Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа
В современном обществе каждый индивид выделяет множество групп, к которым он относится (ингруппы). Помимо них существует множество групп, к которым индивид не относится (аутгруппы). Отношения между членами групп строятся на многих видах связей. Элементарной частицей общества является малая группа, которая сосредотачивает в себе все виды социальных связей. Между тем как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Вплоть до 60 –х. годов XX века учёные признавали лишь существование отдельных индивидов.
Введение 3
Глава I. сущностные характеристики коммуникации в малых группах………5
1.1. Термин «малая группа», отличительные черты …………………………5
1.2. Процессы коммуникации в малых группах 13
1.3. Коммуникационные сети в малых группах……………………………....15
Глава II. Анализ коммуникационных сетей в малой группе (8212) ………….21
2.1. Социометрия Морено – метод исследования малых групп 21
2.2 Использование социометрии в группе 8212 23
Глава III. Основные проблемы коммуникации в малых группах, пути решения…………………………………………………………………………27
3.1. Проблемы коммуникации в малой группе……………………………...27
3.2.Повышение эффективности коммуникации……………………………….28
Заключение…………………………………………………………..…………..32
Список литературы………………………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………………......37
Глава III. основные проблемы коммуникации в малых группах, пути решения.
3.1. проблемы коммуникации в малой группе
Коммуникация в малой группе не может проходить без каких – либо проблем. Даже в тех случаях, когда все роли и обязанности между членами группы расписаны.
Все проблемы коммуникации в малых группах разумно будет разделить на две группы: это субъективные проблемы и объективные проблемы. К субъективным проблемам следует отнести те проблемы, которые связаны с социально – психологическими особенностями индивидов. Сюда можно отнести межличностные конфликты; способность кодировать / декодировать информацию в коммуникативном процессе; отношение индивидов группы к сложившейся коммуникативной модели в группе; стремление состоять в данной группе / покинуть её.
К объективным проблемам коммуникации следует отнести те проблемы, которые в меньшей степени зависят от индивидов, а больше от окружающей среды. К ним можно отнести такие проблемы, как различные культуры, в которых индивиды становились как личности; различные барьеры между индивидами; расстояние между индивидами; социальные нормы.
Так одной из проблем коммуникации в малой группе являетя постоянное соответствие социальным нормам в группе. Так как каждый человек состоит в нескольких группах, в каждой группе нужно соблюдать свои социальные нормы. Речь идет о соблюдении этикета. Ученые рассматривают этикет не только как специфическую коммуникативную систему и особую форму поведения, но и как определенную систему знаков. 17 Так один и тот же индивид не может позволить себе строить общение по одной схеме и на работе, и дома, и в кругу друзей. Чем больше число групп, в которых состоит индивид, тем сложнее ему всякий раз соответствовать принятым нормам.
К различным видам барьеров в коммуникативном процессе относятся: перцептивно-интерпретационные ошибки индивидов, диспозиционные ошибки, семантические барьеры (многозначность), неэффективная обратная связь, плохо сформулированное сообщение, фальсификационные ошибки.18
К проблемам коммуникации также
относится зависимость
И в заключении, еще одной из проблем коммуникации в малых группах являются гендерные различия членов групп.
3.2. Повышение эффективности коммуникации
Чтобы повысить эффективность коммуникации (а это актуально не только в организациях, но и в неформальных дружеских коллективах), необходимо обращать внимание на выше приведённые проблемы коммуникации и пытаться разрешить их наиболее подходящим путем при наличии альтернатив. Метод «оставить всё как есть» неэффективен в решении проблем коммуникации, потому что сами собой они не разрешаются.
Так
например А.В.карпов
Правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями «права на непонимание». Распространенное заблуждение руководителя состоит в том, что его нельзя не понять. Напротив, многообразие семантических и личностных «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию сообщений в первой его версии. Это требует дополнительных разъяснений.
Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециальными терминами, перегружать сообщение «профессионализмами».
Правило контроля за невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль за его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой. Например, очень важная информация, сообщаемая руководителем, сидящим в расслабленной позе, да еще интонацией с оттенком игривости и к тому же в неофициальной обстановке, вряд ли будет осознана адресатом именно как таковая, несмотря на ее содержательные характеристики.
