Концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

При разработке данной концепции учитывался опыт решения проблем информатизации и движения к информационному обществу, накопленный в различных странах. В частности, анализировались; отчет М. Бангеманна Комиссии Европейских сообществ, Пятая рамочная программа КЕС "Технологии информационного общества" (1ST), ряд программ, проектов и инициатив по построению инфраструктуры и нормативной базы информационного общества в различных странах, их особенности, определяемые уровнем социально-экономического, технологического и культурного развития, а также многие публикации в отечественной и зарубежной печати и в Интернете, посвященные политическим и иным аспектам движения к информационному обществу.

Содержание

I.Введение
II.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
III.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
IV.Программа как инструмент реализации стратегии перехода к информационному обществу
V.Основные принципы и базовые положения Программы
VI.Содержание Программы (перечень базовых проектов Программы)
VII.Ресурсное обеспечение Программы
VIII.Условия формирования, организация управления и контроля за реализацией Программы
IX.Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы
X.Выводы

Работа содержит 1 файл

концепция.docx

— 58.27 Кб (Скачать)
 
 
 
  1. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ (Основные направления проектов и программных  мероприятий)

Программа имеет иерархическую структуру  и содержит проекты, объединенные по трем основным направлениям в целевые  базовые проекты. Состав проектов регулярно, по этапам Программы пересматривается и корректируется в соответствии с уточненными целями и задачами социально-экономического развития страны и настоящей Программы.

Первое  направление -- активное участие в  развитии и модернизации отечественного производства конкурентоспособных  инфокоммуникационных технологий и  средств их реализации. Совместно  с проектами, входящими в состав Федеральных целевых программ развития средств вычислительной техники  и телекоммуникаций (связи), проекты  по первому направлению должны обеспечить создание технико-технологической  базы перехода России к информационному  обществу.

Особенностью  проектов данного направления является разработка требований к отдельным  специализированным инфокоммуникационным технологиям и средствам их реализации на основе анализа реальных потребностей общества в информационных продуктах и услугах, а также в отдельных случаях их создание.

В первое направление Программы включены следующие целевые базовые проекты:

  • определение реальных потребностей государственных организаций в специализированных технологиях и средствах;
  • разработка технико-экономических требований на инфокоммуникационные технологии и средства их реализации, которые не могут быть (по тем или иным соображениям, в том числе и государственной безопасности) приобретены на рынке;
  • разработка комплексов интеллектуальных технологий в интересах органов государственного управления;
  • разработка перспективных технологий и средств их реализаций для СМИ;
  • разработка и создание комплекса современных аппаратно-программных средств обеспечения информационной безопасности.

Второе  направление - формирование и развитие отечественной индустрии и специализированной инфраструктуры предоставления гражданам  и организациям комплекса информационных продуктов и услуг информатизации, в том числе массовой домашней компьютеризации, электронной коммерции  и российского сегмента Интернета.

Уровень развития информационных продуктов  и услуг информатизации можно  рассматривать как один из самых  надежных индикаторов уровня продвижения  различных стран к информационному  обществу. Индустрия создания и предоставления услуг информатизации представляет собой центральный компонент  развитой информационной среды и  именно на ней строится социально-экономическая  база перехода к информационному  обществу. Степень удовлетворения инфокоммуникационных потребностей граждан наглядно показывает населению конкретные преимущества информационного общества.

Результаты  выполнения проектов по этому направлению  должны показать социальную эффективность  информатизации, обеспечить подъем благосостояния населения и стимулировать его заинтересованность в продвижении к информационному обществу. Реализация проектов второго направления, как показывает мировой опыт. обеспечивает возврат вложенных в Программу бюджетных средств.

