Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:26, контрольная работа
Глубокие экономические преобразования, происходящие в современной России, связанные с переходом на рыночные механизмы функционирования и регулирования требуют изменений и в подготовке специалистов для любых предприятий и организаций. Для плодотворной работы любого менеджера необходимо знание многих дисциплин, связанных с планированием, организаций и управлением персонала фирмы, компании или организации.
Введение
1. Психология конфликта……………………………………………………..4
2. Типы конфликта…….……...………………………………………………..7
3. Причины конфликтов……………...…………………….…………………..8
4. Организационный конфликт…………………..…………………………….9
5. Функции конфликтов и формы их разрешения……………………………15
6. Заключение…………………………...………………………………………22
7. Используемая литература……………………………………..…………….23
3) Инновационная функция. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. Под влиянием противоборства или в результате его прекращения происходит известная трансформация состояния межличностных отношений. Правильно урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета, уровня идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения.
К описанным выше функциям нельзя подходить с оценочными категориями. Их ценность ситуативна. Все трансформации, происходящие во время конфликта, единовременны и взаимосвязаны. Только послеконфликтный анализ может вывести суммарный оценочный вектор направленности конфликта.
Сейчас необходимо перейти к рассмотрению путей разрешения конфликтов и их последствий. Решить конфликт можно двояко, социально - редуктивным (выключение, разъединение конфликтующих партий) и социально-продуктивным способом (усиление или дифференциация социальных отношений). Исключительно силовой подход к разрешению конфликта, основанный на принципе «если враг не сдается, то его уничтожают», большинством конфликтологов признается как крайне непродуктивный. Ориентация на ликвидацию противника в определенных случаях могла бы стать оправданной стратегией. Но чаще всего она наносит ущерб самому победителю (если таковой имеется). В комплексном и динамическом обществе возможна только такая стратегия ведения и разрешения конфликта, которая исключает не только поражение, но указывает направления мобилизации социальной энергии, иными словами, решение конфликта посредством изменения и дальнейшее развитие социальных и предметных связей.
В конфликтологии рассматриваются в качестве приоритетных четыре возможных средства воздействия на участников конфликта, которые бы привели к разрешению конфликта, взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта стадия характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубеждений к неприязни и откровенной враждебности, которая психологически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.4
Конфликтное поведение —
это пик в развитии конфликта.
Оно не может длиться вечно, и
в конце концов конфликтующие
стороны должны будут выбирать одну
из двух программ поведения: 1) снизить
уровень напряженности, но сохранять
саму конфликтную ситуацию, переводя
ее в скрытую форму за счет частичных
уступок противоположной
1) Средства убеждения. Они возможны, если противник готов действовать иначе, поскольку пришел к убеждению, что это полезно для него самого, не принимая во внимание случайностей, возникающих внутри группы или навязанных изменением внешней ситуации, а также не обращая внимания на то, что его заставляют брать на себя какие-то обязательства по изменению своих действий. Преимущества подобного способа в его гибкости и доверительном характере.
2) Навязывание норм. Нормы навязываются соперникам извне, ссылаясь на интересы общественных взаимосвязей. Это институциональный путь, опирающийся на обычаи и традиции. Его главное преимущество в генерализуемости и возможности предсказания поведения соперников. Основной недостаток — отсутствие достаточной гибкости.
3) Материальное стимулирование используется в зависимости от ситуации. Обычно применяется в том случае, когда конфликт зашел слишком далеко. Соперники согласны на частичное достижение цели и хотят хоть как-то компенсировать свои потери. Посредством стимулирования можно выработать минимум доверия, в основе которого можно выработать более или менее приемлемое решение конфликта. Преимущество этого способа в его гибкости. Недостаток в его малом практическом применении, относительная безрезультатность и слабая нормативность.
4) Использование власти применяется только ситуативно и только по средствам негативных санкций (запугивание или фактическое применение силы). В действительности применяется в сочетании с предыдущими способами, которые все перемешиваются между собой.
Предполагается, что возможность влияния на участников тем успешнее, чем лучше понимание, интенсивнее взаимная коммуникация и шире пространство действий.
Существует ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:
1) во время переговоров
приоритет должен отдаваться
обсуждению содержательных
2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;
3) стороны должны
4) участники переговоров
должны стремиться превратить
содержательную и скрытую
5) все участники переговоров
должны проявлять склонность
к компромиссу. Компромисс
Большое значение имеет заключительная,
послеконфликтная стадия. На этой стадии
должны быть предприняты усилия по
окончательному устранению противоречий
интересов, целей, установок, ликвидирована
социально-психологическая
Существуют структурные
и межличностные способы
Главное, что необходимо знать каждому руководителю, — не следует искать причины конфликтов только в различиях в характерах конфликтующих людей. Различия в характерах — один из факторов, вызывающих конфликт, и чаще всего — факторов, маскирующих истинные причины конфликта. Руководителю лучше начать анализ с фактических причин, вызвавших конфликт, использовать соответствующую методику улаживания.
Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления дисфункциональным конфликтом — метод разъяснения того, какие результаты ожидаютсяот каждого сотрудника и подразделения. Надо упомянуть такие параметры, как уровень результатов, кто представляет и кто получает информацию, система полномочий, степень ответственности; должны быть четко определены процедуры и правила.
Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, выработку решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненные хорошо знают, чьим решениям они должны подчиняться.
Организационные комплексные
цели. Эффективное осуществление
организационных комплексных
Рассмотрим пример компании
«Мак-Дональдс». Начиная строить
свою «империю» ресторанов быстрого
обслуживания «Мак-Дональдс», руководители
компании думали не только о ценах,
качестве и доле рынка: они оказывали
услугу американцам с ограниченными
средствами. Эта «социальная миссия»
придала большой вес
Структура системы вознаграждения. Важно, чтобы система вознаграждений — благодарности, премии, признание или повышение по службе — не поощряла неконструктивное поведение отдельных людей или групп.
Например, если вознаграждать
руководителей отделов сбыта
только на основании увеличения объема
проданных товаров, то это может
вступить в противоречие с намеченным
уровнем получения прибыли. Руководители
этих отделов могут увеличивать
объемы сбыта, предлагая без всякой
надобности большие скидки и снижая
тем самым уровень средней
прибыли компании. Либо может вспыхнуть
конфликт между отделом сбыта
и кредитным отделом фирмы. Стараясь
увеличить объем продаж, отдел
сбыта может не уложиться в
рамки, установленные отделом
Уклонение. Этот метод относится к методам межличностного стиля разрешения конфликтов. Человек старается уйти от конфликта. Он стремится не попадать в ситуации, которые провоцируют противоречия, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.
Сглаживание. Человек проповедует
принцип: «Не стоит сердиться, потому
что все мы должны выполнять общую
работу». «Сглаживатель» старается
«не выпустить наружу» признаки
конфликта и ожесточенности, апеллируя
к потребности в солидарности.
Такой человек обычно повторяет:
«Это не имеет большого значения. Подумай
о том хорошем, что проявилось
сегодня». В результате может наступить
мир, гармония и тепло, но проблема остается.
Поскольку нет возможности
Принуждение. Пытаются заставить принять чужую точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других людей, ведет себя агрессивно, используя власть для принуждения. В этом случае конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь более сильной властью, подавив своего противника, заставляя его уступить по праву начальника. Этот стиль эффективен там, где у руководителя есть власть над подчиненными. Основной недостаток этого стиля — подавление инициативы и творчества у сотрудников.
Компромисс. Способность
к разумному компромиссу
Решение проблемы. Этот стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Этот стиль — поиск наилучших вариантов решения проблем. Конфликт рассматривается как позитивное начало. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация существенны для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять, но управлять ситуацией. Известно, что высокоэффективные компании обычно пользуются стилем решения проблемы, а не сглаживания или уклонения. Они ищут решение, пока не находят его, не подчеркивая разногласий, но и не делая вывод, что их не существует. 6
Заключение.
Таким образом, в контрольной работе "Конфликты и методы их разрешения" были рассмотрены следующие вопросы необходимые для раскрытия вышеназванной темы.
Конфликт — это особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив и ?.?. Это делает процесс выработки решения группой или отдельным руководителем более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить потребности.
В целом выделяют две группы
конфликтов — функциональные конфликты
и дисфункциональные. конфликты
первой группы ведут к повышению
эффективности организации, а конфликты
второй группы приводят к снижению
личной удовлетворенности, разрушению
группового сотрудничества. Существуют
четыре основных типа конфликтов: внутриличностный,
межличностный, конфликт между отдельной
личностью и группой и
Причинами конфликтов - это различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей.
Способами выхода из конфликтов являются средства убеждения, навязывание норм, материальное стимулирование, использование власти.
Используемая литература.
1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. "Внимание! Конфликт" - Новосибирск, 1989 г.
2. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г.
"Введение в общую теорию конфликтов", Москва, 1993 г.
3. Зайцев А.К. "Социальные конфликты на предприятиях" - Калуга, 1993 г.