Правило адресата. Необходимо стремиться говорить «на языке собеседника», т.е. учитывать его жизненный и профессиональный опыт, индивидуальные особенности, культурно-образовательный уровень, его ценности и интересы.
Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это очень часто предостерегает от очень серьезных ошибок и грубых просчетов/
Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения, а в особенности — руководящего распоряжения, резко возрастает в случае их своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, обстановки, в которой они реализуются.
Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций. Однако именно оно наиболее часто и нарушается — причем, чем выше уровень руководителя и авторитарнее его методы, тем эти нарушения больше. В ряде случаев это правило может выполняться «с точностью до наоборот» и звучит так: «Если вы хотите со мной разговаривать, то молчите». Исследования показывают, что лишь 25% руководителей в этой или иной мере владеют умением слушать. К. Дэвис следующим образом суммировал те требования, которые включены в умение слушать: 1) перестаньте говорить; 2) помогите говорящему раскрепоститься; 3) покажите говорящему, что вы готовы слушать; 4) устраните раздражающие моменты; 5) сопереживайте говорящему; 6) будьте терпеливы; 7) сдерживайте свой характер; 8) не допускайте споров или преимущественной критики; 9) задавайте вопросы; 10) и снова — «перестаньте говорить!» Наконец, заключает К. Дэвис, «природа дала человеку два уха, но только один язык, намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить».
Правило обратной связи. О важности обратной связи как общего принципа построения коммуникативного процесса уже было сказано. Именно он, в конечном итоге, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания. Технически обратная связь может обеспечиваться посредством задавания контрольных вопросов или просьб повторить сделанное сообщение. Другой организационной формой обеспечения эффективной обратной связи является своеобразный стиль руководства — «политика открытых дверей» или «руководства не из кабинета» (у него есть и другие названия — выведение управления за пределы кабинетов, управление путем обхода рабочих мест, «видимое управление», управление путем «хождения повсюду»).
Итоги третьей главы: При более подробном рассмотрении структур малых групп, функций, процессов коммуникации, обнаруживается целый ряд проблем коммуникации в группах. Эти проблемы делятся на субъективные и объективные. Чем больше таких проблем существует в конкретной группе, тем хуже протекает процесс коммуникации в ней. Для повышения эффективности коммуникации следует обращать внимание на такие проблемы и стремиться к их решению. В противном случае эффективность коммуникации будет низкая, что нежелательно в любой малой группе (формальной или неформальной).
Заключение
В заключении
подведем основные итоги курсовой работы.
Курсовая работа была посвящена изучению
процесса коммуникаций в малых группах.
На основании изученного материала
можно сделать следующие
Под малой группой чаще всего понимается небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Её нижние и верхние границы нечётко неопределенны (где – то от 2 до 15 человек). Малая группа на пути становления проходит ряд этапов. Так как разновидностей малых групп очень много, то прежде всего различают естественные и лабораторные группы. Далее в разных классификациях по разным критериям происходит деление малых групп на формальные и неформальные, первичные и вторичные, референтные и группы членства. Процесс коммуникации в малой группе предполагает субъект – субъектные отношения. Такой процесс значительно отличается от коммуникативного процесса в массовой коммуникации. Очень хорошо коммуникативный процесс представлен в модели немецкого учёного В. Трама. Из коммуникативного процесса уже для каждой возможной ситуации описана модель коммуникативных сетей в малых группах. Здесь все модели делятся на 2 вида: централизованные и децентрализованные. В каждой модели индивиды обладают определёнными ролями и характером поведения.
Социометрия
Я. Морено – уникальный метод
исследования малых групп, который
применяется во всем мире на протяжении
десятилетий. Принцип социометрии
основан на получении и анализе
количественных данных о межличностных
взаимодействиях людей в
При более
подробном рассмотрении структур малых
групп, функций, процессов коммуникации,
обнаруживается целый ряд проблем
коммуникации в группах. Эти проблемы
делятся на субъективные и объективные.
Чем больше таких проблем существует
в конкретной группе, тем хуже протекает
процесс коммуникации в ней. Для
повышения эффективности
Поставленная цель в начале работы достигнута. В работе представлен синтез теоретического материала из области социальной психологии, социологии, менеджмента, а также эмпирического материала, полученного в ходе исследования.
Список Литературы