Во  второе направление включены следующие целевые базовые проекты:

  • разработка государственного регистра населения;
  • развитие Интернет-услуг на базе объектов почтовой связи;
  • развитие массовой домашней компьютеризации;
  • создание и развитие систем электронной торговли;
  • развитие российского сегмента Интернета и использование его для обеспечения информационных услуг;
  • создание систем информационной поддержки взаимодействия населения и органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • развитие инфраструктуры формирования и использования национальных информационных ресурсов и технологий, обеспечивающих публичный доступ к государственным социально значимым информационным ресурсам;
  • формирование специализированной инфраструктуры предоставления информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг;
  • развитие новых и совершенствование существующих видов социально-значимых информационных и телекоммуникационных услуг (телеработа, телемедицина, информационно-справочные услуги и др.);
  • совершенствование системы дистанционного образования и других видов компьютерного обучения, в том числе систем массовой подготовки и переподготовки кадров;
  • создание культурно-информационных центров на местах как ядра развития индустрии услуг.

Третье  направление -- совершенствование и  развитие и государственной политики информатизации, законодательной и  нормативно-правовой базы обеспечения  процессов информатизации.

Усиление  регулирующего воздействия государства  на процессы информатизации, как ядра государственной политики информатизации позволит ослабить зависимость страны от зарубежных фирм-поставщиков вычислительной техники, программного обеспечения, средств  телекоммуникаций, информационных продуктов  и услуг.

В третье направление включены следующие целевые базовые проекты:

  • формирование и развитие стратегии перехода России к информационному обществу;
  • коррекция и развитие государственной политики информатизации на основе прогнозов социально-экономического развития России и тенденций развитии информационных и телекоммуникационных технологий;
  • координация межотраслевых, отраслевых и региональных программ информатизации с базовыми положениями и проектами настоящей программы;
  • совершенствование системы оценки и прогнозирования состояния информатизации России на базе государственной статистики и других источников первичных данных о процессах информатизации, разработка системы показателей использования информационно-коммуникационных технологий в экономике, государственном управлении, социальной сфере;
  • анализ и мониторинг рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг;
  • совершенствование и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации;
  • разработка нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;
  • развитие системы стандартизации, сертификации и лицензирования в сфере информатизации;
  • формирование государственной политики по отношению к открытым информационным сетям, в том числе к Интернету;
  • формирование государственной политики международного сотрудничества в сфере информатизации;
  • разработка комплекса мер по расширению использования информационно-коммуникационных технологий в малом и среднем бизнесе, включая повсеместное внедрение электронного документооборота;
  • выработка рекомендаций по формированию и выбору стандартов представления официальной информации в электронной форме с целью облегчения информационного взаимодействия органов управления, социальных институтов и граждан;
  • совершенствование государственной политики управления национальными информационными ресурсами;
  • разработка системы экономических механизмов реализации государственной политики, направленных на обеспечение товарной формы продукции информатизации, вовлечения ее в хозяйственный оборот, свободное развитие предпринимательства, привлечение инвестиций;
  • разработка комплексов мероприятий, направленных на решение важнейшей социально-политической задачи -- подготовки различных слоев населения для жизни и работы в условиях информационного общества;
  • разработка и проведение демонстрационных проектов по внедрению информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности государственного управления, улучшения условий жизни и работы, а также системы подготовки и переподготовки лиц, принимающих решения на различных уровнях государственной власти.
  1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация  значительной части проектов Программы, главным образом по первому и  второму направлениям, должна осуществляться за счет привлекаемых инвестиций. Для  реализации проектов по совершенствованию  и развитию государственной политики, законодательной и нормативно-правовой баз информатизации потребуется  как прямое финансирование из федерального и региональных бюджетов, так и  финансирование из средств, выделяемых министерствам и ведомствам на отраслевые программы информатизации.

Для выполнения Программы могут привлекаться иностранные  инвестиции и гранты зарубежных организаций.

Экономический механизм реализации Программы предусматривает  активное привлечение средств отечественных  предпринимательских структур для  финансирования ряда проектов, в результате выполнения которых может быть получен  конкурентоспособный коммерческий продукт. В Программу могут включаться проекты, предложенные предпринимательскими структурами с финансированием  за их счет.

