Экономическая
политика является главной составляющей
регулирующего воздействия государства
на процессы информатизации. Это обусловлено
необходимостью перевода продукции
и услуг информатизации в товарную
форму и вовлечения их в хозяйственный
оборот. Поэтому основными задачами
экономической политики в сфере
информатизации являются:
- оформление
продукции информатизации как товарного
продукта с учетом требований мирового
рынка;
- инвентаризация
продукции информатизации, оценка ее стоимости;
- поддержка
предприятий, производящих средства информатизации,
информационные продукты и услуги через
механизмы кредитно-финансовой, налоговой
и таможенной политик;
- создание
условий для привлечения стратегических
инвесторов в развитие сферы информатизации.
Необходимо
также отметить следующие обстоятельства:
- в связи с
распадом СССР в большой степени потерян
научно-технический и производственный
потенциал информатизации, ряд ведущих
предприятий отраслей, обслуживающих
информатизацию, оказались за пределами
России;
- имеются существенные
различия в уровне информатизации регионов
страны, углубляющие неравномерность
их социально-экономического и культурного
развития;
- отсутствуют,
в основном, необходимые законы и нормативно-правовые
акты, регулирующие взаимоотношения государства
с участниками процесса информатизации
в условиях рыночной экономики;
- значительная
часть информационного производства находится
в сфере теневой экономики;
- недостаточны
усилия по обеспечению информационной
безопасности страны и предотвращению
угроз использования информационных и
телекоммуникационных технологий в качестве
оружия.
В силу
этих обстоятельств, проблема усиления
воздействия государства на развитие
процессов информатизации приобретает
особую актуальность, остроту и стратегическое
значение.
В ситуации,
когда практические рычаги государственного
воздействия на процессы информатизации
существенно ослаблены, создается
реальная зависимость общества и
государства от стихийного развития
рынка средств информатизации, информационных
продуктов и услуг. Это, в конечном
счете, не отвечает интересам социально-экономического
и культурного развития и национальной
безопасности России. Для решения
этих задач необходимо разработать
Федеральную целевую программу
развития информатизации в России.
- ОСНОВНЫЕ
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ
И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
Основной
целью Программы на период до 2010
года является создание технико-технологических,
социально-политических, экономических
и культурных предпосылок и условий
перехода страны к информационному
обществу за счет существенного повышения
эффективности процессов информатизации,
достигаемого путем усиления регулирующего
воздействия государства на эти
процессы.
В результате
будет достигнуто устойчивое социально-экономическое
развитие страны и существенное повышение
уровня жизни населения на основе
создания и широкомасштабного использования
перспективных инфокоммуникационных
технологий и средств их реализации,
формирования и развития отечественной
индустрии информационных и коммуникационных
услуг.
Основные
задачи Программы:
- 1) активное
участие в развитии и модернизации существующей
технико-технологической базы информатизации
(инфокоммуникационных технологий и средств
их реализации отечественного производства)
и поддержка фундаментальных и прикладных
научных исследований в этой области;
- 2} информационная
поддержка деятельности федеральных,
региональных и муниципальных органов
власти на основе современных инфокоммуникационных
технологий и интеллектуальных систем;
- 3) формирование
и развитие индустрии и специализированной
инфраструктуры предоставления информационных
и телекоммуникационных услуг, прежде
всего, в социально-значимых отраслях,
в том числе массовой домашней компьютеризации,
электронной коммерции и российского
сегмента Интернета;
- 4) повышение
качества и конкурентоспособности продукции
информатизации, вовлечение в хозяйственный
оборот национальных информационных ресурсов;
- 5) совершенствование
и развитие государственной политики
информатизации, законодательной и нормативно-правовой
базы обеспечения процессов информатизации.
Сроки
и этапы реализации
Программы
При определении
срока выполнения Программы учитывался
опыт среднесрочного прогнозирования
социально-экономического и научно-технического
развития в нашей стране и за рубежом.
При этом принималась во внимание высокая
динамичность изменений технических и
потребительских свойств инфокоммуникационных
технологий и средств их реализации. Временной
горизонт среднесрочного прогноза развития
информатизации в настоящее время не превышает
7--10 лет. Это и определяет конечный срок
реализации настоящей Программы.
Длительность
этапов реализации Программы определяется
двумя факторами:
- сроками первого
этапа Программы социально-экономического
развития России, предложенной Правительством;
- прогнозируемыми
сроками смены поколений средств информатизации.
Таким
образом, длительность этапов Программы
составляет:
- I этап......2001--2003
годы
- II этап.....2004--2007
годы
- III этап....2008--2010
годы.
- ПРОГРАММА
КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ
СТРАТЕГИИ ПЕРЕХОДА
К ИНФОРМАЦИОННОМУ
ОБЩЕСТВУ
Предлагаемая
Программа должна рассматриваться
как основное средство решения проблемы
перехода России к информационному
обществу с учетом особенностей российского
пути.
