Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:26, контрольная работа
Глубокие экономические преобразования, происходящие в современной России, связанные с переходом на рыночные механизмы функционирования и регулирования требуют изменений и в подготовке специалистов для любых предприятий и организаций. Для плодотворной работы любого менеджера необходимо знание многих дисциплин, связанных с планированием, организаций и управлением персонала фирмы, компании или организации.
Введение
1. Психология конфликта……………………………………………………..4
2. Типы конфликта…….……...………………………………………………..7
3. Причины конфликтов……………...…………………….…………………..8
4. Организационный конфликт…………………..…………………………….9
5. Функции конфликтов и формы их разрешения……………………………15
6. Заключение…………………………...………………………………………22
7. Используемая литература……………………………………..…………….23
Введение.
Глубокие экономические
преобразования, происходящие в современной
России, связанные с переходом
на рыночные механизмы функционирования
и регулирования требуют
В предлагаемой для Вашего внимания контрольной работе рассматриваются проблемы, связанные с возникновением конфликтов. Раскрывает природу, причины возникновения и типы конфликтов, а также, на примере одного из наиболее встречающихся в работе предприятий и организаций организационного конфликта, рассматриваются его пути развития, его типы в рамках организационного конфликта и т.п..
Особое место в работе уделено средствам воздействия и способам выхода из конфликтных ситуаций, которые важно знать каждому менеджеру, руководителю любого структурного подразделения и т.д. Для каждого из способов выхода из конфликтной ситуации рассмотрен пример. В пример рассматривается возможная производственная ситуация и методика применения способов выхода из конфликтов.
1. Психология конфликта
Что такое конфликт. Существо
конфликта можно определить как
отсутствие согласия между двумя
и более сторонами, которые могут
быть конкретными лицами или группами.
Каждая из участвующих в конфликте
сторон делает все, чтобы была принята
ее точка зрения или цель, и мешает
другой стороне делать то же самое.
Конфликт обычно ассоциируется с
агрессией, угрозами, спорами, враждебностью,
напряжением и другими
Современная наука об управлении признает, что конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации. Но закономерно встает вопрос, как следует относиться к конфликтам? Многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая — дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности.
Современная наука об управлении
предлагает выработать конструктивную
позицию в отношении конфликта,
которая предполагает рассматривать
конфликт не как аномалию, дисфункцию
в деятельности организаций, а как
норму отношений между людьми,
необходимый элемент
В переводе с латинского значение слова конфликт - столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта, «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».
Российские конфликтологи Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт — это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. Приписывание конфликтному действию категории цели позволяет выделить в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, то есть к осознанию своей позиции, планированию своих действий, сознательному использованию средств. Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. И это позволяет отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые выступают в качестве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов конфликтного взаимодействия.
Субъектами конфликтного взаимодействия в организации могут выступать отдельные индивиды, социальные группы, подразделения организации. В таком случае конфликтология их обозначает как оппонентов.
На основе вышеизложенного можно дать такое определение конфликта. Конфликт — это особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов.
Определив общие параметры
конфликтного взаимодействия, необходимо
перейти к содержательному
Определить предмет конфликта, по их мнению, очень важно, поскольку возникающее в конфликтах напластование проблем может сделать сам предмет конфликта абсолютно диффузным, не имеющим четких границ. Конфликт может иметь один основной предмет, который распадается на множество частных предметов. Объектом же конфликта может выступать любой предмет материального мира или социальной реальности.
Таким образом предмет
конфликта, это его внутренняя причина.
Конфликтные взаимодействия между
одними и теми же отношениями могут
оказаться безразличными к
Наряду с эмоциональными конфликтами в организациях широкое распространение имеют деловые конфликты, которые происходят из-за вполне конфликтных объектов, распределения ресурсов, власти и т. д.
Однако не следует противопоставлять
эти два вида конфликтов. Любой
деловой конфликт или непрерывная
цепь деловых конфликтов, оппоненты
в которых постоянны, имеет тенденцию
переходить в эмоциональный конфликт.
Иначе говоря, затянувшийся деловой
конфликт вследствие действующих в
нем психологических
Важным понятием является понятие силы участников конфликтов. Эта сила определяется наличием материальных, финансовых ресурсов, власти, поддержки и т.д.
В целом можно выделить
две группы конфликтов — функциональные
конфликты и дисфункциональные.
конфликты первой группы ведут к
повышению эффективности
2. Типы конфликта.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт чаще всего бывает ролевым, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит время на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела новыми товарами. В этой ситуации продавец может воспринять указания относительно того, что и как делать, как несовместимые.
Аналогичная ситуация возникает, если руководитель банка требует введения новых прогрессивных методов учета в банковском деле и в то же время директивные органы сверху выдвигают требования оставить прежние методы.
Оба примера говорят о
том, что предъявляются
Многие внутриличностные
конфликты возникают также из-
Межличностный конфликт чаще
всего проявляется в борьбе руководителей
за ресурсы, капитал или рабочую
силу, время использования
3. Причины конфликтов.
Различия в представлениях
и ценностях ведут к конфликту,
потому что, вместо того чтобы объективно
анализировать проблему, люди часто
рассматривают только те взгляды, альтернативы
и аспекты ситуации, которые благоприятны
лишь для их группы и личных потребностей.
Эта тенденция — весьма распространенная
причина конфликтов. Например, подчиненный
может искренне считать, что всегда
имеет право на выражение своего
мнения, в то же время руководитель
так же искренне полагает, что подчиненный
имеет право выражать свое мнение,
лишь когда его спрашивают, и должен
беспрекословно делать то, что ему
приказывают. Высокообразованный персонал
ценит свободу и
Конфликты часто возникают в коллективе, состоящем из одних женщин, что типично для современных отечественных школ.
Различия в манере поведения и жизненном опыте довольно часто ведут к конфликтам. Люди непосредственные, нервные, авторитарные и нетерпимые чаще других вступают в конфликты и создают вокруг себя атмосферу напряженности. Различия в жизненном опыте и уровне образования снижают степень взаимопонимания между людьми, что также в некоторых случаях вызывает конфликт.
Неэффективные коммуникации
— это неправильная передача информации,
в результате чего она искажается;
неоднозначные критерии качества; неспособность
точно определить должностные требования
и функции сотрудников и
Модель конфликта. Во многих случаях человек реагирует так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Конфликт чаще проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что «вот почему он не прав, а моя-то точка зрения правильная». Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких, как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, убеждение или участие.2
4. Организационный конфликт.
Одним из наиболее часто
встречающихся в последнее
Предприятие — это функционально-целевая
общность, создаваемая индивидами или
более широкими общностями (надорганизациями)
для удовлетворения социальных потребностей
личностей и общностей. С этой
точки зрения, предприятие представляет
собой внутренне-противоречивую систему.
С одной стороны, оно является
инструментом достижения целей иной
организации или личности. В условиях
рыночных отношений субъектом