Ориентировочные расчеты показывают, что для решения  основных задач программы на 1-ом этапе (2001--2003 годы) потребуется не менее 600 млн. руб., в том числе из государственного бюджета 100--150 млн. руб. (без затрат на развитие телекоммуникационных сетей). Остальные средства могут быть получены от отечественных и иностранных коммерческих структур. 
 
 
 
 
 
 

  1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ  УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Проекты Программы формируются на основе открытого конкурса в соответствии с задаваемыми в ней целевыми базовыми проектами. Отбор проектов осуществляется по результатам независимой  экспертизы. Состав экспертных групп  формируется из известных ученых и специалистов в области информатизации.

Для управления Программой создается отдельная  Дирекция программы, являющаяся самостоятельным  юридическим лицом. Это позволит существенно повысить ответственность  за формирование и реализацию проектов Программы. Кроме того, наличие Дирекции как самостоятельного юридического лица даст возможность включить в  состав Программы проекты, имеющие  коммерческий характер и предусматривающие  возврат затрачиваемых средств.

Дирекция  самостоятельно распределяет и корректирует распределение средств, выделенных на выполнение проектов Программы. Использование  финансовых средств при реализации Программы должно осуществляться на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных  нужд, заключаемых Дирекцией со всеми  исполнителями проектов.

Дирекция  Программы, с учетом выделяемых ежегодно финансовых средств, уточняет целевые  показатели и затраты по проектам, механизм реализации Программы, состав исполнителей. Включение в Программу  новых проектов и их утверждение осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации федеральных целевых программ.

При Дирекции создаются Научно-технический и  Экспертный советы, обеспечивающие высокий  научный и технико-экономический  уровень результатов выполняемых  проектов, их соответствие существующим нормативно-правовым положениям.

Дирекция  Программы по согласованию с НТС  Минсвязи России и Государственной  межведомственной комиссией по информатизации определяет и ежегодно корректирует состав целевых базовых проектов программы.

Дирекция  Программы организует проведение конкурса предложенных проектов, их экспертизу и обсуждение ее результатов.

Дирекция  осуществляет контроль за ходом реализации проектов Программы, использованием выделенных средств, выполнением особых условия  финансирования проектов, имеющих коммерческий характер. Поэтапные и итоговые результаты выполнения проектов рассматриваются  Научно-техническим и Экспертным советами и докладываются на заседании  Дирекции.

Все решения, принимаемые Дирекцией, являются открытыми  и публикуются в подведомственных Минсвязи России изданиях.

Дирекция  формируется приказом Министра РФ по связи и информатизации и в  своей деятельности подотчетна заместителю  Министра, ответственному за информатизацию.

Государственный заказчик Программы - Министерство РФ по связи и информатизации -- ежегодно до 1 февраля направляет доклады  о ходе работ по Программе и  эффективности использования финансовых средств в Министерство экономики  РФ. Министерство финансов РФ, Министерство науки и технологии РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОЦЕНКА  ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результаты  реализации Федеральной целевой  программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года" будут  заключаться в создании реальных предпосылок перехода России к информационному  обществу.

В результате выполнения Программы существенно  возрастет доля отраслей производства инфокоммуникационных технологий и  объема инфокоммуникационных услуг  в ВВП. Значительно увеличится вклад  информатизации а развитие экономики  страны, в повышение качества жизни  населения. Повысится эффективности  деятельности органов государственной  власти на всех уровнях за счет развития системы электронного документооборота, доступа к необходимым информационным ресурсам и совершенствования системы  информационного взаимодействия населения  и органов государственной власти. Будут созданы благоприятные  условия для вхождения России в мировое информационное сообщество и получит дальнейшее развитие российский сегмент Интернета. В области  регулирования информационных отношений  в обществе будет достигнут существенный прогресс за счет совершенствование  и развитие информационного законодательства, согласованного с мировым.

Информация о работе Концепция