Мировой
опыт показывает, что каждая страна
движется к информационному обществу
своим путем от начального рубежа,
определяемым сложившимися политическими,
социально-экономическими и культурными
условиями. Политические и социально-экономические
условия, в которых еще 10--15 лет
будет происходить переход России
к информационному обществу, существенно
отличаются от условий, характерных
для развитых стран.
В развитых
странах имеется эффективно функционирующая
рыночная экономика, обеспечивающая постоянный
рост информационных потребностей и
платежеспособный спрос на информационные
продукты и услуги, имеется мощный
средний класс, являющийся основным
потребителем информационных услуг. Экономики
этих стран располагают свободными
средствами для инвестирования развития
информационно-коммуникационной инфраструктуры.
В большинстве развитых стран
имеется хорошо развитая инфраструктура
производства и предоставления населению
информационных продуктов и услуг,
сложилась система компьютерного
образования и стремительно расширяется
сфера услуг, предоставляемых сетью
Интернет. Наконец, в этих странах
существуют государственные стратегии
и программы построения в этих
странах информационного общества.
В России
всего этого практически нет,
а сфера Интернет-услуг находится
в зачаточном состоянии.
Однако
еще и сегодня в России сохраняется
одна из лучших систем общего образования,
не полностью потерян научный
потенциал в области информатизации,
имеются интересные теоретические
разработки мирового уровня. Россия обладает
великим культурным наследием и
современной самобытной многонациональной
культурой. Это открывает большие
возможности наполнить российским
содержанием предоставляемые населению
информационные продукты и услуги.
Развитие
российских телекоммуникаций всех видов
идет опережающими темпами по сравнению
с другими областями экономической
деятельности, что позволяет рассчитывать
на успешное формирование инфраструктуры
предоставления населению информационных
и коммуникационных услуг.
Для сегодняшней
России вряд ли возможно повторение того
пути, который уже пройден или
проходится развитыми странами, в
основном, европейскими. Он требует
значительных капиталовложений на достаточно
коротком интервале времени (7--10 лет,
чтобы выйти на среднеевропейский
уровень информатизации при условии
3--5-процентного экономического роста).
Темпы продвижения по такому пути
будут определяться выделенными
средствами (не менее 10% ВВП), которые
сегодня государство не может
инвестировать в развитие информатизации.
Следовательно,
необходимо искать путь, ориентированный
на социально-политические, экономические
и культурные особенности российского
общества и требующий в сегодняшних
условиях минимальных капиталовложений
со стороны государства. Этот путь требует
хотя бы минимальных темпов экономического
роста, быстрого развития коммерческих
структур, повышения качества жизни
населения, наконец, политической стабильности
в обществе и политической воли исполнительной
и законодательной власти, которая
могла бы поставить перед обществом
задачу перехода к информационному
обществу как задачу высокого приоритета.
В связи
со сказанным, необходимо выделить три
стратегических направления пути России
к информационному обществу:
- Информатизация
всей системы общего и специального образования
-- от детского сада до окончания высшей
школы и последующих форм подготовки и
переподготовки специалистов; повышение
роли квалификации, профессионализма
и способностей к творчеству как важнейших
характеристик человеческого потенциала.
Информатизация системы общего образования,
ориентированная на формирование нового
поколения, отвечающего по своему уровню
развития и образу жизни условиям информационного
общества -- основная перспективная задача
перехода к информационному обществу.
Ее решение должно помочь молодым людям
получить престижную и более высоко оплачиваемую
работу, формировать свой собственный
культурных облик, досуг и мир развлечений,
в максимальной степени развернуть личные
способности, подготовить себя для жизни
и работы в информационном мире XXI века.
В России имеется серьезный задел в области
применения информационных и телекоммуникационных
технологий в высшей школе, однако совершенно
недостаточны работы по компьютеризации
школ, особенно в небольших городах и на
селе. Важную роль в информатизации образования
должны сыграть культурно-информационные
центры, электронные библиотеки и развитие
русскоязычного сегмента Интернета. Следует
подчеркнуть, что во всех без исключения
национальных программах движения к информационному
обществу информатизация образования
занимает главенствующее место.
- Формирование
и развитие индустрии и соответствующей
инфраструктуры информационных и коммуникационных
услуг, в том числе домашней компьютеризации,
ориентированной на массового потребителя.
Это одна из основных задач развития --
информационной среды общества. Она непосредственно
связана с заинтересованностью населения,
экономических структур и органов государственной
власти в использовании информации как
ресурса социального, экономического
и индивидуального развития и в повышении
эффективности государственного управления.
Развитие информационной среды также
связано, с личным, в том числе финансовым,
участием граждан в формировании информационного
общества. Решение данной задачи позволит
поднять уровень информационной культуры
и компьютерной грамотности, обеспечить
развитие наиболее динамичного сектора
рынка информационных и коммуникационных
средств, информационных продуктов и услуг
и поддержку отечественных производителей.
Оно позволит также решить ряд сложных
проблем социального характера -- телеработы,
медицинской помощи на дому, организации
досуга, электронной торговли, информационно-культурного
обслуживания, в том числе инвалидов, и
т.д.
