Концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

При разработке данной концепции учитывался опыт решения проблем информатизации и движения к информационному обществу, накопленный в различных странах. В частности, анализировались; отчет М. Бангеманна Комиссии Европейских сообществ, Пятая рамочная программа КЕС "Технологии информационного общества" (1ST), ряд программ, проектов и инициатив по построению инфраструктуры и нормативной базы информационного общества в различных странах, их особенности, определяемые уровнем социально-экономического, технологического и культурного развития, а также многие публикации в отечественной и зарубежной печати и в Интернете, посвященные политическим и иным аспектам движения к информационному обществу.

Содержание

I.Введение
II.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
III.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
IV.Программа как инструмент реализации стратегии перехода к информационному обществу
V.Основные принципы и базовые положения Программы
VI.Содержание Программы (перечень базовых проектов Программы)
VII.Ресурсное обеспечение Программы
VIII.Условия формирования, организация управления и контроля за реализацией Программы
IX.Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы
X.Выводы

Работа содержит 1 файл

концепция.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

Экономическая политика является главной составляющей регулирующего воздействия государства  на процессы информатизации. Это обусловлено  необходимостью перевода продукции  и услуг информатизации в товарную форму и вовлечения их в хозяйственный  оборот. Поэтому основными задачами экономической политики в сфере  информатизации являются:

  • оформление продукции информатизации как товарного продукта с учетом требований мирового рынка;
  • инвентаризация продукции информатизации, оценка ее стоимости;
  • поддержка предприятий, производящих средства информатизации, информационные продукты и услуги через механизмы кредитно-финансовой, налоговой и таможенной политик;
  • создание условий для привлечения стратегических инвесторов в развитие сферы информатизации.

Необходимо  также отметить следующие обстоятельства:

  • в связи с распадом СССР в большой степени потерян научно-технический и производственный потенциал информатизации, ряд ведущих предприятий отраслей, обслуживающих информатизацию, оказались за пределами России;
  • имеются существенные различия в уровне информатизации регионов страны, углубляющие неравномерность их социально-экономического и культурного развития;
  • отсутствуют, в основном, необходимые законы и нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения государства с участниками процесса информатизации в условиях рыночной экономики;
  • значительная часть информационного производства находится в сфере теневой экономики;
  • недостаточны усилия по обеспечению информационной безопасности страны и предотвращению угроз использования информационных и телекоммуникационных технологий в качестве оружия.

В силу этих обстоятельств, проблема усиления воздействия государства на развитие процессов информатизации приобретает  особую актуальность, остроту и стратегическое значение.

В ситуации, когда практические рычаги государственного воздействия на процессы информатизации существенно ослаблены, создается  реальная зависимость общества и  государства от стихийного развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг. Это, в конечном счете, не отвечает интересам социально-экономического и культурного развития и национальной безопасности России. Для решения  этих задач необходимо разработать  Федеральную целевую программу  развития информатизации в России. 
 
 
 

  1. ОСНОВНЫЕ  ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ  И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

Основной  целью Программы на период до 2010 года является создание технико-технологических, социально-политических, экономических  и культурных предпосылок и условий  перехода страны к информационному  обществу за счет существенного повышения  эффективности процессов информатизации, достигаемого путем усиления регулирующего  воздействия государства на эти  процессы.

В результате будет достигнуто устойчивое социально-экономическое  развитие страны и существенное повышение  уровня жизни населения на основе создания и широкомасштабного использования  перспективных инфокоммуникационных технологий и средств их реализации, формирования и развития отечественной  индустрии информационных и коммуникационных услуг.

Основные  задачи Программы:

  • 1) активное участие в развитии и модернизации существующей технико-технологической базы информатизации (инфокоммуникационных технологий и средств их реализации отечественного производства) и поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований в этой области;
  • 2} информационная поддержка деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти на основе современных инфокоммуникационных технологий и интеллектуальных систем;
  • 3) формирование и развитие индустрии и специализированной инфраструктуры предоставления информационных и телекоммуникационных услуг, прежде всего, в социально-значимых отраслях, в том числе массовой домашней компьютеризации, электронной коммерции и российского сегмента Интернета;
  • 4) повышение качества и конкурентоспособности продукции информатизации, вовлечение в хозяйственный оборот национальных информационных ресурсов;
  • 5) совершенствование и развитие государственной политики информатизации, законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения процессов информатизации.

