Концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

При разработке данной концепции учитывался опыт решения проблем информатизации и движения к информационному обществу, накопленный в различных странах. В частности, анализировались; отчет М. Бангеманна Комиссии Европейских сообществ, Пятая рамочная программа КЕС "Технологии информационного общества" (1ST), ряд программ, проектов и инициатив по построению инфраструктуры и нормативной базы информационного общества в различных странах, их особенности, определяемые уровнем социально-экономического, технологического и культурного развития, а также многие публикации в отечественной и зарубежной печати и в Интернете, посвященные политическим и иным аспектам движения к информационному обществу.

Содержание

I.Введение
II.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
III.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
IV.Программа как инструмент реализации стратегии перехода к информационному обществу
V.Основные принципы и базовые положения Программы
VI.Содержание Программы (перечень базовых проектов Программы)
VII.Ресурсное обеспечение Программы
VIII.Условия формирования, организация управления и контроля за реализацией Программы
IX.Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы
X.Выводы

Работа содержит 1 файл

концепция.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

  1. Введение
  2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
  3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
  4. Программа как инструмент реализации стратегии перехода к информационному обществу
  5. Основные принципы и базовые положения Программы
  6. Содержание Программы (перечень базовых проектов Программы)
  7. Ресурсное обеспечение Программы
  8. Условия формирования, организация управления и контроля за реализацией Программы
  9. Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы
  10. Выводы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ВВЕДЕНИЕ

В последнее  десятилетие 20-го века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших  факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической  и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитие и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с  собой развитие и распространение  информационно-коммуникационных технологий. Не у кого не вызывает сомнения тот  факт, что движение к информационному  обществу -- это путь в будущее  человеческой цивилизации. Именно это  фиксирует Окинавская хартия глобального  информационного общества, которая  подписана руководителями 7 ведущих  стран и Президентом России В.В. Путиным в августе 2000 г.

Политической  значение Окинавской хартии для России исключительно велико. Для реализации ее идей необходимо серьезное внимание органов государственной власти к проблемам информатизации как  основы перехода страны к информационному  обществу и условия ее равноправного  участия в формировании глобального  информационного общества. В большинстве  стран (США, Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Чехия, Финляндия, Япония, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и  в других) разработаны и реализуются  государственные программы формирования информационного общества. Такая  программа нужна и России, Она  полностью соответствовала бы провозглашенному сегодня курсу модернизации системы  государственного управления, экономики, социальных институтов. Более того, использование современных информационно-коммуникационных технологий привело бы к существенному  повышению эффективности проводимой модернизации, значительно бы ускорило ее.

Процессы  информатизации по своей природе  являются межотраслевыми. Поэтому информатизацией  в России занимаются многие ведомства, но при этом отсутствует координация  их деятельности на общегосударственном  уровне. Достижения информатизации были бы намного весомее, если бы существовала интегральная целевая программа  развития информатизации в России как  программа движения к информационному  обществу, объединяющая усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, различных министерств и ведомств, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. В сегодняшних условиях начала экономического роста и развития социальной рыночной экономики государственное воздействие на процессы информатизации должно быть усилено, направлено на широкое привлечение в движение к информационному обществу коммерческих структур, различных слоев населения, подрастающего поколения. Только в этом случае она будет иметь ясно выраженное политическое и социальное значение.

Выполнение  программы будет содействовать  развитию международного сотрудничества России с европейскими странами в  области использования информационно-коммуникационных технологий на региональном, государственном  и межрегиональном уровнях, адаптации  зарубежного опыта использования  этих технологий в государственном  управлении, экономике, социальной сфере.

Ниже  излагается концепция такой программы -- Федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года".

При разработке данной концепции учитывался опыт решения  проблем информатизации и движения к информационному обществу, накопленный  в различных странах. В частности, анализировались; отчет М. Бангеманна Комиссии Европейских сообществ, Пятая  рамочная программа КЕС "Технологии информационного общества" (1ST), ряд  программ, проектов и инициатив по построению инфраструктуры и нормативной  базы информационного общества в  различных странах, их особенности, определяемые уровнем социально-экономического, технологического и культурного  развития, а также многие публикации в отечественной и зарубежной печати и в Интернете, посвященные  политическим и иным аспектам движения к информационному обществу. 
 
 
 

  1. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ  НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны требует перехода России к информационному обществу. Глобальный характер этого процесса предопределяет неизбежность вхождения нашей страны в мировое информационное сообщество. Только использование материальных и духовных благ информационного  общества может обеспечить населению  России достойную жизнь, экономическое  процветание и необходимые условия  для свободного развития личности.

К характерным  чертам и признакам информационного  общества следует отнести:

  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;
  • становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании инфоммуникационных технологий и ведущих к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.);
  • создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития и превращение информации в товар;
  • повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
  • создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти.

Как показывает мировой опыт, успешное продвижение  к информационному обществу определяется геополитическими целями и приоритетами стран (стратегическая информационная инициатива Клинтона--Гора, информационная политика ЕС и др.). В современных  условиях это продвижение становится важным политическим фактором и для  развитых стран является основой  национальной политики. Перед российским государством стоит политическая задача: мы должны создать необходимые предпосылки  и условия перехода к информационному  обществу.