- Обеспечение
сферы информационных услуг духовным
содержанием, отвечающим российским культурно-историческим
традициям, в том числе организация мощного
русскоязычного сектора в Интернете. Это
политическая задача, решение которой
должно обеспечить передачу новому поколению
всего многообразия российской культуры,
воспитания этого поколения в атмосфере
национальных духовных ценностей и идеалов,
максимально ослабить негативное воздействие
на молодых людей англоязычной информационной
экспансии, осуществляемой по каналам
СМИ и Интернету. Все это создаст предпосылки
для преодоления распространения политического
и духовного влияния США через современные
коммуникационные сети и системы.
Решение этих трех масштабных, исторических
для России, задач будет означать реальное
превращение информации и знаний в подлинный
ресурс социально-экономического и духовного
развития. Оно будет также означать укрепление
институтов гражданского общества, реальное
обеспечение права граждан на свободное
получение, распространение и использование
информации, расширение возможностей
саморазвития личности. Движение по выбранному
пути позволит создать новые виды деятельности,
сформировать новые типы социальных отношений,
как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального
труда, усилить интеллектуальный, творческий
потенциал человека, приобщить его к мировым
культурным ценностям. Это особенно важно
для победы идеалов духовности и нравственности
в информационном пространстве современной
культуры, раздираемом конкурентной борьбой.
Три стратегических направления российского
пути к информационному обществу нашли
свое отражение в Программе. Программа
определяет конкретные мероприятия по
реализации движения в этих направлениях,
в том числе:
- разработка
технических и потребительских требований
к инфокоммуникационным технологиям и
средствам их реализации, используемых
для решения задач образования;
- координация
и экспертиза проектов, входящих в программы
информатизации образования для их согласования
с целью и задачами настоящей Программы;
- развитие
комплексов инфокоммуникационных услуг
для сфер экономики, государственного
управления, образования, национальной
культуры, науки и техники и ориентированы
на расширение доступа к национальным
и мировым информационным ресурсам;
- расширение
русскоязычного сегмента Интернета, формирование
и развитие национальных информационных
ресурсов, содержащих богатства российской
истории, науки и искусства.
- ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ И БАЗОВЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Настоящая
Программа в значительной степени
отличается от традиционных целевых
программ разработки или производства
технических средств, отдельных
систем, технологий, изделий. Она имеет
четко выраженную политическую, социально-экономическую
и культурную составляющие. Поэтому
она строится на следующих основных
принципах и базовых положениях:
- Реализация
Программы должна рассматриваться как
необходимое условие устойчивого социально-экономического
развития и экономического роста, повышения
эффективности модернизации экономики
и системы государственной власти, укрепления
федеративного государства и выравнивания
социально-экономического и культурного
уровня жизни в регионах страны.
- Мероприятия
Программы должны быть направлены на укрепление
ведущей роли государства в развитии информатизации
и обеспечении процесса перехода к информационному
обществу за счет:
- координации
деятельности различных участников этого
процесса, в том числе координации отраслевых
и региональных программ информатизации
в рамках настоящей Программы;
- сохранения
в руках государства политических, экономических
и правовых механизмов, регламентирующие
"правила игры", единые для всех участников
этого процесса;
- создания
адекватной новым условиям законодательной
и нормативно-правовой баз, форм и методов
административного регулирования, способствующих
притоку инвестиций и развитию справедливой
конкуренции;
- привлечения
к активному участию в процессе информатизации
частного сектора экономики и предоставления
свободы выбора направлений деятельности
предпринимательским структурам, прежде
всего, малому и среднему бизнесу, заинтересованным
в развитии производства и отечественного
рынка информационно-коммуникационных
средств, продуктов и услуг.
- Реализация
Программы должна обеспечивать высокую
эффективность процессов информатизации
за счет перехода государства к политике
активной поддержки отечественного производителя
в сфере информатизации. При этом должна
быть оказана комплексная поддержка отраслей
фундаментальной и прикладной науки, наукоемких
производств, обеспечивающих создание
инфокоммуникационных технологий.
- Программа
должна обеспечивать тесную связь российской
информатизации с развитием мирового
информационного сообщества, активное
участие России на мировом рынке информационно-коммуникационных
средств, продуктов и услуг, в разработке
международных стандартов и правовых
положений в этой области, в реализации
международных проектов и программ информатизации.
- Программа
должна предусматривать широкое привлечение
региональных и муниципальных органов
власти к участию в процессах информатизации
по всем направлениям и созданию условий
на местах для перехода к информационному
обществу. Поэтому в Программу должны
быть включены проекты, выполняемые в
интересах развития региональной экономики
и органов регионального управления, а
также проекты, предусматривающие адаптацию
лучших решений к специфике регионального
социально-экономического и культурного
развития.
- Мероприятия
Программы должны обеспечивать информационную
безопасность России, создание и масштабное
использование критических инфокоммуникациснных
технологий, в том числе двойного назначения.
- Программа
должна получить широкую рекламно-пропагандистскую
поддержку в средствах массовой информации,
в российском сегменте Интернета с целью
формирования и поддержки интереса органов
государственной власти, общественных
организаций, коммерческих структур и
населения к процессам информатизации.