Сроки и этапы реализации Программы

При определении  срока выполнения Программы учитывался опыт среднесрочного прогнозирования  социально-экономического и научно-технического развития в нашей стране и за рубежом. При этом принималась во внимание высокая динамичность изменений технических и потребительских свойств инфокоммуникационных технологий и средств их реализации. Временной горизонт среднесрочного прогноза развития информатизации в настоящее время не превышает 7--10 лет. Это и определяет конечный срок реализации настоящей Программы.

Длительность  этапов реализации Программы определяется двумя факторами:

  • сроками первого этапа Программы социально-экономического развития России, предложенной Правительством;
  • прогнозируемыми сроками смены поколений средств информатизации.

Таким образом, длительность этапов Программы  составляет:

  • I этап......2001--2003 годы
  • II этап.....2004--2007 годы
  • III этап....2008--2010 годы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ  ОБЩЕСТВУ

Предлагаемая  Программа должна рассматриваться  как основное средство решения проблемы перехода России к информационному  обществу с учетом особенностей российского  пути.

Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными  условиями. Политические и социально-экономические  условия, в которых еще 10--15 лет  будет происходить переход России к информационному обществу, существенно  отличаются от условий, характерных  для развитых стран.

В развитых странах имеется эффективно функционирующая  рыночная экономика, обеспечивающая постоянный рост информационных потребностей и  платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, имеется мощный средний класс, являющийся основным потребителем информационных услуг. Экономики  этих стран располагают свободными средствами для инвестирования развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. В большинстве развитых стран  имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению  информационных продуктов и услуг, сложилась система компьютерного  образования и стремительно расширяется  сфера услуг, предоставляемых сетью  Интернет. Наконец, в этих странах  существуют государственные стратегии  и программы построения в этих странах информационного общества.

В России всего этого практически нет, а сфера Интернет-услуг находится  в зачаточном состоянии.

Однако  еще и сегодня в России сохраняется  одна из лучших систем общего образования, не полностью потерян научный  потенциал в области информатизации, имеются интересные теоретические  разработки мирового уровня. Россия обладает великим культурным наследием и  современной самобытной многонациональной  культурой. Это открывает большие  возможности наполнить российским содержанием предоставляемые населению  информационные продукты и услуги.

Развитие  российских телекоммуникаций всех видов  идет опережающими темпами по сравнению  с другими областями экономической деятельности, что позволяет рассчитывать на успешное формирование инфраструктуры предоставления населению информационных и коммуникационных услуг.

Для сегодняшней  России вряд ли возможно повторение того пути, который уже пройден или  проходится развитыми странами, в  основном, европейскими. Он требует  значительных капиталовложений на достаточно коротком интервале времени (7--10 лет, чтобы выйти на среднеевропейский  уровень информатизации при условии 3--5-процентного экономического роста). Темпы продвижения по такому пути будут определяться выделенными  средствами (не менее 10% ВВП), которые  сегодня государство не может  инвестировать в развитие информатизации.

Следовательно, необходимо искать путь, ориентированный  на социально-политические, экономические  и культурные особенности российского  общества и требующий в сегодняшних  условиях минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь требует  хотя бы минимальных темпов экономического роста, быстрого развития коммерческих структур, повышения качества жизни  населения, наконец, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, которая  могла бы поставить перед обществом  задачу перехода к информационному  обществу как задачу высокого приоритета.

В связи  со сказанным, необходимо выделить три  стратегических направления пути России к информационному обществу:

  1. Информатизация всей системы общего и специального образования -- от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала. Информатизация системы общего образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества -- основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Ее решение должно помочь молодым людям получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности, подготовить себя для жизни и работы в информационном мире XXI века. 
     
