Конфликты в студенческой жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти. Конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.
Объектом данной курсовой работы является конфликт , предметом -исследование и влияние конфликта на студенческую группу.
Цель работы - понять что такое конфликт, рассмотреть теории конфликта, исследовать стратегии поведения в студенческой группе, анализировать тактики поведения в студенческой группе.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Глава II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 
 

2.1 Исследование  стратегий поведения в студенческой  группе 
 

Цель: изучение реальных конфликтов в реальных жизненных  обстоятельствах студенческой жизни и кризисных ситуациях, переживаемых людьми. 

Ход работы: 

Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получили опросные методы. 

 Для изучения  типов поведения участников конфликтной  ситуации нами было исследовано 20 студентов 2го курса МосГУ специальности Юриспруденция . Нами было опрошено пять юношей и 10 девушек в возрасте 18-19 лет. Согласно этой цели был проведен тест К.Томаса «Стиль конфликтного поведения» (см. Приложение 2). 

Тест К.Томаса направлен на выявление типов  поведения личности в противоречивых ситуациях. Испытуемым предлагалось 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий поведения. Они выбирали из каждой пары суждений то, которое считали соответствующим их типичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»). Обработка ответов (в соответствии с ключом) позволяет выявить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, приспособления или поиска компромисса. Формулировки вопросов позволяют диагностировать именно личностные тенденции к преимущественному использованию данных стратегий. Ответы испытуемых представлены в Приложение 3. 

Результат подсчета полученных данных позволяет говорить о том, что у одного человека преобладает  стратегия соперничества, у 4-х - сотрудничества, шесть человек предпочитают стратегию компромисса, один человек предпочитает избегание, три из испытуемых предпочитают стратегию приспособления. Анализ данных представлен нами в табл. 1., которая отражает выбор определенной стратегии поведения респондентами в различных ситуациях в процентном отношении. 

Итоговый результат 

№ 

Стратегии поведения  в конфликте 

Предпочитаемость  стратегии, %  

Соперничество 

 

Сотрудничество 

27  

Компромисс 

41  

Избегание 

 

Приспособление 

20  
 
 

Наглядно результаты исследования представлены на графике (см. рис. 2.).  

Рис. 2. Предпочитаемость стратегии 

В результате исследования с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и большинство испытуемых предпочитают стратегию компромисса (42 %). Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. Учитывая стиль поведения человека и зная свой, можно избежать возникновения конфликтных ситуаций и разрастания конфликта. В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу о том, что каждая стратегия эффективна только в определенных условиях. Каждый участник конфликтной ситуации должен уметь эффективно использовать все стратегии, делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход определяется конкретной ситуацией, а также складом характера оппонентов. Предпочитать одни стратегии другим - естественно, но жесткое предпочтение ограничивает возможности конфликтующих сторон. Важно определиться с приоритетами и возможными альтернативными вариантами, это позволит оппонентам быть более свободными в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями. 

2.2 Анализ тактик  поведения в конфликте 
 

На втором этапе  нашего исследования испытуемым был предложен тест «Тактика поведения в конфликте» (см. Приложение 4). 

Стратегии в  конфликте реализуются через  различные тактики. Тактика (от греч. tasso - выстраиваю войска) - это совокупность приемов воздействия на оппонента. 

Тест «Тактика поведения в конфликте» направлен на выявление определенного типа поведения в конфликте. Он помогает лучше разобраться в характере человека. Тест «Тактика поведения в конфликте» содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». За ответ «да» начисляется 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. Испытуемые должны выбрать один из предложенных ответов. Затем подсчитываются и складываются те баллы, которые набрали испытуемые. Обработка ответов (в соответствии с ключом) позволяет установить, как выражены тактики «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Определены следующие параметры: тактика не выражена, средне выражена, ярко выражена. Результаты, полученные после подсчета баллов, набранных испытуемыми, представлены в Приложении 5. 

Количество баллов дает представление о выраженности тенденции к конфликтности. Обработка  полученных данных представлена нами в табл. 2, которая показывает соотношение  количества человек со степенью выраженности конкретной тактики в процентном отношении. 

