Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 19:45, курсовая работа
При разработке данной концепции учитывался опыт решения проблем информатизации и движения к информационному обществу, накопленный в различных странах. В частности, анализировались; отчет М. Бангеманна Комиссии Европейских сообществ, Пятая рамочная программа КЕС "Технологии информационного общества" (1ST), ряд программ, проектов и инициатив по построению инфраструктуры и нормативной базы информационного общества в различных странах, их особенности, определяемые уровнем социально-экономического, технологического и культурного развития, а также многие публикации в отечественной и зарубежной печати и в Интернете, посвященные политическим и иным аспектам движения к информационному обществу.
I.Введение
II.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
III.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
IV.Программа как инструмент реализации стратегии перехода к информационному обществу
V.Основные принципы и базовые положения Программы
VI.Содержание Программы (перечень базовых проектов Программы)
VII.Ресурсное обеспечение Программы
VIII.Условия формирования, организация управления и контроля за реализацией Программы
IX.Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы
X.Выводы
СОДЕРЖАНИЕ
В последнее
десятилетие 20-го века информационно-коммуникационные
технологии стали одним из важнейших
факторов, влияющих на развитие общества.
Их революционное воздействие
Политической
значение Окинавской хартии для России
исключительно велико. Для реализации
ее идей необходимо серьезное внимание
органов государственной власти
к проблемам информатизации как
основы перехода страны к информационному
обществу и условия ее равноправного
участия в формировании глобального
информационного общества. В большинстве
стран (США, Германия, Франция, Великобритания,
Австрия, Чехия, Финляндия, Япония, Индия,
Китай, страны Юго-Восточной Азии и
в других) разработаны и реализуются
государственные программы
Процессы информатизации по своей природе являются межотраслевыми. Поэтому информатизацией в России занимаются многие ведомства, но при этом отсутствует координация их деятельности на общегосударственном уровне. Достижения информатизации были бы намного весомее, если бы существовала интегральная целевая программа развития информатизации в России как программа движения к информационному обществу, объединяющая усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, различных министерств и ведомств, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. В сегодняшних условиях начала экономического роста и развития социальной рыночной экономики государственное воздействие на процессы информатизации должно быть усилено, направлено на широкое привлечение в движение к информационному обществу коммерческих структур, различных слоев населения, подрастающего поколения. Только в этом случае она будет иметь ясно выраженное политическое и социальное значение.
Выполнение
программы будет содействовать
развитию международного сотрудничества
России с европейскими странами в
области использования
Ниже излагается концепция такой программы -- Федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года".
При разработке
данной концепции учитывался опыт решения
проблем информатизации и движения
к информационному обществу, накопленный
в различных странах. В частности,
анализировались; отчет М. Бангеманна
Комиссии Европейских сообществ, Пятая
рамочная программа КЕС "Технологии
информационного общества" (1ST), ряд
программ, проектов и инициатив по
построению инфраструктуры и нормативной
базы информационного общества в
различных странах, их особенности,
определяемые уровнем социально-
Обеспечение
устойчивого социально-
К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:
Как показывает
мировой опыт, успешное продвижение
к информационному обществу определяется
геополитическими целями и приоритетами
стран (стратегическая информационная
инициатива Клинтона--Гора, информационная
политика ЕС и др.). В современных
условиях это продвижение становится
важным политическим фактором и для
развитых стран является основой
национальной политики. Перед российским
государством стоит политическая задача:
мы должны создать необходимые
Есть три главные составляющие движения к информационному обществу в России, три его базовые предпосылки:
Социальная направленность информатизации, выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам страны возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в достоверном информировании российской и международной общественности о социально значимых событиях российской и международной жизни, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг. Это диктует необходимость конвергенции, тесного взаимодействия всех трех составляющих процессов информатизации.
Формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры -- задача преимущественно технологическая, имеющая отраслевой характер, ее решение осуществляется программными мероприятиями и методами управления, традиционными для отрасли, занимающейся развитием телекоммуникаций.
Развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий также имеет отраслевой характер, хотя в нашей стране управление этой отрасли распределено между несколькими ведомствами.
Указанные
составляющие тесно взаимосвязаны
и должны развиваться согласовано.
Сегодня "телекоммуникационная (связная)"
и "компьютерная" составляющие движения
к информационному обществу развиваются
достаточно интенсивно, особенно в
части компьютерных технологий, телефонизации
страны и магистральных
В настоящей
концепции рассматривается
За последние годы в России сделано немало для развития информатизации. Существенно укрепилась технико-технологическая база информатизации, постоянно растет объем продаж средств информатизации, компьютеров, телекоммуникационного оборудования, в том числе отечественного производства. Рынок инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в целом сохранил высокие темпы роста, несмотря на тяжелые последствия кризиса августа 1998 г., его объем на конец 1999 г. достиг 8,0--8,5 млрд. долл. Быстро растет число пользователей Интернета и количество российских сайтов в нем. Общее число серверов в российском сегменте Интернета превышает 10000, а количество пользователей превышает 1,5 миллиона. Домашние компьютеры имеют 3--4 % семей. Расширяется сфера международного информационного обмена. Отставание России от развитых стран уже не столь драматично, как это было в начале 90-х годов -- в области инфокоммуникаций мы движемся в тех же направлениях, что и многие страны ЕС.
В настоящее
время компьютеризированы многие отрасли
хозяйства, банковская сфера и сфера
государственного управления. В органах
государственной власти на федеральном
уровне, а также в некоторых
регионах в результате мероприятий
по решению "Проблемы 2000 года" проведена
модернизация парка ЭВМ, формируется
система государственных
Необходимость решения проблемы перехода к информационному обществу в России настоятельно требует существенного усиления регулирующего воздействия государства на процессы информатизации.
Однако это воздействие сегодня должно учитывать принципиальные особенности функционирования органов государственного управления в условиях рыночной экономики и не должно опираться на методы прямого директивного управления.
На Министерство Российской Федерации по связи и информатизации возложены функции проведения научно-технической политики в сфере информатизации, межотраслевой координации, формирования программ развития информатизации в Российской Федерации, ориентированных на удовлетворение потребностей населения, организаций и предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления в средствах информатизации, информационных продуктах и услугах. В условиях рыночной экономики политика Минсвязи России сегодня должна состоять в обеспечении общегосударственных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создания реальных предпосылок и условий перехода России к информационному обществу. Усиление регулирующего воздействия государства на процессы информатизации требует разработки и реализации новых механизмов участия государства в рыночной экономике, комплексной поддержки отечественных производителей и выхода государственных организаций и предприятий на рынок в качестве основного производителя (а не только потребителя) с конкурентоспособным товаром -- информационными продуктами и услугами информатизации. Такая позиция государства позволит ослабить зависимость страны от зарубежных фирм-поставщиков вычислительной техники, программного обеспечения, средств телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг. Одновременно это создаст необходимые условия для массового производства наукоемкой высокотехнологичной и экологическо-чистой продукции.