Конфликты в студенческой жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти. Конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.
Объектом данной курсовой работы является конфликт , предметом -исследование и влияние конфликта на студенческую группу.
Цель работы - понять что такое конфликт, рассмотреть теории конфликта, исследовать стратегии поведения в студенческой группе, анализировать тактики поведения в студенческой группе.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная  жизнь российского общества. Все  это обуславливает пристальное  внимание социологов к исследованию конфликтов.

В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

Противоречия  пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает  кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. 

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем  фактом, конфликты неистребимы: они  появляются при любых жизненных  обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти. Конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. 

Объектом данной курсовой работы является конфликт , предметом -исследование и влияние конфликта на студенческую группу.

Цель работы - понять что такое конфликт, рассмотреть  теории конфликта, исследовать стратегии  поведения в студенческой группе, анализировать тактики поведения  в студенческой группе. 

 Человек в какой - то степени использует все стили поведения, но в определенных условиях (ситуациях), люди отдают предпочтение тому или иному стилю. Некоторые стратегии поведения могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Если участник конфликта в большей мере приспосабливается к другим участникам, чем отстаивает собственное мнение, то ему следует поработать над увеличением напористости и укреплении воли, в соответствующих ситуациях применять стиль конкуренции. Если участник конфликтной ситуации слишком часто соглашается на компромисс, будучи нетерпеливым человеком, то ему необходимо научиться терпению. Всем участникам конфликта следует более спокойно и осознанно реагировать на конфликтные ситуации. 

ГЛАВА 1. КОНФЛИКТЫ  КАК ФЕНОМЕН СОЦИУМА 

1.1 Понятие и  природа конфликта 

Ещё давно, до рождения социологии существовали теории, которые рассматривали общество, в качестве организованного конфликта, или борьбы между индивидами и различными социальными группами. Конфликты были всегда, например, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д. Первые попытки осмысления социальных конфликтов были предприняты в античной Греции. 

Конфликт есть процесс развития взаимодействия субъектов  от конфронтации к коммуникации. Моргунов Е.Б. Организационное поведение//Конфликт: предотвращение и управление. -М.,2004. - С. 27. 

Конфликт - столкновение различных типов мышления, каждый из которых претендует на репрезентативность.  

Конфликт - это  та ситуация, в которой есть возможность  углубленного исследования объекта, которая затем может перейти к исследованию собственных форм мышления и выяснения того, почему мнения о фактах и проблемах действительно расходятся. Моргунов Е.Б. Организационное поведение//Конфликт: предотвращение и управление. -М.,2004. - С. 28. 

Конфликт - это  столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают  неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть, по крайней мере, два пути, два  варианта поведения; причем, один из них или оба могут оказаться приемлемы (или неприемлемы). Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - С. 2001.-С.9. 

Конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных  обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти. Вот некоторые виды конфликтов: Мугалова Ж.А. Педагогическая конфликтология. -Я., 2001. - С.11. 

1) внутренние (проблему  переживаем только мы) и внешние  (проблему переживаем мы и,  по крайней мере, еще один человек); 

2) прямые (направленные  на нас) и косвенные (не направленные непосредственно на нас); 

3) индивидуальные (внутриличностные или межличностные)  и коллективные (участвуют трое  и больше). 

Конфликт любого вида может проявляться прямо, или  косвенно. Спор между вами и деловым  партнером - пример прямого конфликта. Примером косвенного конфликта может явиться ваше несогласие с решением руководства класса - это решение касается всех учеников и не направлено непосредственно против вас, но задевает вас. Мугалова Ж.А. Педагогическая конфликтология. -Я., 2001. - С.12. 

Конфликты делятся  на макро и микроуровнях. Также  на конфликты потребностей, интересов, ценностей. Конфликты бывают религиозные, культурные, национальные, политические, правовые, экономические и международные. Также конфликты межличностные, профессиональные, групповые, классовые, внутриличностные, конфликты поколений и полов. Иванова Е.И. Риск конфликта между поколениями в современной России: семья, общество, государство.-М., 2003. - С.6. 

Конфликты - это  одна из сторон человеческой деятельности, которая наиболее ярко проявляет индивидуальность личности, многообразие ее потребностей, интересов, целей, установок, ценностей, идеалов. 

Конфликты можно  трактовать, как социальную аномалию, бедствие, которое необходимо преодолевать. Существует ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества: Петровская Л. Хрестоматия по конфликтологии //О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. -- М. 1977. - С.132.  

