Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа
В современном обществе каждый индивид выделяет множество групп, к которым он относится (ингруппы). Помимо них существует множество групп, к которым индивид не относится (аутгруппы). Отношения между членами групп строятся на многих видах связей. Элементарной частицей общества является малая группа, которая сосредотачивает в себе все виды социальных связей. Между тем как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Вплоть до 60 –х. годов XX века учёные признавали лишь существование отдельных индивидов.
Введение 3
Глава I. сущностные характеристики коммуникации в малых группах………5
1.1. Термин «малая группа», отличительные черты …………………………5
1.2. Процессы коммуникации в малых группах 13
1.3. Коммуникационные сети в малых группах……………………………....15
Глава II. Анализ коммуникационных сетей в малой группе (8212) ………….21
2.1. Социометрия Морено – метод исследования малых групп 21
2.2 Использование социометрии в группе 8212 23
Глава III. Основные проблемы коммуникации в малых группах, пути решения…………………………………………………………………………27
3.1. Проблемы коммуникации в малой группе……………………………...27
3.2.Повышение эффективности коммуникации……………………………….28
Заключение…………………………………………………………..…………..32
Список литературы………………………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………………......37
7). “Дом” - сеть, в которой существует постоянный обмен информацией между руководителями всех структурных уровней управления. Здесь информация может исходить от высшего органа управления и контролируется им по каналу обратной связи. Однако обратная связь, в которой задействованы представители разных подразделений одного уровня управления, может оказывать отрицательное воздействие на качество управленческих решений, так как в большинстве случаев представители разных структурных подразделений имеют разные интересы в организации и могут находиться даже в состоянии конфликта по причине распределения и перераспределения ресурсов между данными подразделениями.
8). “Паутина” - сеть, характеризуемая большим количеством беспорядочных коммуникационных связей, хаотичным контролем и сложностями при передаче строго дозированной и надежной информации. Представление о “паутине” дает группа, в которой каждый говорит с каждым и со всеми, улавливая в этом огромном потоке информации только ту, которая необходима ему в настоящий момент, а контролирующая и управляющая роль лидера сведена к минимуму. Такая сеть однозначно признается исследователями неэффективной для организации, но это не значит, что она будет неэффективной в условиях неформальной коалиции или в дружеской компании.
В целом
можно сказать, что в сетевой
модели коммуникационного процесса
в организации коммуникация рассматривается
как “совокупность большого числа
сетей, частично совпадающих и взаимосвязанных
так, что они образуют глобальную
организационную сеть, состоящую
из меньших, относительно автономных сетей”.
При этом главная задача, решаемая
с помощью сетевого подхода, состоит
в выявлении полных коммуникационных
сетей (формальных и неформальных),
исследовании их положения и условий
существования в организации, а
также возможных совмещений и
дублирования при передачи информации.
Такой подход позволяет ответить
на следующие вопросы: правильно
ли организация разбита на структурные
составляющие (подразделения и службы);
какие механизмы эффективны для
координации действий работников; достаточно
ли в организации должностей (функциональных
ролей) для осуществления
Сетевой анализ позволяет понять также динамику коммуникационных процессов и особенности поведения членов организации, так как нередко сети в организации возникают спонтанно (в результате появления новых целей и в ходе повседневного общения членов организации) и постоянно меняются.
Вместе с тем использование сетевого подхода сопровождается рядом трудностей, обусловленных прежде всего тем, что при анализе взаимосвязей между подразделениями и индивидами в организации возникает сложная картина, напоминающая густую паутину, вследствие чего осложняется поиск оптимальных путей передачи информации. Единственный способ избежать этих затруднений - выделение значимых связей, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность организации, однако при этом возникает опасность не заметить скрытые коммуникационные связи, которые могут изменить поведение работников и повлиять на деятельность социальных групп в организации14.