Таблица 2. Итоговый результат 

№ 

Тактика поведения  в конфликте 

Количество человек, в соответствии со степенью выраженности тактики  

Низкая степень  выраженности, %  

Средняя степень  выраженности, %  

Высокая степень  выраженности,%  

«Избегающий конфликта» 

27 

67 

 

«Действующий  напролом» 

67 

33 

 
 
 

Наглядно результаты представлены на графике (см. рис. 3). 

Рис. 3. Соотношение  количества человек в соответствии со степенью выраженности тактик поведения  

В результате исследования с применением теста «Тактика поведения в конфликте» было доказано, что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция  к конфликтности, практически у  всех, средняя и ниже среднего. Каждому участнику конфликтной ситуации следует более осознанно делать выбор в пользу той или иной тактики, спокойнее реагировать на конфликты. 

Вывод: Таким  образом, в ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что  не существует единой универсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе (Ч. Ликсон, Н.В. Гришина, Г.М. Андреева, Л. Козер, Г. Зиммель). Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли - ликвидировать (Т. Парсонс, Р. Дарендорф, А. Смолл, К. Левин). В некоторых ситуациях столкновение между людьми, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение, чем не реагировать, опасаясь испортить отношения. 

Анализ причин поведения сторон в конфликте  показывает, что они сводятся к  стремлению удовлетворить свои интересы, отстаивать ценности в конфликте, реализовать  свои цели и потребности. Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками  ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участни¬ков конфликтной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта зависит от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта. 

Универсальной реакцией каждого человека на возникающие  противоречия, конфликты, дезинтеграцию  является стремление преодолеть эту  дисгармонию. Установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, ориентация личности (группы) по отношению к конфликту рассматриваются как стратегии поведения в конфликте. В основе двухмерной модели стратегий поведений личности (избегание (уход), приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс), разработанной К. Томасом и Р. Киллменом, лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Каждая модель поведения может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют современным представления о наилучшем взаимодействии между людьми. 

В результате исследования группы студентов с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и предпочитают стратегию компромисса и сотрудничества. Учитывая стиль поведения оппонента и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта. В результате проведенного исследования с применением теста «Тактика поведения в конфликте» были получены данные о том, что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция к конфликтности практически у всех средняя и ниже среднего. Также в результате исследования была получена информация о том, что каждый человек в какой - то степени использует все стили поведения, но в определенных условиях (ситуациях), люди отдают предпочтение тому или иному стилю. Некоторые стратегии поведения могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Если участник конфликта в большей мере приспосабливается к другим участникам, чем отстаивает собственное мнение, то ему следует поработать над увеличением напористости и укреплении воли, в соответствующих ситуациях применять стиль конкуренции. Если участник конфликтной ситуации слишком часто соглашается на компромисс, будучи нетерпеливым человеком, то ему необходимо научиться терпению. Всем участникам конфликта следует более спокойно и осознанно реагировать на конфликтные ситуации. 

Вывод: таким  образом, в результате исследования была достигнута цель работы: теоретическое  и экспериментальное исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Также были решены задачи исследования: проведен анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта, изучены конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте, проведен эмпирический анализ моделей поведения личности в конфликте. Была доказана гипотеза исследования, заключающаяся в том, что типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Конфликты - это одна из сторон человеческой деятельности, которая наиболее ярко проявляет индивидуальность личности, многообразие ее потребностей, интересов, целей, установок, ценностей, идеалов. 

Анализ причин поведения сторон в конфликте  показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы, отстаивать ценности в конфликте, реализовать свои цели и потребности. Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участни¬ков конфликтной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта зависит от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. 

2. Боулдинг К.  Общая теория систем - скелет науки  // Исследования по общей теории  систем. - М.: Прогресс, 1969. 

3. Вишневский  А.В. Конфликтология. Внутриличностный  конфликт.-М.,2003. 

4. Гришина Н.В.  Психология межличностного конфликта. - СПб., 1995. 

5. Емельянов  С.М. Практикум по конфликтологии. - С. 2001. 

6. Иванова Е.И.  Риск конфликта между поколениями  в современной России: семья, общество, государство.-М., 2003. 

7. Козер Л.А. Функции социального конфликта.//Американская социологическая мысль.- М.- 1996. 

Информация о работе Конфликты в студенческой жизни