Есть  три главные составляющие движения к информационному обществу в  России, три его базовые предпосылки:

  • 1) формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы -- телекоммуникационных сетей и систем;
  • 2) развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий;
  • 3) развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах.

Социальная  направленность информатизации, выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам  страны возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в достоверном информировании российской и международной общественности о социально значимых событиях российской и международной жизни, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг. Это диктует необходимость  конвергенции, тесного взаимодействия всех трех составляющих процессов информатизации.

Формирование  российской информационно-коммуникационной инфраструктуры -- задача преимущественно  технологическая, имеющая отраслевой характер, ее решение осуществляется программными мероприятиями и методами управления, традиционными для отрасли, занимающейся развитием телекоммуникаций.

Развитие  средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий также имеет отраслевой характер, хотя в нашей стране управление этой отрасли распределено между  несколькими ведомствами.

Указанные составляющие тесно взаимосвязаны  и должны развиваться согласовано. Сегодня "телекоммуникационная (связная)" и "компьютерная" составляющие движения к информационному обществу развиваются  достаточно интенсивно, особенно в  части компьютерных технологий, телефонизации  страны и магистральных телекоммуникационных сетей. Хотя информатизация как самостоятельное направление сформировалось в течение последних 10--15 лет, в настоящее время уровень совместного и взаимосвязанного развития всех составляющих недостаточен. Как показывает мировой опыт успешной информатизации, требуется тесное взаимодействие развитие телекоммуникаций и услуг связи, с одной стороны, и процессов информатизации, с другой. Можно считать, что уровень конвергенции информационных и коммуникационных технологий, согласования процессов развития связи и информатизации является базовым фактором движения страны к информационному обществу. Разработка государственной политики перехода России к информационному обществу должна существенно усилить взаимодействие этих составляющих.

В настоящей  концепции рассматривается преимущественно  третья составляющая движения России к информационному обществу. Первые две составляющие, по которым формируются  или реализуются другие программы, рассматриваются только как компоненты, обеспечивающие развитие технико-технической  базы информатизации. Вопрос об интеграции всех составляющих в единую комплексную  Программу должен решаться в последующем  межведомственной Государственной  комиссией по информатизации.

За последние  годы в России сделано немало для  развития информатизации. Существенно  укрепилась технико-технологическая база информатизации, постоянно растет объем продаж средств информатизации, компьютеров, телекоммуникационного оборудования, в том числе отечественного производства. Рынок инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в целом сохранил высокие темпы роста, несмотря на тяжелые последствия кризиса августа 1998 г., его объем на конец 1999 г. достиг 8,0--8,5 млрд. долл. Быстро растет число пользователей Интернета и количество российских сайтов в нем. Общее число серверов в российском сегменте Интернета превышает 10000, а количество пользователей превышает 1,5 миллиона. Домашние компьютеры имеют 3--4 % семей. Расширяется сфера международного информационного обмена. Отставание России от развитых стран уже не столь драматично, как это было в начале 90-х годов -- в области инфокоммуникаций мы движемся в тех же направлениях, что и многие страны ЕС.

В настоящее  время компьютеризированы многие отрасли  хозяйства, банковская сфера и сфера  государственного управления. В органах  государственной власти на федеральном  уровне, а также в некоторых  регионах в результате мероприятий  по решению "Проблемы 2000 года" проведена  модернизация парка ЭВМ, формируется  система государственных информационных ресурсов, в системе государственного управления в целом достигнута относительно высокая насыщенность информационными  системами и телекоммуникационными  сетями.

Необходимость решения проблемы перехода к информационному  обществу в России настоятельно требует  существенного усиления регулирующего  воздействия государства на процессы информатизации.

Однако  это воздействие сегодня должно учитывать принципиальные особенности  функционирования органов государственного управления в условиях рыночной экономики  и не должно опираться на методы прямого директивного управления.

На Министерство Российской Федерации по связи и  информатизации возложены функции  проведения научно-технической политики в сфере информатизации, межотраслевой  координации, формирования программ развития информатизации в Российской Федерации, ориентированных на удовлетворение потребностей населения, организаций и предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления в средствах информатизации, информационных продуктах и услугах. В условиях рыночной экономики политика Минсвязи России сегодня должна состоять в обеспечении общегосударственных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создания реальных предпосылок и условий перехода России к информационному обществу. Усиление регулирующего воздействия государства на процессы информатизации требует разработки и реализации новых механизмов участия государства в рыночной экономике, комплексной поддержки отечественных производителей и выхода государственных организаций и предприятий на рынок в качестве основного производителя (а не только потребителя) с конкурентоспособным товаром -- информационными продуктами и услугами информатизации. Такая позиция государства позволит ослабить зависимость страны от зарубежных фирм-поставщиков вычислительной техники, программного обеспечения, средств телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг. Одновременно это создаст необходимые условия для массового производства наукоемкой высокотехнологичной и экологическо-чистой продукции.

Информация о работе Концепция