Итоги первой главы: Под малой группой чаще всего понимается небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Её нижние и верхние границы нечётко неопределенны (где – то от 2 до 15 человек). Малая группа на пути становления проходит ряд этапов. Так как разновидностей малых групп очень много, то прежде всего различают естественные и лабораторные группы. Далее в разных классификациях по разным критериям происходит деление малых групп на формальные и неформальные, первичные и вторичные, референтные и группы членства. Процесс коммуникации в малой группе предполагает субъект – субъектные отношения. Такой процесс значительно отличается от коммуникативного процесса в массовой коммуникации. Очень хорошо коммуникативный процесс представлен в модели немецкого учёного В. Трама. Из коммуникативного процесса уже для каждой возможной ситуации описана модель коммуникативных сетей в малых группах. Здесь все модели делятся на 2 вида: централизованные и децентрализованные. В каждой модели индивиды обладают определёнными ролями и характером поведения.
Глава II. Анализ коммуникационных сетей в малой группе (8212)
2.1.Социометрия Морено – метод исследования малых групп
Изучением
малых групп занимаются в основном
в социальной психологии и социологии.
Существует небольшой перечень социологических
и психологических методов
Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы.15
Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта – малая группа –модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений –структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами. Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей.
Принцип социометрии основан на
получении и анализе
При социометрических исследованиях особое внимание обращается на эмоциональные моменты взаимоотношений людей (их самооценки и оценки других, симпатии и антипатии, место и роль человека в формальной и неформальной структуре группы и т.д.). Обобщенные данные позволяют установить реальные характеристики членов группы, их действительные формальные и неформальные взаимоотношения, основные параметры группы и т.д., а также воздействовать на них в желательном направлении.
Способ проведения социометрии группе прост: Необходимо задать опрашиваемым прямой вопрос (например, «с кем из коллектива вы бы хотели продолжать учиться в одной группе» или «кого из коллег вы бы позвали на свой день рождения»), на который они отвечают письменно. При таком построении вопроса возможных вариантов ответа у каждого члена группы будет N – 1 , где N –количество опрашиваемых. Возможно также ограничение предпочтений вопросе до 3х наиболее предпочтительных. В социометрии кроме анализа симпатий респондентов друг к другу для полной картины межличностных взаимодействий допускается случай с выявлением антипатий. В таком случае опрашиваемых респондентов просят отметить знаком « - » тех, с кем бы они не хотели продолжать учиться вместе (Кому отданы предпочтения – знаком « +»). К остальным членам, к которым нейтральное отношение – «пустая графа или 0». После социометрического опроса результаты заносятся в специальную таблицу – социологическую матрицу, где подсчитана сумма сделанных и полученных выборов для каждого индивида в отдельности и общая сумма. С помощью социоматрицы высчитываются коэффициенты групповые и индивидуальные (сплочённость, экспансивность, удовлетворённость) на основе которых и делаются выводы.
Результаты социометрии во многом зависят от соответствующей психологической подготовки опрашиваемых индивидов. Заполнение опрашиваемой карточки – дело сугубо добровольное.16 Чтобы избежать инцидентов, связанных с отказом участников в опросе, необходимо провести предварительную социометрическую разминку. Она может быть 2х видов: индивидуальная беседа с каждым опрашиваемым или со всем коллективом сразу. На разминке требуется коротко и корректно изложить в научно –популярной форме задачу опроса, указать на его научную важность и уверить исследуемых индивидов в полном сохранении анонимности опроса.
После проведения социометрии целесообразно
осуществить проверку социометрии.
Вариантом такой проверки может
выступить повторный
2.2. Использование социометрии в группе 8212
Для исследования межличностной коммуникации в студенческой группе, был проведен социометрический замер в группе 8212. На момент проведения социометрического замера в группе присутствовали почти все студенты, поэтому полученной картине межличностных выборов можно верить.
Целью исследования был анализ межличностных симпатий в конкретной группе, анализ уровня сплоченности и удовлетворённости индивидов в группе, на основе которых можно судить о коммуникации в группе, её эффективности, выявлении лидера и аутсайдеров
Задачи исследования: Проведение социометрии. Интерпретация результатов, выводы и рекомендации данной группе.
