.).
Рис. 2. Предпочитаемость
стратегии
В результате исследования
с применением теста К. Томаса
«Стиль конфликтного поведения» было
доказано, что большинство испытуемых
не являются конфликтными личностями
и большинство испытуемых предпочитают
стратегию компромисса (42 %). Зная эти данные,
можно избежать излишних конфликтов. Учитывая
стиль поведения человека и зная свой,
можно избежать возникновения конфликтных
ситуаций и разрастания конфликта. В результате
проведенного нами исследования мы пришли
к выводу о том, что каждая стратегия эффективна
только в определенных условиях. Каждый
участник конфликтной ситуации должен
уметь эффективно использовать все стратегии,
делать тот или иной выбор, учитывая конкретные
обстоятельства. Наилучший подход определяется
конкретной ситуацией, а также складом
характера оппонентов. Предпочитать одни
стратегии другим - естественно, но жесткое
предпочтение ограничивает возможности
конфликтующих сторон. Важно определиться
с приоритетами и возможными альтернативными
вариантами, это позволит оппонентам быть
более свободными в выборе при столкновении
с конкретными конфликтными ситуациями.
2.2 Анализ тактик
поведения в конфликте
На втором этапе
нашего исследования испытуемым был предложен
тест «Тактика поведения в конфликте»
(см. Приложение 4).
Стратегии в
конфликте реализуются через
различные тактики. Тактика (от греч.
tasso - выстраиваю войска) - это совокупность
приемов воздействия на оппонента.
Тест «Тактика
поведения в конфликте» направлен
на выявление определенного типа поведения
в конфликте. Он помогает лучше разобраться
в характере человека. Тест «Тактика поведения
в конфликте» содержит две части: «Избегающий
конфликта» и «Действующий напролом».
Обе части теста содержат по 10 утверждений.
Каждое из них требует ответа «да» или
«нет». За ответ «да» начисляется 1 балл,
за ответ «нет» - 0 баллов. Испытуемые должны
выбрать один из предложенных ответов.
Затем подсчитываются и складываются
те баллы, которые набрали испытуемые.
Обработка ответов (в соответствии с ключом)
позволяет установить, как выражены тактики
«Избегающий конфликта» и «Действующий
напролом». Определены следующие параметры:
тактика не выражена, средне выражена,
ярко выражена. Результаты, полученные
после подсчета баллов, набранных испытуемыми,
представлены в Приложении 5.
Количество баллов
дает представление о выраженности
тенденции к конфликтности. Обработка
полученных данных представлена нами
в табл. 2, которая показывает соотношение
количества человек со степенью выраженности
конкретной тактики в процентном отношении.
Таблица 2. Итоговый
результат
№
Тактика поведения в конфликте
Количество человек,
в соответствии со степенью выраженности
тактики
Низкая степень выраженности, %
Средняя степень выраженности, %
Высокая степень
выраженности,%
1
«Избегающий конфликта»
27
67
6
2
«Действующий напролом»
67
33
0
Наглядно результаты
представлены на графике (см. рис. 3).
Рис. 3. Соотношение
количества человек в соответствии
со степенью выраженности тактик поведения
В результате исследования
с применением теста «Тактика
поведения в конфликте» было доказано,
что большинство испытуемых являются
не конфликтными личностями и тенденция
к конфликтности, практически у
всех, средняя и ниже среднего. Каждому
участнику конфликтной ситуации следует
более осознанно делать выбор в пользу
той или иной тактики, спокойнее реагировать
на конфликты.
Вывод: Таким
образом, в ходе проведенного теоретического
исследования было установлено, что
не существует единой универсальной теории
конфликта. Разные дисциплины наделяют
понятие конфликта своим содержанием.
Одни ученые считают, что конфликт - одна
из форм нормального человеческого взаимодействия,
конфликты помогают сплотиться окружающим,
мобилизовать волю, ум на решение принципиально
важных вопросов, улучшить морально-психологический
климат в коллективе (Ч. Ликсон, Н.В. Гришина,
Г.М. Андреева, Л. Козер, Г. Зиммель). Другие
ученые полагают, что следует не допускать
конфликтов, а если они возникли - ликвидировать
(Т. Парсонс, Р. Дарендорф, А. Смолл, К. Левин).
В некоторых ситуациях столкновение между
людьми, открытый и принципиальный спор
желательней: лучше вовремя предупредить,
осудить и не допустить неправильное поведение,
чем не реагировать, опасаясь испортить
отношения.
