Коммуникация в малых группах: особенности, функции, факторы повышения эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе каждый индивид выделяет множество групп, к которым он относится (ингруппы). Помимо них существует множество групп, к которым индивид не относится (аутгруппы). Отношения между членами групп строятся на многих видах связей. Элементарной частицей общества является малая группа, которая сосредотачивает в себе все виды социальных связей. Между тем как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Вплоть до 60 –х. годов XX века учёные признавали лишь существование отдельных индивидов.

Содержание

Введение 3
Глава I. сущностные характеристики коммуникации в малых группах………5
1.1. Термин «малая группа», отличительные черты …………………………5
1.2. Процессы коммуникации в малых группах 13
1.3. Коммуникационные сети в малых группах……………………………....15
Глава II. Анализ коммуникационных сетей в малой группе (8212) ………….21
2.1. Социометрия Морено – метод исследования малых групп 21
2.2 Использование социометрии в группе 8212 23
Глава III. Основные проблемы коммуникации в малых группах, пути решения…………………………………………………………………………27
3.1. Проблемы коммуникации в малой группе……………………………...27
3.2.Повышение эффективности коммуникации……………………………….28
Заключение…………………………………………………………..…………..32
Список литературы………………………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………………......37

Работа содержит 1 файл

мой курсач по ОТК.docx

— 167.35 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство  по образованию РФ

 

Новосибирский государственный университет экономики  и управления

 

Институт менеджмента и коммерции

Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления

 

 

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине «Основы теории коммуникации» 

на  тему: Коммуникация в малых группах: особенности, функции, факторы повышения эффективности.

 

 

 

Исполнитель

студент гр.___ _________________________

                             подпись, дата                             Г.Г.Лазарев

Руководитель___________________________

                           подпись, дата                             О.Ю.Тевлюкова

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2010 год

 

Оглавление

Введение 3

Глава I. сущностные характеристики коммуникации в малых группах………5

1.1. Термин «малая группа»,  отличительные черты …………………………5

1.2. Процессы коммуникации  в малых группах   13

1.3.  Коммуникационные  сети в малых группах……………………………....15

Глава II. Анализ коммуникационных сетей в малой группе (8212) ………….21

2.1. Социометрия Морено  – метод исследования малых  групп 21

2.2 Использование социометрии  в группе 8212 23

 Глава III. Основные проблемы коммуникации в малых группах, пути решения…………………………………………………………………………27

3.1.  Проблемы  коммуникации в малой группе……………………………...27

3.2.Повышение эффективности коммуникации……………………………….28

Заключение…………………………………………………………..…………..32

Список литературы………………………………………………………………34

Приложения…………………………………………………………………......37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном  обществе каждый индивид выделяет множество  групп, к которым он относится (ингруппы). Помимо них существует множество групп, к которым индивид не относится (аутгруппы). Отношения между членами групп строятся на многих видах связей. Элементарной частицей общества является малая группа, которая сосредотачивает в себе все виды социальных связей. Между тем как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Вплоть до 60 –х. годов XX века учёные признавали лишь существование отдельных индивидов.

Изучение  малых групп в настоящее время  широко распространено. Помимо удобства работы с ними из-за их небольшого размера, такие группы представляют интерес  как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений. Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Однако коммуникация в малых группах затрагивается в основном в исследованиях в области социологии и социальной психологии, а также в области теории и практики менеджмента и психотерапии.

Актуальность  курсовой работы заключается в том, что в теории коммуникации до сих  пор нет работ, посвященных специально проблематике малых групп. Подробный  анализ и изучение коммуникации в  малой группе на основе теоретического материала социально – гуманитарных дисциплин, а также на основе наблюдения за малыми группами позволит наиболее полно ответить на все лично интересующие вопросы. А так как для каждого  индивида на Земле групповая жизнь неизбежна, считаю выбранную тему интересной и полезной для собственного осознания.

Объект исследования: Особенности, функции, факторы повышения эффективности коммуникации

Предмет исследования: Коммуникация в малых  группах

 Целью  данной работы является рассмотрение  и изучение коммуникаций в  малых группах. 

Для реализации вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить сущностные характеристики коммуникации в малых группах

2. Изучить типы и характер взаимоотношений в студенческой группе

3. Выделить  основные проблемы коммуникации  в малых группах и предложить  пути их решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. сущностные характеристики коммуникации в малых группах
1.1. термин  «малая  группа», отличительные черты.