Объектом исследования выступила группа 8212 «Управление персоналом».
Гипотеза: межличностные отношения в данной группе нельзя назвать конфликтными и недопустимыми. Как и другие группы на втором курсе все студенты между собой знакомы. Нельзя сказать о группе как о коллективе, но атмосфера в группе удовлетворительная.
До опроса, аудитория была ознакомлена с методом социометрия и целью и задачами исследования. Аудитория адекватно восприняла метод. Возникало опасение, что из – за отсутствия анонимности в ответах (от аудитории ожидалось получить данные в виде Фамилий), кто – нибудь из опрашиваемых откажется от участия. Но проведение социометрической разминки подготовило всех опрашиваемых, вся группа без исключения приняла участие.
Вопрос
был поставлен следующим
После опроса данные каждого респондента были занесены в таблицу (см. приложение 3). Суммы всех сделанных выборов, а также взаимных подсчитываются для каждого индивида, а также суммируются все полученные выборы от других индивидов.
Сумма всех возможных выборов теоретически равна n*(n-1) где n –число членов группы. В нашем случае 240. Но на практике видно, что эта сумма гораздо меньше, что говорит о низком уровне экспансивности группы. Далее одним из важнейших показателей малых групп является определение сплоченности. Уровень сплочённости в группе ниже среднего. Это подтверждает картина социограммы где чётко видно наличие в группе несколько микрогрупп. Несмотря на низкий уровень сплоченности, уровень удовлетворённости в группе высокий. Это говорит о том, что индивидов группе отношения в группе устраивают и вряд ли всей группе хотелось бы что – либо менять.
Теперь, что касается лидерства в группе, то хочется отметить отсутствие ярко выраженного лидера в группе. С небольшим перевесом в один голос от ближайших членов группы (об этом говорит сумма полученных выборов от одногрупников). Лидер неформальный не совпадает с формальным (старостой). Причем у неформального лидера низкая экспансивность при высоком статусе – это говорит о лидерстве поневоле. Отверженных в группе не обнаружено (с нулевым статусом). Чаще всего отверженными являются «новички» в коллективе, каких в данной группе нет.
Микрогруппы состоят в основном из 4 –5 человек. Скорее всего это потому, что в группе преобладает женский пол. Учитывая, что триад меньше, можно сделать вывод о небольшом социально – экономическом неравенстве в данной группе. Последнее, что можно добавить, так это высокий показатель взаимных выборов.
По данной
группе можно сделать следующие
заключения: Уровень коммуникации в
данной группе удовлетворительный. Группу
нельзя назвать коллективом, из –
за низкой сплоченности, которую в
свою очередь можно повысить общими
учебными проектами, увеличению контактов
между микрогруппами, неформальным
общением вне стен учебного заведения
в непринуждённой обстановке. Большой
заинтересованности у группы в этом
не наблюдается ( о чём говорит
низкая экспансивность группы). Как
показала практика – хорошим фактором
повышения сплоченности группы является
наличие «изгоя» или «
В целом взаимоотношения в группе могут улучшиться со временем. Данное исследование проводилось один раз без повторного замера и анализа динамики отношений, а значит исследование является ситуативным срезом межличностных отношений, которые вряд ли сильно отличаются в действительности от полученной социоматрицы.
Итоги второй главы: Социометрия Я. Морено – уникальный метод исследования малых групп, который применяется во всем мире на протяжении десятилетий. Принцип социометрии основан на получении и анализе количественных данных о межличностных взаимодействиях людей в группе, структуре и функционировании группы. Метод направлен на изучение и изменение структуры группы при необходимости. В нашем случае при изучении коммуникации в реальной студенческой группе этот метод идеально подходит. Он позволяет сравнивать формальную структуру группы с неформальной, повышать эффективность сотрудничества индивидов, превидеть нежелательные межличностные конфликты. Эффективность метода достигается в совместном использовании с другими методами изучения малых групп.