1. удовлетворение  основных биологических и психологических  потребностей большей части общества 

2. эффективная  деятельность органов социального  контроля, воспитывающих граждан  в соответствии с принятыми  в данном обществе нормами 

3. совпадение  индивидуальных мотиваций с общественными  установками. 

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. 

1.2 Теории конфликта 

Под именем теории конфликта известна совокупность теорий, получивших распространение в психологии в 20 веке и представлявших собою  попытку выстроить теоретическую систему в противовес преобладанию структурного функционализма. Самые известные версии теории конфликта были предложены Льюисом Коузером и Ральфом Дарендорфом и Кеннетом Боулдингом.  

Если рассматривать  теории социальных конфликтов, то следует  выделить 3 основных, фундаментальных концепций: 

1. Концепция  позитивно-функционального конфликта  Льюиса Козера 

2. Общая теория  конфликта Кеннета Боулдинга 

3. Конфликтная  модель общества Ральфа Дарендорфа 

В 1956 г. Льюис  Козер опубликовал книгу «Функции социального конфликта», где он изложил свою концепцию, получившую название «концепции позитивно-функционального конфликта». Он построил ее в дополнение к классическим теориям структурного функционализма, в которых конфликты вынесены за пределы социологического анализа. Если структурный функционализм видел в конфликтах аномалию, бедствие, то Л. Козер доказывал, что чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, разделяющий членов общества на два лагеря, жестко противостоящих друг другу. Чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества. 

Концепция позитивно-функционального  конфликта Льюиса Козера основывается на том, что обществу присуще социальное неравенство, это порождает постоянную психологическую неудовлетворенность его членов, из-за этого возникает напряженность в отношениях между индивидами и группами всё это превращается в социальный конфликт.  

Конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению  или восстановлению внутреннего  единства в том случае, если последнему угрожает вражда или антагонизм членов группы. Вместе с тем далеко не все разновидности конфликта благоприятны для внутригрупповой структуры, равно как не во всякой группе могут найти применение объединяющие функции конфликта. Та или иная роль конфликта во внутригрупповой адаптации зависит от характера вопросов, составляющих предмет спора, а также от типа социальной структуры, в рамках которой протекает конфликт. Однако виды конфликтов и типы социальных структур сами по себе не являются независимыми переменными. Козер Л.А.Функции социального конфликта.//Американская социологическая мысль.- М.- 1996.- С.542.  

Внутренние социальные конфликты, затрагивающие только цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально позитивный характер. Козер Л.А. Функции социального конфликта.//Американская социологическая мысль.- М.- 1996.-С.543. 

Кеннет Боулдинг, автор «общей теории конфликта» в  работе «Конфликт и защита. Общая теория» (1963 г.) попытался изложить целостную научную теорию конфликта, охватывающую все проявления живой и неживой природы, индивидуальной жизни и общественной. Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Цыбульская М.В. Яхонтова E.C. Конфликтология.-М. 2001.-С.21  

Он применяет  конфликт в анализе как физических, биологических, так и социальных явлений, доказывая, что даже неживая  природа полна конфликтов, ведя «бесконечную войну моря против суши и одних  форм земной породы против других форм».  

Конфликт по Боулдингу это -- ситуация, в которой  каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную  по отношению к интересам другой стороны. 

Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что: 

1) конфликт неотделим от общественной жизни; 

2) в природе  человека лежит стремление к  постоянной вражде с себе подобными; 

3) конфликт можно  преодолевать или ограничивать; 

4) все конфликты  имеют общие образцы развития; 

5) ключевым понятием  конфликта является конкуренция. 

В Европе в 60-е  годы также возродился интерес к  конфликту. В 1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал  работу «Классовая структура и классовый  конфликт», а через два года эссе под названием «Вне утопии».  

Его концепция  «конфликтной модели общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира - мира власти, конфликта и динамики. Если Козер доказывал позитивную роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт, это перманентное состояние социального организма: «Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива.  

В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого.  

Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами» Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:

1. любое общество  подвержено в каждый момент  изменению;

2. социальные изменения вездесущи;

3. любое общество  испытывает в каждый момент  социальный конфликт;

4. социальный  конфликт вездесущ;

5. каждый элемент  общества способствует его изменению;

6. любое общество  опирается на принуждение одних  его членов другими. 

Информация о работе Конфликты в студенческой жизни