Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:04, доклад
Актуальность темы исследования. Конституция РФ гарантировала каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Обстоятельства, порождающие право лица претендовать на получение помощи или содержания со стороны государства, получили в науке название юридических фактов. Именно юридические факты определяют динамику правовых отношений, вызывая их возникновение, изменение или прекращение. Кроме того, юридические факты позволяют судить о политике, проводимой государством в сфере социального обеспечения, ее особенностях и тенденциях, поскольку в них всегда отражается позиция законодателя по тем или иным ключевым вопросам.
Подтверждение стажа показаниями свидетелей является дополнительным, субсидиарным способом установления стажа, поскольку данный порядок рассчитан на те случаи, когда документы о стаже безвозвратно утрачены или испорчены и восстановить их не представляется возможным. Свидетельские показания, согласно действующему законодательству, могут использоваться для установления страхового стажа при назначении трудовых пенсий. Причем подтверждаться таким способом могут только периоды работы, но не периоды иной деятельности или правомерного поведения лица.
При утрате документов о работе в результате чрезвычайных обстоятельств не установлено каких-либо ограничений продолжительности страхового стажа, который
22
может быть установлен на основании показаний свидетелей. Следовательно, в подобных случаях свидетельскими показаниями может подтверждаться стаж любой продолжительности, причем как общий, так и специальный страховой стаж.
В случае
утраты документов о работе и невозможности
их последующего получения вследствие
небрежного хранения, умышленного уничтожения
и других подобных причин не по вине
работника показаниями
В третьем параграфе «Процедура установления инвалидности» анализируются основные моменты указанной процедуры, а также вносятся предложения по ее совершенствованию.
Рассмотрены основные этапы процедуры установления инвалидности (направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ), собственно обследование и оформление его результатов).
По
мнению диссертанта, для полноценного
медико-социального
23
социальной, следовательно при ее проведении должно учитываться также мнение специалистов по реабилитации, профориентации, психологов, которые должны определить, насколько расстройство здоровья препятствует гражданину жить нормальной жизнью, или, иными словами, к каким социальным последствиям (инвалидность - понятие не только медицинское, но и социальное) приводит то или иное заболевание, травма и т. д. В медицине нередко встречаются случаи, когда даже серьезное заболевание не приводит к ограничению жизнедеятельности. В этой связи представляется необходимым изменить порядок признания лица инвалидом с тем, чтобы в решении данного вопроса фактически, а не формально участвовали не только медики, но и иные специалисты (по реабилитации и социальной работе, по функциональной диагностике, профориентации, физиологии труда, психологи, педагоги). В этой связи, на наш взгляд, акт МСЭ должен состоять из трех самостоятельных разделов, которые готовятся врачами, специалистами по социальной работе и реабилитации, специалистами из других областей знаний (профориентации, функциональной диагностике, физиологии труда и др.). Если какой-либо специалист придерживается особого мнения, то его следует изложить в письменной форме и приложить к акту МСЭ.
Согласно п. 39 Правил признания
лица инвалидом (утверждены Постановлением
Правительства РФ от 20.02.2006 № 95), предусмотрено
переосвидетельствование
24
инвалидом
также возникают вопросы о
компенсации ущерба, причиненного органам
социального обеспечения. Предлагается
следующее решение данной проблемы.
В случае принятия вышестоящим бюро
МСЭ решения о повторном
В четвертом параграфе «Установление иных видов социально-обеспечительных юридических фактов» предложено законодательно закрепить процедуру установления трудной жизненной ситуации и процедуру установления факта нахождения на иждивении, которые в настоящее время лишены нормативной регламентации.
Процедура установления трудной жизненной ситуации должна быть закреплена в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» путем дополнения его статьей 6.1 «Процедура установления трудной жизненной ситуации». Органом, уполномоченным на установление данного факта, должен выступать орган социальной защиты населения субъекта РФ. Именно он должен установить, что в жизни человека произошло экстраординарное событие, нарушающее его нормальную жизнедеятельность, и человек оказался неспособным преодолеть возникшие трудности самостоятельно. При этом в необходимых случаях орган социальной защиты должен взаимодействовать с иными государственными (муниципальными) органами и учреждениями, например при установлении безнадзорности - с органами опеки и попечительства, инвалидности - медико-социальной экспертной комиссией, безработицы - органом службы занятости и т. п. Представляется, что обязательным процедурным действием при установлении трудной жизненной ситуации должно быть проведение обследования условий жизни нуждающегося субъекта. Такое обследование позволит с достоверностью, непосредственно установить, что обстоятельства жизни гражданина могут быть квалифицированы в качестве трудной жизненной ситуации. Оформляться данная процедура должна принятием решения о
25
признании гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации, на основании которого нуждающийся может получить тот или иной вид социальной помощи.
Органом,
уполномоченным устанавливать факт
нахождения на иждивении, должен выступать
территориальный орган
В качестве доказательств факта нахождения на иждивении могут выступать справки жилищных органов, справки о доходах всех членов семьи, а также любые иные доказательства, свидетельствующие о нахождении лица на иждивении умершего кормильца. К числу последних можно отнести платежные поручения, квитанции, свидетельствующие о предоставлении кормильцем денежных средств в адрес нуждающегося, переписку, отражающую факт предоставления кормильцем основного и постоянного источника средств к существованию. В качестве доказательств могут выступать и свидетельские показания лиц, обладающих требуемой информацией (например, родственников кормильца, соседей). Кроме того, доказательством в данном случае может служить акт обследования условий жизни кормильца, составленный при его жизни (в случае совместного проживания кормильца и иждивенца), например, для целей предоставления какого-либо вида социального обеспечения.
Принимая во внимание, что в каждом конкретном случае обстоятельства складываются по-разному, вопрос об установлении факта нахождения на иждивении должен решаться территориальным органом Пенсионного фонда коллегиально, например комиссией, которая должна оценить обстоятельства в их совокупности и в зависимости от того, что служило для обратившегося за пенсией члена семьи
26
постоянным и основным источником средств к существованию, прийти к выводу -находился или нет на иждивении нетрудоспособный член семьи.
По
теме диссертации автором опубликова
1. Особенности юридических фактов в праве социального обеспечения // Российское правоведение: трибуна молодого ученого: Сб. статей / Отв. ред. В.А. Уткин. Томск: ТМЛ-Пресс, 2007. Вып.7. С. 121-122. 0,1 п.л.
2. Некоторые
особенности юридических
3. Основания
и условия субъективных прав
как виды юридических фактов
в праве социального
4. Малообеспеченность как юридический факт в праве социального обеспечения // Российское правоведение: Трибуна молодого ученого: Сб. статей. Вып.8 / Отв. ред. В.А. Уткин. Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. С. 93-94. 0,1 п.л.
5. Материальные
и процедурные юридические
6. Понятие
и признаки нуждаемости в
7. Стаж
в праве социального
27
8. Соотношение
понятий «социально-
9. Некоторые
особенности процедуры
10. Нуждаемость
как общая предпосылка
11. К
вопросу о классификации
Информация о работе Юридические факты и правоотношения в сфере ПСО