    В России имеется серьезный задел в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в высшей школе, однако совершенно недостаточны работы по компьютеризации школ, особенно в небольших городах и на селе. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и развитие русскоязычного сегмента Интернета. Следует подчеркнуть, что во всех без исключения национальных программах движения к информационному обществу информатизация образования занимает главенствующее место.
  2. Формирование и развитие индустрии и соответствующей инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя. Это одна из основных задач развития -- информационной среды общества. Она непосредственно связана с заинтересованностью населения, экономических структур и органов государственной власти в использовании информации как ресурса социального, экономического и индивидуального развития и в повышении эффективности государственного управления. Развитие информационной среды также связано, с личным, в том числе финансовым, участием граждан в формировании информационного общества. Решение данной задачи позволит поднять уровень информационной культуры и компьютерной грамотности, обеспечить развитие наиболее динамичного сектора рынка информационных и коммуникационных средств, информационных продуктов и услуг и поддержку отечественных производителей. Оно позволит также решить ряд сложных проблем социального характера -- телеработы, медицинской помощи на дому, организации досуга, электронной торговли, информационно-культурного обслуживания, в том числе инвалидов, и т.д.
  3. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете. Это политическая задача, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально ослабить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии, осуществляемой по каналам СМИ и Интернету. Все это создаст предпосылки для преодоления распространения политического и духовного влияния США через современные коммуникационные сети и системы. 
     
    Решение этих трех масштабных, исторических для России, задач будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности. Движение по выбранному пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые типы социальных отношений, как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда, усилить интеллектуальный, творческий потенциал человека, приобщить его к мировым культурным ценностям. Это особенно важно для победы идеалов духовности и нравственности в информационном пространстве современной культуры, раздираемом конкурентной борьбой. 
     
    Три стратегических направления российского пути к информационному обществу нашли свое отражение в Программе. Программа определяет конкретные мероприятия по реализации движения в этих направлениях, в том числе:
    • разработка технических и потребительских требований к инфокоммуникационным технологиям и средствам их реализации, используемых для решения задач образования;
    • координация и экспертиза проектов, входящих в программы информатизации образования для их согласования с целью и задачами настоящей Программы;
    • развитие комплексов инфокоммуникационных услуг для сфер экономики, государственного управления, образования, национальной культуры, науки и техники и ориентированы на расширение доступа к национальным и мировым информационным ресурсам;
    • расширение русскоязычного сегмента Интернета, формирование и развитие национальных информационных ресурсов, содержащих богатства российской истории, науки и искусства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ И БАЗОВЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Настоящая Программа в значительной степени  отличается от традиционных целевых  программ разработки или производства технических средств, отдельных  систем, технологий, изделий. Она имеет  четко выраженную политическую, социально-экономическую  и культурную составляющие. Поэтому  она строится на следующих основных принципах и базовых положениях:

  1. Реализация Программы должна рассматриваться как необходимое условие устойчивого социально-экономического развития и экономического роста, повышения эффективности модернизации экономики и системы государственной власти, укрепления федеративного государства и выравнивания социально-экономического и культурного уровня жизни в регионах страны.
  2. Мероприятия Программы должны быть направлены на укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении процесса перехода к информационному обществу за счет:
    • координации деятельности различных участников этого процесса, в том числе координации отраслевых и региональных программ информатизации в рамках настоящей Программы;
    • сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующие "правила игры", единые для всех участников этого процесса;
    • создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой баз, форм и методов административного регулирования, способствующих притоку инвестиций и развитию справедливой конкуренции;
    • привлечения к активному участию в процессе информатизации частного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, прежде всего, малому и среднему бизнесу, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
  3. Реализация Программы должна обеспечивать высокую эффективность процессов информатизации за счет перехода государства к политике активной поддержки отечественного производителя в сфере информатизации. При этом должна быть оказана комплексная поддержка отраслей фундаментальной и прикладной науки, наукоемких производств, обеспечивающих создание инфокоммуникационных технологий.
  4. Программа должна обеспечивать тесную связь российской информатизации с развитием мирового информационного сообщества, активное участие России на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации.
  5. Программа должна предусматривать широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к информационному обществу. Поэтому в Программу должны быть включены проекты, выполняемые в интересах развития региональной экономики и органов регионального управления, а также проекты, предусматривающие адаптацию лучших решений к специфике регионального социально-экономического и культурного развития.
  6. Мероприятия Программы должны обеспечивать информационную безопасность России, создание и масштабное использование критических инфокоммуникациснных технологий, в том числе двойного назначения.
  7. Программа должна получить широкую рекламно-пропагандистскую поддержку в средствах массовой информации, в российском сегменте Интернета с целью формирования и поддержки интереса органов государственной власти, общественных организаций, коммерческих структур и населения к процессам информатизации.

Информация о работе Концепция