В сфере
экономики будут созданы дополнительные
рабочие места в высокотехнологичных
отраслях промышленности и в сфере
услуг; увеличены объемы производства
и продажи информационных продуктов
и услуг, развита система электронной
торговли, увеличены налоговые поступления.
Будет достигнуто повышение конкурентоспособности
информационных продуктов и услуг отечественного
производства и их выход на мировой информационный
рынок.
В социальной
сфере предоставление широкого спектра
информационных, компьютерных и коммуникационных
услуг и развитие массовой домашней
компьютеризации облегчит и расширит
доступ граждан и организаций
к отечественным и мировым
информационным ресурсам, повысит эффективность
системы дошкольного, школьного, высшего
и профессионального образования,
медицинских услуг. Будет достигнуто
повышение занятости населения,
в том числе лиц с ограниченной
работоспособностью, вследствие внедрения
новых форм работы на дому и совершенствования
системы профессиональной подготовки
и переподготовки специалистов.
Масштабы,
глубину и динамику процессов
информатизации в России можно характеризовать
некоторым минимальным набором
индикаторов, позволяющих оценивать
вклад информатизации в социально-экономическое
развитие России и отслеживать ее
движение к информационному обществу
(табл.1).
Большая
часть индикаторов может быть
получена в результате сбора статистических
данных. Поскольку в настоящее
время Госкомстат России собирает в
рамках выборочной годовой отчетности
только индикаторы 1, 2 и 3, Министерству
РФ по связи и информатизации целесообразно
выйти с предложениями в Госкомстат
России о постоянном сборе недостающих
статистических данных по всем остальным
приведенным в таблице индикаторам.
Таким
образом, выполнение настоящей Программы
будет означать конкретный вклад
информатизации в проводимые государством
экономические реформы и модернизацию
системы государственного управления.
Таблица
1. Индикаторы, характеризующие
продвижения страны
к информационному обществу
"" |
наименование
индикатора |
единица измерения |
1. |
наличие вычислительной
технике (супер, большие, малые, песональные
ЭВМ)
из них: приобретенных в отчетном году
в составе ЛВС |
шт. |
2. |
количество
компьютеров, связанных с глобальными
сетями
из них: имеющих доступ в интернет |
шт. |
3. |
затраты на информационные
технологии - всего
в том числе: на приобретение вычислительной
техники, включая установку и наладку
на приобретение программных средств
на оплату услуг сторонних организаций
и специалистов на обучение сотрудников,
прочие затраты на информационные технологии |
тыс.руб. |
4. |
объем предоставляемых
информационно-вычислительных услуг |
млн.руб. |
5. |
количество
пользователей в сети интернет |
млн.чел. |
6. |
количество
серверов с выходом в сеть интернет
(в организациях и у провайдеров) |
шт. |
7. |
количество
домашних компьютеров на 1000 жителей |
шт. |
8. |
объем электронного
документооборота для организаций
всех форм собственности |
% от общего
объема документооборота |
9. |
количество
рабочих мест в сфере производства
и предоставления информационных услуг |
тыс.шт. |
10. |
количество
рабочих мест в производстве и
эксплуатации средств информации |
тыс.шт. |
11. |
объем компьютеризированного
(управляемого ЭВМ) основного и вспомогательных
производств |
% от общего
количества технологических процессов
и переделов в производстве |
12. |
количество
введенных в оборот зарегистрированных
информационных ресурсов |
шт. |
13. |
количество
информационно-вычислительных систем
в органах государственного управления
на всех уровнях системы управления |
тыс.шт. |
14. |
объем импорта
и экспорта средств информатизации
(в том числе программного обеспечения) |
млн.руб. |
|
- ВЫВОДЫ
- Развитие
процессов информатизации есть важная
геополитическая задача государства.
Экономический потенциал страны, национальная
безопасность, качество жизни населения
существенно зависят от уровня информатизации.
Программа развития информатизации на
долгосрочный период должна быть неотъемлемой
частью принятой в настоящее время руководством
страны стратегии модернизации власти
и экономики.
- Мероприятия
Программы направлены на укрепление ведущей
роли государства в развитии информатизации
и обеспечении процесса перехода к информационному
обществу за счет:
- координации
в рамках настоящей Программы деятельности
различных участников этого процесса,
в том числе координации отраслевых и
региональных программ информатизации;
- сохранения
в руках государства политических, экономических
и правовых механизмов, регламентирующих
"правила игры", единые для вех участников
этого процесса;
- создания
адекватной новым условиям законодательной
и нормативно-правовой баз, форм и методов
административного регулирования, способствующих
притоку инвестиций, развитию справедливой
конкуренции;
- привлечения
к активному участию в процессе информатизации
частного сектора экономики и предоставления
свободы выбора направлений деятельности
предпринимательским структурам, заинтересованным
в развитии производства и отечественного
рынка информационно-коммуникационных
средств, продуктов и услуг.
- Государственная
политика информатизации строится на
двух базовых положениях: первое -- оказывает
всемерное содействие развитию отечественного
производства средств информатизации,
сферы инфокоммуникационных услуг и рынка
инфокоммуникационных технологий, информационных
продуктов и услуг; второе --формирует
единые "правила игры" для всех участников
процесса информатизации за счет совершенствования
и развития законодательной и нормативно-правовой
базы информатизации.
- Программа
предусматривает широкое привлечение
региональных и муниципальных органов
власти к участию в процессах информатизации
по всем направлениям и созданию благоприятных
условий на местах развития информатизации.
- Мероприятия
Программы должны обеспечивать информационную
безопасность России, создание и масштабное
использование критических инфокоммуникационных
технологий, в том числе двойного назначения.
- Федеральная
целевая программа должна предусматривать
мероприятия по привлечению финансовых,
производственных, организационных и
интеллектуальных ресурсов отечественных
предпринимательских структур и зарубежных
инвестиций.
- Для обеспечения
равноправного вхождения России в мировое
информационное сообщество государственная
политика информатизации должна быть
согласована с международными программами
и проектами развития информатизации
и построения информационного общества.