 

Прежде  чем перейти к изучению малой  группы, следует обратить внимание на то, что такое социальная группа вообще. Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения. Основная причина этого в том, что образуется множество видов сообществ, в результате чего  необходимо выделять для точного определения социальной группы из этих  сообществ определённые типы.1 

Социальная  группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом  на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Социальные группы можно рассматривать как общности людей с устойчивыми взаимодействиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью по поводу общих целей и культурных образцов. Каждый индивид в разные моменты своей жизни входит на правах участника в несколько групп. Очень важное значение в науке имеет дифференциация социальных групп (в зависимости от их состава) на большие и малые группы.

В отечественной  и зарубежной литературе даются самые  различные определения малой  группы. Многообразие определений понятия  «малая группа» вызвано многообразием  теоретических подходов на базе эти  определения формируются.

Так, например, социометрическое направление в  психологии представляет группу через  анализ внутригрупповых отношений, а в рамках организационно – управленческого подхода (основанного на разрабатываемых в социологии и социальной психологии  представлениях) группа – субъект управления.  

Лучше всего  современный взгляд на сущность малых  групп выражен в определении Г.М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов»2.

Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось от 2 до 7 ( ± 2 человека). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек (диада). Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть также бесконечным, если не привести в пользу какого-то из подходов веских аргументов. Практически же все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. 

Что касается верхнего предела  малой группы, то здесь мнение учёных также расходится.  Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Если же обратиться к практике исследований, то там обнаруживаем цифры, выходящие за предел Миллера (15 -20 человек). Это означает, что если решаемые группой задачи требуют наличие 15 – 20 человек, то именно таким числом и будет представлен её объём. Однако с точки зрения управляемости группы, наиболее оптимальным составом малой группы по мнению многих специалистов 5 – 9 человек.

 

Любая малая  группа, как правило, формируется  не сразу, а проходит определенные общие  этапы своего развития. В качестве таких этапов, или стадий формирования малых групп выделяются:

1). Этап  «номинальной группы»: это случайная  группа, главная цель которой  – знакомство, обмен мнениями.

2). Этап  «ассоциативной группы», на котором  складывается внутренняя структура,  формируются общие цели, хотя  средства и возможности их  достижения пока не ясны.

3) Этап  «кооперативной группы», на котором  возникают общие интересы, единство  действий и переживаний, складываются  неформальные личные связи. 

4). Этап  «корпоративной группы», на котором  формируется организационное и  эмоциональное единство группы, осознаются общие цели, возникает  корпоративная сплоченность, складываются  устойчивые принципы групповой  самоидентификации («мы» – «они»).

5). Этап  коллектива – характеризуется  максимальной консолидированностью  действий всех членов группы. Коллектив – это уже не самодостаточная  корпорация, его члены рассматривают  группу как инструмент реализации  не только индивидуальных или  групповых, но и общесоциальных  задач.

Конкретная социальная группа не обязательно  проходит в своем развитии все  названные этапы. Ее становление  может прекратиться на любой из этих стадий. Лишь наиболее организованные и сплоченные группы достигают стадии корпоративизма (пример – выпускники одного вуза, помогающие друг другу  в профессиональной карьере). И совсем немногие группы способны преодолеть корпоративную замкнутость и  ставить перед собой общесоциальные цели (например, пожертвовать собственными интересами ради блага общества). 3

После рассмотрения количества участников и этапов развития малых групп логично будет  перейти к их разновидности.

Необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя. Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, впервые предложенное Э.Мэйо при проведении знаменитых Хоторнских экспериментов.

Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

Неформальные  группы — объединения людей, возникающие  на основе внутренних, присущих индивидам  потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами  неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций (например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом), а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп. 4 Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых  объединение индивидов ограничено во времени (участники групповой  дискуссии или соседи по купе в  поезде), и стабильные, относительное  постоянство существования которых  определяется их предназначением и  долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.5 Так, например, в организованных преступных группах вероятность произвольного решения о вхождении или выходе из группы отдельного индивида близка к нулю, а в каком – нибудь волонтёрском движении индивид свободен в принятии решения.

Чарльз Кули (амер.социолог, один из основоположников теории малых групп) ввел различение малых групп на первичные и вторичные.6 Первичные группы – особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение её членов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации членов группы. Первичные группы (семья, соседство, детские группы, местные общины) являются, по Кули, основными общественными ячейками и характеризуются интимными, личностными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. Здесь происходят социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные общественные ценности и нормы, способы деятельности. Исключительное значение в первичных группах имеет их морально – этическая атмосфера. В первичных группах чаще всего отсутствует формальная связь.

Информация о работе Коммуникация в малых группах: особенности, функции, факторы повышения эффективности