Анализ причин
поведения сторон в конфликте
показывает, что они сводятся к
стремлению удовлетворить свои интересы,
отстаивать ценности в конфликте, реализовать
свои цели и потребности. Далеко не
всегда цели полностью осознаются участниками
ситуации и тем более формулируются
в терминах достижения конкретных результатов.
Образ желательного исхода конфликта
становится регулятором конкретных действий
участни¬ков конфликтной ситуации. Происходящее
в конфликте оказывает решающее влияние
на его конструктивный или деструктивный
исход, на разрешение конфликта и на его
последствия. Оценка ситуации в качестве
конфликтной дает основания и обязывает
действовать всех тех, кто может и должен
предотвратить конфликт. Быстрота пресечения
возникающего конфликта зависит от характера
конфликтной ситуации и от поведения участников
конфликта.
Универсальной
реакцией каждого человека на возникающие
противоречия, конфликты, дезинтеграцию
является стремление преодолеть эту
дисгармонию. Установка на определенные
формы поведения в ситуации конфликта,
ориентация личности (группы) по отношению
к конфликту рассматриваются как стратегии
поведения в конфликте. В основе двухмерной
модели стратегий поведений личности
(избегание (уход), приспособление, соперничество,
сотрудничество, компромисс), разработанной
К. Томасом и Р. Киллменом, лежат ориентации
участников конфликта на свои интересы
и интересы противоположной стороны. Каждая
модель поведения может быть оптимальной
и обеспечить наилучший эффект в зависимости
от конкретных условий возникновения
и развития конфликта. В то же время именно
сотрудничество, конструктивная модель
поведения в конфликте в наибольшей степени
соответствуют современным представления
о наилучшем взаимодействии между людьми.
В результате исследования
группы студентов с применением теста
К. Томаса «Стиль конфликтного поведения»
было доказано, что большинство испытуемых
не являются конфликтными личностями
и предпочитают стратегию компромисса
и сотрудничества. Учитывая стиль поведения
оппонента и зная свой, можно избежать
возникновения конфликтной ситуации и
разрастания конфликта. В результате проведенного
исследования с применением теста «Тактика
поведения в конфликте» были получены
данные о том, что большинство испытуемых
являются не конфликтными личностями
и тенденция к конфликтности практически
у всех средняя и ниже среднего. Также
в результате исследования была получена
информация о том, что каждый человек в
какой - то степени использует все стили
поведения, но в определенных условиях
(ситуациях), люди отдают предпочтение
тому или иному стилю. Некоторые стратегии
поведения могут быть наиболее эффективными
для разрешения конфликтов определенного
типа. Если участник конфликта в большей
мере приспосабливается к другим участникам,
чем отстаивает собственное мнение, то
ему следует поработать над увеличением
напористости и укреплении воли, в соответствующих
ситуациях применять стиль конкуренции.
Если участник конфликтной ситуации слишком
часто соглашается на компромисс, будучи
нетерпеливым человеком, то ему необходимо
научиться терпению. Всем участникам конфликта
следует более спокойно и осознанно реагировать
на конфликтные ситуации.
Вывод: таким
образом, в результате исследования
была достигнута цель работы: теоретическое
и экспериментальное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликты - это
одна из сторон человеческой деятельности,
которая наиболее ярко проявляет индивидуальность
личности, многообразие ее потребностей,
интересов, целей, установок, ценностей,
идеалов.
Анализ причин
поведения сторон в конфликте
показывает, что они сводятся к стремлению
удовлетворить свои интересы, отстаивать
ценности в конфликте, реализовать свои
цели и потребности. Далеко не всегда цели
полностью осознаются участниками ситуации
и тем более формулируются в терминах
достижения конкретных результатов. Образ
желательного исхода конфликта становится
регулятором конкретных действий участни¬ков
конфликтной ситуации. Происходящее в
конфликте оказывает решающее влияние
на его конструктивный или деструктивный
исход, на разрешение конфликта и на его
последствия. Оценка ситуации в качестве
конфликтной дает основания и обязывает
действовать всех тех, кто может и должен
предотвратить конфликт. Быстрота пресечения
возникающего конфликта зависит от характера
конфликтной ситуации и от поведения участников
конфликта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А.Я.,
Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:
ЮНИТИ, 1999.
2. Боулдинг К.
Общая теория систем - скелет науки
// Исследования по общей теории
систем. - М.: Прогресс, 1969.
3. Вишневский
А.В. Конфликтология. Внутриличностный
конфликт.-М.,2003.
4. Гришина Н.В.
Психология межличностного
5. Емельянов
С.М. Практикум по
6. Иванова Е.И.
Риск конфликта между
7. Козер Л.А. Функции
социального конфликта.//Американская
социологическая мысль.- М.- 1996.