Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа
В современном обществе каждый индивид выделяет множество групп, к которым он относится (ингруппы). Помимо них существует множество групп, к которым индивид не относится (аутгруппы). Отношения между членами групп строятся на многих видах связей. Элементарной частицей общества является малая группа, которая сосредотачивает в себе все виды социальных связей. Между тем как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Вплоть до 60 –х. годов XX века учёные признавали лишь существование отдельных индивидов.
Введение 3
Глава I. сущностные характеристики коммуникации в малых группах………5
1.1. Термин «малая группа», отличительные черты …………………………5
1.2. Процессы коммуникации в малых группах 13
1.3. Коммуникационные сети в малых группах……………………………....15
Глава II. Анализ коммуникационных сетей в малой группе (8212) ………….21
2.1. Социометрия Морено – метод исследования малых групп 21
2.2 Использование социометрии в группе 8212 23
Глава III. Основные проблемы коммуникации в малых группах, пути решения…………………………………………………………………………27
3.1. Проблемы коммуникации в малой группе……………………………...27
3.2.Повышение эффективности коммуникации……………………………….28
Заключение…………………………………………………………..…………..32
Список литературы………………………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………………......37
Федеральное агентство по образованию РФ
Новосибирский
государственный университет
Институт менеджмента и
Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления
Курсовая работа
по дисциплине «Основы теории коммуникации»
на тему: Коммуникация в малых группах: особенности, функции, факторы повышения эффективности.
Исполнитель
студент гр.___ _________________________
подпись,
дата
Руководитель__________________
подпись,
дата
Новосибирск
Оглавление
Введение 3
1.1. Термин «малая группа»,
отличительные черты …………………………
1.2. Процессы коммуникации в малых группах 13
1.3. Коммуникационные
сети в малых группах…………………………
Глава II. Анализ коммуникационных сетей в малой группе (8212) ………….21
2.1. Социометрия Морено – метод исследования малых групп 21
2.2 Использование социометрии в группе 8212 23
3.1. Проблемы
коммуникации в малой группе………
3.2.Повышение эффективности коммуникации……………………………….28
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
В современном обществе каждый индивид выделяет множество групп, к которым он относится (ингруппы). Помимо них существует множество групп, к которым индивид не относится (аутгруппы). Отношения между членами групп строятся на многих видах связей. Элементарной частицей общества является малая группа, которая сосредотачивает в себе все виды социальных связей. Между тем как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Вплоть до 60 –х. годов XX века учёные признавали лишь существование отдельных индивидов.
Изучение малых групп в настоящее время широко распространено. Помимо удобства работы с ними из-за их небольшого размера, такие группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений. Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Однако коммуникация в малых группах затрагивается в основном в исследованиях в области социологии и социальной психологии, а также в области теории и практики менеджмента и психотерапии.
Актуальность
курсовой работы заключается в том,
что в теории коммуникации до сих
пор нет работ, посвященных специально
проблематике малых групп. Подробный
анализ и изучение коммуникации в
малой группе на основе теоретического
материала социально –
Объект исследования: Особенности, функции, факторы повышения эффективности коммуникации
Предмет исследования: Коммуникация в малых группах
Целью
данной работы является
Для реализации вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
2. Изучить типы и характер взаимоотношений в студенческой группе
3. Выделить
основные проблемы
Прежде чем перейти к изучению малой группы, следует обратить внимание на то, что такое социальная группа вообще. Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения. Основная причина этого в том, что образуется множество видов сообществ, в результате чего необходимо выделять для точного определения социальной группы из этих сообществ определённые типы.1
Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Социальные группы можно рассматривать как общности людей с устойчивыми взаимодействиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью по поводу общих целей и культурных образцов. Каждый индивид в разные моменты своей жизни входит на правах участника в несколько групп. Очень важное значение в науке имеет дифференциация социальных групп (в зависимости от их состава) на большие и малые группы.
В отечественной и зарубежной литературе даются самые различные определения малой группы. Многообразие определений понятия «малая группа» вызвано многообразием теоретических подходов на базе эти определения формируются.
Так, например, социометрическое направление в психологии представляет группу через анализ внутригрупповых отношений, а в рамках организационно – управленческого подхода (основанного на разрабатываемых в социологии и социальной психологии представлениях) группа – субъект управления.
Лучше всего современный взгляд на сущность малых групп выражен в определении Г.М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов»2.
Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось от 2 до 7 ( ± 2 человека). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек (диада). Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть также бесконечным, если не привести в пользу какого-то из подходов веских аргументов. Практически же все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады.
Что касается верхнего предела малой группы, то здесь мнение учёных также расходится. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Если же обратиться к практике исследований, то там обнаруживаем цифры, выходящие за предел Миллера (15 -20 человек). Это означает, что если решаемые группой задачи требуют наличие 15 – 20 человек, то именно таким числом и будет представлен её объём. Однако с точки зрения управляемости группы, наиболее оптимальным составом малой группы по мнению многих специалистов 5 – 9 человек.
Любая малая группа, как правило, формируется не сразу, а проходит определенные общие этапы своего развития. В качестве таких этапов, или стадий формирования малых групп выделяются:
1). Этап
«номинальной группы»: это
2). Этап
«ассоциативной группы», на
3) Этап
«кооперативной группы», на
4). Этап
«корпоративной группы», на
5). Этап
коллектива – характеризуется
максимальной
Конкретная социальная группа не обязательно проходит в своем развитии все названные этапы. Ее становление может прекратиться на любой из этих стадий. Лишь наиболее организованные и сплоченные группы достигают стадии корпоративизма (пример – выпускники одного вуза, помогающие друг другу в профессиональной карьере). И совсем немногие группы способны преодолеть корпоративную замкнутость и ставить перед собой общесоциальные цели (например, пожертвовать собственными интересами ради блага общества). 3
После рассмотрения количества участников и этапов развития малых групп логично будет перейти к их разновидности.
Необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя. Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, впервые предложенное Э.Мэйо при проведении знаменитых Хоторнских экспериментов.
Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций (например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом), а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп. 4 Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.
По времени существования
Чарльз Кули (амер.социолог, один из основоположников теории малых групп) ввел различение малых групп на первичные и вторичные.6 Первичные группы – особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение её членов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации членов группы. Первичные группы (семья, соседство, детские группы, местные общины) являются, по Кули, основными общественными ячейками и характеризуются интимными, личностными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. Здесь происходят социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные общественные ценности и нормы, способы деятельности. Исключительное значение в первичных группах имеет их морально – этическая атмосфера. В первичных группах чаще всего отсутствует формальная связь.